Форма контроля выполнения практических работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма контроля выполнения практических работ



   Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ. Приводится перечень вопросов по изучаемой теме, ответы на которые обучающийся дает в процессе защиты работы.

Тема №13: Составление планов проведения прививок детям

     Специфическая профилактика инфекционных заболеваний – это вакцинация детского населения в соответствии с календарем прививок, успешное выполнение которой зависит от правильного отбора детей и соблюдения техники прививки.  

Учебная цель:

1.Закрепление теоретических знаний по теме.

2. Приобрести навыки осуществления сестринского ухода за ребенкомпри инфекционных заболеваниях.

Учебные задачи:

1. Изучить профилактику инфекций в детском возрасте.

2.Научиться уходу за больным ребенком при инфекционных заболеваниях.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно–диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

В процессе изучения темы формируются следующие компоненты профессиональной компетенции:

Иметь практический опыт

Уметь:

· готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

осуществлять сестринский уход за ребенком при инфекции;

· консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

· осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

· вести утвержденную медицинскую документацию;

Знать:

-причины, факторы риска, клинические проявления, возможные осложнения при инфекции;

-методы диагностики и подготовку ребенка к лабораторно- инструментальным методам исследования;

-организацию сестринского ухода, принципы лечения ребенка при инфекции;

Задачи работы: осуществление сестринского ухода за ребенком при инфекционных заболеваниях.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1.Учебно-методическая литература

Информационные средства обучения (литература, интернет ресурсы)

5. Особенности оказания сестринской помощи детям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / К.И. Григорьев, Р.Р. Кильдиярова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436806.html

6. Сестринское дело в педиатрии [Электронный ресурс]: практическое руководство для медицинских училищ и колледжей / Качаровская Е. В., Лютикова О. К. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2014. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970431719.html

7. Педиатрия с детскими инфекциями [Электронный ресурс]: учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования/ Запруднов А. М., Григорьев К. И. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2017. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441862.html

8. Первичная медико-санитарная помощь детям (ранний возраст) [Электронный ресурс] / Н. В. Иванова [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441886.html

2.Дидактические материалы:

Задания для выполнения: ситуационные задачи, тесты.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы.

Специфическая профилактика

      Профилактическая прививка — это ответственная биологическая реакция, успешное выполнение которой зависит от правильного отбора детей и соблюдения техники прививки. В постпрививочном периоде могут выявляться аллергичекого характера специфические осложнения при введении живых вакцин. Поствакцинаьными осложнениями следует считать все патологические явления, возникающие после вакцинации, которые не свойственны обычному вакцинальному процессу. Профилактические прививки проводятся только здоровым детям.

                 Перед проведением прививки необходимо:

- знать анамнез ребенка: наследственность, течение беременности и родов, динамику физического и нервно-психического развития, перенесенные заболевания и дату последнего из них, особенности реакции на предыдущие прививки, сроки предшествующей иммунизации, аллергичекие проявления:

- выяснить эпидокружение ребенка в последние три недели,

- произвести тщательный осмотр ребенка с измерением температуры тела.

Прививочный кабинет организуется в помещении, исключающем контакт с больными детьми.Оснащение прививочного кабинета включает:

- наборы прививочных препаратов с инструкциями к ним;

- холодильник с термометром для хранения прививочных препаратов;

- стерильные шприцы и иглы -/используются строго однократно с последующим автоклавированием/;

- набор противошоковых препаратов

- бактерицидные лампы.

   Специально подготовленная медицинская сестра прививочного кабинета ведет журнал регистрации детей с указанием даты прививки, серии прививочного препарата, дозы, способа введения журнал учета поствакцинальных реакций и осложнений.

    В постпрививочном периоде должен осуществляться тщательный уход за ребенком, предохранять его от присоединения интеркуррентных заболеваний. Контроль за состояние ребенка осуществляет патронажная сестра на следующие сутки с записью в ф. №112. Наблюдение продолжается в течение месяца.

Календарь плановой вакцинации детей

1. Вакцинация против полиомиелита включает трехкратное введение вакцины с интервалом в 1,5 мес. При наличии обоснованных временных медицинских противопоказаний длительность интервалов в течение курсов вакцинации и ревакцинации может быть увеличена (не более 6 мес.), т. е. после снятия противопоказаний иммунизация продолжается и все ранее полученные прививки одна или две/ засчитываются.

2. При раздельном проведении прививок против полиомиелита и дифтерии препаратами АКДС, АДС АД-М интервал между этими прививками должен оставлять не менее 1,5 мес.

3. Прививки против кори, краснухи, паротита следует проводить в 12 месяцев, ревакцинация в 6 лет. Монопрепаратами прививки проводятся раздельно.

     Необходимо строго соблюдать интервалы между прививками. Дети, получившие прививку против какой-либо инфекции, могут быть привиты против другой инфекции по истечении не менее 2 мес. Удлинение интервала между вакцинацией и ревакцинацией при проведении прививок допускается в исключительных случаях. Кроме соблюдения интервалов между прививками необходимо соблюдать интервал после любого заболевания.

    Все дети в день прививки должны быть осмотрены врачом с обязательной термометрией. Необходима строгая регистрация сделанной прививки в истории развития ребенка /форма №112/ и в прививочной форме №63, являющейся документом, по которому планируются прививки и анализируются иммунные прослойки.

    У большей части детей вакцинальный процесс не дает клинического проявления и протекает бессимптомно. Но в ряде случаем введенный вакцинальный препарат может дать как местную /обычную/, так и общую реакцию.

                      Осложнения после ведения различных вакцин

       Вакцина против туберкулеза. Разведенная изотоническим раствором хлорида натрия сухая вакцина БЦЖ вводится в количестве 0.1 мл внутрикожно в область наружной поверхности левого плеча.

      Данная вакцина слабо реактогенная. Лишь в редких случаях могут наблюдаться усиленная местная реакция. Иногда с некрозом тканей и образованием язв или возникновением холодных абсцессов / чаще при ошибочном подкожном введении вакцины вместо внутрикожного или иммунизации инфицированных туберкулезом детей: регионарные /подмышечные/ лимфадениты с нагноением или образованием кальцинатов: келлоидные рубцы на месте вакцинации; осложнения местного вакцинального процесса вторичной гнойной инфекцией.

Вакцина против полиомиелита. Вакцинация проводится живой ослабленной вакциной внутрь. Вакцина минимально реактогенна. В редких случаях могут наблюдаться легкие диспепсические явления у детей с неустойчивым состоянием желудочно-кишечного тракта, а также обострение аллергических заболеваний. В редчайших случаях /с частотой I на 1-4 млн. привитых/ могут возникать легкие спинальные парезы конечностей через 4-30 дней после приема вакцины или у лиц, контактировавших с привитыми в сроки до 60 дней после контакта. Такие неврологические осложнения развиваются у лиц, страдающих дефектами иммунологической системы.

АКДС-вакцина. Адсобированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина состоит из убитых коклюшных микробов, очищенных дифтерийного и столбнячного анатоксинов. Водится внутримышечно в область ягодицы или подкожно в подлопаточную область в количестве 0,5 мл. Ревакцинацию проводят в той же дозе.

АКДС-вакцина является более реактогенным и аллергенным препаратом может вызвать реакции как местного так и общего характера, а также осложнения со стороны различных органов. Изтрех компонентов, входящих в состав данной вакцины, наибольшей реактогенностью обладает коклюшный. Необычные реакции и осложнения после введения АКДС-вакцины обычно возникают уже в первые- вторые /реже 3-5-е/ сутки после прививки.

1. Местные реакции и осложнения: инфильтрат - /2 см в диаметре/, абсцесс /флегмона/.

II. Чрезмерно сильные общие реакции с гипертермией и интоксикацией,

III» Реакции /осложнения/ с поражением центральной нервной системы;

1. Упорный пронзительный крик.

2. Энцефалитическая реакция: судорожный синдром без гипертермии, судорожный синдром на фоне гипертермии.

3. Энцефалопатия /более длительные судорожные состояния, иногда с очаговой симптоматикой/.

4. Энцефалит поствакцинальный.

IV. Реакции /осложнения/ с поражением различных органов /почек, суставов, сердца и др./.

V.Реакции /осложнения/ аллергического характера:

I. Местные реакции аллергического типа /отёк и гиперемия мягких тканей/.

2. Аллергические сыпи.

3. Аллергические отеки.

4. Астматический синдром, синдром крупа.

5. Геморрагический синдром.

6. Токсико-аллергическое состояние.

7. Коллаптоидное состояние.

8. Анафилактический шок.

VI. Внезапная смерть.

VII. Сочетанное течение вакцинального процесса и присоединившейся острой интеркуррентной инфекции /взаимодействие двух 4-акторов/ с осложнениями и без них.

VIII. Обострения /или первые проявления/ хронических болезней и оживление латентной инфекции /провоцирующая роль прививки/. Неврологические и тяжелые аллергические осложнения после введения АКДС-вакцины являются противопоказанием для продолжения дальнейшей иммунизации против коклюша.

АДС-анатоксин вводится в подкожную клетчатку под лопатку в количестве 0,5 мл. После введения данного препарата осложнения и необычные реакции наблюдаются значительно реже, чем после АКДС-вакцины. Они носят чаще всего аллергический характер (быстро исчезающие отек и гиперемия мягких тканей в месте введения препарата, аллергические сыпи, реакции анафилактоидного типа и т.д.). В некоторых случаях отмечаются повышенные общие реакции с высокой температурой.

   Вакцина против кори. Прививку живой коревой моновакциной проводят однократно подкожно в количестве 0,5 мл в 12 месяцев. Противокоревая вакцина вызывает вакцинальный процесс, который в большинстве случаев протекает бессимптомно, но в некоторых случаях может сопровождаться клиническими симптомами. Последние возникают через 6-14 дней после прививки и проявляются в виде лихорадки, катаральных явлений, конъюнктивита, кореподобной сыпи. Эти явления продолжаются 2-3 дня. В последние годы, в связи с улучшением качества выпускаемой вакцины, осложнения стали наблюдаться реже.

   Вакцинация против паротита. Прививку живой паротитной вакциной проводят однократно подкожно в дозе 0,5 мл в 12 месяцев. Вакцина обладает низкой реактогенностью. Аллергических реакций на прививку и других клинических проявлений вакцинального процесса, как правило, не наблюдается. Вакцинированные дети болеют паротитом в 10 раз реже, чем не вакцинированные. Коэффициент эффективности 90- 96%.

              Общие принципы профилактики поствакцинальных осложнений.

В профилактике поствакцинальных осложнений решающая роль принадлежит общим профилактическим мерам. В первую очередь к ним относится строгое соблюдение правил проведения прививок в соответствии с приказами и инструкциями. Кроме официальных инструкций врач должен принимать во внимание следующие моменты:

1. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Внимательное ознакомление с анамнезом ребенка: наследственная отягощенность, динамика физического и психического развития, перенесенные заболевание, реакции на предыдущие прививки и лекарственные препараты, сроки перенесенных заболеваний и особенно последние из них. Необходимо фиксировать внимание на эпидемиологической обстановке, т.е. наличии в окружении ребенка инфекционных заболеваний с тем, чтобы не сделать прививку ребенку, находящемуся в инкубационном периоде.

2. Не следует назначать прививок при первом знакомстве с ребенком, в первые дни поступления его в детское учреждение, а также непосредственно перед поступлением ребенка в детское учреждение.

3. Оздоровительные мероприятия, лечение рахита, анемии, санация очагов хронической инфекции должны проводиться до прививок.

    4.Перед прививкой ребенок должен быть внимательно осмотрен. При неблагоприятном анамнезе желательно предварительно провести анализ крови и мочи, воспользоваться консультациями узких специалистов.

   В результате выявляются дети, имеющие противопоказания к прививкам.   Некоторые из них полностью или временно отстраняются от прививок /абсолютные противопоказания: постоянные и временные/. В отношении других требуются специальные подходы и использование методов щадящей, смягчающей иммунизации. Эти дети с относительными /условными/ противопоказаниями, имеющие частые заболевания в анамнезе, склонность к неадекватным реакциям, аллергическим реакциям в прошлом на различные антигенные раздражения, неблагоприятную аллергическую наследственность. Таких детей следует направлять на консультацию в консультационные кабинеты по иммунопрофилактике.

5.Строгое соблюдение правильной техники прививок: точно внутрикожное -введение вакцины БЦЖ и др.

6.Наблюдение и уход за привитыми. Следует предупредить мать: о недопустимости введения новых видов пищи, особенно облигатных аллергенов, после прививки, об изоляции детей в поствакцинальном периоде от инфекционных больных, о недопущении перегревания, переохлаждения, физических и психических перегрузок. Родители должны быть заранее предупреждены о сроках проведения их детям прививки.

7.При приведении прививок детям с условными противопоказаниями рекомендуется соблюдение следующих принципов:

а) уточнение анамнеза, тщательное обследование перед прививкой,

   б) выбор периода наименьшей аллергической активности для данного ребенка, а также более оптимального для него сезона: например, теплое время года для ребенка, часто болеющего респираторно-вирусной инфекцией, и осенне-зимний период для ребенка, страдающего поллинозом,

  в) проведение прививок, применение антигистаминных препаратов, витаминов за 2 дня до вакцинации и в течение 7-10 дней после нее,

   г) допущение более длительных интервалов между введением вакцины АКДС и АДС-анатоксина от 6 нед до 2-2,5 мес. Составлять для этого контингента детей индивидуальный календарь прививок,

  д) применение методов щадящей вакцинации, прививка проводится АДС-анатоксином.

Вопросы для самоконтроля:

1.Специфическая профилактика детских инфекций.

2.Перечислите календарь плановой вакцинации детей.

3.Укажите характеристику вакцин.

4.Профилактика поствакцинальных осложнений.

Инструкция по выполнению практической работы:

1.Внимательно прочитайте ситуационную задачу.

2.Выполните задания к ней.

Задача-эталон.                                                                                                                                             

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники, на приеме ребенок 3 месяцев.
Задание:

1.Составьте план вакцинации АКДС для данного ребенка.

2.Объясните необходимость вакцинации.

Эталон ответа.

Цель: исключить распространение инфекции.

1.АКДС V1 – 3 месяца, V2 – 4,5 месяцев, V3 – 6 месяцев.

Ревакцинация АКДС проводится R1 – 18 месяцев, АДС– анатоксином R2 – 7, 14 лет. АКДС вводится 0,5 мл в/м, АДС – 0,5 мл п/к, в/м.

2.План беседы с родителями – информировать родителей о причинах инфекционных заболеваний, возможных осложнениях, родители будут понимать целесообразность выполнения вакцинации.

Задачи для самостоятельного решения

Задача №1

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники, на приеме ребенок 1 месяца.

Задание:

1.Составьте план вакцинации для ребенка до 12 месяцев.

2.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности вакцинации в доступной форме.

Задача №2

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники, на приеме ребенок 3 месяцев, не привитый от полиомиелита.

Задание:

1.Составьте план вакцинации ребенка.

2.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности вакцинации в доступной форме.

Задача №3

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники, на патронаже у новорожденного ребенка.  

Задание:

1.Какие прививки ребенку сделаны в родильном доме?

2.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности вакцинации в доступной форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.048 с.)