Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности экономической социализации у людей пожилого возраста, ее виды, факторы и критерии
Социализация, как один из процессов, необходимых для нормального функционирования и развития личности имеет различные виды. Одним из них выступает экономическая социализация, возникшая в отрасли экономической психологии. Иными словами экономическая социализация, определяется как «проекция» общей социализации, с участием экономической сферы, а экономический опыт определяется как часть социального опыта. [10] Понятие «экономическая социализация» сравнительно недавно вошло в научный оборот экономической психологии. По мнению А. П. Вяткина первый раз оно использовалось Б. Стаси. Экономическая социализация по Б. Стаси – не что иное, как усвоение и активное воспроизводство индивидуумом социального опыта в общественной сфере жизни. Однако Анкудинова Е.В. утверждает, что впервые термин «экономическая социализация» был введен в исследованиях С. Камингса, Д. Тибла в 1978 году. [4–стр.6]. На сегодняшний день формулировок термину «экономическая социализация» приведено превеликое множество, и хотелось бы рассмотреть подробнее некоторые из них. Фенем А. под экономической социализацией понимает процесс становления экономического мышления, в том числе формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению новой реальности, включающей познание экономической действительности, усвоение экономических знаний и приобретение навыков экономического поведения. [36 Гл. 9. - стр. 297-336.] С точки зрения Дробышевой Т. В. экономическая социализация – это процесс и результат включения индивида в систему экономических отношений общества, в котором он живет, так как, усваивая экономический опыт общества, социальные и экономические ценности, нормы, модели экономического поведения и активно преобразуя их, он становится субъектом экономических отношений данного общества. [13] А.Ю. Бутовский и А.М. Лунева определяет экономическую социализацию как процесс формирования модели человеческого поведения, развитие человеческого капитала, то есть потенциальных способностей человека к участию в процессе производства, его знаний, опыта, трудовых навыков, нравственности. Именно формирование рациональности человеческого поведения по отношению к условиям окружающей его рыночной среды и составляет суть экономической социализации. [4–стр.7]
Е.В. Козлова определяет экономическую социализацию как процесс становления экономического сознания, освоения ролей, норм, навыков и ценностей экономического поведения. Это процесс, в рамках которого происходит интериоризация экономической реальности, посредством познания экономической действительности, усвоения экономических знаний, приобретения экономических представлений, познания экономических категорий, усвоение и реализация ролей и навыков экономического поведения. [21 стр.15] А.П. Вяткин определяет экономическую социализацию, как включение человека в самостоятельный экономический цикл жизни, или как процесс развития личности, связанный с присвоением социально-экономического опыта, то есть конкретных экономических знаний, умений и способностей, обеспечивающих дальнейшее эффективное экономическое поведение. [4 стр.8] При детальном рассмотрении проблемы определений экономической социализации хотелось бы из вышеуказанных определений выделить, понятия в узком и широком аспекте изучаемого явления. Например что касается узкого аспекта, то к нему можно отнести трактовки А.П. Вяткина, А.Ю. Бутовский и А.М. Лунева, Дробышевой Т. В., а к более широкому можно отнести понятия экономической социализации Козловой Е.В. и Фенема А. После анализа определений хотелось бы отметить некоторые теории, касающиеся структуры и видов экономической социализации. Например, Вяткин А. П. выделяет в структуре экономической социализации компоненты, такие как: освоение стереотипов, ценностей экономического поведения, присвоение норм, ролей, формирование и развитие соответствующих способностей, навыков. [4 стр.8] Что касается составляющих экономической социализации, то Б. Стаси взял во внимание четыре аспекта: деньги, собственность, социальная дифференциация, социально-экономическое поведение. Г.М. Андреева и А.В.Мудрик предлагают следующие стадии экономической социализации: 1. Дотрудовая период ранней социализации – дошкольный возраст. 2. Трудовая период обучения – младший школьный – юношеский возраст, период молодости.
3. Послетрудовая период зрелости пожилой возраст старческий возраст долгожители. Дробышева Т. В. подробно описывает виды экономической социализации, – первичную и вторичную, которые приходятся на определенные периоды в жизни. Изучая специфику экономической социализации, в трудах зарубежных и отечественных социальных психологов, Т. В. Дробышева берет во внимание понятие вторичной экономической социализации, охватывающей процесс развития экономически-социальной зрелой личности. Если первичная экономическая социализация проявляется на ранних этапах жизни, то вторичная в более зрелом возрасте. Дробышева Т. В, отталкиваясь от определений отечественных социологов, предлагает следующую трактовку термина: вторичная экономическая социализация – это интернализация нового экономического знания, элементов экономической культуры, образцов поведения, и включение в уже сформированную картину экономического мира, что позволяет адаптироваться к изменившемся социально-экономическим условиям современного общества, либо к изменившимся экономическим условиям жизни-деятельности самого человека. Процесс вторичной экономической социализации протекает у людей зрелого и позднего возраста на этапе послетрудового периода жизни.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.006 с.) |