Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация функций государства: классификация (внутренние, внешние и т. д. от них), характеристика. (21, 27, 28).
32.Типология государств, содержание формационного подхода: кто основал, смысл, плюсы, минусы. Главная задача типологии государства – выявление его основных исторических типов. Тип государства – система наиболее общих и устойчивых свойств, присущих государству на определенном этапе его исторической эволюции, отражающих его социальную сущность, содержание и назначение. Типология государства – учение о типах государства, которое включает в себя как исследование критерии деления на типы государств, так и характеристику самих этих типов. Формационный подход. Разработан Марксом. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и типов государств. Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: · первобытнообщинная (догосударственная), · рабовладельческая, · феодальная, · капиталистическая, · социалистическая. Каждая из них (кроме первобытнообщинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Марксистская теория различает четыре типа государств: · рабовладельческий, · феодальный, · буржуазный · социалистический Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Формационный подход имеет следующие достоинства: 1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
2) возможность объяснения поэтапного развития, естественноисторического характера формирования государства, представление единого процесса развития общества; Недостатки: 1) многие народы не проходили в своем развитии через большинство формаций; 2)большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; 3) недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.
33. Типология государств, содержание цивилизационного подхода: кто основал, смысл, плюсы, минусы. Типология государства - один из вариантов классификации, основанный на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства: • формационный подход (в основу определенного типа государства положена общественно-экономическая формация); • цивилизационный подход (ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической цивилизации). Цивилизационный подход к типологии государства – основан не на внешних, а на внутренних особенностях функционирования государственности. Государство – это организация власти, поэтому в основу типологии берется соотношение государства и личности. Достоинства: определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства); в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» (географически адресная) типология государств. Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы по сути дела (вольно или невольно) дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - ведь только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества, как более широкого и объемного понятия.
проф. Венгеров выделяет государства первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумерской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры; соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе государства вторичных цивилизациях - западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.: проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом: власть оказывалась уже не такой всесильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях; положение правителя, олицетворявшего государство, было двойственным: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой - его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна.
Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция1 в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества. Необходимость решения общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Таким образом, функции государства — это главные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство их реализации. Содержание таких задач определяется различными внутренними и внешними факторами. Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами: - содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют; - в отличие от функций государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры и др.), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом; - функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности; - функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, таможенный контроль), которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства;
- функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный защитник законных интересов личности.
' Функция (от лат. functio — исполнение, осуществление) — деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. В функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства, они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития. Цель общества есть то, к чему стремится государство, а задачи - цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Т.е. цели и задачи определяют функции. В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются: на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение). В зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные. В зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и не основные (например, функция рассмотрения споров). В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям РФ относятся: 1) Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка – (Ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью») это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала. 2) Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Данная функция в РФ сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т. д. 3) Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией РФ, налог главным метод новой системы управления, универсальный регулятор, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т. п. 4) Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества (об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.), их социальной поддержки. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т. п. 5) Экологическая функция - связанна с обострением экологической ситуации в мире и в стране, выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т. д. 6) Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач, их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире. К внешним функциям России относятся следующие:
1) Функция обороны страны, имеет первостепенное значение. Базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности государства, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т. п. 2) Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью РФ по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Участие стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении ВС РФ в миротворческие операции. 3) Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России: экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. 4) Антитеррористическая функция выражается в совместных и согласованных действиях государств по борьбе с терроризмом, который в современных условиях уже превратился в глобальную проблему человечества.
Форма государства – это организация всей системы государственной власти, заключающаяся в построении высших (центральных) органов государства, территориальном распределении власти, в методах взаимодействия государства с обществом. Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления (отражает способ организации высших органов государственной власти и их связь с суверенитетом государства), формы государственного устройства (отражает способ распределения власти по территории государства и взаимосвязь центральной власти с региональной) и политического режима (система методов осуществления государственной власти). В настоящее время Российская Федерация представляет собой президентскую республику, по форме государственного устройства является федерацией (что видно уже из названия нашего государства) и по Конституции 1993 года имеет демократический политический режим.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.025 с.) |