О важности правильного понимания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О важности правильного понимания.



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Н.И. ПИРОГОВА

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реферат по дисциплине «Философия»

 

Анализ основной проблематики философии Фридриха Ницше и форменных частностей его философского языка на примере работы “Ecce homo”. (по работе Фридриха Вильгельма Ницше “ Ecce Homo. Как становятся сами собою”)

 

Подготовил студент I-ого курса МБФ

171 группа (а) – медицинская биофизика

Бычков Игорь Николаевич

 

Преподаватель: Моисеенко Галина Викторовна

Москва, 2013

Оглавление:

Введение ………………………………………..……………………..... стр3

Глава I: Фридрих Ницше - инструкция по применению, или история о том, как “философствуя молотом” не ушибить палец, слушая Заратустру, не начать разговаривать с самим собой и читая “Ecce Homo” остаться человеком …..……………………………………...…стр7

Глава II:  О пище: материальной и духовной …………………........стр12

Заключение ………………………………………………………….....стр17

Список использованной литературы …………………………………стр19

Приложение…………………………………………………………….стр20

Введение.

“Gesunder Körper, gesunder Geist” или “В здоровом теле здоровый дух” - так гласит крылатое выражение. 

Но что, если тело нездорово, и лишь мгновение отделяет его от упадка, от разложения. При этом разум, словно предчувствуя предстоящее, пытается лихорадочно вспомнить всё, что когда-то происходило, волновало, влияло. Это - как вспышка света перед предстоящим мраком, уже к тому же вечным.

История так распорядится, что произведение “Ecce Homo” Фридриха Вильгельма Ницше станет для него именно такой вспышкой. Вскоре после её написания философ потеряет рассудок и будет помещён в Базельскую психиатрическую клинику. Оправиться от этого ему уже будет не суждено - он умрёт 25 августа 1900 года в Веймаре.

Таким образом, философ подведёт итог своему сознательному существованию именно этой книгой-исповедью, которую начнёт писать, начиная от своего 44-летнего дня рождения 15 октября 1988 года и закончит, по разным данным, 4 или 14 ноября 1988 или, даже, 2 января уже 1989 (что соответствует 1 дню до психического коллапса). В ней он многое вспомнит и даст оценку почти всему, что успело случиться с ним за его недолгую жизнь. А увидит свет “Ecce Homo”  только в 1908 году. Это объясняется тем, что цельный структурированный текст книги фактически отсутствовал, и она являлась, по сути, разрозненным набором заметок и отрывков, написанных философом. Считается, что восстановить хронологический порядок написания составных частей удалось, что и позволяет отнести её к книгам Ницше, а не к его «черновому» наследию, которое, к слову, также довольно велико.

По традиции, немного истории.

Итак, немецкий философ XIX века Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в саксонском городе Рёккене в семье лютеранского пастора. В 1849 его отец умер, и Фридрих Вильгельм воспитывался своей матерью вплоть до отъезда в 1858 в знаменитую гимназию «Пфорта». Там Ницше изучал античные тексты, пробовал себя в писательстве, увлекался музыкой (у него даже было желание стать музыкантом), проявлял интерес к философским проблемам.

Будущий всемирно известный философ собственно философского образования не получил: с 1862 по 1865 в Боннском университете он изучал теологию и филологию (по последней, кстати, у него имеются труды, которые не будут рассмотрены в данной работе). В силу сложившихся у Ницше уже к тому времени антирелигиозных представлений, осенью 1865 он забросил теологию и перебрался в Лейпцигский университет, желая сфокусироваться на изучении классической филологии. В 1867 был призван на год в прусскую армию, затем вернулся в университет. Несмотря на то, что успехи Ницше в филологии высоко оценивались профессорами, его интерес к изучению предмета явно упал. Молодой Ницше не знал, что ему делать. Но дело разрешилось само собой: в 24 года(!) он был приглашён на должность профессора филологии в Базельский университет. Это был поистине беспрецедентный случай в европейском образовании, и молодой человек, уже охладевший к филологии, не смог отказаться от этого предложения.

Работая преподавателем, с 1868 он активно общался с композитором Рихардом Вагнером, который, в какой-то степени заменял ему  отца в силу разницы в возрасте и в силу того, что Ницше рано потерял отца. Ницше невероятно ценил общество композитора и был поклонником его музыки. Также их сближала общая увлечённость философскими трудами Шопенгауэра. Но дружба продлилась недолго: после отъезда в 1872 Вагнера в Байройт их отношения пошли на спад. Окончательной точкой разрыва стала публичная критика композитором опубликованной Ницше в 1878 работы “Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов”.

В 1879 году философ вынужден был оставить преподавание из-за ухудшения состояния здоровья. Ему была назначена небольшая пенсия, и последующие 10 лет Ницше «скитался» по Италии, югу Франции и Швейцарии в поисках климата, который смог бы уменьшить его страдания.

Именно к этому периоду относят написание наиболее значительных для Ницше, как для философа, работ. Переезжая с места на место, он занимался постоянной творческой деятельностью вплоть до 1989 года, когда с ним случился психический кризис, причины которого до сих пор доподлинно не выяснены. После событий 1889 года Ницше так и не оправился и умер в 1900 в Веймаре.

Список работ автора довольно значителен - около 30 произведений. К наиболее значительным философским работам мы можем отнести:

· “Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов” (в оригинале нем. “Menschliches, Allzumenschliches: Ein Buch für freie Geister”), издана в 1878. Многими характеризуется, как переломная работа для философии Ницше, в которой он полностью удаляется из области метафизики.

  • “Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого” (в оригинале нем. “ Also sprach Zarathustra. Ein Buch für Alle und Keinen”), издана в 1885. Своего рода magnum opus автора. В книге раскрывается идея ницшеанского “сверхчеловека”.
  • “По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего” (в оригинале нем. “Jenseits von Gut und Böse. Vorspiel Philosophie der Zukunft”), издана в 1886. В книге производит переоценку взглядов на философию и философов, давая своё виденье новых путей развития. Также переосмысливает гуманистические ценности.
  • “Антихрист. Проклятие христианству” (в оригинале нем. “Der Antichrist. Fluch auf das Christenthum”), издана в 1895. Довольно значительная работа философа, поднимающая вопросы сущности христианства.
  • “Сумерки идолов, или как философствуют молотом” (в оригинале нем. “Götzen-Dämmerung oder Wie man mit dem Hammer philosophiert”), издана в 1888. Содержит в форме коротких эссе критику и “развенчивание” многих философских понятий.
  • “Ecce Homo. Как становятся сами собою” (в оригинале нем. “Ecce homo. Wie man wird, was man ist”), издана в 1908. Рассматриваемая нами автобиографически-философская работа Ницше.

Сразу оговорюсь, перечисленные «главные» работы, на мой взгляд, наиболее полно  раскрывают Ницше именно как философа.

Биография Ницше в какой-то степени позволяет объяснить противоречивость его натуры. Ведь именно понимание того, как жил человек может зачастую пролить свет на многие неясности, в данном случае философского плана, особенно когда мы имеем дело с такой многогранной фигурой, как Фридрих Ницше.

Вопреки традиции во введении не будут предложены тезисы, поскольку название довольно полно обозначает круг наших интересов в рамках данной работы. Все формулировки будут даны далее, в тексте работы.

Первая глава будет посвящена методическим рекомендациям по изучению трудов и концепций философа.

Во второй будет произведён обобщённый краткий анализ философской «системы» и проблематики Ницше.

 

Глава 1. Фридрих Ницше - инструкция по применению, или история о том, как “философствуя молотом” не ушибить палец, слушая Заратустру, не начать разговаривать с самим собой и, читая “Ecce Homo”, остаться человеком.

О языке философа.

Для начала стоит, пожалуй, немного поговорить о том, как писал Фридрих Ницше, поскольку во многом это является ключом к пониманию его философии. Будучи филологом по образованию, он огромное внимание уделял стилю написанного и художественной составляющей, что, безусловно, заметно по текстам. Никогда не пытаясь выстроить стройную систему из терминов и понятий, философ предпочитал метафизическим дебрям афористические. Именно поэтому мы до сих пор используем большое количество цитат философа, остроумных и точных.

Вообще остроумие и хорошее чувство языка - отличительные особенности его книг. На мой взгляд, во многом Ницше задал  подобное направление в изложении философии, которое потом с удовольствием подхватят и разовьют такие личности, как Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Анри Бергсон и многие другие.

Эти две особенности имеют как свои преимущества, так и недостатки.

К достоинствам можно отнести, прежде всего, отход от “трудночитабельного” философского языка (особенно присущего именно немецким философам), сквозь конструкции которого в “предницшевское” время зачастую приходилось продираться словно через бурелом. В своей работе “Ecce Homo” Ницше, описывая необычайный язык немецкого поэта Генриха Гейне, не упускает возможности “скромно” подчеркнуть и свои заслуги: “Некогда скажут, что Гейне и я были лучшими артистами немецкого языка - в неизмеримом отдалении от всего, что сделали с ним просто немцы”. [1]

“Недостатком” художественного языка Ницше является невозможность однозначной трактовки написанного им, а также высокие требования к культурному кругозору читателя, необходимые и достаточные для адекватного восприятия его сочинений. Ирония ситуации заключается в том, что Ницше в своё время расширил круг читателей и почитателей его трудов, сузив, с другой стороны, этот круг в наше время, правда, по не зависящим от него обстоятельствам. Возможно, что в силу своего образования, знание латыни, французского и итальянского языков, а также осведомлённость о бесчисленном множестве известных и не очень культурных деятелей разных времён (от античности до XIX века), были для философа само собой разумеющимся фактом для каждого, кто хотя бы теоретически мог бы взять в руки его книги. Также важным является очень хорошее знание и понимание христианской культуры. Все нововведённые философом понятия раскрываются в контексте традиционных, что при первом прочтении часто смущает. Однако с некоторым опытом приходит понимание необходимой системы координат, и разум сам собой постепенно подстраивается. Одно замечание: важно также не утратить критическое восприятие написанного философом.

Вышеупомянутый недостаток, кстати, может стать и преимуществом, если воспринимать все сложности, связанные с изучением философии Ницше, как стимул к расширению своего кругозора.

Критика культуры «упадка».

“ D ecadence” - упадок. Этот термин имеет довольно большое значение в работе “Ecce Homo”, поэтому есть смысл рассмотреть его подробнее.

Контекст употребления этого слова чрезвычайно обширен. Несмотря на это, довольно сложно объяснить многообразие смыслов, которое философ включал в это понятие.

    Но всё же попытаемся. По Ницше упадочно всё то, что отдаляет человека от его истинной сущности, от дионисического начала. Под дионисическим началом понимается пребывание в единение человека с человеком, человека с природой, опьяняющее и пугающее одновременно. Основой дионисического начала философ считает музыку и классическую древнегреческую трагедию.

    Однако этот мир начал разрушаться. Сначала Еврипидом, создавшим новейшую аттическую трагедию, что Ницше расценивает, как вырождение жанра, отход трагедии от изначального дионисического начала. Затем подключился один из главных ницшеанских decaden тов – всем нам известный греческий великий мыслитель и философ Сократ. Ницше называет именно Сократа источником так ненавистной ему морали. Сократовские моральные ценности “…рациональностью своей разрушившие досократовскую греческую жизнерадостность, целостность жизни, волю к жизни” [9] философ считает причиной и первой ступенью в возникновении ценностей настоящего оплота зла и упадка – ценностей христианства, сковавших развитие человечества на долгие века. Попыткой отойти от этого превратного восприятия жизни Ницше называет эпоху Возрождения, но на сей раз все усилия были сведены на нет Мартином Лютером: “Лютер, этот роковой монах, восстановил Церковь и, что в тысячу раз хуже, христианство, в тот момент, когда оно было побеждено... Христианство, это ставшее религией отрицание воли к жизни”. [10] Заметим, что если следовать Ницше, то упадок продолжается и по сей день.

    Итак, вот вкратце о том, что Ницше подразумевал под понятием decadence.

Заключение.

Список использованной литературы:

Ницше Ф. Собр. соч. в 5 т., т. 5, СПб, изд.Азбука, 2011

Януш Корчак. «ИЗБРАННОЕ»., К., Библиотека-Алия. 1988

Шишков И.З. из статьи «Философия неприятных истин Фридриха Ницше»/ «Философия. Культура. Медицина», М., изд.Добросвет-М.,2009

Гераклит/Богомолов А.С., «Античная философия: Учебник», М., изд. Высшая школа, 2006

Рэй Брэдбери. «451 по Фаренгейту»./Рэй Брэдбери «О скитаньях вечных и о Земле», М.: Правда, 1987

Ницше Ф., «Так говорил Заратустра»,М., ИФ РАН, 2004

 

 

Приложение

Годы детства

Фридрих Ницше родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, затем брат Людвиг Йозеф, умерший в 1849 году спустя полгода после смерти их отца. Воспитывался своей матерью, пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую гимназию «Пфорта». Там он увлекся изучением античных текстов, осуществил первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал Шиллера,Байрона и особенно Гёльдерлина, а также впервые познакомился с музыкой Вагнера.

Годы юности

В октябре 1862 года отправился в Боннский университет, где начал изучать теологию и филологию. Быстро разочаровался в студенческом быте и, попытавшись повлиять на своих товарищей, оказался ими непонятым и отвергнутым. Это стало одной из причин его скорого переезда в Лейпцигский университет вслед за своим наставником профессором Фридрихом Ричлем. Однако и на новом месте обучение филологии не принесло Ницше удовлетворения, даже несмотря на его блестящий успех в этом деле: уже в возрасте 24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет — беспрецедентный случай в истории университетов Европы.

Ницше не смог принять участия во Франко-прусской войне 1870 года: в начале профессорской карьеры он демонстративно отказался от прусского гражданства, а власти нейтральной Швейцарии запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив лишь службу санитаром. Сопровождая вагон с ранеными, он заразился дизентерией и дифтеритом.

[править] Дружба с Вагнером

8 ноября 1868 года Ницше познакомился с Рихардом Вагнером. Он резко отличался от привычной и уже тяготившей Ницше филологической среды и произвёл на философа чрезвычайно сильное впечатление. Их объединяло духовное единство: от обоюдного увлечения искусством древних греков и любви к творчеству Шопенгауэрадо чаяний переустройства мира и возрождения духа нации. В мае 1869 года он посетил Вагнера в Трибшене, став для того практически членом семьи. Однако их дружба длилась недолго: всего около трёх лет до 1872 года, когда Вагнер переехал в Байройт, и их отношения стали охлаждаться. Ницше не смог принять возникших в нём перемен, выразившихся, по его мнению, в измене их общим идеалам, потаканию интересам публики, в конце концов, в принятии христианства. Окончательный разрыв был ознаменован публичным расцениванием со стороны Вагнера книги Ницше «Человеческое, слишком человеческое» как «печального свидетельства болезни» её автора[2].

Кризис и выздоровление

Ницше никогда не обладал крепким здоровьем. Уже с 18 лет он начал испытывать сильные головные боли, а к 30 годам испытал резкое ухудшение здоровья. Он почти ослеп, у него были невыносимые головные боли, которые он лечил опиатами, а также проблемы с желудком. 2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. Сам он описывал это время следующим образом:

…в тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности — я ещё жил, но не видел на расстоянии трех шагов впереди себя. В то время — это было в 1879 году — я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Санкт-Морице, а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провел как тень в Наумбурге. Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю». Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли. Среди пытки трехдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашел бы в себе достаточно утонченности и спокойствия, не нашел бы дерзости скалолаза.

«Утренняя заря» вышла в свет в июле 1881 года, с неё начался новый этап творчества Ницше — этап наиболее плодотворной работы и значительных идей.

Заратустра

Лу Саломе в повозке, запряженной Паулем Реё и Фридрихом Ницше (1882)

В конце 1882 года Ницше совершил путешествие в Рим, где познакомился с Лу Саломе, оставившей значительный след в его жизни. Ницше с первых секунд был покорён её гибким умом и невероятным обаянием. Он нашёл в ней чуткого слушателя, она, в свою очередь, была потрясена пылкостью его мыслей. Он сделал ей предложение, но она отказала, предложив взамен свою дружбу. Спустя некоторое время вместе с их общим знакомым Паулем Реё они организуют своеобразный союз, проживая под одной крышей и обсуждая передовые идеи философов. Но через несколько лет ему суждено было распасться: Элизабет, сестра Ницше, была недовольна влиянием Лу на её брата и по-своему разрешила эту проблему, написав той грубое письмо. В результате последовавшей ссоры Ницше и Саломе навсегда разошлись. Вскоре Ницше напишет первую часть своего ключевого произведения «Так говорил Заратустра», в котором угадывается влияние Лу и её «идеальной дружбы». В апреле 1884 годаодновременно выходят в свет вторая и третья часть книги, а в 1885 году Ницше издаёт на собственные деньги четвёртую и последнюю в количестве всего 40 экземпляров и раздает часть из них в кругу близких друзей, среди которых Хелене фон Друсковиц.

Последние годы

Заключительный этап творчества Ницше — это одновременно этап написания произведений, проводящих черту под его философией, и непонимания, как со стороны широкой публики, так и близких друзей. Популярность пришла к нему лишь в конце 1880-х годов.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Оно произошло после припадка, когда на глазах Ницше хозяин избил лошадь[3]. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них — плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие. Вскоре философ был помещён в базельскую психиатрическую больницу[4] и скончался 25 августа 1900 года. Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.

Отношения с сестрой

Сестра Фридриха Ницше Элизабет Ницше вышла замуж за антисемитского идеолога Бернарда Фёрстера (нем.), который решил уехать в Парагвай, чтобы там со своими единомышленниками организовать немецкую колонию Nueva Germania (нем.). Элизабет уехала с ним в 1886 году в Парагвай, но вскоре из-за финансовых проблем Бернард покончил с собой, и Элизабет вернулась в Германию.

Некоторое время Фридрих Ницше был в напряжённых отношениях с сестрой, но к концу жизни нужда в заботе о себе заставила Ницше восстановить отношения с ней. Элизабет Фёрстер-Ницше была распорядительницей литературного наследия Фридриха Ницше. Она издавала книги брата в собственной редакции, а для многих материалов не давала разрешение на публикацию. Так, «Воля к власти» была в плане работ Ницше, но он так и не написал эту работу. Элизабет издала эту книгу на основании отредактированных ею черновиков брата. Она также изъяла все ремарки брата касательно отвращения к сестре. Подготовленное Элизабет двадцатитомное собрание сочинений Ницше являлось эталоном для переизданий до середины XX века. Только в 1967 году итальянские учёные опубликовали без искажений ранее недоступные работы.

В 1930 году Элизабет стала сторонницей нацистов. К 1934 году она добилась того, что Гитлер трижды посетил созданный ею музей-архив Ницше, сфотографировался почтительно смотрящим на бюст Ницше и объявил музей-архив центром национал-социалистической идеологии. Экземпляр книги «Так говорил Заратустра» вместе с «Майн Кампф» и «Мифом двадцатого века» Розенберга были торжественно положены вместе в склеп Гинденбурга. Гитлер назначил Элизабет пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством.

 

        

   


[1] Ницше Ф. “Ecce homo”/Ницше Ф. Собр. соч. в 5 т., т. 5, СПб, изд.Азбука, 2011,стр.354-355

[2] Януш Корчак. «ИЗБРАННОЕ»., К., Библиотека-Алия. 1988 C. 47 — 48

[3] Шишков И.З. из статьи «Философия неприятных истин Фридриха Ницше»/ «Философия. Культура. Медицина», М., изд.Добросвет-М.,2009, стр.591

[4] Ницше Ф. “Ecce homo”/Ницше Ф. Собр. соч. в 5 т., т. 5, СПб, изд.Азбука, 2011,стр. 357

 

[5] Ницше Ф. “Ecce homo”/там же,стр. 336

[6]Гераклит/Богомолов А.С., «Античная философия: Учебник», М., изд. Высшая школа, 2006 стр.75

[7] Рэй Брэдбери. «451 по Фаренгейту»./Рэй Брэдбери «О скитаньях вечных и о Земле», М.: Правда, 1987, стр.149

[8] Ницше Ф., «Так говорил Заратустра»,М., ИФ РАН, 2004 стр.11

[9] Шишков И.З. из статьи «Философия неприятных истин Фридриха Ницше»/ «Философия. Культура. Медицина», М., изд.Добросвет-М.,2009, стр.576

[10] Ницше Ф. “Ecce homo”/Ницше Ф. Собр. соч. в 5 т., т. 5, СПб, изд.Азбука, 2011,стр.403

[11] Ницше Ф. “Антихрист”/Ницше Ф. Собр. соч. в 5 т., т. 5, СПб, изд.Азбука, 2011,стр.267

 

[12] Ницше Ф. “Антихрист”/ там же

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Н.И. ПИРОГОВА

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Реферат по дисциплине «Философия»

 

Анализ основной проблематики философии Фридриха Ницше и форменных частностей его философского языка на примере работы “Ecce homo”. (по работе Фридриха Вильгельма Ницше “ Ecce Homo. Как становятся сами собою”)

 

Подготовил студент I-ого курса МБФ

171 группа (а) – медицинская биофизика

Бычков Игорь Николаевич

 

Преподаватель: Моисеенко Галина Викторовна

Москва, 2013

Оглавление:

Введение ………………………………………..……………………..... стр3

Глава I: Фридрих Ницше - инструкция по применению, или история о том, как “философствуя молотом” не ушибить палец, слушая Заратустру, не начать разговаривать с самим собой и читая “Ecce Homo” остаться человеком …..……………………………………...…стр7

Глава II:  О пище: материальной и духовной …………………........стр12

Заключение ………………………………………………………….....стр17

Список использованной литературы …………………………………стр19

Приложение…………………………………………………………….стр20

Введение.

“Gesunder Körper, gesunder Geist” или “В здоровом теле здоровый дух” - так гласит крылатое выражение. 

Но что, если тело нездорово, и лишь мгновение отделяет его от упадка, от разложения. При этом разум, словно предчувствуя предстоящее, пытается лихорадочно вспомнить всё, что когда-то происходило, волновало, влияло. Это - как вспышка света перед предстоящим мраком, уже к тому же вечным.

История так распорядится, что произведение “Ecce Homo” Фридриха Вильгельма Ницше станет для него именно такой вспышкой. Вскоре после её написания философ потеряет рассудок и будет помещён в Базельскую психиатрическую клинику. Оправиться от этого ему уже будет не суждено - он умрёт 25 августа 1900 года в Веймаре.

Таким образом, философ подведёт итог своему сознательному существованию именно этой книгой-исповедью, которую начнёт писать, начиная от своего 44-летнего дня рождения 15 октября 1988 года и закончит, по разным данным, 4 или 14 ноября 1988 или, даже, 2 января уже 1989 (что соответствует 1 дню до психического коллапса). В ней он многое вспомнит и даст оценку почти всему, что успело случиться с ним за его недолгую жизнь. А увидит свет “Ecce Homo”  только в 1908 году. Это объясняется тем, что цельный структурированный текст книги фактически отсутствовал, и она являлась, по сути, разрозненным набором заметок и отрывков, написанных философом. Считается, что восстановить хронологический порядок написания составных частей удалось, что и позволяет отнести её к книгам Ницше, а не к его «черновому» наследию, которое, к слову, также довольно велико.

По традиции, немного истории.

Итак, немецкий философ XIX века Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в саксонском городе Рёккене в семье лютеранского пастора. В 1849 его отец умер, и Фридрих Вильгельм воспитывался своей матерью вплоть до отъезда в 1858 в знаменитую гимназию «Пфорта». Там Ницше изучал античные тексты, пробовал себя в писательстве, увлекался музыкой (у него даже было желание стать музыкантом), проявлял интерес к философским проблемам.

Будущий всемирно известный философ собственно философского образования не получил: с 1862 по 1865 в Боннском университете он изучал теологию и филологию (по последней, кстати, у него имеются труды, которые не будут рассмотрены в данной работе). В силу сложившихся у Ницше уже к тому времени антирелигиозных представлений, осенью 1865 он забросил теологию и перебрался в Лейпцигский университет, желая сфокусироваться на изучении классической филологии. В 1867 был призван на год в прусскую армию, затем вернулся в университет. Несмотря на то, что успехи Ницше в филологии высоко оценивались профессорами, его интерес к изучению предмета явно упал. Молодой Ницше не знал, что ему делать. Но дело разрешилось само собой: в 24 года(!) он был приглашён на должность профессора филологии в Базельский университет. Это был поистине беспрецедентный случай в европейском образовании, и молодой человек, уже охладевший к филологии, не смог отказаться от этого предложения.

Работая преподавателем, с 1868 он активно общался с композитором Рихардом Вагнером, который, в какой-то степени заменял ему  отца в силу разницы в возрасте и в силу того, что Ницше рано потерял отца. Ницше невероятно ценил общество композитора и был поклонником его музыки. Также их сближала общая увлечённость философскими трудами Шопенгауэра. Но дружба продлилась недолго: после отъезда в 1872 Вагнера в Байройт их отношения пошли на спад. Окончательной точкой разрыва стала публичная критика композитором опубликованной Ницше в 1878 работы “Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов”.

В 1879 году философ вынужден был оставить преподавание из-за ухудшения состояния здоровья. Ему была назначена небольшая пенсия, и последующие 10 лет Ницше «скитался» по Италии, югу Франции и Швейцарии в поисках климата, который смог бы уменьшить его страдания.

Именно к этому периоду относят написание наиболее значительных для Ницше, как для философа, работ. Переезжая с места на место, он занимался постоянной творческой деятельностью вплоть до 1989 года, когда с ним случился психический кризис, причины которого до сих пор доподлинно не выяснены. После событий 1889 года Ницше так и не оправился и умер в 1900 в Веймаре.

Список работ автора довольно значителен - около 30 произведений. К наиболее значительным философским работам мы можем отнести:

· “Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов” (в оригинале нем. “Menschliches, Allzumenschliches: Ein Buch für freie Geister”), издана в 1878. Многими характеризуется, как переломная работа для философии Ницше, в которой он полностью удаляется из области метафизики.

  • “Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого” (в оригинале нем. “ Also sprach Zarathustra. Ein Buch für Alle und Keinen”), издана в 1885. Своего рода magnum opus автора. В книге раскрывается идея ницшеанского “сверхчеловека”.
  • “По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего” (в оригинале нем. “Jenseits von Gut und Böse. Vorspiel Philosophie der Zukunft”), издана в 1886. В книге производит переоценку взглядов на философию и философов, давая своё виденье новых путей развития. Также переосмысливает гуманистические ценности.
  • “Антихрист. Проклятие христианству” (в оригинале нем. “Der Antichrist. Fluch auf das Christenthum”), издана в 1895. Довольно значительная работа философа, поднимающая вопросы сущности христианства.
  • “Сумерки идолов, или как философствуют молотом” (в оригинале нем. “Götzen-Dämmerung oder Wie man mit dem Hammer philosophiert”), издана в 1888. Содержит в форме коротких эссе критику и “развенчивание” многих философских понятий.
  • “Ecce Homo. Как становятся сами собою” (в оригинале нем. “Ecce homo. Wie man wird, was man ist”), издана в 1908. Рассматриваемая нами автобиографически-философская работа Ницше.

Сразу оговорюсь, перечисленные «главные» работы, на мой взгляд, наиболее полно  раскрывают Ницше именно как философа.

Биография Ницше в какой-то степени позволяет объяснить противоречивость его натуры. Ведь именно понимание того, как жил человек может зачастую пролить свет на многие неясности, в данном случае философского плана, особенно когда мы имеем дело с такой многогранной фигурой, как Фридрих Ницше.

Вопреки традиции во введении не будут предложены тезисы, поскольку название довольно полно обозначает круг наших интересов в рамках данной работы. Все формулировки будут даны далее, в тексте работы.

Первая глава будет посвящена методическим рекомендациям по изучению трудов и концепций философа.

Во второй будет произведён обобщённый краткий анализ философской «системы» и проблематики Ницше.

 

Глава 1. Фридрих Ницше - инструкция по применению, или история о том, как “философствуя молотом” не ушибить палец, слушая Заратустру, не начать разговаривать с самим собой и, читая “Ecce Homo”, остаться человеком.

О языке философа.

Для начала стоит, пожалуй, немного поговорить о том, как писал Фридрих Ницше, поскольку во многом это является ключом к пониманию его философии. Будучи филологом по образованию, он огромное внимание уделял стилю написанного и художественной составляющей, что, безусловно, заметно по текстам. Никогда не пытаясь выстроить стройную систему из терминов и понятий, философ предпочитал метафизическим дебрям афористические. Именно поэтому мы до сих пор используем большое количество цитат философа, остроумных и точных.

Вообще остроумие и хорошее чувство языка - отличительные особенности его книг. На мой взгляд, во многом Ницше задал  подобное направление в изложении философии, которое потом с удовольствием подхватят и разовьют такие личности, как Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Анри Бергсон и многие другие.

Эти две особенности имеют как свои преимущества, так и недостатки.

К достоинствам можно отнести, прежде всего, отход от “трудночитабельного” философского языка (особенно присущего именно немецким философам), сквозь конструкции которого в “предницшевское” время зачастую приходилось продираться словно через бурелом. В своей работе “Ecce Homo” Ницше, описывая необычайный язык немецкого поэта Генриха Гейне, не упускает возможности “скромно” подчеркнуть и свои заслуги: “Некогда скажут, что Гейне и я были лучшими артистами немецкого языка - в неизмеримом отдалении от всего, что сделали с ним просто немцы”. [1]

“Недостатком” художественного языка Ницше является невозможность однозначной трактовки написанного им, а также высокие требования к культурному кругозору читателя, необходимые и достаточные для адекватного восприятия его сочинений. Ирония ситуации заключается в том, что Ницше в своё время расширил круг читателей и почитателей его трудов, сузив, с другой стороны, этот круг в наше время, правда, по не зависящим от него обстоятельствам. Возможно, что в силу своего образования, знание латыни, французского и итальянского языков, а также осведомлённость о бесчисленном множестве известных и не очень культурных деятелей разных времён (от античности до XIX века), были для философа само собой разумеющимся фактом для каждого, кто хотя бы теоретически мог бы взять в руки его книги. Также важным является очень хорошее знание и понимание христианской культуры. Все нововведённые философом понятия раскрываются в контексте традиционных, что при первом прочтении часто смущает. Однако с некоторым опытом приходит понимание необходимой системы координат, и разум сам собой постепенно подстраивается. Одно замечание: важно также не утратить критическое восприятие написанного философом.

Вышеупомянутый недостаток, кстати, может стать и преимуществом, если воспринимать все сложности, связанные с изучением философии Ницше, как стимул к расширению своего кругозора.

О важности правильного понимания.

На самом деле, ситуация с неправильными трактовками его сочинений куда серьёзней, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что Ницше рассматривается некоторыми группами людей чуть ли не как предтеча германского национал-социализма, что в корни неверно. Значительную роль в этом сыграла приписываемая ему работа “Воля к власти” (в оригинале нем. “Der Wille zur Macht”), фактически сфабрикованная его сестрой совместно с Петером Гастом, и представляющая собой перекомпонованные и домысленные заметки философа. Эта “услуга” прочно внесла имя философа в историю нацизма. Дошло до того, что нацистский лидер Гитлер поместил произведение Ницше “Так говорил Заратустра” в склеп немецкого правителя Гинденбурга вместе с книгами “Миф двадцатого века” (в оригинале нем. “Der Mythus des zwanzigsten Jahrhunderts”) Альфреда Розенберга и “Моя борьба” (в оригинале нем. нем. “Mein Kampf”) Адольфа Гитлера. Последний же назначил сестре Ницше Элизабет пожизненную пенсию “за заслуги перед отечеством”.

Так что, изучая философию Фридриха Ницше, крайне необходимы желание и умение абстрагироваться от имеющегося общественного стереотипа об этом философе, стереотипа, который не имеет ничего общего с действительным и глубоким пониманием его философии.

Могу привести довольно красноречивый пример. Мне на глаза попалась статья председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимира Легойды под названием “Верую, ибо абсурдно. К истории



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.085 с.)