Психологические и физиологические особенности людей пожилого возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические и физиологические особенности людей пожилого возраста



Большинство современных авторов структуру капитала отдельно взятого человека представляют в виде комбинаций следующих факторов: качества человека, способности человека учиться, побуждения человека делиться информацией и знаниями. Формирование человеческого капитала уподобляют накоплению физического или финансового капитала, требующего серьезных материальных затрат. В частности, вложений в образование, переквалификацию, медицинское обслуживание, рождение детей, уход за ними и т.д. [ 7].

Ассоциация пожилого возраста с «возрастом дожития» отражают тенденцию притеснения российским обществом людей старшего возраста, заставляя их чувствовать себя уязвимыми. В перспективе процессы старения могут приводить к ментальному сдвигу - у пожилого человека развивается синдром «выученной беспомощности», происходит деградация личности. Основными признаками этих изменений являются: чувство одиночества, апатия, жалость к себе, безнадежность, которые в конечном итоге приводят к социокультурному исключению.

Старение носит индивидуализированный характер, поэтому выделение пенсионного возраста в качестве определяющего наступление старости не является корректным. В современной России образовалась большая группа людей, которые считаются пожилыми, но еще обладают значительными ресурсами физической и социальной активности. Уровень занятости пенсионеров в нашей стране остается достаточно высоким, как правило, в течение первых 10 лет пребывания на пенсии. После 70 лет происходит резкое снижение доли работающих пенсионеров, что связывается с ухудшением состояния здоровья и снижением степени важности работы для пожилых людей.

Сегодня российское государство не видит социокультурного ресурса пожилых людей и не желает использовать потенциальные возможности их опыта и свободного времени. Пожилой человек лишается значимых для себя статусов и ролей и попадает в уникальную по степени сложности и непривычности ситуацию неопределенности. Современные ожидания российского общества в отношении пожилых делятся на две основные группы. Первая из этих представлений - «занятие собой»: пожилые люди должны отдыхать, развлекаться, вести активный образ жизни, общаться, жить для себя. Вторая - «помощь семье»: пожилые должны воспитывать внуков, помогать семье и детям, выполнять домашнюю работу [ ]. Очевидно, что ожидания общества входят в противоречие с ожиданиями его членов, уходящих на пенсию. Вместе с тем есть надежда, что «в ближайшей перспективе информационный ресурс и особенно его носители - квалифицированные и активные люди будут предметом все возрастающего интереса со стороны власти и бизнеса [9].

Жизненная активность в пожилом возрасте предполагает оптимизацию всех имеющихся возможностей организма для обеспечения благоприятного хода старения, предполагающее также посильное участие в социокультурной деятельности и сохранение здоровья. Ее следует понимать не только как преимущественно физическую активность, но и как сохранение социальных связей и участие в жизни общества. Жизненная активность является одним из путей профилактики социокультурного исключения пожилых людей [7].

В основном, пожилые люди опасаются не возраста, а связанных с ним социокультурных явлений, которые исключают людей преклонного возраста из социально-экономических, политических, культурных процессов современного общества. Основными детерминантами социокультурного исключения людей преклонного возраста является отсутствие внешних и внутренних условий для проявления активности.

Подход к формированию навыков профессиональной адаптации еще в период обучения основам будущей профессии в пожилом возрасте так же правилен, как и при обучении в более ранних возрастах, вместе с тем, взрослые «обучающиеся» обладают и специфическими чертами. У них значительно полнее выражено формирование человека как субъекта познания, общения и труда. Более того, современное общество ставит перед взрослым человеком задачу непрерывного совершенствования своих знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения, в этой связи готовность к обучению у людей старших возрастных групп часто оказывается даже выше, чем у молодых. [про обучение]

Рассматривая различные направления адаптации к пожилому возрасту, следует отметить, что именно такие факторы, как профессиональная активность; общекультурные интересы за пределами трудовой деятельности; физическая активность и здоровый образ жизни создают необходимые условия, которые будут способствовать социокультурной адаптации пожилых людей. Использование пожилыми людьми привычных форм поведения, выработанных в повседневной жизни, несомненно, облегчает приспособление к новым условиям, но не является единственным средством сохранения социальной активности и развития личности.

Тогда будет понятна гендерная разница восприятия старости. Например, «благородное» физическое старение мужчин воспринимается в России с уважением и пониманием. Среди мужчин, выглядящих на свой немолодой возраст, есть множество уважаемых, успешных представителей различных слоев населения. Женщина же в нашей стране отказано в «благородном» старении. Парадоксально, но при этом тех женщин, которые активно стремятся выглядеть моложе своих лет, общество тоже порицает [3 про женщин].

Вопрос адаптации людей, как к происходящим изменениям в целом, так и к конкретным ситуациям профессиональной деятельности всегда является актуальным. Возрастание неопределенности социальной, экономической, производственной и иных сфер, обострение их хаотичности и неорганизованности, появление множества «сред» адаптации, их усложнение и качественное изменение не только резко повышают требования к адаптивным способностям личности, но и существенно расширяют поле профессиональной адаптации. Вопросы профессиональной адаптации становятся сегодня актуальными для лиц любого возраста и на любом этапе профессионального становления, раньше это было проблемой молодых специалистов, С психологической точки зрения существуют различные подходы к рассмотрению проблемы готовности личности к деятельности как таковой.

В этой связи предположим, что реализация пожилыми людьми комплекса возможностей накопленного культурного потенциала является искомым средством адаптации к возрасту и нивелирования факторов риска социокультурного исключения.

Отдельные качественные характеристики разнообразных возможностей человека отражают категории «социокультурный потенциал» и «социокультурный капитал». Исходя из имманентных возможностей человека, социокультурный потенциал может проявляться в инновационно-творческой, профессионально-квалификационной, ценностной, интеллектуальной и психосоматический деятельности [4]. В целом общекультурный потенциал является целостной системой возможностей реализации человеком своих внутренних сущностных сил, способностей, талантов, навыков и умений на пользу общества и его членов.

Геронтологические аспекты социокультурной исключенности детерминируются соотношением ряда внешних и внутренних условий. К внешним условиям социокультурного исключения можно отнести: низкий материальный уровень пожилых людей; отсутствие условий для продолжения профессиональной деятельности или трудоустройства в пожилом возрасте; некачественное медицинское обслуживание, узкий спектр бесплатных медицинских услуг; общую неразвитость сети образовательных, социально-досуговых, волонтерских и других программ для пожилых людей; специфику уличной и домашней инфраструктуры, которая может не позволять пожилым людям жить независимо, а также недостаточный уровень социальных контактов. Внутренние условия социокультурного исключения пожилых людей заключаются в наличии негативного психологического настроя, плохого состояния здоровья в целом, социальной некомпетентности и низкого субъективного социального статуса, а также недостаточного уровня общей культуры, что приводит к потере мотивации для продолжения активной, насыщенной жизни.

Социокультурное исключение может стать одним из главных рисков старения современного человека. Суть этих рисков заключается в диспропорциях, накопившихся в ходе естественно-исторических процессов в нашей стране и мире. Главные из них, на наш взгляд, лежат в демографической сфере и связаны с увеличением людей преклонного возраста в структуре современного общества, что в свою очередь требует корректировки выхода на пенсию. Кроме того определённую сложность вызывают проблемы социальной адаптации к переменам в обществе, в том числе из-за ценностных различий поколений. Смена культурных стереотипов восприятия пожилых людей как социального балласта, также придает особый драматизм возрасту наступления старости.

Таким образом, благополучная старость в России имеет множество внешних и внутренних препятствий.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.007 с.)