Особенности системы государственных органов в унитарных и федеративных государствах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности системы государственных органов в унитарных и федеративных государствах.



Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на:

· Унитарные

· Федеративные

· Конфедерации

Государственный орган – это единичная структура власти (гражданин, коллектив, группа граждан) наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления закрепленных за ним целей и функций. Существенным признаком государственного органа является наличие государственно-властных полномочий, которые выражаются в компетенции государственных органов и реализуются в их практической деятельности через принимаемые ими управленческие решения. Опираясь на силу государства, они осуществляют свою деятельность, которая облекается в различные формы. В соответствии с видами деятельности государственные органы выполняют функции различного характера: нормотворческую, исполнительную и распорядительную, что обусловливает их специализацию.

Для характеристики государственного органа следует отметить следующее:

· орган государства – это элемент организационной структуры управления, наделенный властью;

· орган осуществляет от имени государства выполнение определенных задач и функций;

· государственный орган имеет свою организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию;

· несет ответственность перед государством за свою деятельность.

Структура и виды органов того или иного уровня устанавливаются в зависимости от формы государственного устройства и формы правления.

Государственный аппарат – это совокупность административных органов, выполняющих исполнительно-распорядительные функции. Отличительными особенностями системы органов государственного аппарата являются:

· организационная упорядоченность – все государственные органы выстроены по строгой иерархии;

· все государственные органы системы узаконены, их деятельность регламентирована соответствующими нормативными актами;

· каждый орган имеет определенный статус, т.е. свое предназначение, роль и место в системе;

· каждый орган имеет свои компетенцию, полномочия, выполняет определенные функции.

Систему государственных органов формируется на национальном, региональном и местном уровнях.

Государственные органы регионального уровня создаются на основе конституций и уставов субъектов федеративного государства: представительные законодательные органы субъектов, администрация субъектов (президенты, мэры, губернаторы). В федерациях государственные органы на местном уровне создаются на основе конституций и уставов субъектов федерации. В унитарных государствах – на основе общей конституции.

Унитарное государство.

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

 

Признаки унитарного государства:

· существование одноуровневой системы законодательства (единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны);

· существование только одного гражданства;

· единый властный «центр» - единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

· одноканальная система налогов;

· единая денежная единица;

· территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

· Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус. (Туркменистан).

· Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ. (Испания.)

 

Государственные органы регионального уровня создаются в унитарных государствах – на основе общей конституции.

 

Федеративное государство.

Федеративное государство – форма государственного устройства, при которой входящие в его состав государственные образования (члены федерации) обладают юридической и определенной политической самостоятельностью. Признаки Федеративного государства:

 1) Территория федеративного государства состоит из территорий субъектов федерации (штатов, провинций, республик);

2) Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме и не имеют права одностороннего выхода из союза;

3) Субъекты могут иметь свои конституции (или уставы), они разрабатываются на основе федеративной конституции, не должны ей противоречить.

4) Субъекты имеют свое законодательство, могут издавать законы, указы, которые не должны противоречить ФЗ и имеют юридическую силу только на территории субъекта федерации;

5) Субъекты имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти, свою правовую систему.

6) Гражданство в федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином Федерации и гражданином государственного образования.

Система органов государственного управления – совокупность органов федерального уровня, регионального уровня и местных органов власти. Система органов местного самоуправления является самостоятельной и не относится к органам государственной власти.

Федеральные органы власти и их взаимодействия закреплены в Конституции. Местные органы власти закреплены в основном законе субъекта федерации.

Классификация

1) по принципу разделения власти:

· исполнительная;

·  законодательная;

· судебная;

2) по принципу федерализма:

· федеральные органы власти;

· органы власти субъектов федерации;

3) по характеру и объему компетенции:

· органы общей компетенции;

· органы специально-функциональной компетенции;

· органы особой компетенции;

4) по виду государственной деятельности:

· гражданские органы;

·  военные органы;

· правоохранительные органы;

· специализированные органы;

5) по порядку образования:

· легитимные органы власти (образованные в соответствии с установленным законом порядком);

·  нелегитимные органы власти;

6) по формам принятия решений:

· коллегиальные органы власти;

· едино начальные органы власти;

7) по организационно-правовым формам:

· коллективные органы власти;

·  единоличные органы власти (государственный орган представлен одним человеком);

8) по формам и методам осуществления государственных функций:

· политические органы власти;

· административные органы власти;

· фискальные органы власти;

·  «силовые» органы власти;

·  финансовые органы власти;

· карательные органы власти;

·  контрольно-надзорные органы власти;

· консультационные органы власти;

·  координационные органы власти;

9) по особенностям исполнения возложенных полномочий:

· властно-управленческие органы власти;

· вспомогательные органы власти;

10) по территориальному масштабу:

· центральные органы власти

· региональные органы власти;

· местные органы власти;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.013 с.)