Конрад Джозеф   Сердце тьмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конрад Джозеф   Сердце тьмы



 

Ответ каждого, кто выступает в семинаре, оценивается в том числе в соответствии с прочитанным тексом

Учебная литература

1. Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учеб. пособие. – М.: Флинта – Наука, 1998.

2. Зарубежная литература XX века, 1871–1917: Хрестоматия / Под ред. Н.П. Михальской, Б.И. Пуришева. – М.: Просвещение, 1981.

3. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1997.

4. Зарубежная литература XX в.: Учеб. / Под ред. Л.Г. Андреева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа; Academia, 2000.

5. Трыков В.П. Зарубежная литература конца XIX – начала XX вв.: Учеб. пособие. – М., 2001

НАИЗУСТЬ

Верлен П. Поэтическое искусство

Рембо А. Гласные.

КОНСПЕКТ

Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма

 


В.П. Трыков

 

История

зарубежной литературы рубежа XIX-XX веков

 

Москва
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
2002

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой истории и теории
журналистики и литературы

 

Р е ц е н з е н т – проректор Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. Литовчина, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин, д-р. филол. наук, проф. В.А. Луков

 

 

Трыков В.П.

Т 80     История зарубежной литературы рубежа XIX–XX вв.: Учеб.пособие. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. - 35 с.

 

 

 Трыков В.П., 2002

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

 

Лекция 1. Конец XIX – начало XX вв. – новый этап в развитии
западноевропейской и американской литератур

Проблема хронологических границ изучаемого периода (1871–1917 или 1871–1914?). Переходность как отличительная черта культуры рубежа XIX–XX вв. Второй промышленный переворот и интернационализация духовной жизни. Ощущение динамизма и нестабильности бытия. Черты «belle epoque» и «fin de siecle» в культурной жизни Западной Европы на рубеже XIX-XX вв. Кризис западноевропейской культуры на рубеже XIX - XX вв.

Философские основы декаданса и модернизма. Концепция воли в книге А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819). «Философия жизни» Ф. Ницше. Ницшеанская «воля к власти». Концепция «Ubermensch» (сверхчеловека) и ее воплощение в книге «Так говорил Заратустра» (1883 - 1884). Оценка христианской традиции в «Антихристианине» (1888). Влияние Ницше на западноевропейскую и американскую литературу конца XIX–начала XX вв. Интуитивизм А. Бергсона. Понятие «elan vital» в философии Бергсона. Концепция времени у Бергсона (работы «Материя и память», 1896; «Творческая эволюция», 1907) и ее влияние на литературу XX в. Иррационализм Бергсона. Теория бессознательного З. Фрейда и ее значение для формирования нового представления о структуре личности.

Декаданс и модернизм как характерные явления культуры рубежа веков. Декаданс – общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX – начала XX вв., мироощущение, для которого характерны крайний индивидуализм, пессимизм, неприятие жизни, эскейпизм. Роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» (1884) - «библия» европейского декаданса. Образ Дез Эссента как тип декадента. Модернизм – условное наименование нереалистических, авангардных направлений и течений в искусстве XX в. (экспрессионизм, кубизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм и др.). М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка – основоположники западноевропейского литературного модернизма.

 

Литература

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1980; 1987.

Нордау М. Вырождение. Современные французы. – М., 1995.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Хобсбаум Э. Век Империи, 1875–1914. – Ростов н/Д, 1999.

 

 

Лекция 2. Специфика литературного процесса на рубеже XIX–XX вв.
Основные литературные направления рубежа веков

Проявления переходности в литературном процессе на рубеже XIX–XX вв.: мозаичность картины литературной жизни, открытость границ различных художественных систем, установление более прочных связей между национальными литературами, множественность влияний и традиций. Статус русской литературы в общеевропейском литературном процессе рубежа XIX–XX вв.

Натурализм (Э. Золя, Г. и Ю. Харт, А. Хольц, Г. Гауптман). Биологический детерминизм и теория наследственности. Концепция среды.

Импрессионизм. Импрессионизм во французской живописи (К. Моне, Э. Мане, К. Писсаро, А. Сислей, Э. Дега и др.). Проблема литературного импрессионизма. Элементы импрессионизма в творчестве П. Верлена, Э. Дюжардена, бр. Гонкуров, Э. Золя, Мопассана, М. Пруста. «Секундный стиль» в «Венских этюдах» П. Альтенберга.

Неоромантизм как эстетическая реакция на натурализм и декаданс. Традиции западноевропейского романтизма в неоромантической литературе рубежа веков. Герой как исключительный характер в произведениях Р.Л. Стивенсона, Дж. Конрада, Л. Войнич, Э. Ростана и др. Драматизм ситуаций, остросюжетность, экзотизм - особенности поэтики неоромантизма.

Генезис и эстетика французского символизма. Символ как особый вид художественного образа (многозначность, двуплановость, суггестивность символа). «Манифест символизма» (1886) Ж. Мореаса. Символизм и декаданс.

Эстетизм как характерное явление западноевропейской литературы конца XIX в. Культ красоты О. Уайльда. П. Бурже об эстетизме в «Этюдах и портретах».

Специфика критического реализма на рубеже XIX–XX вв. Тенденции психологизации (Мопассан, Гамсун, Т. Манн и др.) и философизации (Франс, Роллан, Шоу, Т. Манн и др.) в западноевропейском реализме на рубеже веков.

Значение литературы изучаемого периода для развития литературного процесса XX в.

 

Литература

Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980.

Евнина Е.М. Западноевропейский реализм на рубеже XIX–XX веков. – М., 1967.

Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов, 1863–1883. – М., 1999.

Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Пер. с фр. – М., 1998.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.008 с.)