Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 4. Древние германцы по сочинениям Тацита.
К концу 1 в.н.э. относится книга римского историка Тацита, посвященная Германии (P.Cornelius Tacitus "Germania"). Книга эта является важнейшим источником по этнографии древних германцев и содержит сведения о расселении германских племен, их общественном быте, религиозных верованиях и поэтическом творчестве. Хотя сам Тацит, по-видимому, и не бывал в Германии, он обладал широкой осведомленностью, почерпнутой из не дошедших до нас сочинений других авторов (Плиния Старшего и Тита Ливия), из официальных донесенийримских полководцев и устных рассказов римских купцов и легионеров, побывавших за Рейном. Несмотря на относительную достоверность сообщений Тацита, его освещение исторических данных нередко бывает тенденциозно и требует критической проверки. В нравственно-политических целях он часто идеализирует германцев, стремясь противопоставить их первобытно-патриархальные нравы моральному разложению рабовладельческой аристократии Рима. Переселения германцев, приведшие к столкновению с римлянами, объясняются особенностями их экономического и общественного строя. Германцы в эпоху Цезаря и Тацита жили в условиях патриархально-родового строя. "Род" обозначается в германских языках словом гот. kuni, двн. kunni, одного корня с лат.gens, греч. genos "род". Германcкое племя является совокупностью родовых объединений. По свидетельству Цезаря, германцы селились "по родам и родственным группам". Это подтверждается многочисленными местными названиями на –ingen/-ungen (Reutlingen, Eppingen, Kissingen, Morungen и другие). Суффикс –ing/ -ung служит в германских языках для обозначения родовой связи, общности происхождения (Каролинги, Меровинги, Нибелунги и другие); формы на –ingen/ -ungen представляют дат. множ. с местным значением: Eppingen-"bei den Leuten von Eppo" (ср. славянские местные названия на "-ичи" того же типа: Боровичи, Климовичи, Барановичи и другие). Родовым строем была порождена обязанность кровной мести, котoрую мы находим у древних германцев, как и у других народов, находящихся на той же ступени обществ, развития. Многочисленные упоминания о кровной мести встречаются в исландских сагах. Смягчением родовой мести является "вира" - Wergeld (от двн. wer, гот. wair "муж") - выкуп, получаемый родом за убийство или увечье родича. При господстве у германцев патриархально-родовых отношений могут быть отмечены отдельные пережитки более древнего материнского рода (матриархата). По словам Тацита, "у германцев сыновья сестер в такой же чести у дяди, как и у отца. Некоторые считают этот вид кровной связи теснее и священнее и при взятии заложников предпочитают именно их, так как при этом и обязательство держится прочнее, и охватывается более широкий круг домашних". Однако наследуют по отцовской линии, хотя при отсутствии детей могли наследовать братья и дяди не только с отцовской, но и с материнской стороны. Характерно, что в песнях древнескандинавской "Эдды" двоюродные братья называются systrungar - буквально "дети сестер" (ср. также нем. Geschwister (от Schwester), имеющее значение "братья и сестры"). У Цезаря есть описание глубоко архаичного германского обычая, существовавшего у свевов: гадание и узнавание воли богов, даже по военным вопросам, находилось в руках старых женщин-матрон (matres familiae). Основой хозяйства древних германцев являлись скотоводство и примитивное переложное земледелие. Германцы во времена Цезаря, согласно его свидетельству, "мало занимаются земледелием, и большая часть их пищи состоит из молока, сыра и мяса". Значение скота, как главного богатства германцев, подтверждается данными языка: слово "скот" (двн. fihu, гот. faihu "Vieh")в большинстве древних германских языков употреблялось также в значении "имущества", "денег"; такое же значение имело, вероятно, первоначально и слово Schatz (гот. scatts, двн. scaz), которое одного корня с русским "скот". Как сообщает Цезарь, у свевов земля находилась еще в общинном владении и обрабатывалась совместно родовым коллективом: "раздельной или частной пашни у них нет совсем, но должностные лица и предводители ежегодно отводят родам и родственным группам где и сколько окажется нужным земли и через год побуждают переходить на другое место. " Во времена Тацита германцы, стесненные римлянами в своих передвижениях, окончательно переходят к оседлости. Земледелие приобретает в их хозяйстве несколько большее значение, но скот продолжает оставаться главным достоянием. Существует обработка земли отдельными семьями с ежегодным переделом земли. При этом "община каждый год запахивала другой участок, а пашню прошлого года оставляла под паром или совсем давала ей зарасти". Общественный строй древних германцев соответствовал высшей ступени патриархально-родового общества и носил характер военной демократии. Высшая власть в родовой общине или в племени принадлежала народному собранию, которое называлось *þing (нем. ding). Все взрослые мужчины, способные носить оружие, имели равное право на участие в народном собрании и на его судебную защиту в форме "кровной мести" или " виры". Кроме того, по Тациту, повсеместно существовал совет старейшин, решавший более мелкие дела и подготовлявший более крупные для народного собрания. Родовые и племенные старшины обозначались словом kuning "König" (позже - "король"), производным от kuni - "род". Такие старейшины выбираются обыкновенно из одной и той же знатной семьи; впоследствии власть их становится наследственной. Рядом со старейшиной (лат. princeps) существует племенной вождь, военачальник (лат.dux), который выбирается на время похода: двн. herizogo "Herzog" (от двн. heri "Heer" и ziohan "ziehen" в смысле "водить" - буквально: "воевода"). Такой предводитель, прославившийся своими подвигами, собирает вокруг себя дружину (герм. druht, двн. truht), состоящую из молодых воинов, жаждущих добычи и связанных со своими начальниками (герм. druhtîn, двн. truhtîn) взаимной верностью. Эти дружины кормились постоянными войнами, разбойничьими набегами и грабежами. Германцы служили наемниками в римских войсках и телохранителями римских императоров. Такие дружины содействовали появлению королевской власти и в эпоху великого переселения народов послужили началом упадка старинной народной свободы и одним из элементов будущей феодальной знати. Таким образом, внутри патриархального родового общества древних германцев уже намечается процесс социальной дифференциации, как предпосылка будущих классовых отношений. Рядом с основной массой свободных существуют рабы (военнопленные), трудом которых пользуются при обработке земли, и выделяется родовая знать (лат. nobiles). Последние обозначаются словом edel (двн. edile) "благородный", "знатный", которое связано с Adel (двн. аdal) "благородный род" и с uodal "земельное владение". Начало частной собственности на землю в условиях длительной оседлости, военная или просто награбленная добыча, владение рабами, более крупные стада - все это создавало предпосылки для имущественного неравенства и связанного с ним разложения родовых отношений. В результате дальнейших сдвигов в хозяйственной и общественной жизни, до сих пор недостаточно освещенных за отсутствием исторических источников, мы видим в 3 в. существенные изменения в политическом строе германцев: исчезают многочисленные мелкие родоплеменные объединения эпохи Цезаря и Тацита (сугамбры, тубанты, марсы, бруктеры и многие другие), они поглощаются большими племенными союзами и народами франков, алеманнов, саксов и пр., нередко весьма пестрыми по составу, с наследственной королевской властью, с зачатками военной знати - будущей феодальной аристократии. "К середине 3 в. германские племена между Эльбой и Рейном, до того бессильные и спивавшиеся, стали образовывать военные союзы. Так, на базе древних племен, уже превратившихся в реликты и неспособных отразить наступление римской армии Германика, даже после удачного истребления трех легионов Вара в Тевтобургском лесу, возникли новые этнические образования с условными названиями: франки – свободные, саксы – ножовщики, алеманы – сброд, свевы – бродяги. Это были организации, созданные исключительно для войны, то есть военная демократия, уживавшаяся в Европе с родовым строем, так как некоторые племена сохранили родовой строй"
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.004 с.) |