Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология «Образ и мысль» на уроках развития речи

Поиск

На уроках развития речи при работе над произведениями живописи применяю технологию «Образ и мысль». Технология направлена на развитие творческих способностей и визуального восприятия личности. Системная работа с произведениями искусства на уроках помогает воспитывать в ребенке уверенность в себе, раскрыть его возможности, одаренность, развивает речь и учит осваивать культурное наследие. Дети самостоятельно, без вмешательства учителя, рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения.

Технология «Образ и мысль» реализуется с помощью специально разработанной методики, главными компонентами которой являются стратегия вопросов и организация группового обсуждения различных впечатлений и версий.

Специфика технологии: обсуждение начинается не с рассказа (беседы, лекции и пр.) педагога о произведении, а с предложения всмотреться в незнакомую картину и высказать своё мнение об увиденном. Учитель не даёт предварительной информации (название, автор, время и история создания, художественные особенности), избегая ситуации, когда ребёнок смотрит глазами учителя. Именно отсутствие информации побуждает всматриваться в объект исследования, искать ответы в нём самом, доказывать свою версию, иными словами, создавать собственный текст. Если участники дискуссии захотят узнать имя автора или название произведения, то мотивация к такому знанию будет совершенно иной, нежели отношение к трансляции чужого, не очень востребованного в данный момент текста.

Ядро технологии – стратегия вопросов «открытого характера», не имеющих однозначно правильного ответа:

Что (кого) вы видите?

– А что еще? Кто видит что-то другое?

– Что происходит на этой картине?

Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так думать?

По мере накопления опыта взаимодействия с художественным произведением реестр вопросов может расширяться:

– Кто главный герой картины?

– Где это происходит? (Кто, что и где?)

– Когда это происходит? (Где и когда?)

Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

Каков смысл происходящего?

Как бы вы назвали эту картину?

В основном, работаем устно, без оценок, что немаловажно, но часто у детей возникает желание написать творческую работу. Некоторые записывают свои впечатления от увиденного, другие рассказывают о возникших ассоциациях, третьи – случай из их жизни.

А вот такую технологическую карту я предлагаю учащимся заполнять в ходе коллективного обсуждения, если готовимся к сочинению:

Таблица 2. Подготовка к сочинению

Кто, что? (объект) Когда? (время) Где? (пространство) Как? (образ действия) Зачем? (установление причинно-следственных связей)
           

Весь комплекс вопросов обеспечивает организацию коллективной дискуссии, в процессе которой учащиеся могут высказывать всё, что они думают, глядя на произведение искусства, аргументировать высказанные версии и реагировать на комментарии друг друга.

Принципы:

Педагог является тьютером, «облегчающим понимание»:

· не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной;

· не навязывает своего мнения;

· не высказывает оценок;

· обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя перифраз: учитель после одного или нескольких высказываний «передаёт» не буквально, но без искажений мысль учеников, исправляя только речевые ошибки

· обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию,

Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны.

Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.007 с.)