Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспоминания Листковой Ольги Семёновны
(приложение: фото 7) Родилась я в семье крестьян Терёшиных Семёна и Екатерины в 1920 году. В 1941 году началась война, мужа забрали на фронт. Многие женщины маленьких детей отправляли в ясли, а сами шли работать. Тогда много детей, от недоедания, болело рахитом. Дети нуждались в подкормке. В яслях работали: Баландина Н.И.,Федюньшина Т., Листкова Лида, Волчкова Лида, Борисова Наташа – повар. Работала я на току, в бригаде грузчиц, ездила на быках в Танеевку за соляркой. Посылали и на скотный двор. Трудно было, но мы делали все на совесть. На работу выходили с восходом солнца, работали, пока оно не скроется. Дрова пилили, пахали, сеяли, убирали урожай и делали многое другое. А еще многих возили за Пензу, на Аэродроме рыть окопы. Я тогда много песен знала, и частенько мы сами себе скрашивали серые будни песнями и гармонист у нас был – Аношкин Дмитрий Осипович. А вечерами мы вязали носки и варежки для фронта. Отдавали добровольные пожертвования бойцам на простынки, кальсоны и другие, нужные на фронте вещи. Отправляли на фронт посылки. Школа.
Школа села Царевщино зарегистрирована в 1924 году, реорганизована в 1936 г. в семилетку, а в 1954 г. в десятилетку. Вначале школа располагалась на краю села (недалеко от кладбища), позже ей были выделены здания бывшей «Барской усадьбы» (приложение: фото 8). В годы войны учителя и ученики Царевщинской семилетней школы, которую возглавляла О.И.Якименко, активно трудились на полях, помогая в прополке и уборке урожая. Ш кола была главным культурным центром села в годы Великой Отечественной войны. Эвакуированный в село учитель Уханов Г.Г. стал организатором драматического кружка, спектакли, которого, пользовались большим успехом не только у Царевщинцев, но и у жителей соседних сел: Муратовки, Юлова, Бекетовки. В репертуаре самодеятельных артистов, были такие произведения, как «Бедная Лиза» Карамзина, «Гроза» и «Без вины виноватые» Островского, «Каменный цветок» и «Русалка» Пушкина и др. По воспоминаниям жителей села, у многих детей не было самых необходимых принадлежностей для обучения – ручек, тетрадей, и даже одежды и обуви. Отсутствовали элементарные удобства. Зимой в старых зданиях школы было холодно. Но, несмотря, на трудности, школа продолжала жить, чтобы учить и воспитывать детей. А они старались учиться хорошо, понимая, что своей хорошей учебой могут принести минуты
18 радости матери, которая от зари до зари трудилась на колхозном поле или ферме. Кроме учёбы, у каждого ученика были свои обязанности дома, а многие вместе с матерями работали на животноводческих фермах и колхозных полях. Чтобы выжить и победить, приходилось быть по взрослому серьёзными и ответственными, на игры и развлечения совсем не оставалось времени.
Воспоминания старожилов села о школе довоенного времени. Кирюткин Фёдор Петрович Школа тогда была на краю села, близко к кладбищу – ветхий, тёмный, закопчённый домик. Учил нас учитель – пьяница. Урок задаёт, а сам бежит в шинок. Кто не выучил уроки, бил линейкой. Закону божьему приходил учить поп Любимов. Зубарёв Пётр Иванович (приложение: фото 13) Учился я до 6 класса. К вопросу воспитания тогда относились очень строго. Родители были во всём солидарны с учителями. Учителя даже иногда подзатыльник могли дать и никто не обижался. Однажды, заигравшись с Филей Уткиной, мы разбили окно. Директор школы – Соколов М.В. самолично, выпорол меня, и не допускал к занятиям пока не пришёл отец. Чтобы зимой было тепло, летом сотрудники школы со старшеклассниками заготавливали в лесу дрова. Привезя их в школу – пилили и складывали в дровнике. В заготовке дров были задействованы ученики всей школы (приложение: фото 22). Водопровода и канализации в школе не было. Туалет был на улице. Технический персонал рано утром приходил на работу и в кабинетах растапливали голандки, но все равно в морозы было холодно. Территорию школы убирали дети (приложение: фото 23). . Устинкина Клавдия Васильевна (приложение: фото 9) В школу мы с братьями ходили до 3 класса в лаптях, многие над нами смеялись, поэтому учебу пришлось бросить. Учебников не хватало на всех и бывало, соседские ребята учились по одному, а на уроках чтения мог один читать, а другие пересказывали. Тетрадей тоже не было — писали на старых газетах между строчек. Дома дети во всём помогали родителям: пололи, мотыжили, смотрели за хозяйством. А летом школьники собирали колоски и лекарственные травы. В памяти остались светлые воспоминания об учителях – Соколовых Михаиле Васильевиче и Александре Николаевне, Самойловых Клавдие Григорьевне и Евсее Яковлевиче.
Листков Иван Филаретович (приложение: фото 7) Хорошие воспоминания сохранились об учителях – Соколовых Михаиле 19 Васильевиче и Александре Николаевне и Александре Яковлевне (фамилию не вспомнил). Учителей очень уважали. Старались учиться хорошо. Учеников в каждом классе было больше 30 человек. Бывало 17 – 18 –летние учились в начальных класса. 13. Дети войны Война и все, что с ней связано, несет человеку несчастье, смерть, голод и лишения. От войны, прежде всего, страдали дети. Часто у них на фронте погибали отцы, чтобы выжить, многим приходилось рано взрослеть и рано начинать трудовую деятельность. Воспоминания Родиной Марии Николаевны (приложение: фото 24) В 1943 году в боях, под Смоленском погиб мой отец. В тяжёлые годы войны я познала сиротскую жизнь без крова и хлеба. Я знаю, что такое 50 граммов хлеба, которые я получала в школе, за погибшего отца. Трудно было учиться в холодном классе с голодным желудком. Но мы не сдавались. Летом я ходила полоть просо, пасти стадо. Осенью рыть картошку и дёргать коноплю. Так с 10 лет я научилась добывать кусок хлеба. Когда прогремел день Победы – 9 Мая, я заканчивала 4 класс с похвальной грамотой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.006 с.) |