Международные отношения в первой половине 1980-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные отношения в первой половине 1980-х гг.



С приходом на пост президента США в январе 1981 г. Р.Рейгана начался последний и чрезвычайно напряженный период «холодной войны». Новый американский лидер нимало не смущался своим небольшим политическим опытом и весьма туманными представлениями о перипетиях мировой политики. В СССР он видел «империю зла», а весь мир был готов безапелляционно поделить на «хороших» и «плохих парней». Впоследствии в своих воспоминаниях Рейган искренно описывал свое отношение к военно-стратегическому паритету между США и СССР в стиле «вестерна»: «Я вступил в должность президента со сложившимся предубеждением против нашего молчаливого согласия с Советским Союзом относительно ядерных ракет. Я имею в виду концепцию устрашения, обеспечивающего безопасность. Она напоминала мне сценку из боевиков, когда два ковбоя, стоя посреди трактира, целятся из револьверов друг другу в голову». Впрочем, агрессивность президента вполне отражала настроения, преобладавшие в американской политической элите. «Расшатывание» биполярной системы международных отношений воспринималось как открытый вызов Америке и повод для перехода к самым жестким мерам по укреплению своих позиций в мире.

С апреля 1981 г. в США началась разработка новой военной доктрины, ориентированной на достижение окончательной победы в «холодной войне». В сентябре основные положения доктрины были озвучены Рейганом. Предполагалось, что американская внешнеполитическая стратегия должна строиться с позиций силы и с использованием всех возможных способов давления на противника. Помимо жестких дипломатических демаршей этой цели должны были служить «управляемые конфликты» (т.е. контроль за эскалацией конфликтов, используемых для ослабления международных позиций противника). В качестве сферы таких «управляемых конфликтов» рассматривалось все мировое пространство, включая Европу. Большое значение придавалось и всемерному укреплению военно-промышленного комплекса. При отказе от американского варианта разоружения, СССР должен был втянуться в такую гонку вооружений, которую никогда не смог бы выиграть.

В декабре 1981 г. в Женеве состоялись международные переговоры о вооружениях в Европе, предусмотренные «двойным решением» НАТО. Американская дипломатия предложила «нулевой вариант», предусматривавший отказ от размещения ракет в Западной Европе при условии, что СССР уничтожит свои ракеты средней дальности и в европейской, и в азиатской части страны. Советская сторона ответила отказом, ссылаясь на необходимость учитывать при таком тотальном разоружении ядерные вооружения Франции и Великобритании. В 1983 г.. невзирая на продолжение женевских переговоров, США начали размещение «Першингов» в Европе. В ответ новый советский лидер Ю. Андропов прервал переговоры в Женеве и вскоре заявил о передислокации ближе к атлантическому и тихоокеанскому побережью США советских подводных лодок с ядерным оружием. На территории ЕДР и ЧССР началось размещение советских оперативно-тактических ракет повышенной дальности.

Невзирая на ужесточение позиции СССР, США продолжали наращивать политическое давление. Когда 1 сентября 1983 г. над территориальными водами СССР был сбит южнокорейский пассажирский самолет «Боинг», принятый за самолет-разведчик, США спровоцировали в мировых средствах массовой информации шумную антисоветскую пропагандистскую кампанию. Для той же цели использовалась деятельность западных правозащитных организаций, ставяших вопрос о нарушении прав человека в СССР. Со стороны США продолжалась активная поддержка антикоммунистической оппозиции в Польше. Предпринимались беспрецедентные шаги по ограничению экономических связей с СССР и социалистическими странами. Для того чтобы эффект эмбарго был более ощутим, американская администрация запретила торговлю с СССР дочерним американским фирмам, действующим на территории Западной Европы, а также западноевропейским фирмам, производящим оборудование по американским лицензиям. Такая безапелляционность вызвала протест со стороны европейских союзников США, тем более что многие из них в это время принимали участие в очень выгодном проекте по строительству советского газопровода в Европе.

В марте 1983 г. без консультаций с союзниками по НАТО Рейган выступил с претенциозным проектом СОИ (Стратегической оборонной инициативы). Это была долгосрочная программа по использованию космического пространства в военных целях. Предполагалось создание системы вооружений, способных уничтожать ядерные ракеты в полете с помощью лазерных пушек, размещенных на военных спутниках в космосе. Проект СОИ вызывал сомнения и с технической точки зрения, и в связи с предстоящими огромными затратами, и по своим международно-правовым последствиям (он противоречил договорам по ПРО и о принципах использования космического пространства). Кроме того, было очевидно, что система СОИ не способна обеспечить защиту европейских стран. В силу всех этих соображений большинство стран НАТО не поддержали проект.

Несмотря на разногласия со своими союзниками администрация Рейгана взяла курс на использование силовых методов решения любых «локальных проблем». В 1982 г. американские десантники высадились в Ливане для поддержки режима Амина Жмайеля в борьбе против шиитов и палестинских боевиков. В 1983 г. американцы провели военную операцию на Гренаде, добившись смещения левоцентристского правительства, а также начали оказывать военную поддержку правительству Хабре в Чаде. В 1983-1984 гг. американские поставки вооружений и щедрое финансирование позволило превратить партизанские отряды «контрас», выступавшие против никарагуанского сандинистского режима, в настоящую армию. Активизировалась и поддержка правительства Сальвадора, боровшегося с прокоммунистическим повстанческим движением.

В условиях крайнего осложнения международной обстановки советское правительство предпринимало попытки нормализовать ситуацию. В 1983 г. было заявлено о готовности СССР рассмотреть пути выхода из афганского кризиса. На XXXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН в августе 1983 г. советская делегация внесла проект нового «Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли». Продолжались международные встречи и конференции стран-участниц СБСЕ. После смерти Ю.Андропова 9 февраля 1984 г. вновь наступил «откат». Советское правительство санкционировало широкомасштабные военные операции в Афганистане и вынудило страны своего блока бойкотировать Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Но сам Советский Союз уже стоял на пороге радикальных политических изменений. 11 марта 1985 г. лидером страны стал Михаил Горбачев. Его политика «перестройки» и «новое политическое мышление» открыли новую страницу в истории международных отношений.

Билет 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.004 с.)