Воспоминания Листковой Ольги Семёновны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспоминания Листковой Ольги Семёновны



(приложение: фото 7)

Родилась я в семье крестьян Терёшиных Семёна и Екатерины в 1920 году.

В 1941 году началась война, мужа забрали на фронт. Многие женщины маленьких детей отправляли в ясли, а сами шли работать. Тогда много детей, от недоедания, болело рахитом. Дети нуждались в подкормке. В яслях

работали: Баландина Н.И.,Федюньшина Т., Листкова Лида, Волчкова Лида, Борисова Наташа – повар.

Работала я на току, в бригаде грузчиц, ездила на быках в Танеевку за соляркой. Посылали и на скотный двор. Трудно было, но мы делали все на совесть. На работу выходили с восходом солнца, работали, пока оно не скроется. Дрова пилили, пахали, сеяли, убирали урожай и делали многое другое. А еще многих возили за Пензу, на Аэродроме рыть окопы.

Я тогда много песен знала, и частенько мы сами себе скрашивали серые будни песнями и гармонист у нас был – Аношкин Дмитрий Осипович. А вечерами мы вязали носки и варежки для фронта. Отдавали добровольные пожертвования бойцам на простынки, кальсоны и другие, нужные на фронте вещи. Отправляли на фронт посылки.

Школа.

 

Школа села Царевщино зарегистрирована в 1924 году, реорганизована в 1936 г. в семилетку, а в 1954 г. в десятилетку. Вначале школа располагалась на краю села (недалеко от кладбища), позже ей были выделены здания бывшей «Барской усадьбы» (приложение: фото 8).                                                                                                                                                  В годы войны учителя и ученики Царевщинской семилетней школы, которую возглавляла О.И.Якименко, активно трудились на полях, помогая в прополке и уборке урожая. Ш кола была главным культурным центром села в годы Великой Отечественной войны. Эвакуированный в село учитель Уханов Г.Г. стал организатором драматического кружка, спектакли, которого, пользовались большим успехом не только у Царевщинцев, но и у жителей соседних сел: Муратовки, Юлова, Бекетовки. В репертуаре самодеятельных артистов, были такие произведения, как «Бедная Лиза» Карамзина, «Гроза» и «Без вины виноватые» Островского, «Каменный цветок» и «Русалка» Пушкина и др.

По воспоминаниям жителей села, у многих детей не было самых необходимых принадлежностей для обучения – ручек, тетрадей, и даже одежды и обуви. Отсутствовали элементарные удобства. Зимой в старых зданиях школы было холодно. Но, несмотря, на трудности, школа продолжала жить, чтобы учить и воспитывать детей. А они старались учиться хорошо, понимая, что своей хорошей учебой могут принести минуты

 18

радости матери, которая от зари до зари трудилась на колхозном поле или ферме. Кроме учёбы, у каждого ученика были свои обязанности дома, а многие вместе с матерями работали на животноводческих фермах и колхозных полях. Чтобы выжить и победить, приходилось быть по взрослому серьёзными и ответственными, на игры и развлечения совсем не оставалось времени.    

                                               

Воспоминания старожилов села о школе довоенного времени.

Кирюткин Фёдор Петрович

  Школа тогда была на краю села, близко к кладбищу – ветхий, тёмный, закопчённый домик. Учил нас учитель – пьяница. Урок задаёт, а сам бежит в шинок. Кто не выучил уроки, бил линейкой. Закону божьему приходил учить поп Любимов.

Зубарёв Пётр Иванович (приложение: фото 13)

Учился я до 6 класса. К вопросу воспитания тогда относились очень строго. Родители были во всём солидарны с учителями. Учителя даже иногда подзатыльник могли дать и никто не обижался. Однажды, заигравшись с Филей Уткиной, мы разбили окно. Директор школы – Соколов М.В. самолично, выпорол меня, и не допускал к занятиям пока не пришёл отец. Чтобы зимой было тепло, летом сотрудники школы со старшеклассниками заготавливали в лесу дрова. Привезя их в школу – пилили и складывали в дровнике. В заготовке дров были задействованы ученики всей школы (приложение: фото 22). Водопровода и канализации в школе не было. Туалет был на улице. Технический персонал рано утром приходил на работу и в кабинетах растапливали голандки, но все равно в морозы было холодно. Территорию школы убирали дети (приложение: фото 23).                                .

Устинкина Клавдия Васильевна   (приложение: фото 9)                                                                                                                                             В школу мы с братьями ходили до 3 класса в лаптях, многие над нами смеялись, поэтому учебу пришлось бросить. Учебников не хватало на всех и бывало, соседские ребята учились по одному, а на уроках чтения мог один читать, а другие пересказывали. Тетрадей тоже не было — писали на старых газетах между строчек. Дома дети во всём помогали родителям: пололи, мотыжили, смотрели за хозяйством. А летом школьники собирали колоски и лекарственные травы. В памяти остались светлые воспоминания об учителях – Соколовых Михаиле Васильевиче и Александре Николаевне, Самойловых Клавдие Григорьевне и Евсее Яковлевиче.

Листков Иван Филаретович

(приложение: фото 7)                                                                   

Хорошие воспоминания сохранились об учителях – Соколовых Михаиле

19

Васильевиче и Александре Николаевне и Александре Яковлевне (фамилию не вспомнил). Учителей очень уважали. Старались учиться хорошо. Учеников в каждом классе было больше 30 человек. Бывало 17 – 18 –летние учились в начальных класса.

13. Дети войны                                                                                   Война и все, что с ней связано, несет человеку несчастье, смерть, голод и лишения. От войны, прежде всего, страдали дети. Часто у них на фронте погибали отцы, чтобы выжить, многим приходилось рано взрослеть и рано начинать трудовую деятельность. 

Воспоминания Родиной Марии Николаевны                              (приложение: фото 24)                                                                  

В 1943 году в боях, под Смоленском погиб мой отец. В тяжёлые годы войны я познала сиротскую жизнь без крова и хлеба. Я знаю, что такое 50 граммов хлеба, которые я получала в школе, за погибшего отца. Трудно было учиться в холодном классе с голодным желудком. Но мы не сдавались. Летом я ходила полоть просо, пасти стадо. Осенью рыть картошку и дёргать коноплю. Так с 10 лет я научилась добывать кусок хлеба. Когда прогремел день Победы – 9 Мая, я заканчивала 4 класс с похвальной грамотой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.006 с.)