Система методов и приёмов исследования. Формы работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система методов и приёмов исследования. Формы работы.



I. Введение

Село Царевщино наша малая родина. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, которые смогут рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашего района много сел, о которых трудно найти какие-то сведения. Мы не хотим, чтобы и с нашим селом произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье, живущей или жившей в нашем селе, это будет уже большой вклад в сохранении истории родного села, ведь история жизни людей — это история села в целом.

Осенью этого года в селе был праздник в честь 337-летия его образования. Нас заинтересовало, а как же жило наше село много лет назад.

Мы решили обратиться к летописи,  к воспоминаниям старожилов и к рассказам старшего поколения нашей семьи. И нашли интересные материалы. Историю образования села, мы взяли из источника сайта интернета и в сокращенном виде поместили ее в тест. Она нам нужна для общего представления об основании села. Учениками нашей школы, раньше, уже был, создан проект с подробным изучением жизни села, со времен основания до конца 19 века. Наша работа, будет продолжением их проекта, по исследованию истории села. А именно - исследовательская работа, в основном будет построена на воспоминаниях современников с начала и до середины 20 столетия.                                                                                                        Раньше мы никогда не задумывались, как богата и интересна история села, сколько различных тайн она хранит. Мы живем рядом с теми, кто еще помнит обычаи и традиции, чтит память о прошлом. В нашей семье также свято чтят память о героическом прошлом родственников. В работе мы разделили все воспоминания по темам: 1. Жизнь села в начале 20 века; 2. Село в период коллективизации в стране; 3. Храм села Царевщино; 4 Массовые политические репрессии; 5. Работа в тылу в годы войны, на примерах односельчан; 6. Воспоминания о школе; 7. Воспоминания «детей войны»; И в конце работы мы поместили  воспоминание о нашем прадеде – участнике Великой Отечественной войны.

 

Цель проекта: Найти и изучить информацию об истории села со времён основания до середины XX века на основе устных источников (воспоминания старожилов села).

 

Задачи: 1. Овладение навыками исследовательской работы;

2. Сбор материала об истории села (работа с архивными материалами);

3. Изучение теоретического материала;

4. Систематизация полученной информации;

5. Размещение данной работы на страницах интернета.

2

Актуальность исследования заключается в необходимости изучения и сохранения исторического наследия села Царевщино.

Новизна нашего исследования заключается в том, что наша работа основана исключительно на воспоминаниях людей, которые жили в те времена.

Гипотеза - возможно, полученная нами информация пополнит знания по истории родного края. Этот материал можно будет использовать на уроках истории и краеведения в школе.

Система методов и приёмов исследования. Формы работы.

Методы практические: Методы теоретические: Приёмы исследования: Формы работы:
1. Изучение летописи с краеведческим материалом, воспоминаний старожилов села Царевщино и материалов сайтов интернета 2. Опрос. 3. Запись воспоминаний, учениками о жизни родственников. 1.Систематиза ция 2. Анализ. 3. Синтез. 4. Аналогия. 5. Обобщение   - составление краткого анализа архивного материала.   - описание изучаемого вопроса. - анкетирование 1.Индивидуальная 2.Творческая лаборатория 3.Групповая работа.   4.Классный час

 

II. Основная часть работы

1. Сведения о селе Царевщино до начала XX века по официальным источникам (в спискеиспользованных источников №4)

Когда Русь стала крепнуть и освобождаться от татарского ига, Царевичу Касиму и татарским улусам, принявшим русское подданство и крещение, и участвовали в защите русских земель от вражеских набегов, русским царем Василием Темным, были пожалованы земли Рязанской Мещеры с городом Мещерский, переименованный затем в Касимов. В 1653 году, владевший Касимовым и окрестными селами правнук сибирского царя Кучума (с которым сражался Ермак Тимофеевич) царевич Сеид Бархан принял крещение и получил имя Василия Арелановича. Его сыновьям Ивану и Семену Васильевичам в 1684 году были пожалованы земли вблизи Мокшанского леса в верховьях рек Липлейки и Шукши. Годы между 1683 и 1717 гг. считаются годами основания села. В 1691 году царевичи поделили окрестные села и деревни, а по разделу досталось  Ивану Васильевичу село Никольское по реке Шукши, крестьяне села Никольского были переведены из общих сел и деревень Касимовского и Елатомского уездов …». Крестьяне стали звать село по имени владельцев - царевичей «Царевщиной». Позже, после смерти последнего бездетного касимовского царевича Ивана Васильевича, земли бывших касимовских царей были переведены в разряд дворцовых. Пришедшая к власти в 1741 году Елизавета

 

4

Петровна вернула из ссылки и щедро одарила опальные, во времена

«бироновщины», дворянские семьи. Земля была подарена боярину Борису   Петровичу Шереметеву. От него она перешла по наследству его дочери Настасье Борисовне Долгоруковой (1714–1771).

Во время восстания Пугачева в 1774 году царевщинские крестьяне жестоко убили приказчика Михаила Марецкого, и более 20 человек ушли с армией Емельяна Пугачева. Пришедшая для усмирения царевщинских крестьян воинская гусарская команда учинила жестокую расправу.                                 Через Царевщино проходила большая дорога. Некоторые жители села не избежали соблазна пограбить на этом тракте, и многие из них «по разбойному делу» поплатились вечной каторгой.                                                             С 1780 г. – село Мокшанского уезда. В 1782 г. помещицей села Никольское (Царевщина) стала княгиня ЕкатеринаАндреевна Долгоруква. Перед отменой крепостного права – это имение Афанасия Алексеевича Столыпина, двоюродного дяди М.Ю.Лермонтова. С 1902 г. это хозяйство Натальи Алексеевны Шереметьевой, дочери А.А. Столыпина.В 1911 г. – образцовое хозяйство М.В. Катковой, племянницы Н.А.Шереметьевой. Примерно половина населения – старообрядцы-беглопоповцы. В 1910 г. – Царевщино волостной центр Мокшанского уезда. Население Царевщинской волости насчитывало 5476 душ.

Таблица Царевщинской волости с вошедшими в нее сёлами

Название села
1. Белогорка
2. Бекетовка
3. Липлейка
4. Ивановка
5. Широкоисс
6. Уварово
7. Куракино
8. Муратовка
9. Войково                                                   5

Терёшина Елена Ивановна

 

В селе на моей памяти было 2 церкви: Острицкая (возможно старообрядческая) и православная. Острицкая клалась в 1843 году. На горе против Щеглова Петра Петровича (за платиной). Православная в центре села. В православную ходили более половины села, попом был Любимов. Я крестилась и венчалась у него, умер он в 1920 году от тифа. Поп жил, как помещик: имел 3 – 4 лошади, две коровы, свиней, владел землёй в полтарасто десятин. Она считалась Церковной, но урожай шёл ему. У него была молотилка, молотить приходили даже школьники. Деньги он откладывал в германском банке. В 1914 году деньги обесценились, он потерял от этого 40 тысяч рублей. У попа было трое детей – один сын был глупым, умер молодым, дочь (работала прокурором). Батюшка ходил по селу с Рождеством, Крещением, Николаем Чудотворцем, Пасхой. Крестьяне подавали хлеб, и деньги – 5 копеек, 10 копеек. За венчание молодожёнов,  в новых венцах, батюшка брал 7 рублей, в старых 4 рубля, за крещение ребёнка 20 копеек. В церковь ходить заставляли. Копейкин Алексей Семёнович женился на православной. Муж не пускал её в церковь. Поп вызывает его и спрашивает: Почему твоя жена не ходит в церковь? _ Жена моя, воля моя – отвечал муж. За это его осудили и выселили на 3 года, лишив имущества. Жена тоже уехала с ним с двумя маленькими детьми. Вторым попом был Клепнев. Уехав из села, он прислал письмо другу Гаврилу Витальевичу Зубарёву, в котором он опровергал учение религии. Но вернувшись в село, стал внушать людям веру в бога. При попе Любимове жил помещик Вихоров. Он и учителем был. Хотел стать попом, поэтому судился с попом, чтоб завладеть его местом. В селе были старообрядские молены. Первая была на овраге Листковом (ул. Южная). Наставником был Листков Иван Адреевич (умер в 1920 году), его заменил Листков Ефим. Вторая молена – Мазина Павла Андреевича, третья Носова. Старообрядцы не ели картошку – грех, пить из чистой посуды никому не давали. Православные ходили в г. Саровск: за плечи – 3 пары лаптей и ведро сухарей. Такая жара, пить хочется, а мать наставника моленной Ефима – Анна Листкова «простая душа» (ведь и дом, моленный у них был): «сейчас

8

холодной водички принесу» У неё на полке были широкие стаканы. Напоит, ополоснёт стаканы и опять поставит на полочку. Поп приезжал в 5 лет один раз в село. Тут и венчание, и крещение. Приезжали из Юлова, Панкратовки и других сёл. Попа отправляли на двух лошадях. Со всеми приношениями. Посередине села была площадь, собирали базар по понедельникам. 9 мая и

14 августа устраивались ярмарки. Народу! Со всех сёл приходили. Продавали мёд, хлеб, скотину и многое другое. Ярмарка занимала весь центр села (от магазина до первого оврага на ул. Южной). Был один промтоварный магазин и галантерея. У Урвачёва были в лавке конфеты. Крестьяне жили бедно. Вся земля была у нескольких человек: Мазина, Теперчина, Кузянова, Ивашкина, Листкова Филарета. Бедные коров не имели, многие были безлошадные. Земли каждый имел: 4 сажени под рожь, 4 под паром, 4 под яровыми и 5 под домом. До 12 лет мужчине давали 1 сажень, с 12 лет – 2 сажени (полдуши). А когда уходили в армию (в этом возрасте) давали 4 сажени. У Поли Чернышовой было 6 девок, а земли давали на одного отца – 4 сажени – 60 пудов урожая из них 15 на семена, 15 лошади, остальное на 8 едаков. Ели ржаную лапшу, кулагу, кисель. Мясо покупали только к Рождеству и Пасхе по 5 фунтов, масло ползакладки и всё. Грех не грех – всё равно пастись, покупать масличко не на что. Одежда – зипун, обувь – онучи, портянки и лапти. Молотьбу барскую снимали, шли одни сильные. А куда пойдёт Степан Иванович Чернышёв? Холодно в лаптишках и полуголодный. Молодёжь одевалась скудно. Если сатиновую кофту с юбкой купят, то это на всю жизнь. Даже на улицу ходили в нижних рубашках. Стан белый из холста, а рукава ситцевые. Моя мать была единственной дочерью у родителей, и то выходила замуж в ситцевом сарафане. Вместо матраца – дерюга с соломой. Не было ни наволочек, ни подушек. В зыбку ребёнку клали солому, шеболком прикроют – и вся постель. Ребёнку в 2 года лапотки плетут. Горька была для бедных жизнь.

Листков Иван Филаретович

(приложение: фото 7)

Отец – Листков Филарет Петрович – крестьянин, мать – Просковья Павловна – батрачка (стирала на господ) в барском имении Большаковых. Семья Листковых была зажиточной. Их раскулачили, отобрали лошадь, дом, корову. Долго учиться Ивану Филаретовичу не пришлось. Закончив 4 класса, он с матерью стал работать на Войкове – лошадей пас, обед развозил. На Войкове было многолюдно, люди даже в бараках жили: Рахматулины, Юдины и др. Приехавшие из других областей (Самара, Саратов) работали в колхозе. Раскулаченные дома разбирали и вывозили на Войково: Марёниных, Пустовых, Листковых. Из домов собрали клуб. Но долго он не простоял – сгорел (подожгли). В конце села (ул. Южная) стояла, сделанная как дом церковь, с колоколами, висящими на столбах. В ней служил Листков Ефим. Братья Морозовы – Яков Егорович и Василий Егорович считались лучшими в округе кузнецами, их кузница была на Ватажке. У Кузяновых, Чистяковых

9

и Юдиных были маслёны. У Чистяковых и Юдиных были мельницы (около школьной котельной). В селе была дранка (обдирали семечки). Женщины сами ткали, пряли, полоскали одежду на речке, отбивали валиком на снегу. Одежду, в основном шили себе сами. Около памятника, в центре села похоронен милиционер Корябин. Такой чести он был удостоен за отличную

службу, и как дань уважения к представителю власти.

В селе часто устраивались базары и ярмарки, где было 2 ряда лавок – от Фортуяновых до Федюньшиных (ул. Южная). На ярмарке можно было купить всё необходимое одежду, еду, животных, с\х инвентарь. Во время ярмарки работала карусель. Карусель была привозная, карусельщик Есин стоял на квартире у господ Большаковых.

Двухэтажный дом (ул. Южная) принадлежал купцам Ивашкиным. Рядом были заведения Малычкиных: колбасная и трактир, в котором продавали булки, калачи, квас, хлеб. А в следующем строении (дом Мишановых, второй дом ул. Южной) размещалось товарищество, где давали в кредит муку, сеялки, семена. На задах дома Марёниных (Ул. Южная) стоял большой Моленный дом, рядом мельница Юдиных. Вместо плотины (у Ломакина дома) был мост. В конце села, на оврагах (ул..Южная) тоже стояли мосты. У Кузяновой Насти на задах (ул. Южная) было построение ветряной мельницы, рядом дранка. У Волковых (ул. Южная) тоже была дранка. Клуб был на сегодняшней территории школы примерно на месте газовой котельной. Дети катались зимой на снопах конопли. А с весны играли в лапту, чижик, клеек, городки, горелки, подкат. На праздники колядовали, пели таусинку, на загвонье пели, наряжались. В праздники повсюду были слышны песни.

Кирюткин Фёдор Петрович

 

Родился в 1904 году. Отец служил кучером у здешней помещице Катковой, получал 5 руб. в месяц. В семье было 9 человек. Закону божьему приходил учить поп Любимов. Школьников работать заставлял у себя в хозяйстве, жадный был: никому ничего не доверял, каждое худое ведро было у него на учёте. На крестный ход много собирал. Прихожан было много, всё село ходило в церковь. Принесёнными ими яйцами и хлебом он кормил скотину. У него было 300 десятин земли, много лошадей и коров. Накопил 40 тысяч денег. Перед первой Мировой он их в германский банк положил, там были большие %, но позже деньги обесценились.

После революции стали жить лучше, в нашей семье лошадь была, корова. Сеяли, убирали. Когда объявили колхоз, пошли в колхоз. Трудно было, работали от зари до зари, а получали мало. Всё делали вручную. Женщины хлебы пекли 2 раза в день. Руками месили. Ходят, ходят около квашни. На работу шли и ночью, когда надо было.

10

Устинкина Клавдия Васильевна (приложение: фото 9)

 Отец – Василий Андреевич, мать – Матрёна Алексеевна. Работали в 30 – х годах на ветряной мельнице, за трудодни. В семье было 8 человек. Из конопли пышки пекли, горох собирали на полях, картошку сажали – этим выживали. Была у них на доме крыша из железных листов, представители власти её сняли, а сделали соломенную крышу. Солома разлеталась, крышу постоянно надо было ремонтировать (приложение: фото 10.) До войны хлеб

ещё ели хороший, а в войну в основном – горький из лебеды. Корову забрали в совхоз, детям молоко оттуда выдавали. Когда молотили коноплю, в семье был праздник – пекли блины. Для конопли в селе были мялки, её пряли, чесали. Девчонки перед войной учились на трактористов: Листкова Поля, Аношкина Катя, Листкова Клава. После учёбы – работали: похали, сеяли на тракторах. В войну некоторые из девчонок воевали. В том числе и Клавдия Васильевна.

4. Вся власть Советам!

Новая страница в истории села началась с победой Великой социалистической революции. Многие жители защищали советскую власть на фронтах гражданской войны. Но нельзя дать однозначную оценку жизни людей с приходом новой власти. Большинству крестьян она принесла землю и надежду на новую светлую жизнь. Зажиточных крестьян и помещиков новая власть лишила всего. Сразу же были конфискованы помещичьи земли и скот. Более 100 овец шлёновской породы были распределены среди беднейших крестьянских семей: по 1 овце на 2 члена семьи. Часть скота продали, а деньги разделили между семьями фронтовиков.

 

Первым председателем Царевщинского сельсовета, созданного осенью 1917 года, стал Терентий Алексеевич Кузин. Членами первого комитета бедноты были Михаил Колобов, Петр Федюньшин, Прокофий Усенин. Здесь же в селе размещался исполнительный комитет Царевщинской волости, объединявший села: Бекетовку, Уварово, Ивановку, Липлейку, Белогорку, Муратовку, Войково. Его возглавлял тов. Орешкин, его заместителем был Я.Р.Цыганов, секретарем М.Мастюгин.

Большую работу по разъяснению декретов Советской власти организации помощи крестьянской бедноте, выполнению заданий по продразверстке проводили сельские активисты.

Школа.

 

Школа села Царевщино зарегистрирована в 1924 году, реорганизована в 1936 г. в семилетку, а в 1954 г. в десятилетку. Вначале школа располагалась на краю села (недалеко от кладбища), позже ей были выделены здания бывшей «Барской усадьбы» (приложение: фото 8).                                                                                                                                                  В годы войны учителя и ученики Царевщинской семилетней школы, которую возглавляла О.И.Якименко, активно трудились на полях, помогая в прополке и уборке урожая. Ш кола была главным культурным центром села в годы Великой Отечественной войны. Эвакуированный в село учитель Уханов Г.Г. стал организатором драматического кружка, спектакли, которого, пользовались большим успехом не только у Царевщинцев, но и у жителей соседних сел: Муратовки, Юлова, Бекетовки. В репертуаре самодеятельных артистов, были такие произведения, как «Бедная Лиза» Карамзина, «Гроза» и «Без вины виноватые» Островского, «Каменный цветок» и «Русалка» Пушкина и др.

По воспоминаниям жителей села, у многих детей не было самых необходимых принадлежностей для обучения – ручек, тетрадей, и даже одежды и обуви. Отсутствовали элементарные удобства. Зимой в старых зданиях школы было холодно. Но, несмотря, на трудности, школа продолжала жить, чтобы учить и воспитывать детей. А они старались учиться хорошо, понимая, что своей хорошей учебой могут принести минуты

 18

радости матери, которая от зари до зари трудилась на колхозном поле или ферме. Кроме учёбы, у каждого ученика были свои обязанности дома, а многие вместе с матерями работали на животноводческих фермах и колхозных полях. Чтобы выжить и победить, приходилось быть по взрослому серьёзными и ответственными, на игры и развлечения совсем не оставалось времени.    

                                               

Кирюткин Фёдор Петрович

  Школа тогда была на краю села, близко к кладбищу – ветхий, тёмный, закопчённый домик. Учил нас учитель – пьяница. Урок задаёт, а сам бежит в шинок. Кто не выучил уроки, бил линейкой. Закону божьему приходил учить поп Любимов.

Зубарёв Пётр Иванович (приложение: фото 13)

Учился я до 6 класса. К вопросу воспитания тогда относились очень строго. Родители были во всём солидарны с учителями. Учителя даже иногда подзатыльник могли дать и никто не обижался. Однажды, заигравшись с Филей Уткиной, мы разбили окно. Директор школы – Соколов М.В. самолично, выпорол меня, и не допускал к занятиям пока не пришёл отец. Чтобы зимой было тепло, летом сотрудники школы со старшеклассниками заготавливали в лесу дрова. Привезя их в школу – пилили и складывали в дровнике. В заготовке дров были задействованы ученики всей школы (приложение: фото 22). Водопровода и канализации в школе не было. Туалет был на улице. Технический персонал рано утром приходил на работу и в кабинетах растапливали голандки, но все равно в морозы было холодно. Территорию школы убирали дети (приложение: фото 23).                                .

Устинкина Клавдия Васильевна   (приложение: фото 9)                                                                                                                                             В школу мы с братьями ходили до 3 класса в лаптях, многие над нами смеялись, поэтому учебу пришлось бросить. Учебников не хватало на всех и бывало, соседские ребята учились по одному, а на уроках чтения мог один читать, а другие пересказывали. Тетрадей тоже не было — писали на старых газетах между строчек. Дома дети во всём помогали родителям: пололи, мотыжили, смотрели за хозяйством. А летом школьники собирали колоски и лекарственные травы. В памяти остались светлые воспоминания об учителях – Соколовых Михаиле Васильевиче и Александре Николаевне, Самойловых Клавдие Григорьевне и Евсее Яковлевиче.

Листков Иван Филаретович

(приложение: фото 7)                                                                   

Хорошие воспоминания сохранились об учителях – Соколовых Михаиле

19

Васильевиче и Александре Николаевне и Александре Яковлевне (фамилию не вспомнил). Учителей очень уважали. Старались учиться хорошо. Учеников в каждом классе было больше 30 человек. Бывало 17 – 18 –летние учились в начальных класса.

13. Дети войны                                                                                   Война и все, что с ней связано, несет человеку несчастье, смерть, голод и лишения. От войны, прежде всего, страдали дети. Часто у них на фронте погибали отцы, чтобы выжить, многим приходилось рано взрослеть и рано начинать трудовую деятельность. 

Воспоминания Родиной Марии Николаевны                              (приложение: фото 24)                                                                  

В 1943 году в боях, под Смоленском погиб мой отец. В тяжёлые годы войны я познала сиротскую жизнь без крова и хлеба. Я знаю, что такое 50 граммов хлеба, которые я получала в школе, за погибшего отца. Трудно было учиться в холодном классе с голодным желудком. Но мы не сдавались. Летом я ходила полоть просо, пасти стадо. Осенью рыть картошку и дёргать коноплю. Так с 10 лет я научилась добывать кусок хлеба. Когда прогремел день Победы – 9 Мая, я заканчивала 4 класс с похвальной грамотой.

III. Заключение.

В результате проведенного исследования, начав с краткого повествования событий XVII века, имеющим непосредственное отношение к истории села Царевщино, и далее, по воспоминаниям старожилов, мы проследили вехи развития и жизни села, с начала и до середины XX века. Мы узнали о том, как было расположено село на раннем этапе своего существования. Примерно половина населения были  – старообрядцы. Особенности жизни и истории села во многом определялись местом Царевщино в экономических отношениях уезда и региона. Ввиду высокого плодородия почв в хозяйстве преобладало земледелие. Центральная, подвижная магистраль между Пензой и Нижним Новгородом способствовала развитию извоза, и собственной торговли. Это влияло на благоприятный экономический рост села. В селе было немало зажиточных крестьян. Обилие мелкотоварных заведений, с продажей товара и выполняемыми услугами, вполне обеспечивали село едой и одеждой и другими необходимыми для жизни предметами. Это говорит о том, что в Царевщино, в предреволюционные годы жили предприимчивые и трудолюбивые люди. Со дня основания села и до революции 1917 года жизнь жителей села Царевщино проходила в тесной связи с помещиками.                                                                                                Октябрьская Революция дала беднейшему крестьянству землю, но зачастую обрекала на лишения, тюрьмы и гибель зажиточных крестьян, помещиков и служителей церкви.                                                                                                  Небольшой по времени, рассматриваемый нами период, включил в себя наиболее значимые события XX столетия – две мировых войны, революцию 1917 года, коллективизацию, массовые репрессии.  Как и по всей стране, в селе, они уносили жизни людей, лишали крова и еды, заставляли страдать от непосильного труда и потери близких. В селе Царевщино, скорее всего, нет семьи, которую не коснулись бы эти события .                                                                          В Великую Отечественную войну труженики нашего села принимали активное участие в борьбе с германскими захватчиками. Из колхоза была вывезена вся пригодная, для войны техника и лошади. Всё, что выращивали на полях на протяжении всей войны, колхозники отправляли на фронт. Зимой женщины вязали носки и перчатки солдатам, собирали посылки с тёплыми вещами. Немалую часть работников колхоза составляли подростки.Дети знали, что их отцы воюют. Им тоже приходилось быть ответственными и мужественными. Колхозники села Царевщино внесли свой вклад в Победу над фашистами. Каждый из односельчан, оставивших нам свои воспоминания, прошёл через суровые жизненные испытания. Каждый из них стал достойным гражданином нашей Родины.   

IV. Вывод:

1.Нам было интересно работать с воспоминаниями старожилов. Из них мы лучше узнали жизнь села и наших предков, с начала и до середины XX века; 

22

2. История села тесно связана с историей всей страны, это находит свое выражение в экономическом, культурном и социальном планах;

3. Поколение наших прадедов прошло через горькое испытание судьбы. Это забывать нельзя. Поэтому мы хотим, чтобы о жизни людей того страшного времени знало современное поколение.

4.  Мы гордимся силой и мужеством наших односельчан, в годы суровых испытаний для всей страны;

5.Мы надеемся, что односельчанам и людям, которые считают село Царевщино своей Малой Родиной, будет интересна наша исследовательская работа.

V. Перспективы дальнейшей работы:

Немало белых пятен остаётся в истории нашего села, но есть еще много источников для дальнейшего его изучения и исследования.

I. Введение

Село Царевщино наша малая родина. Пройдет еще немного времени и многие события из жизни села будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, которые смогут рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашего района много сел, о которых трудно найти какие-то сведения. Мы не хотим, чтобы и с нашим селом произошло то же самое. Даже если каждый из нас соберет, материл об одном человеке, об одной семье, живущей или жившей в нашем селе, это будет уже большой вклад в сохранении истории родного села, ведь история жизни людей — это история села в целом.

Осенью этого года в селе был праздник в честь 337-летия его образования. Нас заинтересовало, а как же жило наше село много лет назад.

Мы решили обратиться к летописи,  к воспоминаниям старожилов и к рассказам старшего поколения нашей семьи. И нашли интересные материалы. Историю образования села, мы взяли из источника сайта интернета и в сокращенном виде поместили ее в тест. Она нам нужна для общего представления об основании села. Учениками нашей школы, раньше, уже был, создан проект с подробным изучением жизни села, со времен основания до конца 19 века. Наша работа, будет продолжением их проекта, по исследованию истории села. А именно - исследовательская работа, в основном будет построена на воспоминаниях современников с начала и до середины 20 столетия.                                                                                                        Раньше мы никогда не задумывались, как богата и интересна история села, сколько различных тайн она хранит. Мы живем рядом с теми, кто еще помнит обычаи и традиции, чтит память о прошлом. В нашей семье также свято чтят память о героическом прошлом родственников. В работе мы разделили все воспоминания по темам: 1. Жизнь села в начале 20 века; 2. Село в период коллективизации в стране; 3. Храм села Царевщино; 4 Массовые политические репрессии; 5. Работа в тылу в годы войны, на примерах односельчан; 6. Воспоминания о школе; 7. Воспоминания «детей войны»; И в конце работы мы поместили  воспоминание о нашем прадеде – участнике Великой Отечественной войны.

 

Цель проекта: Найти и изучить информацию об истории села со времён основания до середины XX века на основе устных источников (воспоминания старожилов села).

 

Задачи: 1. Овладение навыками исследовательской работы;

2. Сбор материала об истории села (работа с архивными материалами);

3. Изучение теоретического материала;

4. Систематизация полученной информации;

5. Размещение данной работы на страницах интернета.

2

Актуальность исследования заключается в необходимости изучения и сохранения исторического наследия села Царевщино.

Новизна нашего исследования заключается в том, что наша работа основана исключительно на воспоминаниях людей, которые жили в те времена.

Гипотеза - возможно, полученная нами информация пополнит знания по истории родного края. Этот материал можно будет использовать на уроках истории и краеведения в школе.

Система методов и приёмов исследования. Формы работы.

Методы практические: Методы теоретические: Приёмы исследования: Формы работы:
1. Изучение летописи с краеведческим материалом, воспоминаний старожилов села Царевщино и материалов сайтов интернета 2. Опрос. 3. Запись воспоминаний, учениками о жизни родственников. 1.Систематиза ция 2. Анализ. 3. Синтез. 4. Аналогия. 5. Обобщение   - составление краткого анализа архивного материала.   - описание изучаемого вопроса. - анкетирование 1.Индивидуальная 2.Творческая лаборатория 3.Групповая работа.   4.Классный час

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.07 с.)