Вопрос 14. Кельты и их культура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 14. Кельты и их культура.



Кельты — один из самых известных и загадочных древних народов. Было время, когда сфера их военной активности охватывала большую часть Европы, но уже к началу новой эры независимость сохранила лишь крохотная часть этого народа на самом северо-западе континента. В период максимального могущества древних кельтов их речь звучала от Испании и Бретани на западе до Малой Азии на востоке, от Британии на севере до Италии на юге. Кельтская культура относится к базовым основаниям ряда культур современной Западной и Центральной Европы. Некоторые из кельтских народов существуют и сегодня. Своеобразное искусство кельтов до сих пор поражает и профессиональных искусствоведов, и широкий круг ценителей, а религия, воплотившая их тонкое и сложное мировосприятие, остается загадкой. Уже после того как единая кельтская цивилизация ушла с исторической сцены, ее наследие в разных формах не раз переживало возрождение.

Кельтами звали этих людей древние греки, римляне именовали их галлами (петухами), а как величали они себя сами, да и было ли у них единое имя — неизвестно. У древних греческих и латинских (римских) авторов о кельтах, пожалуй, написано больше, чем о других народах Европы, что вполне соответствует значению этих северных соседей в жизни античной цивилизации.

Первые известия о древних кельтах в письменных источниках встречаются около 500 г. до н. э. Там говорится о том, что этот народ имели несколько городов и были воинственными соседями лигуров — племени, жившего около греческой колонии Массалия (ныне французский город Марсель).

В труде «отца истории» Геродота, законченном не позднее 431 или 425 г. до н. э., сообщалось, что кельты населяли верховья Дуная (причем, по мнению греков, исток этой реки находится в Пиренейских горах), упомянуто их соседство с кинетами, самым западным народом Европы.

Около 400 г. до н. э. племена этого народа вторглись в Северную Италию и заняли ее, подчинив живших здесь этрусков, лигурийцев, умбров. Около 396 г. до н. э. кельтыинсубры основали город Медиолан (ныне итальянский Милан). В 387 г. до н. э. кельтский народ во главе с Бренном разгромили римское войско при Алии, а затем разграбили и сожгли древний Рим. Правда, городской кремль (Капитолий) так и не смогли захватить. С этим походом связано происхождение римской поговорки «Гуси Рим спасли». По преданию, кельты ночью двинулись на штурм Капитолия. Римская стража спала. Но захватчиков заметили гуси из храма богини Весты. Они подняли шум и разбудили стражу. Нападение отбили, и Рим был спасен от захвата.

В те годы кельтские набеги доходили до юга Италии, пока им не положил предел Рим, стремившийся к гегемонии в Италии и опиравшийся на реформированную армию. Встретив такой отпор, некоторые группы в 358 г. до н. э. переселились в Иллирию (северо-запад Балканского полуострова), где их движение натолкнулось на встречный натиск македонцев. И уже в 335 г. до н. э. кельтские послы вступили в переговоры с Александром Македонским. Вероятно, заключенный договор о разделе сфер влияния позво-лил македонцам и грекам отправиться в 334 г. до н. э. на завоевание Персии, не опасаясь за свой тыл, а кельтам дал возможность утвердиться на Среднем Дунае.

С 299 г. до н. э. возобновилась военная активность кельтов в Италии, им удалось разбить римлян у Клузия, присоединить ряд племен, недовольных Римом. Однако уже через четыре года, в 295 г. до н. э., взяли реванш римляне, объединившие и подчинившие значительную часть Италии. В 283 г. до н. э. они оккупировали земли кельтов-сенонов, отрезав прочим их соплеменникам выход к Адриатическому морю. В 280 г. до н. э. великая Римская империя нанесли североитальянским кельтам с союзниками сокрушительное поражение на Вадимонском озере.

Культура и искусство

В эпоху Латен сложились многие общекельтские культурные традиции, частично сохранившиеся до наших дней. Кельты носили пёстрые, полосатые или клетчатые ткани, фибулы, ручные и ножные браслеты, пояса с металлическими накладками или из металлических звеньев, у женщин - цепи из ажурных звеньев, часто с эмалью; отличительным знаком знатного кельта была гривнаторквес. Сохранились описания кельтских пиров, сопровождавшихся песнями бардов и спортивными состязаниями. Известны кельтские питьевые рога. Важной частью кельтской элитарной культуры были колесницы, часто встречаемые в богатых погребениях. Основное оружие - меч (аристократов выделяли короткие мечи с Х-образной ручкой, имеющие гальштатские прототипы), копьё, овальный щит и др. Шлемы часто имели навершие в виде фигурки вепря (например, на котле из Гуннеструпа).

Кельты имели развитое ремесло - гончарное (в том числе производство расписной керамики или с добавлением в тесто графита), ювелирное, стеклоделие (ими были основаны знаменитые впоследствии рейнские школы стеклоделия); в эпоху Латен С сложились специализированные ремесленные центры.

Искусство кельтов складывалось под греко-римским, этрусским, скифо-фракийским (в том числе скифо-сибирского звериного стиля), возможно также ближневосточным (ахеменидским) влиянием. При этом его отличает тенденция к орнаментализму и стилизации. Характерные для кельтов стиль и набор мотивов зарождаются в заключительном периоде Гальштата (Гальштат D) и окончательно складываются в начале Латена.

Раннелатенский, или «строгий», стиль (вторая половина V - начало IV века) сформировался в бассейнах верховьев Дуная, Рейна и Марны. Для раннелатенской орнаментики типичны линейно стилизованные растительные мотивы: пальметты, полупальметты и растительные завитки; парные S-видные завитки и волюты, образующие лировидные узоры, мотивы лотоса и т.п. (например, золотые ажурные оковки сосудов из Айзенбильцена и Шварценбаха), полукруглой «кельтской пальметты», «пельты», «турецкого огурца» и т.п.; спираль и образованные на её основе узоры - вихревая розетка (в том числе характерная тройная розетка), розетки из кругов и дуг (например, ажурная фалера из Сомм-Бионна); рельефные мужские маски овальной или миндалевидной формы (популярность мотива мужской маски в кельтском искусстве, возможно, связана с распространённым у кельтов культом голов и черепов как военных трофеев), часто в обрамлении парных волют и так называемых рыбьих пузырей (например, на стеле из Пфальцфельда, у статуи из Хольцгерлингена в Южной Германии и др.); мужские и звериные маски подтреугольной формы с чертами лица, стилизованными с помощью S-видных линий (например, на накладке из Желковице); скульптурные звериные и мужские головы, часто с большими выпуклыми глазами, на фибулах, сосудах (например, на кувшине из Клайнаспергле) и др.; змеевидные мотивы (например, бронзовая накладка из Хольцельзау - смотри иллюстрацию к статьте Звериный стиль). Характерны бронзовые кувшины (например, из Клайнаспергле и Басс-Йюса) со скульптурными зооморфными изображениями на венчике и ручке; фибулы с рельефными масками (так называемые фибулы с масками); ажурные накладки с парными линейно стилизованными изображениями зверей и птиц (например, из Сан-Поло-д’Энца) и др.

В эпоху среднего и позднего Латена развиваются намеченные в раннелатенском искусстве стилистические направления. Для зрелого латенского, или вальдальгесхеймского, стиля (IV век до нашей эры) характерны орнаменты из стилизованной растительной лозы со спиральными завитками (так называемый непрерывный растительный стиль) на золотых гривнах, ножнах мечей, шлемах и др. Широко применяются коралловые вставки. В расписной керамике распространяются крупные бегущие спирали. В III - 1-й половине II века продолжают развиваться тенденции как к высокому рельефу (так называемый пластический стиль: мотивы выпуклых спиралей, полушарий и т.п. на ручных и ножных браслетах и других украшениях), так и к линейному графичному узору из чередующихся полупальметт и спиралей (так называемый стиль красивых мечей в орнаменте клинков и ножен мечей).

Уже с гальштатского периода известна каменная и бронзовая антропоморфная скульптура. Распространены также бронзовые статуэтки коней и особенно вепрей (навершия шлемов и др.). Встречаются многофигурные композиции (например, гравированный фриз на ножнах меча из Гальштата, котёл из Гуннеструпа). В III-I веках до нашей эры чеканилась древнейшая в варварской Европе монета (по македонским и эллинистическим образцам). Появляются огромные сложно организованные городища (оппиды). Складываются особые формы фортификации: стены из деревянных срубов, забутованных внутри камнем и землёй, с внешней стороны облицованные камнем, с внутренней - к ним примыкала пологая насыпь (murus gallicus); ворота, сдвинутые внутрь укреплений, и др. В период оппидов (2-я половина II- 1-я половина I века) под античным влиянием развивается монументальная архитектура. Орнаментальное искусство кельтов в этот период приходит в упадок, но его наследие затем было воспринято и переработано германцами.

В искусстве островных кельтов были распространены континентальные стили. Для III века до нашей эры характерны местные варианты стиля «красивых мечей» (ирландско-йоркширский стиль «ножен» и стиль Уитем-Уондсуэрт, названный по рельефным накладкам щитов из реки Уитем и из реки Темза близ Уондсуэрта). Во II-I веках до нашей эры развивается стиль «зеркал» (например, зеркало из Десборо, наконечник копья из Темзы в Лондоне, ножны меча из Багторпа, накладки узды из Полден-Хилса, наконечники золотой гривны из Снеттишема и др.): композиции из «труб» (мотив, восходящий к стилизованной полупальметте), лировидных мотивов, кругов, вписанных в круг или крупную сердцевидную фигуру (например, зеркало из Десборо). Во 2-й половине I века до нашей эры в Южной Англии кельтское искусство было вытеснено римским провинциальным стилем, тогда как в Северной Англии и Ирландии сохранялись кельтские традиции (например, бронзовая фибула из «Эзики» - форта Адриановой стены на севере Англии, около 70 года нашей эры). В Ирландии развивалась орнаментальная резьба (растительно-спиральный орнамент) на каменных стелах (например, камень из Тароу).

В VII веке кельтское искусство под влиянием звериного стиля германцев воспринимает тератологические мотивы и плетёнку и вместе с искусством англосаксов образует общую традицию островного (так называемого иберно-саксонского) искусства, тесно связанного со скандинавскими звериными стилями. Иберно-саксонский орнамент отличает сохранение спиральных мотивов, заполнение прямоугольных панелей равномерной плетёнкой (например, стела с крестом из Аберлемно; Келлское Евангелие и реликварий колокола Святого Патрика - смотри иллюстрацию к статье Гэлы; фибула из Тары - смотри иллюстрацию к статье Ирландия) и др.

Особенного развития достигли на Британских островах ювелирное искусство, книжная миниатюра, резьба по кости и камню. На каменных крестах (так называемых high cross), помимо иберно-саксонского орнамента, встречаются растительные мотивы и библейские сцены (возможно, заимствованные из средиземноморского искусства).

Влияние кельтской культуры сказывалось, начиная с раннего Средневековья. Кельтские мотивы вошли в основу многих средневековых эпических и сказочных сюжетов, возрождались в эпоху романтизма; мотивы кельтского искусства использовались в стиле модерн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.009 с.)