Природосообразительность в работе в школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природосообразительность в работе в школы.



Итак, на будущее время нужно будет устранить эти препятствия и затруднения, нужно пользоваться без околичностей только тем, что прямо ведет к цели, или, как гласит обычное правило: где можно обойтись меньшим, не следует употреблять большего.

Сокращенное изложение работы солнца.

 Итак, рассмотрим способы действия солнца, имея в виду перечисленные методы работы в школах.
I. Солнце не занимается отдельными предметами, будь то дерево или животное, но освещает, согревает и наполняет испарениями всю землю.
II. Одними и теми же лучами оно освещает все. Одним и тем же сгущением облаков, и новым их разрежением оно орошает все; одним и тем же ветром все освежает; одним и тем же жаром, и холодом действует на все и т. д.
III. Произведя в одно и то же время по всем странам весну, лето, осень, зиму, заставляет все расти, цвести, приносить плоды; этому, конечно, не противоречит то, что сообразно своей природе, одно созревает скорее, другое - медленнее.
IV. Всегда сохраняет оно один и тот же порядок: какой сегодня - такой же и завтра, какой в этом году - такой же и в следующем; всегда неизменно сохраняет одну и ту же форму в одном и том же роде вещей.
V. Оно производит всякое создание из его собственного семени, а не откуда-либо еще.
VI. И притом все, что должно быть одновременно, оно производит одновременно: древесину - вместе с корой и его сердцевиной, цветок - с листьями, плоды - вместе с оболочкой, стеблем и зерном.
VII. Все производит последовательно, чтобы одно само уступало место другому и сменялось другим.
VIII. Наконец, солнце не производит бесполезного, а если что-либо рождается ненужное, то иссушает его и устраняет.
Мы должны подражать этому следующим образом:
I. Один учитель должен стоять во главе одной школы или, по крайней мере, одного класса
II. По каждому предмету должен быть только один автор (учебник).
III. Одна и та же работа должна задаваться сразу всему классу.
IV. Все науки и языки должны преподаваться одним и тем же методом.
V. Все нужно преподавать основательно, так кратко и убедительно, чтобы смысл открывался точно одним ключом, с помощью которого вещи раскрывались бы сами собой.
VI. Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.
VII. Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и прилагало дорогу для завтрашнего.
VIII. И, наконец, должно быть устранено все бесполезное.

Деятельность учителя.

Сам учитель в качестве старшего наблюдателя будет только обращать внимание то на того, то на другого для проверки добросовестности преимущественно тех, кому он не доверяет. Например, то, что предложено выучить, пусть отвечает один, другой, и третий, и скольких бы учитель ни вызвал еще одного за другим, как из числа последних, так и из числа первых учеников, в то время как весь класс будет слушать. В таком случае все всегда, по необходимости, будут готовы отвечать, так как каждый будет опасаться, что спросят именно его. Когда учитель заметит, что известный ученик начал отвечать свободно, то убедившись в том, что он хорошо знает остальное, пусть предложит продолжать другому. Если и этот будет отвечать быстро, пусть учитель предложит далее третий период или параграф отвечать новому ученику. Таким образом, спрашивая немногих, он будет спокоен за всех.
Способ проверять: 1) диктанты и письменные работы
Так же нужно поступать при проверке диктантов. Пусть будет предложено одному и другому, а если необходимо, то и многим, ясно и отчетливо прочитать написанное, выразительно называя знаки препинания. Остальные, глядя в свои тетрадки, пусть исправляют ошибки. Однако иногда учитель и сам может заглянуть в тетрадь одного-другого ученика, но не под ряд, и если у кого-либо окажется небрежность, тот должен быть наказан (получить выговор).
2) и исправлять стилистические упражнения.
При исправлении упражнений, очевидно, требуется несколько больше труда, но и здесь можно идти, тем же самым путем. Например, в упражнениях при переводе с одного какого-либо языка на другой следует поступать так: убедившись по каждой декурии в отдельности, что все сделали перевод, нужно предложить одному ученику встать и вызвать по своему желанию себе противника. Когда тот также встанет, пусть первый читает свой перевод по частям, краткими предложениями, а все остальные внимательно слушают; учитель же или, по крайней мере, декурион, стоит возле читающего и заглядывает в перевод, проверяя хотя бы орфографию. Когда ученик прочитает перевод до конца, пусть остановится, а противник пусть укажет, какую он может отметить ошибку. Затем пусть будет предоставлена возможность критики того же перевода остальным ученикам из той же декурии, а далее всему классу; наконец, если будет нужно, пусть сделает указания учитель. Но в то же время пусть все, за исключением вызванного противника, смотрят в свои, тетради и исправляют их, если они допустили какие-либо подобные ошибки; вызванный же противник также должен представить на оценку свой неисправленный перевод. Когда этот перевод закончен и вполне исправлен, нужно переходить к другому и так далее до конца. Затем пусть противник таким же способом прочтет свой перевод, но тот, кто вызвал, будет следить, чтобы он вместо неисправленного перевода не прочитал исправленный; суждение об отдельных словах, фразах и выражениях нужно производить таким же способом, как и ранее. Затем предлагается выступить другой какой-либо паре таким же образом и так далее, насколько позволит время.
Польза этого метода.
Таким образом:
I. Труд преподавателя уменьшается.
II. Все будут учиться, так как никто из всего класса не останется без внимания.
III. У всех будет изощряться внимание.
IV. Сказанное по какому-либо поводу одному - будет одинаково полезно всем.
V. Разнообразие фраз, которые у различных учеников не могут быть одинаковыми, прекрасно будет развивать и укреплять как суждение о вещах, так и употребление языка.
VI. Наконец, когда будет покончено с исправлением переводов у одной, другой, третьей пары, то окажется, что у остальных или мало, или вовсе не останется ошибок. Поэтому остальное время пусть будет предоставлено всему классу вообще, и каждый, у кого есть какое-либо сомнение в своем переводе или кто думает, что его перевод удачнее, чем у других, пусть об этом заявит на предмет всеобщего обсуждения вопроса.
Таким образом, мы видим, как один учитель может справиться даже с сотней учеников и притом так, что у него будет не больше забот, чем с одним или двумя учениками.

Роль книг в обучении

Как можно было бы сделать, чтобы все учились по одним и тем же книгам.
Здесь нужно сделать пять указаний.
Не следует допускать книг, не имеющих отношения к делу.
Всякий знает, что при множестве предметов мысль рассеивается. Поэтому получится заметное сбережение сил в том случае, во-первых, если ученикам будут предоставлять только книги, предназначенные для занятий в данном классе, так чтобы постоянно было упражнение в том, что провозглашалось у древних при совершении жертвоприношений: «это совершай». Ведь чем меньше посторонние книги будут отвлекать внимание, тем больше будут занимать ум предназначенные.
Предназначенные для этого книги должны быть в большом количестве.
Во- вторых, если школьные пособия такого рода, как доски, прописи, начальные пособия, словари, руководства по разным наукам и искусствам, заранее будут готовы. Ведь сколько, к сожалению, пропадает времени, пока, наконец, учителя (как это бывает) приготовят ученикам алфавитные таблицы, дадут образцы каллиграфии, продиктуют правила, тексты или переводы текста. Следовательно, будет выгодным, чтобы все книги, которые нужны по всем классам, имелись отпечатанными в большом числе, а те, которые требуют перевода на родной язык, должны быть представлены в переводе. Таким образом, все то время, которое нужно было бы потратить на диктовку, записывание и перевод, с несравненно большей пользой было бы употреблено на самое объяснение, повторение, на опыты подражания.
Предупреждение возражения.
И не нужно бояться того, что таким образом поощряется бездеятельность учителей... Для учеников совершенно не важно, сам ли учитель подготовил все необходимое к уроку или кто-нибудь это сделал до него, лишь бы было под рукой все, чего требует дело. Учитель должен точно указать применение этого пособия. Но лучше иметь в руках готовое пособие, чтобы, с одной стороны, была большая уверенность в отсутствии ошибок, а с другой стороны - было бы больше времени для практических упражнений.
Книги должны быть написаны весьма точно и доступно.
Такие книги нужно будет составить для всех школ в соответствии с нашими принципами легкости, основательности и краткости; их изложение должно быть полным, основательным и точным, таким, чтобы они были вернейшей картиной всего мира (который должен запечатлеться в сознании). И чего я особенно желаю и на чем настаиваю, так это на том, чтобы эти книги были написаны понятно и доступно и давали бы учащимся такое освещение, благодаря которому они понимали бы все сами, даже без учителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.004 с.)