Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Менеджмент и управление персоналом↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раздел 4 Менеджмент и управление персоналом
Тема 4.1 Трудовое право Республики Беларусь
Понятие трудового права. Понятие, стороны и содержание трудового договора. Заключение трудового договора. Изменение трудового договора. Прекращение трудового договора. Контракт (понятие, условия заключения и прекращения). Коллективный договор и соглашение. Рабочее время (понятие и режим). Трудовые и социальные отпуска. Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность работников. Материальная ответственность работников.
Понятие трудового права Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, и связанные с ними отношения. К последним относятся отношения, связанные с: 1) профессиональной подготовкой работников на производстве; 2) деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей; 3) ведением коллективных переговоров; 4) взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями; 5) обеспечением занятости; 6) контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде; 7) государственным социальным страхованием; 8) рассмотрением трудовых споров. Основным актом трудового права является Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК Беларуси). Помимо ТК Беларуси трудовые и связанные с ними отношения регулируются Конституцией Республики Беларусь; актами законодательства о труде; коллективными договорами, соглашениями и иными локальными нормативными правовыми актами (например, правила внутреннего трудового распорядка); трудовым договором. Локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными. Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде (ч. 3 ст. 7 ТК Беларуси). Течение сроков, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение трудовых отношений, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено их начало. Субъектами (участниками) трудового права являются работник, наниматель, профсоюз, государственная служба занятости, комиссия по трудовым спором и другие.
4.1.2 Понятие, стороны и содержание трудового договора Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату. Сторонами трудового договора являются работник и наниматель. Работник – лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора. Работник принимается на работу для выполнения определенной трудовой функции, которая указывается в трудовом договоре. Наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (ст. 20 ТК Беларуси). Наниматель – юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. В зависимости от срока можно выделить следующие виды трудового договора: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор); 3) на время выполнения определенной работы (заключается в случаях, когда время завершения работы не может быть определено точно); 4) на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с настоящим Кодексом сохраняется место работы; 5) на время выполнения сезонных работ (заключается в случаях, когда работы в силу природных и климатических условий могут выполняться только в течение определенного сезона). Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок. Содержание трудового договора – это совокупность его условий. Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия: 1) данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор; 2) место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу; 3) трудовая функция; 4) основные права и обязанности работника и нанимателя; 5) срок трудового договора (для срочных трудовых договоров); 6) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя); 7) условия оплаты труда.
Заключение трудового договора
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы или занятия профессиональным спортом, которые: 1) не являются вредными для его здоровья и развития; 2) не препятствуют получению общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования (ст. 272 ТК Беларуси). Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах (один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя) и подписывается сторонами. Условия трудового договора определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных ТК Беларуси. Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с отдельными категориями лиц, например: • письменно приглашенными на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними, в течение одного месяца со дня выдачи письменного приглашения, если стороны не договорились об ином; • прибывшими по направлению на работу после завершения обучения в государственном учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования; • имеющими право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения; • прибывшими на работу по распределению после завершения обучения в государственном учреждении образования; • женщинами по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет); • другое (ст. 16 ТК Беларуси). По требованию гражданина или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее трех дней после обращения. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд. Фактическое допущение работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. Фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе должно быть письменно оформлено не позднее трех дней после предъявления требования работника, профсоюза исходя из сложившихся условий (ст. 25 ТК Беларуси). После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю: 1) документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу); 2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей; 3) документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы; 4) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством; 5) индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов); 6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами. Прием на работу без указанных документов не допускается. Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством. Трудовой договор с предварительным испытанием С целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор по соглашению сторон может быть заключен с условием предварительного испытания, за исключением некоторых случаев. Условие о предварительном испытании должно быть предусмотрено в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия о предварительном испытании означает, что работник принят без предварительного испытания. Предварительное испытание при заключении трудового договора не устанавливается для: 1) работников, не достигших восемнадцати лет; 2) молодых рабочих (служащих), получивших профессионально-техническое образование; 3) молодых специалистов, получивших среднее специальное, высшее или послевузовское образование; 4) инвалидов; 5) временных и сезонных работников; 6) при переводе на работу в другую местность либо к другому нанимателю; 7) при приеме на работу по конкурсу, по результатам выборов; 8) в других случаях, предусмотренных законодательством. Работник и наниматель вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием: 1) до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня; 2) в день истечения срока предварительного испытания. При этом наниматель обязан указать причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытания. Решение нанимателя работник вправе обжаловать в суд. Если до истечения срока предварительного испытания трудовой договор с работником не расторгнут по вышеназванной причине, то работник считается выдержавшим испытание и расторжение с ним трудового договора допускается только на общих основаниях.
Требования и эффективность достижения целей
Реализация целей возможна при условии, когда, поставленные цели организации отвечают определенным требованиям. Цели должны быть конкретными и измеримыми, что позволяет выразить их не только качественно, но и в количественных показателях. При этом представляется возможность отслеживать процесс их достижения, принимать при необходимости управленческие действия на различных этапах. Важным требованием целеполагания является реальность целей, обеспеченность соответствующими материальными и людскими ресурсами. Цели должны быть гибкими, способными к трансформации и корректировке, т. е. быть отзывчивыми в случае непредсказуемых изменений ситуации в фирме, так как могут умножаться сложные проблемы, из которых выходить может быть очень трудно и с большими издержками. Одним из требований целеполагания является признанность персонала в качестве личных целей. Так как цели обычно достигаются совместной деятельностью людей, то они должны быть понятными, воспринимаемыми большинством членов коллектива. Цели должны быть проверяемыми, что указывает на необходимость оценивать степень их достижения и осуществлять соответствующее стимулирование. Цели должны быть совместимыми во времени и пространстве, совмещать работников и взаимно поддерживать. Очень важно, чтобы управленческий процесс приводил к достижению поставленных целей, тогда он считается эффективным. Помимо эффективности действий, направленных на достижение целей, отмечают выгодность и экономичность. Содержание выгодности сводится к получению определенного положительного результата, например, прибыли; вторая показывает цену, которую за этот результат пришлось заплатить, соотнеся его с величиной затрат. Чем в большей степени результат их превышает, тем экономичнее управленческий процесс. В практической деятельности должно быть оптимальное соотношение между эффективностью и экономичностью, так как высокоэкономичная деятельность малоэффективная в достижении цели, а эффективная – неэкономичной, если цель будет достигаться слишком высокими затратами. Важным признаком эффективной деятельности являются результативность, рациональность технологии, надежность оборудования, материалов, организация процессов в соответствии с поставленными целями.
Функция организация
Эта функция является базисной функцией менеджмента, содержание которой сводится к обеспечению нормальной, устойчивой работы организации. Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид управленческих действий, способов и средств по упорядочению совместной деятельности людей, сведению воедино всех специалистов организации, чтобы определить роль, ответственность, подотчетность для каждого из них. В процессе организации создается структура организации, формируются подразделения исходя из объема и содержания выполняемых задач, технологии и персонала. В подразделениях происходит сочетание людских, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения намеченных планов. Таким образом, организация самым тесным образом связана с реализацией функции планирования, является ее первым шагом. Необходимо структурировать ряд элементов, чтобы организация смогла выполнять свои планы и осуществлять поставленные цели. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночных отношений. Важной задачей функции организации является создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой государственностью к изменениям, инновациям, единым для всей организации ценностям. Следовательно, вне зависимости от масштабов и видов деятельности каждая организация должна быть некоторым образом организована. Выдвигается ряд принципов, которыми целесообразно руководствоваться в процессе выполнения функции организации: 1) определение миссии, целей и задач организации; 2) определение видов деятельности по достижению поставленных целей; 3) определение рациональных форм разделения труда; 4) группировка видов деятельности (работ) и человеческих ресурсов в организационные структуры; 5) разработка структуры органов управления; 6) регламентация функций, подфункций, работ, операций; 7) установление прав и обязанностей аппарата управления и должностных лиц. Работы функции организации должны выполнять все управленцы независимо от их ранга. Хотя концепция этой функции сводится к делегированию прав и ответственности по горизонтали и вертикали, однако решение о выборе структуры организации принимается руководством высшего звена управления. При этом задача менеджеров сводится к выбору организационной структуры, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации. Особую значимость приобретает разделение деятельности сотрудников и работ по горизонтали и вертикали. Следует иметь в виду, что разделение труда по вертикали (подчиненности) не беспредельно. Если происходит рост организации, то возникает новый вид разделения функций – по горизонтали. Такой подход к разделению менеджерского труда вызывает создание различных служб и отделов в организации. В западном менеджменте создание и выделение таких отделов называют департаментацией. Важным направлением функции организации является установление взаимоотношений между высшими и низшими уровнями управления. Нелегко установить число сотрудников, которыми должен руководить один управляющий. На практике это число сильно варьируется в зависимости от специфики организации и управленческого уровня. Так, высшие руководители управляют (контролируют) не более чем десятью подчиненными, тогда как управленцы низшего звена могут руководить гораздо большим числом сотрудников. В связи с этим выделяют два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер), – это время и частота, т. е. сколько времени затрачивается на каждого сотрудника и как это часто бывает. Средством установления связи между управленческими уровнями выступают полномочия. Делегирование полномочий означает передачу прав и ответственности за решение поставленных задач. Этот процесс способствует росту профессиональных, мыслящих и активно работающих управленцев, превращает их из подчиненных в самостоятельных руководителей.
Принципы менеджмента
Механизм взаимодействия между управляющей и управляемой подсистемами обуславливается принципами, то есть правилами, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Под принципами менеджмента следует понимать основополагающие идеи, закономерности, нормы и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих действий в сложившихся социально-экономических условиях. Принципы менеджмента устанавливают общие требования к системе, структуре, организации и процессу управления. А. А. Беляев и Э. М. Коротков считают, что все принципы организации можно разделить на общие, частные и ситуационные, которые связаны между собой, и только их комплексное использование может обеспечить успех организации (рисунок 4.3.1.1).
Рисунок 4.3.1.1 Система принципов организации
Одним из первых разработал четырнадцать общих принципов Анри Файоль в своей работе "Общее и промышленное управление". К числу общих принципов в последние годы относят принцип обратной связи. Идею "бирегуляторов", типовую по содержанию обратной связи выдвинул А. А. Богданов, при которой два комплекса взаимно регулируют друг друга. Эта идея получила развитие в работах Н. Винера как принцип обратной связи. В литературе одним из ведущих общих принципов организационных систем приводится принцип развития, который принимает эволюционную фирму, когда речь идет о постепенных количественных и качественных изменениях и революционную, характеризующуюся скачкообразным переходом от одного состояния к другому. К общим принципам относят принцип соревновательности, конкуренции и принцип дополнительности, суть которого сводится к диалектическому механизму взаимодействия и самоорганизации. Частные принципы имеют ограниченное распространение в различных подсистемах общества – экономической, социальной, политической и др. К этим принципам относят принципы, применяемые в процессе различных видов организационной деятельности (принцип управления персоналом, принцип продвижения по служебной лестнице и др.); принципы управления фирмой, корпорацией. Содержание ситуационных принципов обусловливается складывающейся ситуацией или особым характером деятельности. Э. А. Смирнов считает, поскольку любая материальная система проходит в своем развитии статистические и динамические этапы жизненного цикла, то ей присущи принципы приоритета, принципы соответствия, принципы формирования процесса организации. Принципы приоритета Принцип приоритета цели сводится к тому, что в системе цель-задача-функция наивысший приоритет будет иметь цель, потом задача и наконец функция. Принцип приоритета функций над структурой при создании организации осуществляется реализацией определенного набора целей через формирование набора функций. Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях означает, что в организациях постепенно отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются. Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения сводится к тому, что при создании организации учредители должны подбирать вид деятельности, необходимый персонал, местоположение на свое усмотрение. Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций означает, что управленцы организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом установленных требований. Принцип соответствия Принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами означает, что каждой поставленной цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и людских ресурсов, которые необходимы для выполнения задач. Принцип соответствия распорядительства и подчинения сводится к тому, что у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. К принципам соответствия относят еще принцип эффективности производства и экономичности; принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления; принцип прямоточности; принцип ритмичности, принцип пропорциональности. Требования к менеджеру по персоналу Исследователями было предложено множество характеристик компетентности менеджера по персоналу, 11 областей компетентности были признаны ключевыми, поскольку они фигурировали в экспертных оценках всех шести упомянутых ролей менеджера по персоналу. Эти ключевых области компетентности были объединены в три группы. 1. Личная порядочность: 1) этичность – уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость; 2) добросовестность – высокие требования к результатам своей работы; 3) рассудительность – способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения. 2. Целеустремленность и продуктивность: 1) результативность – ориентация на конечный результат; 2) настойчивость – способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией; 3) преданность организации и деловая ориентация – готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы; 4) уверенность в себе – готовность и умение решать неординарные задачи. 3. Навыки командной работы: 1) командная ориентация – понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими; 2) контактность – умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами; 3) коммуникабельность – умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания; 4) умение слушать – способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации. Экспертная оценка значимости этих ключевых областей компетентности для успешной работы менеджера по персоналу дала возможность проранжировать их в следующем порядке (по мере убывания степени важности): 1) этичность; 2) коммуникабельность; 3) умение слушать; 4) контактность; 5) командная ориентация; 6) добросовестность; 7) рассудительность; 8) результативность; 9) настойчивость; 10) уверенность в себе; 11) преданность организации и деловая ориентация.
Понятие профессиограммы Профессиограмма(от лат. Professio – специальность, Gramma – запись) – описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы. Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму – портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограммаполучается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности. Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает: • требования к должностным обязанностям работника; • требования к рабочему месту; • возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника; • варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы. Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации). Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм: а) системность – в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника; б) целостность – оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности; в) практичность – результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса; г) научность и современность – методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний; д) эффективность – в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы. Важной составной частью профессиограммы является психограмма– описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления. При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, – в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений. Деловая этика Деловая этика в широком смысле – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организаций в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета – ритуализированные внешние нормы поведения. Предметом особенно пристального внимания этические проблемы деловой жизни стали в США. Обязательные курсы этики читаются не только на философских и теологических факультетах, но и в различных школах бизнеса. Крупные компании организуют курсы этики для своих сотрудников. Многие фирмы создают корпоративные этические кодексы, формулируя в письменном виде этические принципы корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам. Однако издание этического кодекса нередко служит простой уступкой общественному мнению и является как первым, так и последним шагом в решении этических проблем. Моральный уровень управляющих, как правило, ниже, чем представителей других профессий. И все-таки внимание общественности к этическим проблемам вынуждает руководителей организаций производить этический анализ своей деятельности. От сетований на неуловимый и не поддающийся контролю характер морали, что является общим местом исследований по этике, делаются попытки перейти к превращению этических аспектов деятельности организации в планируемый и контролируемый порядок, институционализироватьморааль. Соответственно можно выделить следующие уровни в системе регулятивов деловой этики в корпорации: 1) этические принципы (императивы}, доминирующие во внешней для корпорации среде, смена которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе; 2) нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников корпорации; 3) коллективы сотрудников корпорации, чья деятельность определяется моральным климатом организации; 4) индивидуальные мотивы сотрудников корпорации, побуждающие их к моральной деятельности, которая утверждает идеалы добра и подчинена чувству долга. При построении системы кадрового менеджмента следует учитывать, что этические принципы и общепризнанные моральные нормы, как правило, фиксируются в официальных документах корпорации – миссия корпорации, корпоративный этический кодекс (моральные институции), а неформальные механизмы моральной регуляции определяются господствующими реально-психологическими стереотипами и авторитетом морального лидера. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и организации в целом в настоящее время определяется ориентацией на сформировавшиеся в XX в. гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение достоинства человеческого существа как индивидуальной личности (Л. Кольберг); принцип благоговения перед жизнью (А. Швейцер). В известной книге А. Печчеи «Человеческие качества» намечены шесть целей для человечества, по которым можно сверять цели деятельности организации: • «внешние пределы» – уяснение проблемы биофизических пределов существования человека на Земле, гармонизация взаимоотношений человека с природой; • «внутренние пределы» – исследование физических и психологических возможностей человека; • защита и сохранение культурных особенностей народов и наций; • «мировое сообщество» – выявление путей постепенного преобразования системы эгоцентрических государств в систему скоординированных между собой географических и функциональных центров принятия решений; • среда обитания, генеральный всемирный план человеческих поселений; • производственная система. Корпоративные этические кодексы могут основываться и на других этических принципах, которые складывались на протяжении последних четырех столетий и в какой-то степени ограничивают максимальные этические требования: утилитаристский принцип – предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей; индивидуалистический принцип – направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов. Введение абстрактных положений о ценностях, миссии, цепях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключает отношения к ним со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки. От корпораций требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества. Существует точка зрения, что, в конечном счете, повышение степени социальной ответственности способствует осуществлению долгосрочных целей организаций и выгодно им. Приведем аргументы «за» и «против» социальной ответственности организации «За» 1) социальная ответственность уравновешивает могущество корпорации и ответственность корпорации; 2) добровольная социальная ответственность позволяет избежать принудительного правительственного регулирования; 3) общественность одобряет организации, несущие ответственность перед обществом, что в результате способствует их успеху; 4) действуя соответствующим образом, организация помогает обществу решать его проблемы; 5) создаваемые организациями социальные проблемы, такие, как загрязнение окружающей среды, должны разрешаться за счет этих организаций; 6) организации стремятся накапливать ресурсы для решения больших проблем; 7) организации морально обязаны помогать обществу. «Против» 1) ценой такого поведения являются снижение доходных статей корпорации и удорожание ее продукции для потребителя; 2) компания, которая несет большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе другим компаниям; 3) расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, снижения дивидендов, повышения цен; 4) принятие социальной ответственности может ввести в заблуждение членов организации относительно ее главных целей; 5) принятие социальной ответственности может реально снизить мощь организации; 6) ответственность за социальные проблемы лежит на индивидуумах, а не на корпорациях; 7) руководители корпораций не научены решать общественные проблемы. Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике вытекает таким образом из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и ее основными целями – достижением успеха и прибыли. Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Этике учат те, кто не занимается бизнесом, никем не руководит и не знает, как это делается, и, наоборот, тот, кто руководит, искренне считает этику бесполезной и абстрактной наукой. Деловой этикет Это тот раздел корпоративного этического кодекса, который легче других поддается контролю и регламентации. Иногда от всей административной деловой этики остается только этикет. Этикет не относится к. собственно моральным способам регуляции поведения, поэтому в философских этических словарях нет даже статей о нем. Строго регламентируя формы внешнего поведения, этикет не оставляет человеку свободы выбора. Кроме того, выполнение норм этикета касается только внешнего поведения и не затрагивает сферы морального сознания. «Чем более цивилизованны люди, тем больше они актеры», – говорил И. Кант. Слово «этикет» означает установленный порядок поведения и определенной социальной сфер
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.017 с.) |