Вопрос 1. Сущность и функции исторического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Сущность и функции исторического знания



Содержание

Вопрос 1. Сущность и функции исторического знания

Вопрос 2. Методы изучения истории.

Вопрос 3. Понятие и классификация исторических источников.

Вопрос 4. Древние славяне, расселение восточных славян в VI-VIII вв., общественный строй, культура и быт.

Вопрос 5. Древнерусское государство (IX-XII вв.)

Вопрос 6. Принятие христианства на Руси и его значение

Вопрос 7. Русские земли в период феодальной раздробленности

Вопрос 8. Русские земли в период феодальной раздробленности

Вопрос 9. Объективные и субъективные предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы. Политика первых московских князей. Иван I Калита, Дмитрий Донской

Вопрос 10. Завершение политического объединения Руси (вторая половина XV – начало XVI вв.). Великие князья Иван III и Василий III

Вопрос 11. Основные направления внешней политики Российского государства в XVI в.

Вопрос 12. Русское государство в XVI в.: внутренняя политика Ивана IV Грозного.

Вопрос 13. Юридическое оформление крепостного права в России в XVI-XVII вв.

Вопрос 14. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Причины, основные этапы и последствия Смутного времени.

Вопрос 15. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

Вопрос 16. Основные направления внешней политики России в XVII в.

Вопрос 17. Внешняя политика Петра I, развитие отношений с европейскими странами.

Вопрос 18. Реформы Петра I. Утверждение абсолютизма

Вопрос 19. Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.).

Вопрос 20. Царствование Екатерины II. Сущность политики «просвещенного абсолютизма», ее основные черты и противоречия.

Вопрос 21. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.

Вопрос 22. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Попытки модернизации России.

Вопрос 23. Европейское направление внешней политики России в первой четверти XIX в.

Вопрос 24. Внешняя политика Российской империи во второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Крымская война.

Вопрос 25. Общественно-политическая мысль России в первой половине XIX в. Движение декабристов. Теория «официальной народности», славянофилы и западники.

Вопрос 26. Отмена крепостного права. «Положения 19 февраля 1861 г.».

Вопрос 27. Реформы Александра II в 1860-1870-х гг. (местного управления, судебная, военная, образования, печати) и их значение.

Вопрос 28. Народничество 1870-1880-х гг.

Вопрос 29. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. Присоединение Средней Азии и Дальнего Востока.

Вопрос 30. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в. Контрреформы Александра III.

Вопрос 31. Экономическая модернизация России в конце XIX – начале ХХ в. Реформы С.Ю. Витте.

Вопрос 32. Революция 1905-1907 гг.: ее причины, характер, основные этапы, значение.

Вопрос 33. Реформаторская деятельность П.А. Столыпина.

Вопрос 34. Внешняя политика в начале XX в. Русско-японская война (1904–1905)

Вопрос 35. Формирование военно-политических союзов накануне Первой мировой войны.Россия в Первой мировой войне.

Вопрос 36. Свержение самодержавия в России. Февральская революция. Двоевластие, его сущность. Причины дальнейшего углубления кризиса в стране летом и осенью 1917 г.

Вопрос 37. Октябрьская революция 1917 г. Первые мероприятия большевистского правительства. Влияние Октябрьской революции на революционное движение в европейских странах.

Вопрос 38. Гражданская война в России. Причины победы большевиков.

Вопрос 39. «Военный коммунизм». Формирование экономической и политической системы Советского государства.

Вопрос 40. Образование СССР и развитие союзного государства в 1920-1930-е гг.

Вопрос 41. Новая экономическая политика – НЭП (1921-1929 гг.): сущность, противоречия, итоги.

Вопрос 42. Основные направления и принципы советской внешней политики в 1920-е и начале 1930-х гг.

Вопрос 43. Социально-экономическое и политическое развитие СССР 1930-х гг.

Вопрос 44. Международное положение и внешняя политика СССР накануне второй мировой войны. Советско-германский пакт 1939 г.

Вопрос 45. Начало Второй мировой войны. Мероприятия советского правительства по модернизации экономики в условиях нарастания военной угрозы.

Вопрос 46. Начальный период Великой Отечественной войны (22.06.1941- 18.11.1942)

Вопрос 47. Коренной перелом в Великой Отечественной и Второй мировой войне

Вопрос 48. Завершающий этап Великой Отечественной войны (январь 1944 г. – май 1945 г). Вклад Советского Союза в победу над фашистской Германией. Разгром милитаристской Японии.

Вопрос 49. Внешняя политика СССР в послевоенный период. Противостояние СССР и США. Холодная война.

Вопрос 50. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.). Варшавский договор и Совет экономической взаимопомощи.

Вопрос 51. Хрущевская «оттепель» (1953-1964 гг.): разоблачение «культа личности» Сталина, итоги внутренней политики Н.С. Хрущева.

Вопрос 52. Период «застоя» (1964-1985 гг.): нарастание негативных явлений в экономике, кризис идеологии.

Вопрос 53. Попытки М.С. Горбачева реформировать «реальный социализм» (1985-1991 гг.). Кризис власти и распад СССР.

Вопрос 54. Социально-экономические реформы 1990-х гг. в России и их результаты.

Вопрос 55. Формирование и развитие политической системы России в 1992-2020 гг.

Вопрос 56. Стратегия социально-экономического и культурного развития России на современном этапе. Приоритетные национальные проекты.

Вопрос 57. Основные направления российской внешней политики в 1992-2020 гг.

 

Западники

Представители одного из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли середины XIX в. Выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам. Они критиковали крепостничество и самодержавие, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Главные представители западников: М.Н. Катков, П.Я. Чаадаев и др.

Славянофилы

Направление русской общественной мысли и философии 1840-1850 гг., представители которого протестовали против односторонней подражательности Западу и поставили своей задачей отыскать «начало русского пути», отличное от «пути западного».

Представители: К. Аксаков, И.В. Киреевский.

 

Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

 

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.

К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

 

Изменения в земствах

В 1890 году были внесены изменения в земскую реформу, в соответствии с ними был узаконен контроль правительства над земствами. Изменение имущественного ценза лишало избирательных прав ремесленников и местных торговцев. Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца

Полицейские меры

В 1881 году было принято «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», которое усилило полицейско-административное давление. Областные и губернские власти получили право на любой срок вводить чрезвычайное управление и, соответственно, могли высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения и средства массовой информации. Особое совещание при Министерстве внутренних дел могло без суда и следствия ссылать подозрительных личностей и держать их под арестом до пяти лет.

Итоги контрреформ

Действительно, контрреформы Александра III немного затормозили развитие революционного движения и «заморозили» социальные противоречия, но не сделали их менее взрывоопасными. Протестных движений стало меньше, а террористических актов практически не было до начала XX века. Контрреформы должны были укрепить класс помещиков, положение которых в последнее время заметно пошатнулось. Властям не удалось выполнить программу контрреформ в полном объеме. Уже с середины 1890-х годов начался подъем революционного движения. Лидирующее место в революционной борьбе занял пролетариат.

 

Итог революции

Окончание революции привело к становлению временной внутриполитической стабилизации в стране. Власть сумела на этот раз взять ситуацию под контроль и подавить революционную волну. Вместе с тем оставался нерешенным аграрный вопрос, сохранялось множество феодальных пережитков и привилегий. Как буржуазная революция, революция 1905 г, не выполнила всех своих задач, она осталась незавершенной.

революция изменила политическую ситуацию России: появились конституционные документы (Манифест 17 октября и «Основные государственные законы», был образован первый парламент - Государственная дума, изменились состав и функции

Государственного совета, сформировались легальные политические партии и профсоюзы, получила развитие демократическая пресса)

достигнуто некоторое ограничение самодержавия (временное), хотя, остались возможность принятия законодательных решений и вся полнота исполнительной власти

изменилось социально-политическое положение граждан России: введены демократические свободы, отменена цензура, разрешено организовывать профессиональные союзы и политические партии (временно)

буржуазия получила широкую возможность участия в политической жизни страны улучшилось материально-правовое положение трудящихся: в ряде отраслей промышленности увеличилась заработная плата и уменьшилась продолжительность рабочего дня крестьяне добились отмены выкупных платежей в ходе революции были созданы предпосылки для проведения аграрной реформы, что способствовало дальнейшему развитию буржуазных отношений в деревне революция изменила морально-психологическую обстановку в стране: пошли на убыль царистские иллюзии в деревне, волнения охватили часть армии и флота, массы ощутили себя субъектами истории, революционные силы накопили значительный опыт борьбы, в том числе осознали действенную роль насилия

 

Причины реформы

Проведение аграрной реформы Столыпина было продиктовано необходимостью устранение недовольства властью большого количества людей. К 1906 г. такого рода акции приобрели масштабный характер и революционный подъем.

Аграрная реформа Столыпина преследовала сразу несколько целей:

• Из крестьян-общинников сделать крестьян-собственников;

• Ускорение буржуазного развития сельского хозяйства;

• Сохранение земли помещикам;

• Дать землю крестьянам;

• Снятие социальной напряженности;

• Создание за счет крестьян опоры власти.

Суть реформы

1906 год, 24 августа – было опубликовано программа реформ правительством России в аграрном секторе

У аграрной реформы Столыпина были следующие преимущества:

• Крестьянин-частник менее подвержен революционному духу, чем крестьянин-общинник

• Люди, имеющие личный земельный надел, заинтересованы в конечном результате, потому будут стараться увеличить свой урожай и прибыль

• Отвлечь крестьянство от желания разделить землю помещиков.

Проблема реформы Столыпина состояла в том, что сам автор отводил на ее реализацию не меньше 20-ти лет, а критике она подверглась практически сразу после ее принятия. Увидеть итоги своих трудов ни сам реформатор, ни его современники так и не смогли.

Итоги

• В значительной мере увеличилась численность армии и повысилась ее военно-техническая подготовка;

• Усилилось техническое вооружение;

• Усилилась централизация управления армией и флотом, что дало возможность четко координировать действия всех родов войск.

 

Земская реформа Столыпина

Являясь приверженцем земского управления, Петр Аркадьевич распространял земские учреждения на некоторые губернии, где их ранее не было.

 

Реформа образования

Школьная реформа, утвержденная 3 мая 19 08 г., предполагала введение обязательного начального бесплатного обучения для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 гг. бюджет народного образования увеличился втрое, открыли 50 000 новых школ. Следует отметить, что Петр Аркадьевич ставил третьим условием модернизации государства (после аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех 4-х летней начальной школы.

Еще, когда он был предводителем дворянства в Ковно, он писал на этот счет, что только грамотность сможет помочь в распространении сельскохозяйственных знаний, без которых не может возникнуть класс настоящих фермеров. Подводя итоги школьной реформе, надо сказать, что для нее в действительности не хватило времени: для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами, как в 1908-1914 годах, требовалось еще не меньше 20-ти лет.

 

Реформа промышленности

Главным этапом в решении рабочего вопроса в годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 гг., которое подготовило 10 законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях.

Это были вопросы о правилах найма рабочих, страхования от несчастных случаев и болезней, продолжительность рабочего дня и т. д.

 

Судебная реформа

О преобразованиях в сфере судебной власти. Их суть сводилась к тому, что, в соответствии с замыслами Столыпина, в самых общих чертах, местный суд, искаженный реакционными контрреформами Александра 3, должен был вернуться к своему первоначальному виду.

Законопроект “О преобразовании местного суда” должен был поспособствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступней для простых людей. Он предполагал восстановить в сельской местности институт мировых судей, избираемых земскими собраниями (в городе – городской думой). Ими бы рассматривался ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжкого наказания. Их решения можно было оспорить в вышестоящих инстанциях.

По сути, возрождение мирового суда могло означать отказ от “обломков” сословного судопроизводства – крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Вместе с этим, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было поспособствовать рационализации судопроизводства, избавив его от постоянных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

 

Итоги реформ Столыпина

Участие России в войнах, возникновение свободомыслящих партий и укрепление революционного настроения не дали развить возможности для увеличения потенциала государства, его выхода на лидирующие позиции в мире.

В стремлении превратить Российскую империю в процветающую буржуазную страну Столыпин пытался провести реформы в разных областях. Почти все столыпинские законопроекты не принял Государственный Совет. Его инициативы не поддержал как царизм, так и демократические силы. Неудача с реформированием государства предопределила революционные события 1917 года.

 

Ход войны

Военные действия в Европе проходили в основном на двух фронтах: Западном (Франция) и Восточном (Россия). На Восточном (Русском) фронте было деление на Северо-Западный фронт (Пруссия, Прибалтика и Польша) и Юго-Западный (Галиция, Карпаты).

Русской армии пришлось начать наступление, не дожидаясь завершения мобилизации, для спасения армий союзников. Военные действия сначала разворачивались на Северо-Западном фронте, где русским войскам было нанесено поражение в Восточной Пруссии (4 августа - 2 сентября 1914 г.). На Юго-Западном фронте - 5-21 августа удалось разгромить соединения австро-венгерской армии и в начале сентября 1914 г. занять Галицию. В сентябре-ноябре на территории Польши проходили два крупных сражения -Варшавско-Ивангородское и Лодзинское. Однако из-за недостатка вооружения и больших потерь было решено приостановить наступление.

В 1914 году на стороне Тройственного союза в войну вступила Турция. Это серьезно осложнило ситуацию для России. Войска нуждались в боеприпасах. Полная беспомощность союзников только усугубляла положение.

Результатом масштабного наступления вражеских сил, Россия потеряла часть территорий Украины, Беларуси, Польши и Прибалтики, что стало значительным ударом для империи. Коренной перелом в ходе Первой Мировой войны был связан с легендарным Брусиловским прорывом, после которого прерогатива в военных действиях оказалась на стороне Антанты.

22 мая 1916 г. началось наступление войск Юго-Западного фронта под командованием генерала А. Брусилова. В результате удачного наступления на позиции австро-венгерских войск по всему фронту была прорвана оборона. Русским войска удалось продвинуться на глубину 60- 150 км. Потери противника составили около 1,5 млн. человек. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Для спасения союзников и срочного укрепления австрийского фронта Германии пришлось перебросить от Вердена новые войска. Это облегчило положение англо-французских союзников и спасло от разгрома Италию. Постоянные перемещения войск с Восточного (Русского) фронта на Западный вымотали немецкую армию. Наступил перелом в ходе Первой мировой войны в пользу стран Антанты. С конца 1916 г. германское командование вынуждено было перейти к обороне.

Выход России из войны

На завершающем этапе Второй Мировой войны, Россией прокатилась волна мощнейшего внутреннего политического кризиса, результатом которого стала Февральская революция. Временное правительство приложило максимум усилий, чтобы Россия продолжала участия в войне, так как скоропалительный выход мог повлечь за собой лишения репараций.

Однако масштабные поражения летом 1917 года, не позволили русским войскам вести полноценные военные действия в государственном казначействе не оставалось средств для укрепления армии. Окончательный выход России из Первой Мировой войны состоялся после установления власти большевиков, которых государства Антанты упорно не желали признавать.

Новое правительство пошло вынуждено было пойти на заключения мира с Германией. В марте 1918 года между большевиками и немецким правительством был подписан Брестский мирный договор. В свою очередь государства Антанты, в это же время, решили «помочь» русскому народу восстановить потерянную монархию, и в знак мести коммунистам, направили в Россию свою интервенцию.

 

Брестский мир

Занятое решением проблем внутри страны молодое советское правительство уже не могло принимать участие в Первой мировой войне, особенно после собственных заявлений о необходимости выхода России из империалистической войны.

Возникшая острая необходимость в перемирии была удовлетворена в декабре 1917 года в городе Брест-Литовске. Однако требования Германии отдать ей территории в 150 000 кв. км (Польша, часть Прибалтики и Белоруссии) вызвали разногласия в правительстве. Меньшая его часть во главе с Лениным, настаивала на безоговорочном принятии германских условий. Большая – поддерживала Н. И. Бухарина, призывавшего к «революционной войне» с Германией всеми возможными средствами. Л. Т. Троцкий, возглавлявший делегацию и действовавший в соответствии со своими собственными взглядами, по сути, спровоцировал мощное наступление германских войск. В результате, советскому правительству пришлось заключить грабительский Брестский мир 3 марта 1918 года на значительно более тяжёлых условиях, передав Германии 750 000 кв. км территории и обязавшись выплатить огромную контрибуцию.

Вопрос 40. Образование СССР и развитие союзного государства в 1920-1930-е гг.

 

К началу 1920 на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская народные советские республики. В годы Гражданской войны РСФСР, Украина и Белоруссия заключили военно-политический союз 1919. 30 декабря 1922 первый всесоюзный съезд советов утвердил декларацию и договор об образовании СССР. В январе 1924 2 съезд советов СССР принял Конституцию, которая законодательно закрепила образование СССР, формой гос. устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Верховным законодательным органом стал верховный съезд советов, исполнительная власть принадлежала совету народных комиссаров СССР. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик, сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования.

 

Итоги

Нэп позволил экономике СССР добиться возвращения к довоенному уровню развития. Однако войти в ряд экономически развитых стран Советский Союз так и не смог. Становилось очевидным, что без создания тяжелой промышленности, по уровню равной западной, преждевременно не только мечтать о мировой революции, но и надеяться на сохранение социализма в самом СССР. Это хорошо понимало руководство партии. В партии развернулась дискуссия о путях создания тяжелой промышленности, т. е. об индустриализации. Видный партийный деятель призывал использовать для этого возможности рынка (товарно-денежных отношений, кооперации). Государственная и частная торговля и промышленность, по его мнению, должны были конкурировать друг с другом, хотя регулировать эту конкуренцию надлежало государству.

 

Содержание

Вопрос 1. Сущность и функции исторического знания

Вопрос 2. Методы изучения истории.

Вопрос 3. Понятие и классификация исторических источников.

Вопрос 4. Древние славяне, расселение восточных славян в VI-VIII вв., общественный строй, культура и быт.

Вопрос 5. Древнерусское государство (IX-XII вв.)

Вопрос 6. Принятие христианства на Руси и его значение

Вопрос 7. Русские земли в период феодальной раздробленности

Вопрос 8. Русские земли в период феодальной раздробленности

Вопрос 9. Объективные и субъективные предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы. Политика первых московских князей. Иван I Калита, Дмитрий Донской

Вопрос 10. Завершение политического объединения Руси (вторая половина XV – начало XVI вв.). Великие князья Иван III и Василий III

Вопрос 11. Основные направления внешней политики Российского государства в XVI в.

Вопрос 12. Русское государство в XVI в.: внутренняя политика Ивана IV Грозного.

Вопрос 13. Юридическое оформление крепостного права в России в XVI-XVII вв.

Вопрос 14. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Причины, основные этапы и последствия Смутного времени.

Вопрос 15. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

Вопрос 16. Основные направления внешней политики России в XVII в.

Вопрос 17. Внешняя политика Петра I, развитие отношений с европейскими странами.

Вопрос 18. Реформы Петра I. Утверждение абсолютизма

Вопрос 19. Эпоха «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.).

Вопрос 20. Царствование Екатерины II. Сущность политики «просвещенного абсолютизма», ее основные черты и противоречия.

Вопрос 21. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.

Вопрос 22. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Попытки модернизации России.

Вопрос 23. Европейское направление внешней политики России в первой четверти XIX в.

Вопрос 24. Внешняя политика Российской империи во второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Крымская война.

Вопрос 25. Общественно-политическая мысль России в первой половине XIX в. Движение декабристов. Теория «официальной народности», славянофилы и западники.

Вопрос 26. Отмена крепостного права. «Положения 19 февраля 1861 г.».

Вопрос 27. Реформы Александра II в 1860-1870-х гг. (местного управления, судебная, военная, образования, печати) и их значение.

Вопрос 28. Народничество 1870-1880-х гг.

Вопрос 29. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. Присоединение Средней Азии и Дальнего Востока.

Вопрос 30. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в. Контрреформы Александра III.

Вопрос 31. Экономическая модернизация России в конце XIX – начале ХХ в. Реформы С.Ю. Витте.

Вопрос 32. Революция 1905-1907 гг.: ее причины, характер, основные этапы, значение.

Вопрос 33. Реформаторская деятельность П.А. Столыпина.

Вопрос 34. Внешняя политика в начале XX в. Русско-японская война (1904–1905)

Вопрос 35. Формирование военно-политических союзов накануне Первой мировой войны.Россия в Первой мировой войне.

Вопрос 36. Свержение самодержавия в России. Февральская революция. Двоевластие, его сущность. Причины дальнейшего углубления кризиса в стране летом и осенью 1917 г.

Вопрос 37. Октябрьская революция 1917 г. Первые мероприятия большевистского правительства. Влияние Октябрьской революции на революционное движение в европейских странах.

Вопрос 38. Гражданская война в России. Причины победы большевиков.

Вопрос 39. «Военный коммунизм». Формирование экономической и политической системы Советского государства.

Вопрос 40. Образование СССР и развитие союзного государства в 1920-1930-е гг.

Вопрос 41. Новая экономическая политика – НЭП (1921-1929 гг.): сущность, противоречия, итоги.

Вопрос 42. Основные направления и принципы советской внешней политики в 1920-е и начале 1930-х гг.

Вопрос 43. Социально-экономическое и политическое развитие СССР 1930-х гг.

Вопрос 44. Международное положение и внешняя политика СССР накануне второй мировой войны. Советско-германский пакт 1939 г.

Вопрос 45. Начало Второй мировой войны. Мероприятия советского правительства по модернизации экономики в условиях нарастания военной угрозы.

Вопрос 46. Начальный период Великой Отечественной войны (22.06.1941- 18.11.1942)

Вопрос 47. Коренной перелом в Великой Отечественной и Второй мировой войне

Вопрос 48. Завершающий этап Великой Отечественной войны (январь 1944 г. – май 1945 г). Вклад Советского Союза в победу над фашистской Германией. Разгром милитаристской Японии.

Вопрос 49. Внешняя политика СССР в послевоенный период. Противостояние СССР и США. Холодная война.

Вопрос 50. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.). Варшавский договор и Совет экономической взаимопомощи.

Вопрос 51. Хрущевская «оттепель» (1953-1964 гг.): разоблачение «культа личности» Сталина, итоги внутренней политики Н.С. Хрущева.

Вопрос 52. Период «застоя» (1964-1985 гг.): нарастание негативных явлений в экономике, кризис идеологии.

Вопрос 53. Попытки М.С. Горбачева реформировать «реальный социализм» (1985-1991 гг.). Кризис власти и распад СССР.

Вопрос 54. Социально-экономические реформы 1990-х гг. в России и их результаты.

Вопрос 55. Формирование и развитие политической системы России в 1992-2020 гг.

Вопрос 56. Стратегия социально-экономического и культурного развития России на современном этапе. Приоритетные национальные проекты.

Вопрос 57. Основные направления российской внешней политики в 1992-2020 гг.

 

Вопрос 1. Сущность и функции исторического знания

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня:

1) Реконструктивное знание - фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, - формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) Эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами - является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) Теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития. Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены.

К функциям исторического познания относят:

- потребность формирования социального самосознания;

- удовлетворение потребности в социальном воспитании;

- потребности в политической деятельности и самой политики;

- потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.114 с.)