Великий гуманист Фридрих Ницше. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великий гуманист Фридрих Ницше.



Философия Ф. Ницше - это практическая, гуманистически направленная, эмпирическая по методу, философия иррационального реализма, ставящая объектом своего рассмотрения человека и его личностную динамику.

Этот тезис для данной работы, в особенности для второй главы, является сквозным.

Как известно, " в одну и ту же реку нельзя войти дважды" [6]. Так и человек: он постоянно и непредсказуемо меняется, ища себя в жизни. Ницше принимает человека таким, какой он есть по своей природе – противоречивость в жизни отдельно взятого индивида его не пугает, ведь постоянные перемены, по сути, и являются жизнью. Из этого вытекают важные следствия.

    Ницше отрицает многие традиционные человеческие ценности, поскольку они являются, на его взгляд, застывшими, статичными (ценности «упадка»). Довольно точно данный подход к жизни отражен у американского писателя Рэя Брэдбери в его романе "451 по Фаренгейту”: Ненавижу римлянина по имени Статус Кво, – сказал он мне однажды. – Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. (...) Не проси гарантий, не ищи покоя – такого зверя нет на свете. А если есть, так он сродни обезьяне-ленивцу, которая день-деньской висит на дереве головою вниз и всю свою жизнь проводит в спячке. К черту! – говорил он. – Тряхни посильнее дерево, пусть эта ленивая скотина треснется задницей об землю!” [7]. Подобное понимание и восприятие человеческой жизни в рамках собственной философии мы встречаем у Ницше в поздних его работах: “Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого” и, в особенности, в рассматриваемой нами работе “Ecce Homo”. Ницше предлагает, в общей сложности, немало способов подобного “встряхивания” человека.

Парадоксально, но факт: сложно найти более гуманистически ориентированного философа, чем Ницше. Отказываясь концентрироваться на проблеме иррациональности действительности, философ занимается по большей части практическими вещами, которые призваны сделать жизнь человека (если придерживаться терминологии самого философа, то - “сверхчеловека”) наиболее естественной и органичной.

Вообще человека философ рассматривает, как нечто, что необходимо превзойти. Широко известно следующее высказывание Ницше: «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком,- канат над пропастью». [8] Поэтому, возможно правильнее было бы назвать данную философию сверхгуманистической.

Критика культуры «упадка».

“ D ecadence” - упадок. Этот термин имеет довольно большое значение в работе “Ecce Homo”, поэтому есть смысл рассмотреть его подробнее.

Контекст употребления этого слова чрезвычайно обширен. Несмотря на это, довольно сложно объяснить многообразие смыслов, которое философ включал в это понятие.

    Но всё же попытаемся. По Ницше упадочно всё то, что отдаляет человека от его истинной сущности, от дионисического начала. Под дионисическим началом понимается пребывание в единение человека с человеком, человека с природой, опьяняющее и пугающее одновременно. Основой дионисического начала философ считает музыку и классическую древнегреческую трагедию.

    Однако этот мир начал разрушаться. Сначала Еврипидом, создавшим новейшую аттическую трагедию, что Ницше расценивает, как вырождение жанра, отход трагедии от изначального дионисического начала. Затем подключился один из главных ницшеанских decaden тов – всем нам известный греческий великий мыслитель и философ Сократ. Ницше называет именно Сократа источником так ненавистной ему морали. Сократовские моральные ценности “…рациональностью своей разрушившие досократовскую греческую жизнерадостность, целостность жизни, волю к жизни” [9] философ считает причиной и первой ступенью в возникновении ценностей настоящего оплота зла и упадка – ценностей христианства, сковавших развитие человечества на долгие века. Попыткой отойти от этого превратного восприятия жизни Ницше называет эпоху Возрождения, но на сей раз все усилия были сведены на нет Мартином Лютером: “Лютер, этот роковой монах, восстановил Церковь и, что в тысячу раз хуже, христианство, в тот момент, когда оно было побеждено... Христианство, это ставшее религией отрицание воли к жизни”. [10] Заметим, что если следовать Ницше, то упадок продолжается и по сей день.

    Итак, вот вкратце о том, что Ницше подразумевал под понятием decadence.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.005 с.)