Незаконченные заметки о незаконченной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Незаконченные заметки о незаконченной жизни



Боль подкралась…

Боль подкралась, как опытный зверь. Она рвала на куски измученную несправедливостью душу, горячей волной обиды неслась по венам и артериям, замирала холодным испугом где-то у самого сердца, сталкивая его в бездну отчаяния. И так хотелось быть маленькой девочкой, верящей во всепобеждающую силу добра. Так хотелось, чтобы живой была мама… Так хотелось вернуться в детство, где небо, радуга, старый шалаш, мамин голос…

Почему она позволила этой боли уже в который раз прорваться сквозь стены?

Вдруг она вспомнила день рождения мамы: 24 февраля! Неужели оттого, что уже много лет ей некого поздравлять в этот день, она забыла его? В детстве ей казалось, что мама не может родиться в феврале: Советская Армия может, а мама… нет. Потом она смирилась, жалея лишь о том, что не время цветам. Ей все казалось, что когда-нибудь она подарит маме что-нибудь особенное, но так и не успела. Может, поэтому свою старшую дочь она назвала, как маму, Анной. Такое привычное и такое красивое имя: А-н-н-а. Сначала голос как бы взлетает вверх (А!-А!), но вдруг застывает в воздухе (н-н) и вновь устремляется ввысь.

Боль по-прежнему не отпускала. Было что-то странное в этом терпеливом примирении человека с болью. Казалось, чего проще – устрани источник боли, но… Устранить пришлось бы душу. Какой парадокс! Душить и душа – однокоренные слова. Поистине не ведаем, что творим.

5 мая 2006 года

 


… о литературе

Вместо предисловия

  Никогда не думала, что узнаю себя такой, открою в себе такое... Холодный, пронизывающий ветер, разрывающий всё уютное и привычное; оглохший и нелюдимый мир, посреди которого не Иван Великопольский, герой чеховского рассказа “Студент”, а я, вполне современная девушка последних часов XX века... И это мои губы в тихом пламени огня шепчут слова о великой тоске отступившегося Петра в ту страшную ночь.

И это по моим щекам текут слёзы, потому что и я поняла, что творилось в душе трижды отрекшегося ученика Христа, и испытала такой стыд, после которого человек освобождается от слепоты и глухоты, ибо в нём томится и трепещет душа...

Я давно знала этот сюжет, но не сердцем, а умом... Чехов открыл мне себя. Я почувствовала ту же, что и герои рассказа, незримую связь с Прошлым, ощутила всей кожей общность, единство Судеб человеческих и оторопела от мысли, что небеса не пусты.

(из выпускного сочинения)

 

Для меня, учителя, получившего своё высшее образование в атеистические времена, обращение к христианскому миросозерцанию не было случайным. Внимательный читатель, я уже тогда обнаружила в себе незнание каких-то общечеловеческих законов, интуитивно управляющих моим сознанием. Мне просто не хватало знаний, неких первооснов. Тогда в моей жизни появилась Библия. Сказать, что “дорога к Храму” была трудной, слишком просто. Это путь обретения того Высшего смысла, которым хочется поделиться с другими.

Мне, учителю литературы старших классов, по роду своей деятельности приходится участвовать в процессе становления, рождения духовного мира своих учеников. Я уверена в том, что духовное самостояние личности невозможно без освоения высокого слова духовной литературы.

Что может школьный учитель литературы? Научить читать! Да, да! Чи-тать! Научить видеть, как слово (литературное слово, эстетическая единица художественного текста, нравственно-этическая единица!) отражает глубинные процессы нравственных исканий художника, как преодолевает оно ограниченность жизненного, бытийного пространства и стремится к некой Первооснове, к Духовному Слову. Научить читать между строк, читать чистый лист до момента рождения Слова, ведь природа творчества - это хождение по следу Дара Божьего (по сути своей божественная).

Сегодня в нашей методической литературе можно найти много разработок уроков на христианские темы, в программу включена даже Библия (как историко-культурный памятник). Но что делать учителю старших классов, если до него такого рода знания не были даны ученикам? Есть два пути: обойти эти вопросы стороной или рискнуть, к примеру, взять факультативный курс, нацеленный на восполнение утраченных знаний, на восстановление значимости их роли в понимании мироощущения художников слова.

Конечно, введение такого курса не решает всех проблем литературного образования, тем более что он ориентирован на выбор учащихся. Поэтому интерпретация библейских сюжетов и мотивов в рамках школьного предмета “литература” остаётся необходимым средством постижения духовной литературы. Мне посчастливилось преподавать по углублённой программе, которая даёт возможность обращаться к христианскому миросозерцанию, к библейским сюжетам. Однако в силу указанных мною выше причин в прошлом учебном году я разработала и апробировала программу факультативного курса для учащихся 10 -х классов “Библейские сюжеты и мотивы в русской литературе II половины XIX века “. Временные рамки изучаемой литературы определены основным курсом 10 класса, что даёт возможность углубить знания, полученные на уроках, и обеспечить преемственность содержания основного и дополнительного образования.

       2 января 2007 года

       Слово было произнесено

Слово было произнесено. Еще минуту назад с трудом пробивающееся сквозь вязкую гортань, оно так хотело вырваться наружу, так стремилось, блуждая по окружности крика, обрести собственную орбиту и, разрывая сопротивляющиеся связки, стать осязаемым. Но как только было вынесено волной обиды за пределы своей немоты, превратилось в ничто, просто исчезло. А его место в глубинах сознания занял страх: всё было напрасно, ничего не получилось…

То самое утро, которое мудренее вечера, было вьюжным и не обещало ничего нового: прозвенел будильник, рука привычно повернула кран, холодная вода мурашками пробежала по коже… Все это уже было. К чему размышлять о законах мирозданья, если все они не могут одолеть силу привычки. Андрей медленно повернул ключ, надеясь вспомнить, что же он забыл на этот раз, но память, казалось, осталась там, на теплой подушке, и безмятежно досматривала сон. Внизу слышались какие-то голоса, детский плач: это в квартире на первом этаже всем семейством собирали в детский сад голосистого Пашу, о чем он и извещал свой подъезд. На какое-то мгновение Андрей поймал себя на мысли, что сейчас, наверное, в пашкины карманы набиваются конфеты и солдатики, одного из которых он обязательно потеряет по дороге. Так когда-то было и с ним, лет так тридцать с небольшим назад, когда детсад воплощал для него высшую меру наказания. «Ага, проснулась!» - мысленно обратился он к отсутствующей доселе памяти и открыл дверь на улицу.

Он любил эту странную суматоху начинающегося дня, запах бензина в морозном воздухе, сонные голоса дворников, перебранивающихся из-за неубранного сугроба и даже очередь на автобусной остановке, где все давно уже знали друг друга в лицо. И хотя он появлялся в этой очереди очень редко, всегда испытывал необъяснимую радость, когда ловил чей-то кивок в свою сторону, - не забыли!

Легко ли быть первыми?

статья в газету

 

 Тонкая нить удаляющихся ночных фонарей в темном окне автобуса была абсолютно реальна, как и звуки гитары, доносящиеся с задних мест. Нереальным же казалось теперь всё, что осталось там, в большом городе, живущем своей жизнью, частью которой мы так неожиданно стали. На смену эмоциональному потрясению от успеха пришла всепоглощающая пустота: так бывает, когда всего себя отдаешь чему-то, а потом не знаешь, как жить после …

Мы возвращались домой, переполненные гордостью за себя, свою школу, свой город, ведь там, в Мурманске, в финале регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» наша гимназия победила. Наверное, кто-то подумает: «Что здесь такого? Вы же гимназия!» Вот если бы мы не заняли никакого места, тот же кто-то произнес бы: «А еще называются гимназией!?». Ну что же, попробуем простить и тех, и других, ибо «не ведают они, что творят». Потому что не знают, что настоящий успех - это результат усилий многих людей, и стоит за ним огромный труд всего коллектива. Мы это знали, поэтому были горды.

На подготовку к конкурсу у нас были три недели. Если учесть объем представляемых материалов, то нам и самим не совсем верилось в реальность своего участия в нём. Но факты упрямы: в назначенный срок на стол оргкомитета конкурса легли прекрасно оформленные альбомы с фотографиями, папки с методическими материалами, творческими работами учащихся и учителей, образовательная программа, визитная карточка школы, к тому же был снят фильм о жизни гимназии и создан проект сайта. Оставалось ждать результатов.

 Но оказалось, что это еще не все рекорды, которые нам предстояло установить. За день до финального этапа мы узнали, что должны подготовить творческую презентацию своего учебного заведения в номинаци «Школа успеха». Первоначальный шок сменился азартом, и в результате ко второй половине этого дня на свет появился сценарий, в котором основная ставка была сделана на детей: кто еще лучше расскажет о своей школе. Как потом скажут участники этого действа, «один вечер упорных репетиций – и в путь». Наши предположения оказались верными. Только нашу школу на заключительном этапе представляли дети. И покорили всех: и жюри, и соперников, и просто зрителей. Они пели, танцевали, давали интервью… А когда в самом конце каждый из них произносил: «Это моя школа! В ней меня научили …» и добавлял что – то своё: кто – «мыслить», кто – «дружить», кто – «верить в себя» - голоса срывались от волнения и искренности, а зал взорвался аплодисментами. Ради этого потрясающего Единения стоило участвовать в конкурсе!

После всех выступлений было проведено голосование и среди участников. Жюри удалилось в совещательную комнату… Потом была Победа! Наверное, самым радостным для нас оказалось признание общественного мнения, когда жюри, подводя итоги, отметило, что их мнение полностью совпало с выбором всех присутствующих в зале.

Должно быть, нужно отметить, что в конкурсе участвовало 25 школ, а в финале – десять. Почему выиграли мы? Может, на этот вопрос даст ответ небольшой фрагмент из компьютерной презентации, которую мы приготовили для участия в следующем этапе конкурса – в Москве. Нам предлагалось продолжить фразу: «Наше образовательное учреждение – это…». Вот что у нас получилось!

Наше образовательное учреждение –

- это единственная гимназия в маленьком заполярном городе металлургов;

- это 611 учащихся, стремящихся получить современное качественное образование, позволяющее не только поступать в высшие учебные заведения, но и успешно обучаться в них;

- это 59 педагогов-единомышленников, сознающих, что без творческого поиска, без установки на успех невозможно полноценное движение вперед;

- это интеллектуально-творческая среда, дающая возможность каждому учителю и ученику проявлять свои способности и добиваться значительных результатов;

- это высокие достижения в многочисленных олимпиадах и конкурсах;

- это споры о настоящем и будущем своей Родины на уроках и после;

- это слезы радости, когда в спортивных баталиях побеждает школьная команда;

- это тихие аккорды гитары, настроенной в полумраке актового зала на просветленные души взрослеющих детей в день их последнего школьного звонка;

- это двор, охраняемый согнувшимися под тяжестью снега рябинами;

- это футбольное поле, где весной и осенью не смолкают детские голоса;

-это целый мир, где каждый человек, большой или маленький, взрослый или ребенок, ц е н е н, потому что н е п о в т о р и м.

       10 февраля 2004 года

В канун дня рождения

Однажды ты сказал, что я твой свет в окошке… Наверное, с годами свет этот стал не таким ярким, но он по-прежнему живой… Потому что исходит от каждой клеточки моего «я». Это единственное, что я умею: отдавать свет своей души. Я не знаю, как правильно высказать свою любовь, поэтому люблю, как могу. Но я абсолютно точно знаю, что ты – мой родной человек, связь наша прочнее и глубже, чем просто муж – жена… Просто я знаю, что даже когда мы не вместе, мы часть одного целого. Поэтому мне тебя всегда не хватает. Любви не бывает слишком. Я принадлежу к людям, которые не могут жить вне любви, без любви. Если бы тебя в моей жизни не было, я бы, наверное, тебя выдумала… Но ты у меня есть. И приближается день твоего рождения. Что же мне тебе пожелать? Только одного: оставаться по-прежнему необходимым мне и бесконечно дорогим человеком…

Я желаю тебе нежности, которая прячется в глубине моего серого взгляда. Присмотрись, и ты увидишь.

Я желаю тебе памяти, которая переполняет мои литературные эксперименты в прозе и стихах. Ты ведь умеешь читать между строк?

Я желаю тебе смелости, чтобы признаться себе, что большую часть меня ты еще не знаешь. Любить – значит открывать в близком тебе человеке НОВОЕ.

И я боюсь стать комнатными тапочками…

Поэтому я желаю тебе остроты чувств: ведь будет же лето, растает этот грязный снег, ночное солнце пропишется в наших окнах, выходящих на север… Я хочу, чтобы ты не боялся быть самим собой. И еще я хочу, сесть в поезд и поехать с тобой куда-нибудь, хотя бы в свою далекую деревушку. Я очень хочу поверить, что впереди еще целая жизнь…

Целую тебя нежно – нежно…

Твоя Маринка.

Вкус

Вкус - это вкусно! Написано. Нарисовано. Задумано.

Вкус - это свежая земляника без каких-либо йогуртов. Только что высыпанная из банки, с травинками и божьими коровками. Пропитанная солнцем. Оглушенная шмелями и дикими пчелами.

Вкус - это ноздреватый запах земли в старом бору. Это голоса над водой ближе к ночи, кода отражаются они о водную гладь и разлетаются в неведомые дали.

Вкус - это запах молока на щеке подрастающей дочери.

 

В День Победы!

Уважаемые

ветераны Великой Отечественной войны!

 

В этот светлый день мы, ваши внуки и правнуки, склоняем колени перед величием свершенного вами, перед мужеством и преданностью, перед святой любовью к стране, которую вы спасли.

Это вы в те далекие сороковые шагнули прямо из детства в блиндажи и окопы.

Это вы, почувствовав дыхание смерти, в один день стали взрослыми.

Это вы в короткие передышки между боями писали стихи и пели песни, мечтали о победе и верили, что мир станет непременно прекрасным.

Это вы, уставшие от потерь и разлук, засыпали, положив под голову сны о доме и укрываясь звездным небом. Вы были отчаянно молоды, а вокруг гремела маршем солдатских сапог война…

Но не очерствели в тех боях ваши сердца, не испепелились ненавистью ваши души, не забылись юношеские мечты! Вы принесли на истерзанную землю Весну, вы подарили нам жизнь.

И мы никогда не забудем этого! Потому что в наших жилах стучит ваша кровь! Потому что мы обязаны жизнью вашей опаленной войной юности. Потому что не кончаются войны, пока не будет похоронен последний солдат.

И горе тому, кто посмеет забыть, в какой стране он родился и какая великая цена заплачена за право называться гражданином России.

И ходит по земле босая память – маленькая женщина…

С праздником Вас, дорогие наши, с Днем Победы!!!


Я и мой город…

Какая все-таки великая сила кроется в слове «связь»! Где-то в ночном заполярном городе мама набирает номер телефона, пальцы её читают знаки, скользя по кнопкам, и несется, набирая силу, сквозь расстоянья и расставанья самый родной на свете голос, взрывая тишину петербургской ночи: «Привет, родная! Нужна твоя помощь. Мы тут готовим страничку в нашу «Мончегорку». Тема - «Я и мой город». Тебе издалека виднее. Напиши…».

Разве может послушная дочь не откликнуться на просьбу своей мамы-учительницы, да к тому же русского языка и литературы? И под тихое постукивание клавиш пытаюсь я выстроить сущность своих отношений с местом, где моё начало, где живут мои родители, где стоит на берегу озера открытая навстречу ветрам моя школа, именующаяся торжественным словом «гимназия».

Я и мой город. Тонкая веточка, выращенная сильным и красивым деревом. Представьте, что вам дали возможность создать карту своего детства. Ваша память начинает творить невероятное, открывая совершенно неожиданные координаты в привычном пространстве. Вот узкая тропинка через заросли иван-чая на подходе к 12-ой школе – вожделенная мечта твоих собачек, взлелеянная на старом коврике в коридоре твоей квартиры. А эту тропинку ты создавала сама, ища кратчайший путь к дому, где взрослела твоя мечта научиться рисовать, к родной художке. О сколько открытий сделала ты во время этих поисков! Ты вдруг поняла, что дома, как люди: рождаются, расцветают, стареют. И ты торопилась запомнить их: время ведь так обманчиво.

Есть на карте моего города место, ставшее на долгие годы целым миром и оставшееся заветной дверью, за которой по-прежнему обитает детство. Моя школа. Наверное, здесь положено перечислять её достоинства, но я не буду этого делать. Потому что она больше, чем школа (какое бы название или статус она не носила), она была нашей Верой в свои силы и возможности, нашей Надеждой на исполнение своей мечты, нашей Гордостью (мы – гимназисты!). Совсем недавно я случайно узнала, что в интернете есть сайт «Одноклассники». Знаете, кто там самый частый гость? Выпускники гимназии №1 города Мончегорска. И это факт. А какая география! Германия, Бельгия, Чехия. И вся Россия. С какой гордостью я вчитываюсь в строки судеб людей, с которыми имела честь учиться в одной школе, с которыми мне посчастливилось жить в одном городе, «там, где шепчутся белые ночи мои».

Мой город – это один из множества островов в океане памяти, хранимый любовью тех, кто разделил с ним свою судьбу, научивший меня читать Книгу жизни и писать на её страницах свою собственную историю.



Поэзия.


Цикл «акростихизмы»

Прощание

П-оздних признаний сладостен плен.

Р-авносторонен любви треугольник.

О-тданных писем безмолвится тлен.

Щ-едро рассыпаны памятью вольной

А-збучных истин простые черты.

Н-евозвращенные чувства остыли.

И не виновны не я и не ты,

Е-сли когда-то мы счастливы были…

27 мая 2011 года

Вечером у моря

В-спомнилось море, на берег прилегшее отдохнуть,

Е-ле заметный ожог на ласкающей плечи руке…

Ч-ем-то томительно-сладостным полнится грудь!

Е-сли б успеть мне стихи написать на уснувшем песке…

Р-вется моё своеволье навстречу притихшим волнам,

О-блаком тает в глубинах остывших от зноя небес.

М-ожет, я только приснилась и только друзьям?...

 

У-тром пораньше проснусь и открытку отправлю тебе.

 

М-оре на ней будет в волнах дельфинов беспечно качать,

О-стровом белопесочным с банальною пальмой вдали

Р-ушится будет мечта по прохладной волне пробежать…

Я-сен мой путь. Он – к тебе. И зовут на причал корабли.

8 мая 2010 года


Анастасия. С днем рождения!

Она дарила на день рождения странные подарки…

 

А голос срывался, летел вслед за ветром,

Но ты всё равно не услышишь его,

А вести придут нежно - белым конвертом

С нелепой открыткой немого кино.

Ты будешь читать мою душу меж строчек,

А руки твои будут рваться к холсту,

Стараясь из вечных моих многоточий

Извлечь наконец-то живую мечту.

Я буду с тобой этим вечером тихим

 

Справлять этот праздник одна за двоих.

 

Держать облаков золочёные нити

Ночного безветрия мыслей моих.

Единственной песней, что будет не спета,

Моя пусть любовь постучится в окно.

 

Ревнуя к холсту, обрученная с летом,

О нём я забуду, мне будет легко

Желать тебе счастья, желать обновленья,

Дорог, перекрёстков, прощённых друзей,

Единственных истин и стихотворений,

Никем не украденных, новых идей.

И ветку сирени в прозрачном кувшине

Я буду беречь на старинной картине…


Цикл «Кто я?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.076 с.)