Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ВРЕМЕННОЙ ФОКУС У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

 

 

  ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ И.о. заведующего кафедрой, ученая степень, ученое звание ________________________ Ф.И.О.                       (подпись) «___» _________ 20___ г.   Выполнил студентка Гурова О. В.                                                группы ППЗ-501 очной/заочной формы обучения направления подготовки (специальности) 37.03.01 «Психология» ____________________________________                         (подпись) «____» ____________ 20___ г.  

 

 

  Нормоконтроль ________________________ Ф.И.О.                       (подпись) «___» _________ 20___ г.       Научный руководитель Фамилия, имя, отчество: Забелина Е.В. Должность преподаватель Ученая степень КПН Ученое звание доцент ____________________________________                        (подпись) «____» ____________ 20___ г.  

 

Челябинск

2020

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

_________________________                                                   _________________20__г.

 

 

ЗАДАНИЕ

 

На выпускную квалификационную работу студента

 

_____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. полностью)

Группа _____________

 

1. Тема работы: Жизненные ценности и временной фокус у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия

утверждена ____________________ от ___________20___ г. № ____)

2. Срок сдачи студентом завершенной работы ____________20 ___ г.

3. Перечень вопросов, подлежащих разработке

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

 

 

Этапы выполнения дипломной работы Срок выполнения Отметка руководителя о выполнении этапа
Теоретические основы исследования особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия 2.10.2018-18.09.2019  
Подбор методик адекватных теме ВКР 1.10.2019г  
Проведение методики для определения, типа жизненных ценностей по Шварцу Ш. 1.11.2019г  
Проведение методики на определение уровня субъективного экономического благополучие 14.11.2019г  
Проведение методики, направленной на восприятие своего времени 21.11.2019г  
Оценка и анализ сходства и расхождения исследуемой работы с анализируемой литературой, касающейся жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия 15.11.2019-5.12.2019г  
     
     
     

 

Научный руководитель____________________________________ Ф.И.О.

(подпись)

 

Студент                                 ____________________________________ Ф.И.О.

(подпись)

 

«____» ____________ 20___ г.

Содержание

Введение.....................................................................................................5

Глава 1 Теоретические основы исследования особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия....................................................

1.1 Периодизация пожилого возраста и психологические особенности каждого этапа.......................................................................................................................

1.2 Психологическое время как предмет психологического исследования

1.3 Подходы к исследованию индивидуальных ценностей.......................

1.4. Субъективное экономическое благополучие: определения и содержание понятия..................................................................................................................

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия.............................................................................

2.1 Цели, методы и организация исследования..........................................

2.2 Методы исследования............................................................................

2.3 Анализ результатов исследования........................................................

Заключение...................................................................................................

Список литературы......................................................................................

 

 


Введение

В нашей стране существует проблема уровня субъективного благополучия у людей пожилого возраста. Как правило, на данном возрастном этапе  в связи с повышением пенсионного возраста и невысокими размерами выплат, людям пожилого возраста необходимо адаптироваться в условиях нашего государства. Поэтому на сегодняшний день актуален вопрос экономического поведения людей пожилого возраста.

Вопрос особенностей жизненных ценностей, временного фокуса у людей в пожилом возрасте, влияния на их экономическое благополучие изучен недостаточно. Данной областью исследования занимался в своих научных работах доктор психологических наук, профессор
специалист в области социальной, организационной и экономической психологии Хащенко В.А, он изучал проблему субъективного экономического благополучия и ценностные ориентации. [37] Дробышева Т. В. рассматривала экономическую социализацию с позиции ценностного подхода.[13] и …+…иссл-е вр фокуса….

Целесообразно организовывать и психологическую работу с активными пенсионерами, разрабатывать программы профессиональной адаптации для пожилых людей, проводить тренинги, психологические консультации, которые позволят людям значительно продлить активную жизнь, чувствуя свою востребованность и получая возможность профессиональной реализации.

В нашей стране существует мало способов психологического просвещения, по отношению к старшему населению, особенно это касается экономической сферы отрасли психологии.

 Данное исследование особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия направлено на расширение и углубление знаний в области в области экономической психологии, для использования в дальнейшем на практике, и разработки способов психологического просвещения. Целью которого, является – повышение финансовой грамотности старшего поколения в геронтологических центрах реабилитации. Экономическая социализация является неотъемлемой частью исследования в данной области.

Цель научной работы – выявить временной фокус у людей пожилого возраста с различными жизненными ценностями и уровнем субъективного экономического благополучия

Объект – временной фокус у людей пожилого возраста с различными жизненными ценностями и уровнем субъективного экономического благополучия

Предмет – фиксация временного фокуса у людей пожилого возраста с различными жизненными ценностями и уровнем субъективного экономического благополучия

Гипотеза – временной фокус у людей пожилого возраста с различными жизненными ценностями и уровнем субъективного экономического благополучия различается.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретический феномен экономической социализации людей позднего возраста, его факторы и критерии.

2. Выявить и объяснить роль особенностей жизненных ценностей и временного фокуса у людей пожилого возраста с различным уровнем субъективного экономического благополучия

3. Подготовка психологического инструментария, выбор методик определяющих ценностного уровня, временного фокуса, субъективного экономического благополучия

4. Формирование группы испытуемых позднего возраста с учетом периодизации экономической социализации у людей пожилого возраста

5. Применение методик определяющих временной фокус, ценностный уровень и субъективное экономическое благополучие на группе испытуемых пжилого возраста

Для определения проблемы экономической социализации пожилых людей эмпирически можно использовать такие методы исследования как:

1. Временной фокус (автор Шипп)

2. Субъективно-экономическое благополучие Фенема А.

3. Методика на ценностный уровень Шварца Ш.

Исследование направлено на поиск в картах визуальных доказательств того, что гипотетические под типы ценностей, обоснованные теорией, различимы эмпирически. Далее были проанализированы результаты трех исследований с помощью конфирматорного факторного анализа ценностей, что помогло выявить наличие субфакторов.

 


СУБЪЕКТИВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

Главным показателем степени цивилизованности государства является такое состояние общества, в котором каждый человек удовлетворяет свои основные духовные и материальные потребности и имеет равные возможности для реализации своего потенциала. Благополучность людей старшего возраста характеризуется активным участием людей преклонного возраста не только в сохранении и развитии личности и ее здоровья, но и в социально-экономических, политических, культурных процессах современного общества.

Субъективное экономическое благополучие является широким понятием, в котором выделяют такие составляющие экономического благополучия, как жизненный стандарт, семейный доход, сбережения, работа, жилье. Следует также разграничивать понятия «объективный экономический статус» и «субъективный экономический статус». Объективный экономический статус выражается доходом и собственностью и может слабо коррелировать с субъективным. При этом субъективная адекватность бюджета объясняет больше различий в удовлетворенности жизнью, чем объективная адекватность – отношение дохода семьи к среднему прожиточному уровню или средней зарплате. Можно выделить некоторые компоненты субъективного экономического благополучия такие как:

- удовлетворенность стандартом жизни, то есть степень, в которой доход воспринимается как обеспечивающий «комфортную» жизнь;

- справедливость денежных распределений в процессе труда;

- ожидания относительно изменения своего дохода.

Субъективное экономическое благополучие зависит от актуального статуса личности в сравнении с желаниями, потребностями и с тем, что человек, по его мнению, заслуживает. Оно влияет не только на экономическое поведение личности, но и на социальную интегрированность личности в обществе. [Экономическая психология: Метод. указания / Сост. Е.А. Угланова; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2002. 28 с.]

В. Хащенко предлагает модель эмпирическую модель субъективного экономического благополучия, в которой выделяют группы социально-благополучных и социально-неблагополучных граждан пожилого возраста, проживающих в России. [36]

Первая группа – социально-благополучные пожилые люди. Эта группа неоднородна. Она может включать в себя подгруппы. К первой подгруппе можно отнести пожилые люди, которые живут относительно обеспеченно, кроме пенсии они еще получают помощь от своей семьи. Они живут со своими взрослыми детьми, они сумели сохранить с ними нормальные, теплые отношения, общаются с внуками. Они все еще работают и получают от этого не только прибавку к пенсии, но и моральное удовлетворение. Они относительно здоровы и бодры. [36]

Другая подгруппа – это пожилые люди супруги или одинокие, которые также достаточно обеспечены, живут отдельно от детей, но поддерживают с ними, а также с внуками дружеские отношения. Они все еще работают либо ради собственной материальной поддержки, либо ради морального удовлетворения. Следующая подгруппа – это одинокие супружеские пары или пенсионеры-одиночки, достаточно бодрые, чтобы обслуживать себя самостоятельно. Они обеспечены либо за счет пенсий и льгот, либо за счет того, что кто-то из супругов еще работает. Они деятельны, общаются с друзьями, соседями, ведут определенную светскую жизнь (периодически ходят в театры, консерватории, музеи). [36]

Третья группа включает в себя одинокие супружеские пары или пенсионеры-одиночки, которые относительно здоровы, чтобы обслуживать себя. Они не работают, живут на пенсию, но не нищенствуют. Они общаются с соседями, друзьями, но их ограниченные материальные средства не дают возможности посещать какие-либо интересные мероприятия, свое время они могут проводить за телевизором, книгами, могут посвятить себя религии. [36]

Социально-неблагополучные группы пенсионеров. Их тоже можно разделить на определенные подгруппы. Это пожилые люди (супруги или одинокие), получающие небольшую пенсию, они живут вместе с детьми, которые также нуждаются в материальных средствах и поэтому не могут помогать своим пожилым родителям. Но самое главное, что делает жизнь данной группы неблагополучной – это отсутствие моральных регуляторов, с помощью которых можно было бы наладить взаимоприемлемое совместное существование. Возможно, это происходит в силу недостатка культуры и морального воспитания. Пожилые люди в такой семье – обуза, дополнительный фактор раздражения. Естественно, это не прибавляет здоровья и благополучия ни пожилым людям, ни их взрослым детям. Другая подгруппа – это пожилые люди (супруги или одинокие), которые живут отдельно от взрослых детей, нуждаются материально, но помощи от детей не получают. Более того, их отношения с детьми носят эпизодический характер, они по существу заброшены. При этом здоровье может позволять им обслуживать себя, но перспектива их дальнейшего существования весьма проблематична.

 Следующая подгруппа – одинокие старики, не имеющие детей, не работающие, проживающие в неблагоприятных условиях. Они накопили множество болезней, считают каждую копейку, но все еще борются с тяжелыми обстоятельствами. Их участь наиболее незавидна.

Социальное самочувствие – это интегральная характеристика удовлетворенности или неудовлетворенности человека своим социальным положением Социальное самочувствие проявляется как целостная, относительно устойчивая эмоциональная реакция субъекта на воздействие социальной среды и условий его жизнедеятельности. Оно выступает результатом осознания и переживания человеком значимости различных сторон его жизни, вырастает из непосредственных условий бытия человека, определяющих степень удовлетворения его потребностей, самоутверждения и самореализации. [34]

На улучшение социального самочувствия успешного процесса экономической социализации граждан пожилого возраста на российский социум влияют такие объективные и субъективные факторы их существования, как материальное положение, здоровье, наличие возможности работать за материальное вознаграждение, хорошие отношения с детьми.

Нарастание и закрепление в обществе стереотипов в отношении населения старших возрастов, имеющий негативный характер по отношению к ним может вызвать у них отрицательные эмоции и стать следствием низкой самооценки. Важную роль играет исключение населения старших возрастных групп из активной политической, культурной, гражданской и прочих сфер жизни российского общества. Проблемы пенсионеров нашей страны снижают уровень благополучия и вместе с ним связанный уровень экономического сознания, экономической социализации. Но кроме негативных аспектов общества есть также позитивные моменты, откуда имеется возможность черпать силы, на улучшение социального самочувствия. Различные тренинги, социальные дома отдыха, профилактории, в которых присутствуют разного рода занятия с пожилыми людьми, и создается благоприятная и спокойная атмосфера, в которой у любого человека появится желание отвлечься, переосмыслить текущее положение дел в совей жизни, заняться собой.

Социально-благополучные пожилые люди имеют хорошее здоровье, хорошее настроение, относительное материальное благополучие, наличие семьи и детей, возможность заниматься трудовой деятельностью, которая приносит материальное и моральное удовлетворение, что несомненно благоприятно способствует развитию экономической социализации пожилых людей.

 

Современная европейская цивилизация, проблемами старения. На всемирной ассамблее по проблемам старения была задекларирована необходимость создания условий для полноправного и эффективного участия пожилых людей в экономической, политической и социальной жизни общества в долговременном программном документе, также были обеспечены возможности для развития индивидуальных способностей старшего поколения, и реализации их творческого потенциала, обеспечения благосостояния на протяжении всей жизни. Глобальный процесс старения в развитых странах вызвал необходимость пересмотреть традиционные подходы к системе образования в целом и выделить специфические направления социального образования в отношении старшего поколения в российском обществе. [9]

В нашей стране в условиях кризиса остро стоит вопрос экономической адаптации пожилых граждан к подобным реформам и различным поискам направлений и включения их в активную жизнедеятельность общества.

Высокая численность пожилых людей в составе российского населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается повышением их ожиданий в части обеспечения государством социальных гарантий. Несмотря на это желание пенсионеров трудиться не всегда согласуется с условиями российской действительности, которая не может ответить адекватным предложением рабочих мест для незанятых пенсионеров. Содержание и приоритетность мер государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения находится в прямой связи со стратегией социально-экономического развития страны и определяются на основе научно обоснованной оценки остроты и значимости социальных проблем, исходя из финансовых и других ресурсных возможностей государства.

Теоретически можно выделить некоторые группы социально-благополучных и социально-неблагополучных граждан пожилого возраста, проживающих в России. [31]

В настоящее время в нашей стране сложилось несколько встречно направленных тенденций в изменении положения лиц старших возрастов. Например, тенденция увеличения их количества и доли в общей численности населения страны. Или имеющее место массовое ухудшение социально-экономического положения этой группы населения. Также существует выраженная дискриминация населения старших возрастов в различных сферах деятельности. В это проявляется частности, в сферах труда, доступа к образованию, получению ряда услуг, особенно это касается предложений на коммерческой основе. Нарастание и закрепление в обществе стереотипов в отношении населения старших возрастов, имеющий негативный характер по отношению к ним. Важную роль играет исключение населения старших возрастных групп из активной политической, культурной, гражданской и прочих сфер жизни российского общества. Проблемы пенсионеров нашей страны снижают уровень благополучия и вместе с ним связанный уровень экономического сознания, экономической социализации. Но кроме негативных аспектов общества есть также позитивные моменты, откуда имеется возможность черпать силы, на улучшение социального самочувствия. Различные тренинги, социальные дома отдыха, профилактории, в которых присутствуют разного рода занятия с пожилыми людьми, и создается благоприятная и спокойная атмосфера, в которой у любого человека появится желание отвлечься, переосмыслить текущее положение дел в совей жизни, заняться собой.

Вывод на основании оценки факторов социально-экономического благополучия и неблагополучия:

Социально-благополучные пожилые люди имеют хорошее здоровье, хорошее настроение, относительное материальное благополучие, наличие семьи и детей, возможность заниматься трудовой деятельностью, которая приносит материальное и моральное удовлетворение, что несомненно благоприятно способствует развитию экономической социализации пожилых людей.

Социально-неблагополучные пожилые люди Объективные факторы социального благополучия и неблагополучия: Слабое здоровье, плохое материальное положение, невостребованность со стороны детей и внуков, либо отсутствие близких, грусть, депрессия, апатия, отсутствие взаимопонимания с окружающими людьми, отсутствие оплачиваемой работы все данные факторы негативно сказывается на развитии экономической социализации пожилых людей и проявляется у категории граждан находящихся в социально-неблагополучном положении.


Характеристика выборки

В исследовании принимало участие 100 человек в возрасте 50 – 80 лет.

Данный диапазон выборки затронул четыре этапа, в структуре периодизации позднего возраста Муруговой В. В. и Утеевой Э. Н., от «Молодого» пожилого возраста, до периода завершения трудовой деятельности.

На данном возрастном этапе идет процесс развития поздней экономической социализации. Выборку составили пенсионеры города Челябинска. Исследование проводилось, непосредственно, в дневном отделении Комплексного центра социального обслуживания населения. Принимали участие: 38 мужчин и 62 женщины.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1 этап – формирование выборки людей пожилого возраста для участия в эмпирическом исследовании;

2 этап – выбор методик адекватных теме исследования;

3 этап – подготовка психологического инструментария;

4 этап – проведение тестирования;

5 этап – анализ результатов;

6 этап – составление заключения на основании выводов по проведенному исследованию

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для исследования были взяты следующие методики:

1. Временной фокус (автор Шипп)

2. Шкала Субъективного экономического благополучия Фенема А. (адаптация О.С. Дейнека, 1999)

3. Опросник жизненных ценностей Шварца Ш.

Методика Шварца применяется для исследования динамики изменения ценностей как в группах в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами. Под ценностями Шалом Шварц подразумевал "познанные" потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества. В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. Опросник разработан Шаломом Шварцем в 1992 году. При разработке опросника автор использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу. Методика Ш. Шварца

Опросник Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности. Состоит из 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов.

В исследовании была использована вторая часть опросника, в которой были приведены описания некоторых людей. Испытуемому было необходимо согласиться или не согласиться с каждым из сорока утверждений, уточняя при этом обстоятельстве, насколько описываемый человек похож на испытуемого.

Методика дает количественное выражение значимос­ти каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. При первичной обработке данных по каждой части оп­росника высчитывается средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом. Обработка про­водится отдельно для каждого из 10 типов ценностных ори­ентации. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого ти­па ценностей для испытуемого. Следует обратить внимание, что данные, полученные по первой и второй частям опросника, обычно не совпадают, так как ценностные ориентации личности на уровне нор­мативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведе­нии вследствие ограничения возможностей человека, груп­пового давления, соблюдения определенных традиций, следования образцам поведения и другим причинам. В соответствии со средним баллом по каждому типу цен­ностей устанавливается их ранговое соотношение. Каждо­му типу ценностей присваивается ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивается типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый – имеющему самый низ­кий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответству­ющими типами ценностей, характеризует их высокую зна­чимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей.


Десять основных человеческих ценностей по мнению Ш. Шварца, описывает следующие характеристики этих типов ценностей:

 1. Власть. Ценности власти и достижения фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как ценности власти подчеркивают достижение или сохранение доминантной позиции в рамках целой социальной системы.

2. Достижение. Определяющая цель этого типа ценностей - личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

 3. Гедонизм.

Мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие.

4. Стимуляция.

Этот тип ценностей является производным от организменной потребности в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные социальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

5. Самостоятельность.

Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

6. Универсализм.

Мотивационная цель данного типа ценностей – понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей выживания групп и индивидов, которые становятся явно необходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

7. Доброта.

Это более узкий «просоциальный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах.

 8. Традиции.

Любые социальные группы вырабатывают свои символы и ритуалы. Их роль и функционирование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности - уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре.

9. Конформность.

Определяющая мотивационная цель этого типа - сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность является производной от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение родителей и старших).

 10. Безопасность.

Мотивационная цель этого типа – безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей. По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип ценности безопасность. Связано это с тем, что ценности, относящиеся к коллективной безопасности, в значительной степени выражают цель безопасности и для личности.

 

Таблица №1

Понятие

Таблица №2

Понятие

Заключение

 

Исследование подтвердило теоретические представления о ценностях людей старшего возраста как о внутренних ресурсах, способствующих развитию экономической социализации и как следствие росту материального положения, что продемонстрировало релевантность применяемых методик поставленным целям и проверяемым гипотезам. Несмотря на незначительную разницу между показателями у пожилых людей со средним достатком, выше среднего и людей пожилого возраста с низким уровнем дохода, можно увидеть существенную разницу по трем показателям ценностных ориентаций, использованных в исследовании, – доброта, традиции, достижения. В то время как такие ценности, как, гедонизм, власть, безопасность в данном исследовании не имеют различий. Самостоятельность, конформность, стимуляция имеют тенденцию к различию. Универсализм практически не различается. Ценности являются не только проводником, как утверждала в своей книге посвященной ценностным ориентациям Зотова О. М., но и стимулятором, неким катализатором на пути к успеху, высокому и умеренному материальному положению, что было доказано в проведенном исследовании.

Что касается экономически благополучного человека с субъективной точки зрения, то в данном случае речь идет не всегда о доходе, а в некоторых случаях о правильном распределении дохода, и о рациональном использование бюджета на необходимые нужды, желания, а не о расточительном способе приобретения ненужных вещей. По-правде говоря все что нужно человеку для счастья, в данном случае, у него уже есть, он доволен собой, своей жизнью, своим материальным доходом, ему не нужно лишний раз ходить в магазин, чтобы купить товар, в котором нет необходимости, тем самым самоутвердиться в погоне за модой, не нужно «заедать свои переживания», или погружаться во вредные привычки, также требующие дополнительных расходов, потому что он заинтересован своей жизнью, и для экономически благополучного человека она уже является ценностью.

 

 


 

Список литературы

 

1. Абишева А.К. О понятии «ценность»//Вопросы философии. 2002. —№ 3 - С.139-146.

2. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и миимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). М.: Мысль, 1970,- 183 с.

3. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX ве-ка//Вестник МГУ, сер. 8, Философия. 1994. - № 4. - С.34-42.

4. Анкудинова Е.В. «Экономическая социализация как психологический феномен» научная статья в журнале Вестник ТГПУ 2009 выпуск 11(89)

5. Бакурадзе А.Б. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Классификации ценностей в контексте управленческой деятельности. №9(29).2013

6. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход: Избранные произведения по экономической теории. – Пер. с англ./ Сост., науч. ред. Р. И. Капелюшников. М.: ГУ ВШЭ.- 2003.- 672 с

7. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют. // Мир психологии. - 1999. - № 4

8. Бранская Е. П. Проблема ценности в философии С. Александера. Ленинград. ин-т точной механики и оптики. Л., 1989. - 14 с. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР от 11.03.90 № 41247.

9. Василенко В.А. Ценность и ценностное отношение.//Проблема ценности в философии, М. - Л.,1966 - С.41-49.

10. Венский международный план действий по проблемам старения (Принят в г. Вене 05.08.1982 - 06.08.1982 Всемирной ассамблеей по проблемам старения)

11. Вяткин А. П. «Психология экономической социализации личности: субъектно-ролевой подход» монография – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 383 с

12. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного – сознания./Философские науки. 1989. - № 6. - С.85-89.

13. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 358 с.

14. Дергаева А. Е. Профилактика социального исключения пожилых людей в современном российском обществе: Автореферат дис. кандидата социологических наук: 22.00.04 / А. Е. Дергаева. - Санкт-Петербург, 2013. - 19 с.

15. Дробышева Т. В. Экономическая социализация личности: ценностный подход. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 312 с. (Перспективы психологии) ISBN 978-5-9270-0275-7

16. Дробышева Т.В. Современное состояние и проблемы исследования экономической социализации в отечественной науке // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1. С. 55–61.

17. Дубовская Е.М., Кораблинов Р.А. Экономическая социализация в транзитивном обществе // Социальная психология и общество. 2013. № 4. С. 5–21.

18. Евдокимова А.С. Социально-психологические факторы экономической социализации личности: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2014. 186 с.

19. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 1, с. 17

20. Зотова О. М., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 241–254.

21. Клейн Л. С. Принципы датирования памятников эпохи бронзы, железного века и средневековья. Материалы российско-германского коллоквиума. Институт истории материальной культуры ран; санкт-петербургский государственный университет. 2013. Издательство: ооо "скифия-принт" (санкт-петербург) С. 15-21

22. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. № 5. 1996.

23. Ковалёв С.В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личностной эффективности: Учебное пособие. – М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2002. – 512 с.

24. Козлова, Е.В. Психологические основы экономической социализации: учебное пособие / Е.В. Козлова. – Великий Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 80 с

25. Козлова Е.В. Психологические особенности экономической социализации на разных этапах детства: дис. канд. психол. наук. М., 1998. 150 с.

26. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. С. 161–174

27.  Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М.: Издательство «Экзамен», 2007

28. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 2000. С. 3–59.

29. Малинкин А. Н. Николай Гартман: «забытый философ» // Культурология ХХ век. М., 1995. С. 648—649.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.105 с.)