Методологическая и теоретическая основа проекта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологическая и теоретическая основа проекта.



Содержание

  Глава 1.    
    1. Актуальность проекта  3
1.2. Новизна 3
1.3. Цель и задачи проекта 4
  Глава 2.  
2.1. Методологическая и теоретическая основа проекта 4
2.2. Принципы реализации проекта     5
2.3. Технологии 5
2.4. Методы и приемы  7
  Глава 3. Основное содержание проекта  
3.1. Организация работы с воспитанниками 8
3.2. Взаимодействие с родителями 9
3.3. Взаимодействие с социальными партнерами проекта 10
  Глава 4.  
4.1. Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект 13
4.2. Диагностический инструментарий 14
  Глава 5.  
  Заключение 15
  Список литературы 15
  Приложение 1 16

 

 

Беверли Ноер Фельдмана: "Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу"

Глава 1.

Актуальность. Условия современной жизни требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Поэтому необходимо формировать основы  финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.

 С экономической жизнью семьи дети сталкиваются  с раннего возраста: ходят с родителями в развлекательные центры, кино, кафе, магазины; знакомятся с торгово-денежными отношениями на бытовом уровне; знают понятия «работа» и «заработок»; видят рекламу по телевидению и в быту. Все это составляющие финансово-экономической жизни каждой семьи. По завершении дошкольного образования ребенку зачастую приходится самостоятельно сталкиваться с «торгово-денежными» отношениями, например: оплата проезда до школы  или секции, поход в магазин «за хлебом», деньги на карманные расходы. Но, как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.

Очевидно, необходимо знакомить детей  с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие- комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья- это «реальная экономика», и в ней «..дети не учатся жить, а живут..»(Е.А.Аркин).

В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка азам финансовой грамотности в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях (продавец, кассир, покупатель, кондуктор и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях способствует  развитию финансово-экономических представлений дошкольников.

Новизна.

Новизна идеи состоит в том, что проект решает задачи по-новому подойти к отдельным вопросам математики, развития речи, театрализованной и изобразительной деятельности и трудового воспитания через обогащение привычных видов детской игровой деятельности, учитывая при этом, что развитие ребенка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний.

Эта   социальная проблема может быть решена только при взаимодействии с родителями и педагогическими коллективами уже начиная с дошкольных учреждений; наконец эти старания помогут расширить понятия нравственного воспитания в экономике.

Деятельностный подход предполагает постоянную включенность педагога и ребенка в деятельность, их активную позицию, сотрудничество; помогает находить такие способы (пути взаимодействия), которые обеспечивают наилучший вариант(путь) достижения общей цели при минимальном использовании энергии и информации (ребенок самостоятельно проводит некоторые части занятия).

Цель и задачи проекта

Цель: создание системы работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.

2. Создать педагогические условия для формирования элементарных экономических знаний через проектную деятельность.

3. Разработать и реализовать модель экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в экономическом воспитании детей дошкольного возраста.

5. Провести мониторинг с целью определения уровня экономического воспитания дошкольников через  проектную деятельность.

 

Глава2.

Технологии

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

· Технология проектной деятельности. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех воспитанников в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами заинтересованности ребенка, сотрудничества ребенка и взрослого, уважения к иной точке зрения, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

· Личностно-ориентированная технология. Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в образовательном процессе строится на личностно-ориентированной основе, использовании дифференцированного подхода к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности; личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

· Игровая технология. Чтобы процесс формирования экономических качеств через  игровую деятельность был результативным, организовывать процесс обучения в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

· Информационно – коммуникационные технологии. Использование презентаций по ознакомлению с окружающей действительностью, организовывать просмотр видео роликов, обеспечивают получение необходимой информации, общение со сверстниками.

· Здоровьесберегающая технология. Здоровьесбережение реализуется через соблюдение гигиенических критериев рациональной организации образовательной деятельности: плотность занятия, число видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота чередования различных видов учебной деятельности, наличие эмоциональных разрядок, создание благоприятного психологического климата.

2.4. Методы и приемы

    В образовательной деятельности по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность, используются как традиционные, так и современные интерактивные методы.

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей действительности.

Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и труд вместе со взрослыми. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

Словесные методы. Это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экономическим содержанием, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к окружающей действительности.

План работы по взаимодействию всех участников проекта

«Экономический знай-ка»

Разделы проекта сроки Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Продукт детской деятельности
Сентябрь  Беседы «Экономика и мы» «Что такое экономика?», «Почему не все можно купить и продать?», «Какие бывают товары?» Дидактическая игра «Оптовичок», «Дороже-дешевле», «Собираясь в дальний путь»   Выставка «Осенняя ярмарка». Помощь в создании развивающей среды. Изготовление стенгазеты «Что я экономлю, берегу дома».   Изготовление денежных знаков и поле для игры.
Октябрь Чтение и обсуждение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Игровая ситуация «Задавай вопрос», «Подарок ко дню рождения»   Конкурс рисунков «обязанности детей в семье» Коллективный субботник совместно с родителями Фотоконкурс «Полезные привычки», Экскурсия в городскую библиотеку Изготовление поздравительных открыток и поделок.
Ноябрь Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Беседа «Деньги и их роль в жизни». Рисование «Портрет профессии моих родителей» Дидактическая игра «Банк» Создание альбома «Семейные профессии». Беседа «детская копилка- ее назначение».    
Декабрь  Разыгрывание эпизодов сказки Г.Х Андерсона «Огниво». Дидактическая игра «Супермаркет». Дизайн «Реклама». Экономические минутки. «Уроки интересных покупок по теме «Украшения своими руками». Акция «Альтернатива живой елке» Выпуск буклетов «Елочка своими руками» Интерактивная площадка «Изготовление открытки из подручного материала» Участие в общесадовском мероприятии, конкурс-выставка совместных работ «Ёлочка живая иголочка» Изготовление снежинок и украшение ими группы. Елочки из бросового материала
Январь Игровая ситуация «В гостях у экономистов», сюжетно-ролевая игра «Торговый центр», «Рынок». Беседа «Мой вклад в бюджет семьи». Презентация «Расходы и доходы» «Всемирно известные фонды защиты природы» Развлечение «Как три поросенка хотели стать экономистами» Беседа «Семейный бюджет и ребенок», «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям» Экскурсия с родителями в супермаркет. Экономический КВН с подготовительными группами детского сада Фотоконкурс «Я в супермаркете»
Февраль «Накопление и потребление», «Хочу и надо». Дидактическая игра «Доходы семьи» Экспериментирование «Экономим тепло». «Рекламный буклет»- совместная творческая деятельность. Квест игра «Семейное путешествие»   Выставка работ детей.
Март Чтение и обсуждение сказки «Колосок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов. Просмотр видеоматериалов о производстве заводов. Уроки гнома Эконома «Путешествие в страну электричества». Анкетирование «Нужна ли детям экономика?» Беседа «Воспитываем в ребенке бережливость» Выпуск буклетов «Бережливость лучше богатства»
Апрель Игра- телепередача «Почта гнома Эконома». Лепка «Наши помощники- электроприборы». Сюжетно-ролевая игра «Агентство недвижимости». Игра-путешествие «На необитаемом острове». Пословицы о труде.   Коллективный субботник совместно с родителями.     Изготовление плаката-обращения «Чистый город- залог успеха» к жителям г. Нефтеюганска. Уборка территории.  
Май «Игра-путешествие водяной капельки» «Поход на природу». Конкурс «Назови профессии». Экспериментирование «Экономь воду». Игровая ситуация «Как выращивают хлеб». КВН «Путешествие по стране Экономика» Акция «Посади дерево и сохрани его» Высадка саженцев, оформление клумбы вместе с детьми и родителями во время вечерней прогулки Выставка «Альтернатива дорогим гаджетам».

Глава 4.

Глава5

 Заключение

Проблема экономического воспитания дошкольников через проектную деятельность актуальна. Современный дошкольник- это будущий школьник, затем студент, и, конечно же работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы по формированию экономической опытности.

Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей бережливости, рациональности, расчетливости, трудолюбия, честности, отзывчивости. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имеет еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

Список литературы:

 

1. Албу З. Воспитываем бережливых //Дошкольное воспитание.- 1989 №6.

2. Киреева Л.Г. Играем в экономику//Издание.- 2008г.

3.Кнышева Л.В.// Экономика для малышей, или как Мишка стал бизнесменом.-М., 1995.

4.Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002г.

5. Лушникова Е.В. как мы играем в экономику// Воспитатель ДОУ «ТЦ Сфера» М., 2008. №11.с.75

6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играе в экономику. СПб., 2001г.

 

 

                                                                                                      Приложение1

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

1. Надо ли ввести в группе новый образовательный курс по финансовой грамотности??

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

Содержание

  Глава 1.    
    1. Актуальность проекта  3
1.2. Новизна 3
1.3. Цель и задачи проекта 4
  Глава 2.  
2.1. Методологическая и теоретическая основа проекта 4
2.2. Принципы реализации проекта     5
2.3. Технологии 5
2.4. Методы и приемы  7
  Глава 3. Основное содержание проекта  
3.1. Организация работы с воспитанниками 8
3.2. Взаимодействие с родителями 9
3.3. Взаимодействие с социальными партнерами проекта 10
  Глава 4.  
4.1. Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект 13
4.2. Диагностический инструментарий 14
  Глава 5.  
  Заключение 15
  Список литературы 15
  Приложение 1 16

 

 

Беверли Ноер Фельдмана: "Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу"

Глава 1.

Актуальность. Условия современной жизни требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Поэтому необходимо формировать основы  финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.

 С экономической жизнью семьи дети сталкиваются  с раннего возраста: ходят с родителями в развлекательные центры, кино, кафе, магазины; знакомятся с торгово-денежными отношениями на бытовом уровне; знают понятия «работа» и «заработок»; видят рекламу по телевидению и в быту. Все это составляющие финансово-экономической жизни каждой семьи. По завершении дошкольного образования ребенку зачастую приходится самостоятельно сталкиваться с «торгово-денежными» отношениями, например: оплата проезда до школы  или секции, поход в магазин «за хлебом», деньги на карманные расходы. Но, как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.

Очевидно, необходимо знакомить детей  с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие- комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья- это «реальная экономика», и в ней «..дети не учатся жить, а живут..»(Е.А.Аркин).

В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка азам финансовой грамотности в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях (продавец, кассир, покупатель, кондуктор и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях способствует  развитию финансово-экономических представлений дошкольников.

Новизна.

Новизна идеи состоит в том, что проект решает задачи по-новому подойти к отдельным вопросам математики, развития речи, театрализованной и изобразительной деятельности и трудового воспитания через обогащение привычных видов детской игровой деятельности, учитывая при этом, что развитие ребенка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний.

Эта   социальная проблема может быть решена только при взаимодействии с родителями и педагогическими коллективами уже начиная с дошкольных учреждений; наконец эти старания помогут расширить понятия нравственного воспитания в экономике.

Деятельностный подход предполагает постоянную включенность педагога и ребенка в деятельность, их активную позицию, сотрудничество; помогает находить такие способы (пути взаимодействия), которые обеспечивают наилучший вариант(путь) достижения общей цели при минимальном использовании энергии и информации (ребенок самостоятельно проводит некоторые части занятия).

Цель и задачи проекта

Цель: создание системы работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.

2. Создать педагогические условия для формирования элементарных экономических знаний через проектную деятельность.

3. Разработать и реализовать модель экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в экономическом воспитании детей дошкольного возраста.

5. Провести мониторинг с целью определения уровня экономического воспитания дошкольников через  проектную деятельность.

 

Глава2.

Методологическая и теоретическая основа проекта.

Основу инновационного опыта по реализации проекта «Экономический знай-ка» составляют:

По мнению А. Д. Шатова - это «смысл работы по экономическому воспитанию, которая прививает у детей правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый внимание уделить на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях новой рыночной  экономики,  представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто сводятся  в сторону вседозволенности, корыстности, эгоизма и стремления нажить капитал любой ценой.

Период старшего дошкольного детства является наиболее предпочтительным  для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б. Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».

Основываясь на исследование И. И. Пидкасистого, под экономически воспитывающей средой понимается совокупность окружающих ребенка явлений, событий, влияющих на его личностное развитие.

По утверждению  А. С. Белкина,  необходимо помнить, что нравственные представления  формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков.

Аналогичные  сделаны Л. Кольбергом, который исследовал отношение детей к моральным дилеммам. Проводя  эксперименте он ставил ребенка  в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой он  не был, но оценивал положение человека, для которого следование нормам морали становились конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям необходимо было оценить конкретный поступок человека как положительный или отрицательный. По результатам исследования выяснилось,  что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, радовать их».

Огромную роль в экономическом воспитании играет  трудовое воспитание подрастающего поколения. Как отмечают И. А. Сасова, А. Д. Шатова и др., чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, перенятая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, поддержанного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, упорство, добросовестность, удовлетворенность и довольство от полученных результатов. В конечном счете, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами.

В дошкольном возрасте труд имеет свою уникальность: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Н. А. Короткова отмечает, что понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Особенность продуктивной деятельности в том, что, вне зависимости от материалов, она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом).

Таким образом,  период старшего  дошкольного возраста является важным для нравственного становления личности. А так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.042 с.)