Ницшеанские пути к оздоровлению культуры и развитию человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ницшеанские пути к оздоровлению культуры и развитию человека.



    Как уже писалось в начале второй главы – взгляды Ницше это философия практическая. Он не занимается созерцанием, описательно раскрывая суть вещей. Не строит, подобно Канту и Гегелю, огромных абстрактных философских систем, трудных для понимания. Философ лаконично и остроумно излагает свои мысли и убеждает к том, что если правильно воспринять его философию, то можно вернуться к тому самому, заветному дионисическому началу и жить наиболее гармоничным и естественным образом. Ницше, словно вооружившись одиннадцатым тезисом К. Маркса о Фейербахе, устремляется своими сочинениями изменять мир.

    Что же, по мнению Ницше, для этого необходимо. Попробуем осветить наиболее важные аспекты.

Пойдём от общего к частному. Если следовать Ницше, необходимо избавиться от ценностей упадка.  В современном обществе одними из главных проявлений упадка является христианская мораль и христианство как таковое. “Не следует приукрашивать христианство: оно объявило смертельную войну этому высшему типу человека, оно отреклось от всех основных инстинктов этого типа….” [11] - речь идёт о сильном и злом человеке, основные качества которого христианство принизило, загнало в самый тёмный угол, провозгласив “Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым” [12].

    Неприятие этого типа человека основано на явлении рессентимента – термина, введённого Ницше в “Генеалогии морали”. Он обозначает им враждебность человека по отношению к источнику своих неудач, крайнее чувство зависти. Фактически сами сотворили для себя врагов и, следовательно, жизненные ориентиры для борьбы с ними, Сократ и далее христиане,  уничтожили вместе с тем жизнеутверждающие ценности, заменив их ценностями упадка. Именно таков их (ценностей), ироничный для человечества,  генезис. Христиане прочно наложили запрет на проявления дионисического начала в человеке, сделав его аморальным. Примером может служить постыдное отношение христианства к сексуальной жизни человека, абсолютно необходимой для рождения на свет любого человека (кроме случаев применения современных технологий вроде ЭКО) и гарантирующей таким образом главный механизм реализации вечного возвращения. Термин означает, приближенно говоря, цикличное повторение в вечности того, что должно быть повторено. Это понятие является сквозным для всей философии Ницше; особенно раскрывается оно в рамках книги «Так говорил Заратустра». При этом оно является и одним из наименее определённых терминов философа, так что желающим с ним познакомиться поподробнее стоит прочитать более объёмные и узконаправленные работы философа, а может быть и его сочинения. Так же немаловажно, что происхождение у понятия восточное (в силу увлечения Шопенгауэра Востоком).

    «Принципом отбора» для вечного возвращения служит воля к власти – также одно из центральных понятий философии автора. Оно, что довольно необычно для Ницше, метафизично. Вероятно, здесь можно проследить параллель с увлечением философией Шопенгауэра.

    Собственно, следование упомянутым понятиям и принципам и является в рамках представлений Фридриха Ницше необходимым и достаточным условием для более “здорового” существования человечества.

 

 

Заключение.

Список использованной литературы:

Ницше Ф. Собр. соч. в 5 т., т. 5, СПб, изд.Азбука, 2011

Януш Корчак. «ИЗБРАННОЕ»., К., Библиотека-Алия. 1988

Шишков И.З. из статьи «Философия неприятных истин Фридриха Ницше»/ «Философия. Культура. Медицина», М., изд.Добросвет-М.,2009

Гераклит/Богомолов А.С., «Античная философия: Учебник», М., изд. Высшая школа, 2006

Рэй Брэдбери. «451 по Фаренгейту»./Рэй Брэдбери «О скитаньях вечных и о Земле», М.: Правда, 1987

Ницше Ф., «Так говорил Заратустра»,М., ИФ РАН, 2004

 

 

Приложение

Годы детства

Фридрих Ницше родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—1849). В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, затем брат Людвиг Йозеф, умерший в 1849 году спустя полгода после смерти их отца. Воспитывался своей матерью, пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую гимназию «Пфорта». Там он увлекся изучением античных текстов, осуществил первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал Шиллера,Байрона и особенно Гёльдерлина, а также впервые познакомился с музыкой Вагнера.

Годы юности

В октябре 1862 года отправился в Боннский университет, где начал изучать теологию и филологию. Быстро разочаровался в студенческом быте и, попытавшись повлиять на своих товарищей, оказался ими непонятым и отвергнутым. Это стало одной из причин его скорого переезда в Лейпцигский университет вслед за своим наставником профессором Фридрихом Ричлем. Однако и на новом месте обучение филологии не принесло Ницше удовлетворения, даже несмотря на его блестящий успех в этом деле: уже в возрасте 24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет — беспрецедентный случай в истории университетов Европы.

Ницше не смог принять участия во Франко-прусской войне 1870 года: в начале профессорской карьеры он демонстративно отказался от прусского гражданства, а власти нейтральной Швейцарии запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив лишь службу санитаром. Сопровождая вагон с ранеными, он заразился дизентерией и дифтеритом.

[править] Дружба с Вагнером

8 ноября 1868 года Ницше познакомился с Рихардом Вагнером. Он резко отличался от привычной и уже тяготившей Ницше филологической среды и произвёл на философа чрезвычайно сильное впечатление. Их объединяло духовное единство: от обоюдного увлечения искусством древних греков и любви к творчеству Шопенгауэрадо чаяний переустройства мира и возрождения духа нации. В мае 1869 года он посетил Вагнера в Трибшене, став для того практически членом семьи. Однако их дружба длилась недолго: всего около трёх лет до 1872 года, когда Вагнер переехал в Байройт, и их отношения стали охлаждаться. Ницше не смог принять возникших в нём перемен, выразившихся, по его мнению, в измене их общим идеалам, потаканию интересам публики, в конце концов, в принятии христианства. Окончательный разрыв был ознаменован публичным расцениванием со стороны Вагнера книги Ницше «Человеческое, слишком человеческое» как «печального свидетельства болезни» её автора[2].

Кризис и выздоровление

Ницше никогда не обладал крепким здоровьем. Уже с 18 лет он начал испытывать сильные головные боли, а к 30 годам испытал резкое ухудшение здоровья. Он почти ослеп, у него были невыносимые головные боли, которые он лечил опиатами, а также проблемы с желудком. 2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. Сам он описывал это время следующим образом:

…в тридцать шесть лет я опустился до самого низшего предела своей витальности — я ещё жил, но не видел на расстоянии трех шагов впереди себя. В то время — это было в 1879 году — я покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Санкт-Морице, а следующую зиму, самую бедную солнцем зиму моей жизни, провел как тень в Наумбурге. Это был мой минимум: «Странник и его тень» возник тем временем. Без сомнения, я знал тогда толк в тенях… В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю». Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли. Среди пытки трехдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашел бы в себе достаточно утонченности и спокойствия, не нашел бы дерзости скалолаза.

«Утренняя заря» вышла в свет в июле 1881 года, с неё начался новый этап творчества Ницше — этап наиболее плодотворной работы и значительных идей.

Заратустра

Лу Саломе в повозке, запряженной Паулем Реё и Фридрихом Ницше (1882)

В конце 1882 года Ницше совершил путешествие в Рим, где познакомился с Лу Саломе, оставившей значительный след в его жизни. Ницше с первых секунд был покорён её гибким умом и невероятным обаянием. Он нашёл в ней чуткого слушателя, она, в свою очередь, была потрясена пылкостью его мыслей. Он сделал ей предложение, но она отказала, предложив взамен свою дружбу. Спустя некоторое время вместе с их общим знакомым Паулем Реё они организуют своеобразный союз, проживая под одной крышей и обсуждая передовые идеи философов. Но через несколько лет ему суждено было распасться: Элизабет, сестра Ницше, была недовольна влиянием Лу на её брата и по-своему разрешила эту проблему, написав той грубое письмо. В результате последовавшей ссоры Ницше и Саломе навсегда разошлись. Вскоре Ницше напишет первую часть своего ключевого произведения «Так говорил Заратустра», в котором угадывается влияние Лу и её «идеальной дружбы». В апреле 1884 годаодновременно выходят в свет вторая и третья часть книги, а в 1885 году Ницше издаёт на собственные деньги четвёртую и последнюю в количестве всего 40 экземпляров и раздает часть из них в кругу близких друзей, среди которых Хелене фон Друсковиц.

Последние годы

Заключительный этап творчества Ницше — это одновременно этап написания произведений, проводящих черту под его философией, и непонимания, как со стороны широкой публики, так и близких друзей. Популярность пришла к нему лишь в конце 1880-х годов.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Оно произошло после припадка, когда на глазах Ницше хозяин избил лошадь[3]. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них — плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие. Вскоре философ был помещён в базельскую психиатрическую больницу[4] и скончался 25 августа 1900 года. Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.01 с.)