Вопрос 1. Понятие феодализма и его характерные черты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие феодализма и его характерные черты.



Вопрос 8. Франкское королевство в перв. пол. VI века.

Франкское государство занимало почти всю Галлию и значительную часть Германии, и было самым крупным государством на Западе. В его состав входили разные этнические территории. Отдельные области – (западная часть) Нейстрия (Реймс, Париж, Суассон), (восточная часть) Австразия (Камбре, Турне), Бургундия – различались по уровню своего социально-экономического развития. Самая отсталая – Австразия, здесь преобладало германское население, поэтому процесс феодализации шел более медленными темпами. В Нейстрии (область была сильно романизирована, здесь галло-римское население быстро слилось с германцами), Бургундии имело место крупное землевладение, области были более романизированы, чем Австразия (влияние гало-римских порядков было слабее, здесь медленно разлагалась община-марка, большую роль играли аллодисты), быстрее шел процесс феодализации. Во главе отдельных областей стояли самостоятельные короли из династии Меровингов, которые постоянно вели междоусобные войны. Важнейшим источником для изучения общественного строя франков является Салическая Правда (Lex Salica). Это запись судебных обычаев салических франков была осуществлена, как полагают, в начале VI в. при Хлодвиге.

Вопрос 9.«Война королев» во Франкском государстве и её последствия

Это время прославилось особо свирепой враждой двух франкских королев, Брунгильды и Фредегонды. Брунгильда мстила Фредегонде за смерть своей сестры и уговорила мужа начать междоусобную войну, которая не прекращалась потом в течение сорока лет. Неукротимая Брунгильда пережила мужа, управляла от имени сына, потом внуков, наконец, правнуков. Но вельможам наскучила эта нескончаемая опека, и они выдали ее врагу, сыну Фредегонды, Хю-тарю //, который предал восьмидесятилетнюю королеву варварской казни: ее привязали к хвосту дикой лошади (613). Тогда Хлотарь II соединил на время под своим правлением все части Франкского государства.

При наследниках Хлодвига к франкским владениям присоединены были Бургундия и Тюрингия, так что они простирались теперь от Пиренеев в самую глубь Германии. Государство франков распадалось на две главные части: восточную, Австразию, или собственно немецкие земли, и западную, Нейстрию, или Галлию.

Последним значительным королем из дома Меровингов ЬылДагоберт /(сын Хлотаря II). Следующие затем Меровинги были ничтожнее один другого (это так называемые «ленивые короли»). При них управление государством перешло в руки тщетных мэров, или лшйордомов, то есть управителей королевских имений; распоряжаясь раздачей поместий в лены, эти майордомы привлекли на свою сторону франкских вельмож.

Один австразийский майордом, Пишш Геристальский, был уже так могуществен, что заставил себя признать майордомом и в Нейстрии. Сын его Карл также удержал под своим правлением обе половины; он оставил о себе память победой над новыми восточными завоевателями, арабами. Арабы, покорив Испанию, вторглись было в Галлию. Но тут встретил их Карл со своими франками, и при городе Пуатье произошла битва, в которой отчаянная храбрость мусульман сокрушилась о крепость франков. Арабы в первый раз были побеждены и ушли назад. Карл за силу, с какой он в этой битве наносил удары неприятелям, получил прозвание Мартелл, то есть Молот (732).

Между тем Меровинги довольствовались своим королевским титулом, по-прежнему носили длинные волосы и скромно жили в уединенных замках; иногда восседая на троне, они торжественно принимали иноземных послов, но отвечали им то, что подсказывали майордомы. Из замка выезжали они обыкновенно на колеснице, запряженной быками, возле которых шел погонщик. В таком виде являлись они раз в год и на мартовские народные собрания.

Культура и искусство

В эпоху Латен сложились многие общекельтские культурные традиции, частично сохранившиеся до наших дней. Кельты носили пёстрые, полосатые или клетчатые ткани, фибулы, ручные и ножные браслеты, пояса с металлическими накладками или из металлических звеньев, у женщин - цепи из ажурных звеньев, часто с эмалью; отличительным знаком знатного кельта была гривнаторквес. Сохранились описания кельтских пиров, сопровождавшихся песнями бардов и спортивными состязаниями. Известны кельтские питьевые рога. Важной частью кельтской элитарной культуры были колесницы, часто встречаемые в богатых погребениях. Основное оружие - меч (аристократов выделяли короткие мечи с Х-образной ручкой, имеющие гальштатские прототипы), копьё, овальный щит и др. Шлемы часто имели навершие в виде фигурки вепря (например, на котле из Гуннеструпа).

Кельты имели развитое ремесло - гончарное (в том числе производство расписной керамики или с добавлением в тесто графита), ювелирное, стеклоделие (ими были основаны знаменитые впоследствии рейнские школы стеклоделия); в эпоху Латен С сложились специализированные ремесленные центры.

Искусство кельтов складывалось под греко-римским, этрусским, скифо-фракийским (в том числе скифо-сибирского звериного стиля), возможно также ближневосточным (ахеменидским) влиянием. При этом его отличает тенденция к орнаментализму и стилизации. Характерные для кельтов стиль и набор мотивов зарождаются в заключительном периоде Гальштата (Гальштат D) и окончательно складываются в начале Латена.

Раннелатенский, или «строгий», стиль (вторая половина V - начало IV века) сформировался в бассейнах верховьев Дуная, Рейна и Марны. Для раннелатенской орнаментики типичны линейно стилизованные растительные мотивы: пальметты, полупальметты и растительные завитки; парные S-видные завитки и волюты, образующие лировидные узоры, мотивы лотоса и т.п. (например, золотые ажурные оковки сосудов из Айзенбильцена и Шварценбаха), полукруглой «кельтской пальметты», «пельты», «турецкого огурца» и т.п.; спираль и образованные на её основе узоры - вихревая розетка (в том числе характерная тройная розетка), розетки из кругов и дуг (например, ажурная фалера из Сомм-Бионна); рельефные мужские маски овальной или миндалевидной формы (популярность мотива мужской маски в кельтском искусстве, возможно, связана с распространённым у кельтов культом голов и черепов как военных трофеев), часто в обрамлении парных волют и так называемых рыбьих пузырей (например, на стеле из Пфальцфельда, у статуи из Хольцгерлингена в Южной Германии и др.); мужские и звериные маски подтреугольной формы с чертами лица, стилизованными с помощью S-видных линий (например, на накладке из Желковице); скульптурные звериные и мужские головы, часто с большими выпуклыми глазами, на фибулах, сосудах (например, на кувшине из Клайнаспергле) и др.; змеевидные мотивы (например, бронзовая накладка из Хольцельзау - смотри иллюстрацию к статьте Звериный стиль). Характерны бронзовые кувшины (например, из Клайнаспергле и Басс-Йюса) со скульптурными зооморфными изображениями на венчике и ручке; фибулы с рельефными масками (так называемые фибулы с масками); ажурные накладки с парными линейно стилизованными изображениями зверей и птиц (например, из Сан-Поло-д’Энца) и др.

В эпоху среднего и позднего Латена развиваются намеченные в раннелатенском искусстве стилистические направления. Для зрелого латенского, или вальдальгесхеймского, стиля (IV век до нашей эры) характерны орнаменты из стилизованной растительной лозы со спиральными завитками (так называемый непрерывный растительный стиль) на золотых гривнах, ножнах мечей, шлемах и др. Широко применяются коралловые вставки. В расписной керамике распространяются крупные бегущие спирали. В III - 1-й половине II века продолжают развиваться тенденции как к высокому рельефу (так называемый пластический стиль: мотивы выпуклых спиралей, полушарий и т.п. на ручных и ножных браслетах и других украшениях), так и к линейному графичному узору из чередующихся полупальметт и спиралей (так называемый стиль красивых мечей в орнаменте клинков и ножен мечей).

Уже с гальштатского периода известна каменная и бронзовая антропоморфная скульптура. Распространены также бронзовые статуэтки коней и особенно вепрей (навершия шлемов и др.). Встречаются многофигурные композиции (например, гравированный фриз на ножнах меча из Гальштата, котёл из Гуннеструпа). В III-I веках до нашей эры чеканилась древнейшая в варварской Европе монета (по македонским и эллинистическим образцам). Появляются огромные сложно организованные городища (оппиды). Складываются особые формы фортификации: стены из деревянных срубов, забутованных внутри камнем и землёй, с внешней стороны облицованные камнем, с внутренней - к ним примыкала пологая насыпь (murus gallicus); ворота, сдвинутые внутрь укреплений, и др. В период оппидов (2-я половина II- 1-я половина I века) под античным влиянием развивается монументальная архитектура. Орнаментальное искусство кельтов в этот период приходит в упадок, но его наследие затем было воспринято и переработано германцами.

В искусстве островных кельтов были распространены континентальные стили. Для III века до нашей эры характерны местные варианты стиля «красивых мечей» (ирландско-йоркширский стиль «ножен» и стиль Уитем-Уондсуэрт, названный по рельефным накладкам щитов из реки Уитем и из реки Темза близ Уондсуэрта). Во II-I веках до нашей эры развивается стиль «зеркал» (например, зеркало из Десборо, наконечник копья из Темзы в Лондоне, ножны меча из Багторпа, накладки узды из Полден-Хилса, наконечники золотой гривны из Снеттишема и др.): композиции из «труб» (мотив, восходящий к стилизованной полупальметте), лировидных мотивов, кругов, вписанных в круг или крупную сердцевидную фигуру (например, зеркало из Десборо). Во 2-й половине I века до нашей эры в Южной Англии кельтское искусство было вытеснено римским провинциальным стилем, тогда как в Северной Англии и Ирландии сохранялись кельтские традиции (например, бронзовая фибула из «Эзики» - форта Адриановой стены на севере Англии, около 70 года нашей эры). В Ирландии развивалась орнаментальная резьба (растительно-спиральный орнамент) на каменных стелах (например, камень из Тароу).

В VII веке кельтское искусство под влиянием звериного стиля германцев воспринимает тератологические мотивы и плетёнку и вместе с искусством англосаксов образует общую традицию островного (так называемого иберно-саксонского) искусства, тесно связанного со скандинавскими звериными стилями. Иберно-саксонский орнамент отличает сохранение спиральных мотивов, заполнение прямоугольных панелей равномерной плетёнкой (например, стела с крестом из Аберлемно; Келлское Евангелие и реликварий колокола Святого Патрика - смотри иллюстрацию к статье Гэлы; фибула из Тары - смотри иллюстрацию к статье Ирландия) и др.

Особенного развития достигли на Британских островах ювелирное искусство, книжная миниатюра, резьба по кости и камню. На каменных крестах (так называемых high cross), помимо иберно-саксонского орнамента, встречаются растительные мотивы и библейские сцены (возможно, заимствованные из средиземноморского искусства).

Влияние кельтской культуры сказывалось, начиная с раннего Средневековья. Кельтские мотивы вошли в основу многих средневековых эпических и сказочных сюжетов, возрождались в эпоху романтизма; мотивы кельтского искусства использовались в стиле модерн.

Ход событий

Дата 1096 – выступление западноевропейских рыцарей на Восток. Направление первый крестовый поход взял на Святую землю. Боевой дух участников Папа Римский Урбан II пытался поддержать тем, что обещал отпустить все грехи – и те, что были совершены в прошлом, и те, что будут совершены в будущем.

Весной 1096 тысячи крестьян, к которым иногда примыкали группы мелких рыцарей и горожан, соединились в отряды и двинулись на Восток. Не дойдя до Никеи в Малой Азии, были разгромлены сельджуками. Рыцарское войско несколькими колоннами двинулось в путь позже, в августе 1096, под руководством Готфрида IV герцога Бульонского.
За годы похода крестоносцы (их так прозвали за кресты, нашитые на плащи) не раз наталкивались на засады, отбивались от разбойников, страдали от жары. В июле 1099 крестоносцы подошли к Иерусалиму. Рыцари-христиане с криками «Так хочет Бог!» ворвались в город и устроили там кровавое побоище.

 

Вопрос 1. Понятие феодализма и его характерные черты.

История средних веков охватывает длительный период (V-XVII вв.) (условно). Термин «средние века», вернее «средний век» (medium aevum) возник в Италии в XV в. Его ввел в научный оборот Флавио Биондо (Бьондо) (1392-1463) (Блондус Флавий). (Он же является автором научного аппарата), противопоставив свою историческую концепцию исторической концепции Августина и Иеронима. Гуманисты (историки) XVII-XVIII вв. (разделившие историю на древнюю, среднюю и новую) считали, что средние века – это время упадка и противопоставляли этот период античности.

Периодизация – хронологические рамки неодинаковы для разных континентов и стран. Западная Европа – V – ½ XVII вв.; Византия – IV-XV вв.; Восток – еще раньше и до XIX в. Но есть и нюансы (дискуссионные) – т.е. средние века до 1500 г. (1453, 1492), или 1789. XVI в. – ½ XVII в. - раннее новое время. Традиционная точка зрения – 1. конец V (476) – сер. IX в. – раннее средневековье; 2. сер. XI – к. XV в. – развитое средневековье; 3.XVI-1/2 XVII вв. – позднее средневековье. Хотя в последнее время чаще всего историки начинают придерживаться мнения, что XVI в. – ½ XVII в. – нужно считать ранним новым временем.

Источники. (Все, что создается в процессе человеческой деятельности или испытало на себе ее воздействие). Выделяют 5 типов источников: а. природно-географические, т.е. данные о ландшафте, климате, почвах и т.д.; б. этнографические; в. вещественные; г. художественно-изобразительные; д. письменные. Естественно, что для медиевистики большое значение имеют вещественные и письменные источники.

Средневековые источники обладали своими особенностями. Это было связано с тем, что в Европе писали на латыни (кроме Испании, Англии), а не на разговорном языке. Хотя в XIV-XV вв. начинают преобладать последние, но латынь по-прежнему сохраняла свое значение как язык науки и международного общения. Применялась в дипломатии, церковных, научных документах. Кроме того, документы отражают не все стороны жизни. Зачастую при изучении источника приходится использовать методы исторических вспомогательных дисциплин.

Источниками по истории раннего средневековья являются: законы римских императоров (кодекс Юстиниана, (Cоrpus iuris civilis), Свод гражданского права (XII в.), Свод канонического права). Для Византии этот памятник был переработан и послужил основой для раннесредневекового византийского законодательства (Эклога (726), Василики (886-912). Западноевропейские юристы пользовались ранним кодексом римских законов – кодексом императора Феодосия (438). На его основе были созданы Римский закон вестготов и пр. Германские, кельтские, славянские народы, поселившиеся на территории римской империи, сохранили свои древние обычаи – нормы обычного права, которые были зафиксированы в Правдах. (V-IX вв.) – Бургундская, Вестготская, Салическая, Саксонская и т.д. На основе этих Правд выросло королевское законодательство – капитулярии франкских королей, например, (Capitula – глава, на которые подразделялись тексты законов). Существовала многочисленная юридическая литература – грамоты, составлявшиеся по определенным образцам – формулам. Кроме документов делопроизводства в распоряжении историков имеются документы инвентарные – описи церковных и светских поместий, т.н. полиптиков (книги). Самый известный - полиптик аббата Ирминона. Среди историографических сочинений раннего средневековья выделяются «истории». Например, «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского (VI в.), «История франков» Григория Турского и др.

В XI-XV вв. источников становится больше, появляются их новые виды, усложняется их структура. Это и дипломы, грамоты, нотариальные документы, документы частного характера и т.д. Их начинают составлять не только клирики, но и светские лица. Особенно богаты архивы Италии, Англии, Франции и пр. Существуют земельные кадастры (Книга Страшного Суда), описи земельных владений (Сотенные свитки). Появляются городские источники – хартии, статуты и т.д. С появление книгопечатания количество источников увеличивается.

Термин «феодализм» стал широко употребляться в исторической науке с начала XVIII в. От feodum – «феод» - лен, так в Западной Европе во многих странах обозначалось наследственное условное земельное держание, получаемое вассалом от сеньора на условии выполнения какой-либо (обычно военной) службы. Feh или feo - по-франкски - всякий вид движимого имущества, например, скот, деньги, в широком смысле – доход, жалованные за военную службу военного наемника. Fief – скот.

Историки эпохи Просвещения рассматривали феодализм, как строй, господствовавший в средние века в Европе, и объясняли его как политическую или правовую систему и выделяли главные черты феодализма – политическую раздробленность, папскую теократию; по другой концепции (Монтескье, Мабли) – феодализм – это система феодов и феодальной иерархии. В XIX в. концепции сущности феодализма упорядочились: германисты, романисты, система государственно-политических институтов, марковая, вотчинная, система ленных связей (личных, бенефициальных), в XX в. – возникла комплексная концепция генезиса феодализма.

Франсуа Гизо (1787-1874) впервые дал определение феодализма, выделив его основные черты: 1. условный характер земельный собственности; 2. соединение земельной собственности с верховной властью; 3. иерархическая структура класса феодальных землевладельцев. Затем историки 40-х гг. XIX в. Г. Маурер, Г. Вайц, П. Рот, О. Гирке, хотя были близки в своих определениях к Гизо, доказали, что политико-правовые признаки феодализма имеют под собой основу в виде крупной земельной собственности.

Георг Маурер (1790-1872) – «Введение в историю, общинного, подворного, сельского и городского устройства и общественной власти» - основатель марковой теории, суть которой заключается в том, что феодализм – есть развитие маркового (общинного) строя древних германцев, и в конечном итоге марка превращается в вотчину. В древности земля у германцев обрабатывалась общинами (маркой), которая была первой формой организации – при переходе германцев от кочевой жизни к земледелию. Вся занятая родом земля была общей – almenning – существовала система ежегодных переделов, затем на смену им пришла система наследственных наделов с чересполосицей и принудительным севооборотом (система открытых полей). После переселения германцев на территорию бывшей римской империи повсеместно появляется частная земельная собственность, разорение и закрепощение крестьянства. Между общиной и вотчиной существовали гармоничные отношения, и потеря личной свободы крестьянами компенсировалась защитой, которую они получали от сеньора. До XIV в. не было социальных эксцессов, затем появилась классовая борьба. Марка стала терять свое значение (приходить в упадок) в XVI-XVIII вв. Поэтому, община является основой перехода к феодализму и основой городов. Развитие феодализма – переход от господства свободной общины к

вотчинному строю, от мелкой крестьянской землевладельческой собственности к крупному поместью (вотчине). Близок к Мауреру и Георг Вайц (1813-1886) (MGH). «Истории германских государственных учреждений», «Древнее право салических франков». Двигатель истории – внутренние законы органического развития общества, не зависящие от воли людей. Социальное развитие германцев – постепенный переход от свободного строя общины-марки к новому феодальному, или ленному строю. Феодализм определял как политико-правовой строй. Отто фон Гирке (1841-1921) – «Германское общественное право». Германист. Германия прошла пять периодов развития. 1 - до 800 г. преобладала идея «сотоварищества», территориаьные связи – сотни, гау, община –марка, в VIII в. появляется государство. 2. 800-1200 г. – создается феодальная система, все отношения носят частно-правовой характер, существует ленная система, основа строя – крупное землевладение. Присутствуют подворное устройство, иммунитет. 3. 1200-1525 г. – наличествуют вассалитет, феодальные сословия, цехи, вотчина.4. 1525-1800 г. – период господства. 5. с 1800 г.

Классическая вотчинная теория – (в русле историко-экономического направления) возникла во 2/2 XIX в. (сторонники – К. Инама-Штернегг, К. Лампрехт, К. Бюхер, Фюстель, Э.Глассон, А.Сэ, Т.Роджерс, У.Кеннингем, Ф. Сибом, М.Ковалевский, П.Г. Виноградов, Н.И. Кареев, Д.М. Петрушевский, А.Н.Савин). Основатель Карл Теодор Инама-Штернегг (1843-1908), статистик, автор труда «Хозяйственная история Германии». Историческое кредо - экономика – определяющий фактор исторического прогресса. Ввел в научный оборот новые источники по аграрной истории средневековья, урбарии, записи маркового права и др. Ячейка (основа) феодализма – вотчина, а не марка, которая и определяет ее развитие. Допускал, что до появления германцев на территории римской империи существовала общинная родовая собственность. У франков не было общины. А villa – это не деревня, а вотчина (хотя деревней тоже может быть, но крайне редко). Во времена Каролингов произошла реорганизация с\х отношений, было ликвидировано гуфовое хозяйство и возникло соподчинение вилл «вилликационная система» в центре каждой из которых находился господский двор. Виллы зависели от центральной господской усадьбы. Большая роль принадлежала в этом процессе Карлу великому. Например, см. «Капитулярий о поместьях». Из вотчины возникли города, городское право, городское ремесло, торговля, цехи и т.д. Но с появлением вотчины марка не исчезла, а существовала до конца средневековья. Описал вотчину – натуральное хозяйство, соединение ремесла с земледелием, личная зависимость крестьян, отработки. Разновидностью вотчинной теории является манориальная теория. Основатель Торольд Роджерс (1823-1890). Суть – сельская Англия XIII в. отождествлял с манором. Манор – хозяйственное единство домена с землями держателей – крестьян вилланов, коттеров, и свободных поселенцев. Феодальная рента – не форма эксплуатации, а вознаграждение лендлорду за право жить и обрабатывать его землю. В XIII-XIV вв. существовала социальная гармония. Установил, что в XIV в. преобладала денежная рента.

Нюма Дени Фюстель де Куланж (1830-1889) – «История учреждений древней Франции». Против германистов и общинной теории, но он разграничивал экономические предпосылки феодализма – крупное землевладение (вотчина), которое обрабатывают зависимые крестьяне, сеньориальный строй (серваж) от собственно феодализма – социально-политической структуры. Серваж – это атрибут сеньориального строя, экономической основы феодализма. Феодализм – социально-политическая структура, при которой господствует условное владение землей вместо собственности, подчинение людей сеньору вместо подчинению королю и иерархия между сеньорами, устанавливаемая через фьеф и оммаж. Для него важную роль играли личные договорные отношения (оммаж).

Дальнейшим развитием вотчинной теории в конце XIX–начале XX вв. стала теория «двух феодализмов» - «политического» и «социального» (Петрушевский, Савин, Адамс и др.). Наиболее распространенным среди вотчинников был взгляд, что феодализм появился не как результат развития производственных отношений, а как необходимость государства организовывать военные силы страны в условиях натурального хозяйства. Поэтому вотчина – носитель социального и технического прогресса в тогдашнем обществе.

Система личных связей. Жан Жоффруа Флакк (1846-1919). «Происхождение древней Франции» (1886, 1893, 1903, 1917). В 80-х гг. XIX в. Флакк традиционную трактовку модифицировал. Он предложил понимать феодализм как систему личных связей. Флакк считал, что источником возникновения феодализма и его основой были не поземельные, а личные отношения «верности и покровительства» между сеньорами и вассалами. Эти личные отношения возникали вне всякой связи с земельными пожалованиями, но в силу присущих людям потребностей в защите и чувстве любви к близким – семье, товарищам, сеньору и ненависти к чужакам. К этой же сфере «личных связей» Флакк относил и вассальные связи между феодалами, и крестьянско-сеньориальные отношения. Лишь позднее эти связи, по его мнению, стали дополняться поземельными, которые постепенно, в XII-XIII вв. стали определяющими в феодальном обществе. По Флакку – аллод не исчез полностью, а сохранился. За общинную теорию, против положений Фюстеля. Villa – иногда деревня, а vicus – только деревня. Из общины возникают города. Феодализм – политическая система, основанная на фьефном контакте, возникающем при пожаловании земли за службу. П. Рот (1820-1892) – его работы посвящены возникновению во франкском государстве бенефициальной системы. По Роту – со времен Тацита существовало государственное устройство «союз подданства», где каждый член общества был связан с королем, а потом начался процесс феодализации за счет бенефициальной системы. Рот выделял главные признаки феодализма: 1. исполнение должностных функций превращается в частное право государственных чиновников; 2. происходит полное нарушение общественного порядка; 3. страна – конгломерат отдельных областей; 4. полное беззаконие; 5. наиболее могущественная часть населения подчиняется государству на основе отношений вассалитета. Феодальные учреждения появляются под влиянием римских и кельтских учреждений. Особенно выделял реформу К. Мартелла.

Критическое направление. Георг фон Белов (1858-1927) противник вотчинной теории, так как существовали лично свободные. С юридической точки зрения несвобода крестьянина относительна, он зависит от хозяина, но свободен по отношению к другим и к государству. Отрицал натуральный характер вотчины. Феодализм – чисто политическое явление. Альфонс Допш (1868-1953) каждое хозяйство – капиталистическое, есть и вотчинный капитализм.

В современной западной медиевистике нет единого понимания сущности феодализма. Часть историков придерживается традиционной политико-юридической трактовки этого термина. Другие понимают феодализм как вассально-ленную систему или даже только как специфическую военную организацию (Ф. Гансхоф (Бельгия), Ф. Стентон (Англия), К. Стефенсон, К.Холлистер (США).

Третьи придерживаются комплексного изучения феодализма как социального типа, выделяя такие признаки – подчинение крестьян господам, феоды, вассалитет, политические, личные связи, сеньорию. Жак Ле Гофф, Ж. Дюби – оммаж и фьеф.

Отечественные медиевисты понимают феодализм как социально-экономическую формацию, при которой – есть аграрная экономика, натуральное хозяйство, крупная земельная собственность в сочетании с мелким хозяйством крестьян, вассально-ленная система, существенна роль личных связей, частное право, условный характер феодальной собственности и связь последней с политической властью и внеэкономическим принуждением, личная зависимость крестьян, церковь, сословное неравноправие, политическая раздробленность. А.Д. Удальцов, Е.А. Косминский, Н.П. Грацианский, С.Д. Сказкин, А.И. Неусыхин и др.

Итак, феодализм – строй, основой производственных отношений которого является собственность класса феодалов на землю, неразрывно связанная с эксплуатацией при помощи внеэкономического принуждения непосредственных производителей крестьян, которые вели свое собственное индивидуальное хозяйство на находившейся в их наследственном пользовании части земли, формально уступленной им феодалами.

Становление феодализма долгий и многосложный процесс, подготовленный развитием более древних обществ – рабовладельческого и первобытнообщинного. Феодализм – это синтез этих элементов. Степень активности феодального синтеза в том или другом регионе Европы зависела от многих факторов: 1. численного соотношения варваров и римлян; 2. характера расселения варваров на территории империи, земли фиска, раздела земли; 3. уровня сравнительного развития культуры пришлого и местного населения; 4. религиозного (ариане) и правового фактора; 5. природно-географических и внешнеполитических условий (Скандинавия).

Вопрос 2. Крушение Римской империи и образование варварских государств.

Великое переселение народов представляет собой цепь этнических передвижений, тесно связанных между собой. Великое переселение народов крупнейшее миграционное движение. В начале идет перемещение кельтских, германских, сарматских и других племен в район Прикарпатья и Причерноморья. В IV в. в это движение включаются многочисленные кочевые племена приволжских и прикаспийских степей, в первую очередь гунны (племя, образовалось во II-IV вв. в Приуралье из хунну, местных угров и сарматов. Массовое переселение гуннов на запад началось на втором этапе в.п.н. Гунны возглавили союз племен, куда входили германские и сарматские племена. Расцвет союза гуннов приходится на время деятельности Аттилы. 451 г. – сражение при Каталаунских полях остановило их массовое продвижение на Запад. После смерти Аттилы (453) союз распался). Вся эта этнически разноликая масса устремилась в области Западного Средиземноморья, где на протяжении V в. шло формирование «варварских королевств». Некоторые племена устремились на север и заняли Британию, где были образованы свои королевства. В VII в. на территории Балканского полуострова появились славяне, заняв огромные пространства. В Центральную Европу проникают авары. Импульс шел из Северной Европы и Центральной Азии, захватив всю Европу. Эпицентр интенсивности этнических передвижений постоянно менялся. Это были районы Центральной, Восточной, Западной, Юго-Западной Европы. Движение чаще всего ориентировалось по бассейнам европейских рек – Эльбы, Рейна, Одера, Вислы, Дуная.

Этническая карта Западной Европы в эпоху переселения народов отличалась многослойностью. Условно В.П. Буданова выделяет племена аборигенов и пришлые. К числу аборигенных относятся италийские, лигурийские, рето-этрусские, иберийские, кельтские. Земли, населенные ими, составляли значительную часть Римской империи. Нужно отметить, что эти племена не являлись активными участниками Великого переселения народов, как, for ex., германцы, аланы, гунны. Они лишь испытывали и выдерживали на себе его волны. К аборигенным племенам можно отнести и фракийские, греческие, иллирийкие племена. Накануне в.п.н. на юго-востоке Европе жили иллирийцы, на западе – кельты, на севере – германцы, на Балканах и Подунавье – фракийцы, греки, Центральной и Восточной Европе – праславяне. Направление передвижения значительного большинства племен определялось не только наличием в данном районе очага цивилизации, но и наличием водных ресурсов.

Причины в.п.н. – были – 1. голод и недостаток земли при экстенсивном ведении хозяйства (во время в.п.н. совершилось обращение мигрировавших племен в христианство арианского или католического типа); 2. давление шедших с Востока кочевников; 3. резкое изменение климата, т.е. со III в. начинается похолодание и к V в. оно достигает maxi, что и приводит к изменению почв, ограниченность ресурсов лесной, отчасти лесостепной зоны, привело к тому, что Средиземноморье оказалось предпочтительнее, чем другие районы; 4. ослабление Римской империи.

В IV-V вв. германцы и тюрки играют главную роль в переселении, в VI-VII вв. – славяне, угро-финны. В итоге в.п.н. Римская империя пала, и на ее территории образовались варварские королевства.

Свевское государство. (409-585). Свевы - собирательное название германских племен, обитавших к началу н.э. на северо-востоке Германии, в бассейне Эльбы, Майнца, Неккара, Верхнего Рейна. В I в. были разбиты Цезарем. В V в. часть свевов переселилась на Пиренейский полуостров. Вместе с вандалами и негерманским племенем аланов через Рейн в 406г. переправилась и часть племени свевов. В 409 г. они вторглись в Испанию. В 414 г. заключили договор с римским правительством, по которому получали право поселиться на Иберийском полуострове в качестве федератов. Испанский автор Идаций писал, что в конечном итоге после опустошений и вандалы-хасдинги и свевы заняли Галисию, причем свевы получили западную часть этой территории, аланы – Лузитанию и Картахену, а вандалы (силинги) – Бетику, прочие территории Пиренейского полуострова осталась у испано-римлян. Считается, что среди пришельцев главную роль в этот период времени играли аланы, свевы же нет. Численность свевов насчитывала 30-35 тыс. человек. Постепенно свевы, ведя военные действия, расширили свою территорию. Около 550 г. при короле Харарихе начинается обращение свевов в ортодоксальное католичество. Во главе свевов стоял король. Власть передавалась по наследству. Но генеалогия поздних королей свевов неизвестна, называют королей Харериха, Ариамира, Теодемира, Мира, но как происходило провозглашение короля, неизвестно. Королевские выборы засвидетельствованы только один раз. В ранний период резиденцией королей были города Брага, Порту, Мерида. Чаще посещалась Брага. В VI веке важнейшей резиденцией считалась именно Брага. Неизвестно ли была у свевов знать, народное собрание. Больше известно о христианизации. Король Рехила в 448 г. умер

язычником, а Рехиар - ортодоксальный христианин. Обращение свевов в христианство было завершено выходцем из Паннонии Мартином Брагским. Им же были основаны монастыри – Думио, а между 561г. и 572г. был митрополитом Браги. Постепенно свевы слились с римским населением. Вестготский король Леовигильд завоевал свевов в 585 г.

Вандальское государство (406-534 (409-429 – Испания). Вандалы – группа германских племен. Вначале обитали на побережье Балтики, потом по среднему течению Одера. Со II в. двинулись на юг, в V в. – на Пиренейском полуострове, вытеснены вестготами в 429-439 гг. в Северную Африку, где создали королевство. В 455 г. разграбили Рим. В 534 г. завоеваны Византией. С 409 по 429 г. вандалы жили в юго-западной части Испании. (Вандалузия). На территорию Пиренейского п-ва переселилось 80.000 вандалов. Вандальский король Гейзерих (428-477) предпринял поход в Северную Африку, где правил узурпатор Бонифаций. Вандалы были федератами Рима. В начале VI в. вандальские короли поддерживали дружественные отношения с остготами, король Тразимунд женился на сестре Теодориха. С 533 г. начинаются войны вандалов с византийцами, полководец которых Велизарий, разбив вандалов (короля Гелизимира) в 534 г., завоевал их владения в Северной Африке.

Бургундское королевство (406-534). Бургунды – германское племя, переселилось из Скандинавии на территории между Вислой и Одером. Двигалось в юго-западном направлении. К сер. V в. обосновались на р. Роне. Существовало до 534 г., завоевано франками. Территория, занятая бургундами, - долина р. Роны до Боденского озера. В начале центром государства был Вормс. В 480 г. Вормс был захвачен алеменнами. С этого времени центром стал Лион. С 443-457 гг. бургунды заняли бассейн р. Роны, Прованс. После смерти короля Гундиоха в 470 г. королевство было разделено между его сыновьями. Гундобад – арианин и искал поддержки у вестготов, Годигизел заключил союз с Хлодвигом (католиком). Этот союз грозил и привел к распаду королевства, Хлодвиг захватил Прованс. В бассейне Роны бургунды оказались в сильно романизированной провинции. Бургунды, появившись на территории римской провинции, провели передел собственности – сначала у римской знати отняли ½, потом 2/3 пашни, ½ всех остальных земель и 1/3 рабов. Вначале бургунды селились отдельно от галло-римского населения, потом стали появляться галло-бургундские деревни. Многие римляне служили бургундам, for ex., Аполлинарий Сидоний. Гундобад составил запись обычных законов своего народа и добавил к ним королевские постановления, так появилась Бургундская Правда. Здесь есть уже упоминание аллода, по женской линии была закреплена отчуждаемость аллода тоже. Существовала имущественная и социальная дифференциация свободных бургундов. Знать имела вергельд в 300 солидов, средний человек – 200, низшие свободные и левды-дружинники – 150 солидов. Бургунды были свободны от уплаты налогов, а галло-римляне нет (вначале). Потом стали все равны. Каждый бургунд получил участок земли sortes. В 534 г. были завоеваны франками.

Вестготское государство (419-711) (418-507 гг. – Тулуза; 507-711 гг. – Толедо). Вестготы – готское племя. С к. II в. передвигается к границам Римской империи, совершали вторжения в Придунайские и мало



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.037 с.)