Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспоминания старожилов села о селе Царевщино
(начало 20 века). Самойлов Евсей Яковлевич (приложение: фото 4) Первоначальное название села – Царевичино. Село было расположено вдоль Большой дороги, которая идет от села Ивановка до Ватажки и дальше на Мокшан. На месте крайнего дома села, где жил Телегин Митрофан Федорович (на 2020 год: место у трассы, выше остановки примерно на 20 м) была расположена церковь и кладбище. Вторые кладбища находились у Кошкина оврага, за Молодкиной лощиной (т.е. за плотиной). Новую церковь построили вдали от построек (сейчас это середина села). Потом люди стали селиться по обе стороны церкви, в два порядка. Новая церковь выстроили из камня. На месте медпункта (2020 год: это место в 10 метрах от электрического трансформатора школы) была чайная Иполлитова Ивана Николаевича, рядом была чайная Ермошкина Алексея Николаевича. Напротив дежурного магазина (2020 год: это место – дорога между домом Мишановых и двухэтажным домом) – чайная Пархова Павла Семеновича. Двухэтажный дом (приложение: фото 5) принадлежал Ивашкину Илье. Он его поделил своим сыновьям – Нестору и Максиму, одному нижний этаж, второму верхний. Летом 1971 года, сын Максима Ивашкина, проживающий в городе Москве, приезжал в село.
Соколов Михаил Васильевич (приложение: фото 6)
Глубокий овраг за школьной усадьбой (на 2020 год: место за барским садом и домом Смотрова С.В.) образовался около 100 лет назад от прорыва водой бывшей плотины (воспоминания написаны, примерно в 1970 году). Маленькая речушка образовалась от подземных источников в берегах оврага, до образования оврага источников не было. Источники выносят окись железа, что свидетельствует о наличии в данной местности железной руды. 7 Местные сухие овраги образовались от действия талых вод, например, ежегодный рост Волчкова оврага (ул. Южная). Поэтому необходимо его укрепления верховья от дальнейшего размыва. Водоупорный слой в данной местности лежит глубоко, так – как вода в колодцах обнаруживается на 20 – 25 метровой глубине. Слоистое строение равнины за селом, с остатками в слоях раковин, говорит о существовании в прошлом, на данной территории озера. В кошкином овраге, свином углу, курьеве овраге были непроходимые леса. Река была пологая, можно было переехать. В Курьевом овраге были частные кирпичные заводы. Ямы по добычи глины сохранились до сих пор. На берегу со стороны села Царевщино, напротив начальных домов в селе Муратовке.
Терёшина Елена Ивановна
В селе на моей памяти было 2 церкви: Острицкая (возможно старообрядческая) и православная. Острицкая клалась в 1843 году. На горе против Щеглова Петра Петровича (за платиной). Православная в центре села. В православную ходили более половины села, попом был Любимов. Я крестилась и венчалась у него, умер он в 1920 году от тифа. Поп жил, как помещик: имел 3 – 4 лошади, две коровы, свиней, владел землёй в полтарасто десятин. Она считалась Церковной, но урожай шёл ему. У него была молотилка, молотить приходили даже школьники. Деньги он откладывал в германском банке. В 1914 году деньги обесценились, он потерял от этого 40 тысяч рублей. У попа было трое детей – один сын был глупым, умер молодым, дочь (работала прокурором). Батюшка ходил по селу с Рождеством, Крещением, Николаем Чудотворцем, Пасхой. Крестьяне подавали хлеб, и деньги – 5 копеек, 10 копеек. За венчание молодожёнов, в новых венцах, батюшка брал 7 рублей, в старых 4 рубля, за крещение ребёнка 20 копеек. В церковь ходить заставляли. Копейкин Алексей Семёнович женился на православной. Муж не пускал её в церковь. Поп вызывает его и спрашивает: Почему твоя жена не ходит в церковь? _ Жена моя, воля моя – отвечал муж. За это его осудили и выселили на 3 года, лишив имущества. Жена тоже уехала с ним с двумя маленькими детьми. Вторым попом был Клепнев. Уехав из села, он прислал письмо другу Гаврилу Витальевичу Зубарёву, в котором он опровергал учение религии. Но вернувшись в село, стал внушать людям веру в бога. При попе Любимове жил помещик Вихоров. Он и учителем был. Хотел стать попом, поэтому судился с попом, чтоб завладеть его местом. В селе были старообрядские молены. Первая была на овраге Листковом (ул. Южная). Наставником был Листков Иван Адреевич (умер в 1920 году), его заменил Листков Ефим. Вторая молена – Мазина Павла Андреевича, третья Носова. Старообрядцы не ели картошку – грех, пить из чистой посуды никому не давали. Православные ходили в г. Саровск: за плечи – 3 пары лаптей и ведро сухарей. Такая жара, пить хочется, а мать наставника моленной Ефима – Анна Листкова «простая душа» (ведь и дом, моленный у них был): «сейчас
8 холодной водички принесу» У неё на полке были широкие стаканы. Напоит, ополоснёт стаканы и опять поставит на полочку. Поп приезжал в 5 лет один раз в село. Тут и венчание, и крещение. Приезжали из Юлова, Панкратовки и других сёл. Попа отправляли на двух лошадях. Со всеми приношениями. Посередине села была площадь, собирали базар по понедельникам. 9 мая и 14 августа устраивались ярмарки. Народу! Со всех сёл приходили. Продавали мёд, хлеб, скотину и многое другое. Ярмарка занимала весь центр села (от магазина до первого оврага на ул. Южной). Был один промтоварный магазин и галантерея. У Урвачёва были в лавке конфеты. Крестьяне жили бедно. Вся земля была у нескольких человек: Мазина, Теперчина, Кузянова, Ивашкина, Листкова Филарета. Бедные коров не имели, многие были безлошадные. Земли каждый имел: 4 сажени под рожь, 4 под паром, 4 под яровыми и 5 под домом. До 12 лет мужчине давали 1 сажень, с 12 лет – 2 сажени (полдуши). А когда уходили в армию (в этом возрасте) давали 4 сажени. У Поли Чернышовой было 6 девок, а земли давали на одного отца – 4 сажени – 60 пудов урожая из них 15 на семена, 15 лошади, остальное на 8 едаков. Ели ржаную лапшу, кулагу, кисель. Мясо покупали только к Рождеству и Пасхе по 5 фунтов, масло ползакладки и всё. Грех не грех – всё равно пастись, покупать масличко не на что. Одежда – зипун, обувь – онучи, портянки и лапти. Молотьбу барскую снимали, шли одни сильные. А куда пойдёт Степан Иванович Чернышёв? Холодно в лаптишках и полуголодный. Молодёжь одевалась скудно. Если сатиновую кофту с юбкой купят, то это на всю жизнь. Даже на улицу ходили в нижних рубашках. Стан белый из холста, а рукава ситцевые. Моя мать была единственной дочерью у родителей, и то выходила замуж в ситцевом сарафане. Вместо матраца – дерюга с соломой. Не было ни наволочек, ни подушек. В зыбку ребёнку клали солому, шеболком прикроют – и вся постель. Ребёнку в 2 года лапотки плетут. Горька была для бедных жизнь. Листков Иван Филаретович (приложение: фото 7) Отец – Листков Филарет Петрович – крестьянин, мать – Просковья Павловна – батрачка (стирала на господ) в барском имении Большаковых. Семья Листковых была зажиточной. Их раскулачили, отобрали лошадь, дом, корову. Долго учиться Ивану Филаретовичу не пришлось. Закончив 4 класса, он с матерью стал работать на Войкове – лошадей пас, обед развозил. На Войкове было многолюдно, люди даже в бараках жили: Рахматулины, Юдины и др. Приехавшие из других областей (Самара, Саратов) работали в колхозе. Раскулаченные дома разбирали и вывозили на Войково: Марёниных, Пустовых, Листковых. Из домов собрали клуб. Но долго он не простоял – сгорел (подожгли). В конце села (ул. Южная) стояла, сделанная как дом церковь, с колоколами, висящими на столбах. В ней служил Листков Ефим. Братья Морозовы – Яков Егорович и Василий Егорович считались лучшими в округе кузнецами, их кузница была на Ватажке. У Кузяновых, Чистяковых 9 и Юдиных были маслёны. У Чистяковых и Юдиных были мельницы (около школьной котельной). В селе была дранка (обдирали семечки). Женщины сами ткали, пряли, полоскали одежду на речке, отбивали валиком на снегу. Одежду, в основном шили себе сами. Около памятника, в центре села похоронен милиционер Корябин. Такой чести он был удостоен за отличную
службу, и как дань уважения к представителю власти. В селе часто устраивались базары и ярмарки, где было 2 ряда лавок – от Фортуяновых до Федюньшиных (ул. Южная). На ярмарке можно было купить всё необходимое одежду, еду, животных, с\х инвентарь. Во время ярмарки работала карусель. Карусель была привозная, карусельщик Есин стоял на квартире у господ Большаковых. Двухэтажный дом (ул. Южная) принадлежал купцам Ивашкиным. Рядом были заведения Малычкиных: колбасная и трактир, в котором продавали булки, калачи, квас, хлеб. А в следующем строении (дом Мишановых, второй дом ул. Южной) размещалось товарищество, где давали в кредит муку, сеялки, семена. На задах дома Марёниных (Ул. Южная) стоял большой Моленный дом, рядом мельница Юдиных. Вместо плотины (у Ломакина дома) был мост. В конце села, на оврагах (ул..Южная) тоже стояли мосты. У Кузяновой Насти на задах (ул. Южная) было построение ветряной мельницы, рядом дранка. У Волковых (ул. Южная) тоже была дранка. Клуб был на сегодняшней территории школы примерно на месте газовой котельной. Дети катались зимой на снопах конопли. А с весны играли в лапту, чижик, клеек, городки, горелки, подкат. На праздники колядовали, пели таусинку, на загвонье пели, наряжались. В праздники повсюду были слышны песни. Кирюткин Фёдор Петрович
Родился в 1904 году. Отец служил кучером у здешней помещице Катковой, получал 5 руб. в месяц. В семье было 9 человек. Закону божьему приходил учить поп Любимов. Школьников работать заставлял у себя в хозяйстве, жадный был: никому ничего не доверял, каждое худое ведро было у него на учёте. На крестный ход много собирал. Прихожан было много, всё село ходило в церковь. Принесёнными ими яйцами и хлебом он кормил скотину. У него было 300 десятин земли, много лошадей и коров. Накопил 40 тысяч денег. Перед первой Мировой он их в германский банк положил, там были большие %, но позже деньги обесценились. После революции стали жить лучше, в нашей семье лошадь была, корова. Сеяли, убирали. Когда объявили колхоз, пошли в колхоз. Трудно было, работали от зари до зари, а получали мало. Всё делали вручную. Женщины хлебы пекли 2 раза в день. Руками месили. Ходят, ходят около квашни. На работу шли и ночью, когда надо было. 10 Устинкина Клавдия Васильевна (приложение: фото 9)
Отец – Василий Андреевич, мать – Матрёна Алексеевна. Работали в 30 – х годах на ветряной мельнице, за трудодни. В семье было 8 человек. Из конопли пышки пекли, горох собирали на полях, картошку сажали – этим выживали. Была у них на доме крыша из железных листов, представители власти её сняли, а сделали соломенную крышу. Солома разлеталась, крышу постоянно надо было ремонтировать (приложение: фото 10.) До войны хлеб ещё ели хороший, а в войну в основном – горький из лебеды. Корову забрали в совхоз, детям молоко оттуда выдавали. Когда молотили коноплю, в семье был праздник – пекли блины. Для конопли в селе были мялки, её пряли, чесали. Девчонки перед войной учились на трактористов: Листкова Поля, Аношкина Катя, Листкова Клава. После учёбы – работали: похали, сеяли на тракторах. В войну некоторые из девчонок воевали. В том числе и Клавдия Васильевна. 4. Вся власть Советам! Новая страница в истории села началась с победой Великой социалистической революции. Многие жители защищали советскую власть на фронтах гражданской войны. Но нельзя дать однозначную оценку жизни людей с приходом новой власти. Большинству крестьян она принесла землю и надежду на новую светлую жизнь. Зажиточных крестьян и помещиков новая власть лишила всего. Сразу же были конфискованы помещичьи земли и скот. Более 100 овец шлёновской породы были распределены среди беднейших крестьянских семей: по 1 овце на 2 члена семьи. Часть скота продали, а деньги разделили между семьями фронтовиков.
Первым председателем Царевщинского сельсовета, созданного осенью 1917 года, стал Терентий Алексеевич Кузин. Членами первого комитета бедноты были Михаил Колобов, Петр Федюньшин, Прокофий Усенин. Здесь же в селе размещался исполнительный комитет Царевщинской волости, объединявший села: Бекетовку, Уварово, Ивановку, Липлейку, Белогорку, Муратовку, Войково. Его возглавлял тов. Орешкин, его заместителем был Я.Р.Цыганов, секретарем М.Мастюгин. Большую работу по разъяснению декретов Советской власти организации помощи крестьянской бедноте, выполнению заданий по продразверстке проводили сельские активисты.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.011 с.) |