Вопрос 33. Реформаторская деятельность П.А. Столыпина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 33. Реформаторская деятельность П.А. Столыпина.



Аграрная реформа Столыпина

Причины реформы

Проведение аграрной реформы Столыпина было продиктовано необходимостью устранение недовольства властью большого количества людей. К 1906 г. такого рода акции приобрели масштабный характер и революционный подъем.

Аграрная реформа Столыпина преследовала сразу несколько целей:

• Из крестьян-общинников сделать крестьян-собственников;

• Ускорение буржуазного развития сельского хозяйства;

• Сохранение земли помещикам;

• Дать землю крестьянам;

• Снятие социальной напряженности;

• Создание за счет крестьян опоры власти.

Суть реформы

1906 год, 24 августа – было опубликовано программа реформ правительством России в аграрном секторе

У аграрной реформы Столыпина были следующие преимущества:

• Крестьянин-частник менее подвержен революционному духу, чем крестьянин-общинник

• Люди, имеющие личный земельный надел, заинтересованы в конечном результате, потому будут стараться увеличить свой урожай и прибыль

• Отвлечь крестьянство от желания разделить землю помещиков.

Проблема реформы Столыпина состояла в том, что сам автор отводил на ее реализацию не меньше 20-ти лет, а критике она подверглась практически сразу после ее принятия. Увидеть итоги своих трудов ни сам реформатор, ни его современники так и не смогли.

Итоги аграрной реформы Столыпина

За семь лет проведения аграрной реформы Столыпина, которую остановило участие Российской империи в Первой Мировой войне (против участия в которой выступал реформатор), Россия смогла добиться таких успехов:

• В отдельных регионах, где крестьянин выходил из общины, посевные площади выросли на 150 %, во всей стране – на 10 % в целом;

• Экспорт зерна увеличился, составив 25 % мирового;

• Закупки с/х оборудования выросли в 3,5 раза;

• Объем используемых удобрений увеличился в 2,5 раза;

• Рост промышленности вышел на первое место в мире и составил 8,8 %.

 

Военная реформа Столыпина

Поражение Российской империи в русско-японской войне 1904-1905 смогло наглядно продемонстрировать необходимость скорейших преобразований в армии.

Цель: повысить обороноспособность государства, восстановить военное могущество России, реформирование армии и флота.

Столыпин оставался принципиальным противником участия России в возможной мировой войне, считая, что страна не выдержит подобной нагрузки.

Направления военной реформы

• Массовая технизация и машинизация армии, увеличение скорострельности и дальнобойности стрелкового оружия, начали появляться тяжелая и скорострельная артиллерия, бронемашины, аэропланы;

• Начали активно внедрятся новые средства связи – телеграф, телефон, радио;

• Изменение комплектования армии: в основе были принципы всеобщей воинской обязанности (духовенство, инородцы и некоторые категории населения были освобождены от службы), сократили срок службы: в пехоте до трех лет, в остальных родах войск до четырех. Запас армии разделили на 2 категории: 1-я младшие возрасты для пополнения полевых частей; 2-я пожилые возрасты, пополняющие резервные и тыловые части;

• Вместе с привычными родами войск начали появляться новые: химические, авиационные, автобронетанковые;

• В значительной степени улучшилась система подготовки офицеров, а также стали появляться новые школы (электротехнические, автомобильные, железнодорожные, воздухоплавательные) и школы прапорщиков. Вместе с этим шел процесс демократизации офицерского корпусы, сняли религиозные и национальные ограничения;

• Большое внимание уделялось развитию флота, кораблестроению.

Итоги

• В значительной мере увеличилась численность армии и повысилась ее военно-техническая подготовка;

• Усилилось техническое вооружение;

• Усилилась централизация управления армией и флотом, что дало возможность четко координировать действия всех родов войск.

 

Земская реформа Столыпина

Являясь приверженцем земского управления, Петр Аркадьевич распространял земские учреждения на некоторые губернии, где их ранее не было.

 

Реформа образования

Школьная реформа, утвержденная 3 мая 19 08 г., предполагала введение обязательного начального бесплатного обучения для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 гг. бюджет народного образования увеличился втрое, открыли 50 000 новых школ. Следует отметить, что Петр Аркадьевич ставил третьим условием модернизации государства (после аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех 4-х летней начальной школы.

Еще, когда он был предводителем дворянства в Ковно, он писал на этот счет, что только грамотность сможет помочь в распространении сельскохозяйственных знаний, без которых не может возникнуть класс настоящих фермеров. Подводя итоги школьной реформе, надо сказать, что для нее в действительности не хватило времени: для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами, как в 1908-1914 годах, требовалось еще не меньше 20-ти лет.

 

Реформа промышленности

Главным этапом в решении рабочего вопроса в годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 гг., которое подготовило 10 законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях.

Это были вопросы о правилах найма рабочих, страхования от несчастных случаев и болезней, продолжительность рабочего дня и т. д.

 

Судебная реформа

О преобразованиях в сфере судебной власти. Их суть сводилась к тому, что, в соответствии с замыслами Столыпина, в самых общих чертах, местный суд, искаженный реакционными контрреформами Александра 3, должен был вернуться к своему первоначальному виду.

Законопроект “О преобразовании местного суда” должен был поспособствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступней для простых людей. Он предполагал восстановить в сельской местности институт мировых судей, избираемых земскими собраниями (в городе – городской думой). Ими бы рассматривался ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжкого наказания. Их решения можно было оспорить в вышестоящих инстанциях.

По сути, возрождение мирового суда могло означать отказ от “обломков” сословного судопроизводства – крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Вместе с этим, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было поспособствовать рационализации судопроизводства, избавив его от постоянных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

 

Итоги реформ Столыпина

Участие России в войнах, возникновение свободомыслящих партий и укрепление революционного настроения не дали развить возможности для увеличения потенциала государства, его выхода на лидирующие позиции в мире.

В стремлении превратить Российскую империю в процветающую буржуазную страну Столыпин пытался провести реформы в разных областях. Почти все столыпинские законопроекты не принял Государственный Совет. Его инициативы не поддержал как царизм, так и демократические силы. Неудача с реформированием государства предопределила революционные события 1917 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.007 с.)