Накопление отходов более 11 месяцев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Накопление отходов более 11 месяцев



В 2019 году в 2-тп и декларации показано, что часть отходов размещена, а часть перешла в накопление. в 2020 году прошел срок 11 месяцев, отходы вывезли позже..... Подскажите, в Декларации за 2020 год указать: "фактически накоплено отходы предыдущего отчетного периода, не утилизированных в течении 11 месяцев"? это будет сверхлимит?

 

ОТВЕТ

Да, к сожалению, это будет сверхлимит, если объект относиться к объектам I или II категории, и риск привлечения к ответственности по ч.1, ч. 8, ст. 8.2 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Разделе 3 декларации о плате, утв. Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3, Вы для этих отходов заполняете отдельно и привязываете к ОКТМО места нахождения вашего объекта НВОС, а в качестве адреса места нахождения объекта размещения отходов указываете адрес объекта НВОС, во-вторых, в гр. 9 Вам нужно указать количество фактически складированных отходов предыдущего отчетного периода, не утилизированных в течение 11 месяцев, в графе 12 указать это количество как размещенное в отчетном периоде и в гр. 14 как размещенное сверх установленного лимита на размещение отходов, если для Вашего объекта НВОС предусмотрено установление лимитов, т.е он относиться к объектам I или II категории.

Вообще это не стандартная ситуация и такого не должно быть, т.к. размещать отходы можно только на объектах размещения внесенных в ГРОРО.


Отходы холодильника

Обращаюсь к Вам за советом... Образовался отход - холодильник, 1 штука. Можно его сдать на металлолом? Как Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы.

ОТВЕТ

Полагаю, что речь о бытовом холодильнике, а не промышленном, который использовался сотрудниками организации.

Во-первых, у холодильников достаточно большая масса, иногда более 50 кг, т.е. даже отхода одного холодильника м.б. достаточно для того чтобы учитывать под отдельным видом "холодильники бытовые, не содержащие озоноразрушающих веществ, утратившие потребительские свойства.4 82 511 11 52 4".

Во-вторых, состоит холодильник далеко не только из металла, в нем много пластика, есть компрессор, фреон и т.д., т.е. перед утилизацией требуется обработка для разделения этих фракций.

Итак, в идеале, конечно, учесть как отдельный отход по ФККО и сдать на утилизацию в соответствующую организацию с лицензией.

Второй по риску вариант - сдать совместно с ТКО, если не возникнет конфликтов с региональным оператором, т.к. этот холодильник, если он использовался сотрудниками предприятия и если масса его менее 50 кг, можно с натягом подвести под определение ТКО и учесть как "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)", потому что все же холодильники, как правило, крупногабаритные, хотя здесь зависит от размеров вашего контейнера под ТКО, если он. например, 8 м3, то любой холодильник туда поместиться и по правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства от 12 ноября 2016 года N 1156, не будет считаться "крупногабаритным отходом" (КГО - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах).

Третий вариант по риску сдать специализированной организацией с соответствующей лицензией на транспортировку, обработку и утилизацию холодильников, но как металлолом, тут если эта организация согласиться, обращение будет надлежащее, но не надлежащий учет.

Четвертый вариант сдать на металлом, опять же если заготовитель согласиться, т.к. там много левых фракций, но здесь уже в отсутствие лицензии на обращение с отходами I-IV опасности, в т.ч. на отходы холодильников, рисков больше.


Новый отход

Подскажите пожалуйста, если в ходе инвентаризации выясняется что есть несколько новых отходов, какие дальнейшие действия? Делать на них паспорта и нужно ли делать компонентный состав? какой план действий.
Например раньше были щелочные Аккумуляторы, а сейчас кислотные.
так же добавились изделия из карболита.
как быть с ними?)

ОТВЕТ

Да, Вам необходимо разработать паспорта на данные отходы (ч.3 ст. 14 ФЗ № 89), если отходы включены в ФККО, то срок в какой д.б. разработаны паспорта не установлен, как минимум, до их удаления (транспортирования), или до начала отчетного периода, или до проверки надзорных органов (в зависимости от того, какое событие наступит в первую очередь). Если новые отходы не включены в ФККО, то в соответствии с п. 10 Порядка паспортизации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 (действует до 01.01.2021), Вы должны подготовить материалы отнесения данных отходов к соответствующему классу опасности в соответствии с Порядком, утв. приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 (действует до 01.01.2021 см. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496), в течении 90 дней со дня их образования.

Для составления паспортов Вам понадобиться химический или компонентный состав, установленный на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов (см. п. 4 приказа Минприроды России от 05.12.2014 N 541).

На отходы АКБ и изделия из карболита, если они переходят в отход в неизменном виде, можно, думаю, попробовать поискать компонентный состав у соответствующих производителей этих изделий.

Как определитесь с составом, то оформляйте паспорта и направляйте их копии с подтверждающими документами в соответствующий тер. орган Росприроднадзора (!!! или если по факту данные отходы пока не образовывались, не вывозились, а лишь могут потенциально образоваться), оформляйте результаты актуализации инвентаризации началом 2021 и занимайтесь этими отходами в 2021 году).

Также в соответствии со ст. 11, 18, 19, 20, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" вам необходимо будет (и если эти отходы есть в наличии по факту уже сейчас, то начиная с отчетного периода за 2020 г.):

- организовать места накопления для этих отходов, разработать инструкции по обращению с ними, включая план при аварийных ситуациях;

- включить данные отходы в свой учет, который ведется в соответствии с Порядком, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (действует до 01.01.2021 см. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496);

- подавать статистические сведения по форме 2 ТП "отходы", утв. Приказ Росстата от 09.10.2020 N 627 (на основании п.4 к указаниям по заполнению формы учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме медицинских отходов, биологических и радиоактивных отходов);

- пересмотреть нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, если у Вас объект негативного воздействия I или II категории;

- в рамках отчета по ПЭК подать отчетность по обращению в т.ч. с данными отходами, если у Вас объект негативного воздействия III категории;

- подать сведения в региональный кадастр.

Если размещение данных отходов не предполагается, то в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду они не включаются.


Какие требования необходимо соблюдать транспортировщику отходов

Транспортирование отходов 3 класса опасности является лицензируемым видом деятельности согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", поэтому для начала необходимо получить лицензию в соответствии с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», утв. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (или с 01.01.2021 с новым положением, которое примут к тому моменту, т.к. данный документ утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496).

В соответствии со ст.40 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека.

СЭЗ выдается в соответствии с Административным регламентом Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

На сегодняшний день такого стандарта нет. Поэтому «Методическими рекомендациями по порядку предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», утв. Письмом Росприроднадзора от 17.11.2015 N АС-03-03-36/20364, рекомендовано руководствоваться приказом Минприроды России от 18 декабря 2002 г. N 868, которым утверждена по согласованию с Минобразования России примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами на 112 часов.

Согласно требованиям ст. 16 ФЗ № 89:

1. Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

наличие паспорта отходов;

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

2. Порядок транспортирования отходов I - IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

При этом данный порядок пока не установлен, поэтому пока надзорные органы в этой части отсылают к ДОПОГ - Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г.

Конкретные требования зависят от конкретных видов отходов. С 01.09.2020 действует ГОСТ Р 57478-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Грузы опасные. Классификация" согласно которому можно определить относятся данные отходы к опасным или нет.

Что касается маркировки см. ГОСТ Р 57479-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Грузы опасные. Маркировка" и "ГОСТ 19433-88. Государственный стандарт Союза ССР. Грузы опасные. Классификация и маркировка".

Также имейте ввиду, что в настоящее время в гос.думе находится на рассмотрении законопроект № 1063011-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", которым предлагается кардинальным образом изменить ст. 16 ФЗ № 89.


Переоформление лицензии

Предприятием получена лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV классов, на отходы отработанных шин (сбор и транспортировка). Устанавливаем установку по утилизации шин (измельчитель) - на выходе получаем товар (резиновая крошка), и первым этапом продаём как сырье. Как я понимаю, необходимо переоформление лицензии, но к сожалению, нет представления о порядке переоформления лицензии. 1. требуется ли предоставление сведений по утилизирующей установке для переоформления? 2. Какие основные этапы переоформления (на что нужно обратить внимание)?

ОТВЕТ

Переоформление лицензии осуществляется в соответствии со статьей 18 Федерального закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензия подлежит переоформлению в т.ч. в случаях изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Согласно п. 17 статьи 18 ФЗ № 99 переоформление лицензии при смене места осуществления деятельности или изменении перечня видов работ, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 ФЗ № 99 порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

За переоформление лицензии взимается государственная пошлина в размере 3500 руб.

В соответствии с п.5 ст. 18 ФЗ № 99 ДО переоформления лицензии осуществлять утилизацию Вы не сможете.

Переоформление осуществляется в соответствии с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», утв. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (или с 01.01.2021 с новым положением, которое примут к тому моменту, т.к. данный документ утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496) и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности,утв. Приказом Минприроды России от 01.07.2016 N 379 (после его отмены в силу вступит Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Приказом Росприроднадзора от 29.05.2020 N 585).

При этом с 01.01.2021 в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2019 N 478 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" вместо лицензии будет выдаваться уведомление о предоставлении лицензии и выписка из реестра лицензий.

Лицензиат, претендующий на право осуществлять деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов, должен отвечать следующим требованиям:

1) наличие у лицензиата зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.

2) наличие оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

3) наличие работников, заключивших с ними трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.

В соответствии с установленными требованиями, к заявлению на переоформление прилагаются следующие документы:

- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ

- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ

- копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV классов опасности, выданных работникам соискателя лицензии.

- копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии - юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности.

- сведения о наличии у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

В заявлении при этом указываются виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов конкретные виды деятельности, планируемые к осуществлению (сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности, утилизация отходов IV класса опасности).

Согласно п.3 Письма Росприроднадзора от 02.04.2018 N АС-10-02-36/6274 «О направлении информации» в случае если соискатель лицензии/лицензиат указывает в заявлении о предоставлении/переоформлении лицензии группы, подгруппы отходов, то здания, строения, сооружения, помещения, оборудования и иное имущество, используемые для заявленных видов работ, должны иметь возможность осуществления заявленных видов работ для всех видов отходов с указанным классов опасности, входящим в группу, подгруппу.


На основании какого документа сырье, которое образуется в результате утилизации отходов является конечным продуктом утилизации?

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

Т.е. полная утилизация отходов должна приводить к образованию конечного продукта, что отсылает нас к Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно которому продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Таким образом, если Вы получили после утилизации сырье, то оно должно быть пригодно для какого-то конкретного производства, НЕ специализированного, т.е. это производство не д.б. связано с утилизацией, а сырье не должно приниматься как отход, иначе, у Вас не утилизация будет, а обработка.

Чтобы полученное сырье однозначно относилось к продукции, а не к отходу, кроме того, что его должны покупать и использовать именно как сырье, то у утилизатора должно быть указание соответствующей деятельности в уставной, технологической и иной документации, разработаны соответствующие технические условия на продукцию, с учетом имеющихся санитарно-гигиенических нормативов и правил, природоохранных требований; разработан технологический регламент утилизации отходов с производством данной продукции. Надлежащее отражение движения отхода и получаемой продукции в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия и природоохранной отчетности.

Если продукция попадает под какой-то действующий Технический регламент, то она подлежит обязательной или добровольной сертификации (см. ст. 20 ФЗ № 184), если Вы производите данную продукцию в соответствии с определенным ГОСТ, то можно пройти добровольную сертификацию на соответствие этим документам.

Надо понимать, что в некоторых ситуациях, когда речь идет, например, о макулатуре, окончательное отнесение реализуемого процесса будет также во многом зависеть от потребителя и того, как он будет позиционировать и оформлять свой процесс: как производство продукции из вторичного сырья или как окончательную утилизацию отходов.

Судебная практика в настоящее время по этому вопросу противоречива. Так Арбитражный суд Северо-Западного округа указывает на то что разбор, измельчение, промывка и прессование отходов относятся к процессу обработки отходов (см. постановление от 16.08.2019 N Ф07-8860/2019 по делу N А44-7947/2018), а Первый арбитражный апелляционный суд принимает доводы переработчикао том, что что им подготовлено вторичное сырье, которое в дальнейшем было продано именно как сырье (см. Постановление от 05.06.2019 N 01АП-3881/2019 по делу N А38-26/2019).Такая же особенность трактовки утилизации описывается в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 27.02.2019 N Ф09-575/19 по делуN А34-11784/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 14.06.2019 N 309-ЭС19-8768 отказано в передаче дела N А34-11784/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

В общем очень многое зависит от правильного оформления документов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.051 с.)