Классификация функций государства: классификация (внутренние, внешние и т. д. от них), характеристика. (21, 27, 28). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация функций государства: классификация (внутренние, внешние и т. д. от них), характеристика. (21, 27, 28).



32.Типология государств, содержание формационного подхода: кто основал, смысл, плюсы, минусы.

Главная задача типологии государства – выявление его основных исторических типов. Тип государства – система наиболее общих и устойчивых свойств, присущих государству на определенном этапе его исторической эволюции, отражающих его социальную сущность, содержание и назначение. Типология государства – учение о типах государства, которое включает в себя как исследование критерии деления на типы государств, так и характеристику самих этих типов.

Формационный подход. Разработан Марксом.

Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и типов государств.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций:

· первобытнообщинная (догосударственная),

· рабовладельческая,

· феодальная,

· капиталистическая,

· социалистическая.

Каждая из них (кроме первобытнообщинной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему.

Марксистская теория различает четыре типа государств:

· рабовладельческий,

· феодальный,

· буржуазный

· социалистический

Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2) возможность объяснения поэтапного развития, естественноисторического характера формирования государства, представление единого процесса развития общества;

Недостатки:

1) многие народы не проходили в своем развитии через большинство формаций;

2)большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;

3) недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

 

33. Типология государств, содержание цивилизационного подхода: кто основал, смысл, плюсы, минусы.

Типология государства - один из вариантов классификации, основанный на наиболее важных, сущностных его признаках. В настоящее время существует два подхода к типологии государства:

• формационный подход (в основу определенного типа государства положена общественно-экономическая формация);

• цивилизационный подход (ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической цивилизации).

Цивилизационный подход к типологии государства – основан не на внешних, а на внутренних особенностях функционирования государственности. Государство – это организация власти, поэтому в основу типологии берется соотношение государства и личности.

Достоинства: определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религи­озный и национальный подходы к сущности государства); в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, полу­чается более «заземленная» (географически адресная) типология госу­дарств.

Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в каче­стве признаков цивилизаций, авторы по сути дела (вольно или неволь­но) дали типологию не столько государства, сколько общества. Государ­ство - ведь только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадаю­щими с критериями общества, как более широкого и объемного понятия.

проф. Венгеров выделяет государства первичных цивилизаций (древнеегипетской, шумер­ской, ассиро-вавилонской, иранской, бирманской, сиамской, кхмерской, вьетнамской, японской и др.) огромная роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры; соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе государства вторичных цивилизациях - западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др.: проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом: власть оказывалась уже не такой все­сильной и всепроникающей, какой она была в первичных цивилизациях; положение правителя, олицетворявшего государство, было двойствен­ным: с одной стороны, он достоин всяческого повиновения, а с другой - его власть должна соответствовать сакральным принципам и законам, а иначе она незаконна.


34. Функции государства как сущность и социальное назначение государства.

Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция1 в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества. Необходимость решения общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Таким образом, функции государства — это главные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство их реализации. Содержание таких задач определяется различными внутренними и внешними факторами.

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

-  содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют;

- в отличие от функций государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры и др.), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом;

- функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности;

- функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, таможенный контроль), которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства;

- функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.

Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный защитник законных интересов личности.

 

' Функция (от лат. functio — исполнение, осуществление) — деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

 

 

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. В фун­кциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства, они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отра­жать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития. Цель общества есть то, к чему стремится государство, а задачи - цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Т.е. цели и задачи определяют функции.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются: на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекра­щают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помо­щи региону, где произошло землетрясение). В зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные. В зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и не основные (например, функция рассмотрения споров). В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства - это основные направления дея­тельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям РФ относятся:

1) Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка – (Ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью») это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

2) Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Данная функция в РФ сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т. д.

3) Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией РФ, налог главным метод новой системы управления, универсальный регулятор, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т. п.

4) Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества (об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.), их социальной поддержки. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т. п.

5) Экологическая функция - связанна с обострением экологической ситуации в мире и в стране, выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т. д.

6) Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр.,

Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач, их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире. К внешним функциям России относятся следующие:

1) Функция обороны страны, имеет первостепенное значение. Базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверените­та и территориальной целостности государства, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т. п.

2) Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью РФ по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Участие стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении ВС РФ в миротворческие операции.

3) Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России: экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран.

4) Антитеррористическая функция выражается в совместных и согла­сованных действиях государств по борьбе с терроризмом, который в современных условиях уже превратился в глобальную проблему человечества.


35. Охарактеризуйте форму современного российского государства (форма правления, устройства и т. д.)

Форма государства – это организация всей системы государственной власти, заключающаяся в построении высших (центральных) органов государства, территориальном распределении власти, в методах взаимодействия государства с обществом.

Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления (отражает способ организации высших органов государственной власти и их связь с суверенитетом государства), формы государственного устройства (отражает способ распределения власти по территории государства и взаимосвязь центральной власти с региональной) и политического режима (система методов осуществления государственной власти).

В настоящее время Российская Федерация представляет собой президентскую республику, по форме государственного устройства является федерацией (что видно уже из названия нашего государства) и по Конституции 1993 года имеет демократический политический режим.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.025 с.)