Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа в парах и Базз-группы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Совсем маленькие группы: 2-3 человека. Обеспечивают участие каждого, внимательное рассмотрение деталей каждым и полную вовлеченность в процесс. Очень важны для обмена опытом, для разминки в начале тренинга, для отработки навыков.
Ситуационные задачи. Вы представляете специфическую проблему, обычно в письменной форме и предлагаете участникам найти наилучшее решение, основанное на изложенных фактах или проанализировать сильные и слабые стороны нескольких решений. Требует серьезной подготовки. Но будьте готовы к тому, что информации всегда не хватает.
Ролевая игра. Полезна для сознательной отработки навыков. Также применяется для получения опыта, который можно анализировать. Если игра снимается на видео, это ее участникам возможность увидеть себя со стороны. Деловая игра. Игровая задача, направленная на выработку поведенческих навыков, необходимых для выполнения профессиональных задач. Здесь обычно нет строго определенных ролей. Так же, как и ролевая игра, деловая игра позволяет активно учиться и получать удовольствие от процесса. Очень интерактивна, дает много материала для анализа поведения участников. Кроме того, позволяет людям попробовать что-то новое в «безопасной» обстановке, не боясь делать ошибки. Трудность проведения состоит в том, что результат не предсказуем. Четко инструктировать. Опасность: преувеличение и вялость ролей. Часто требуются дополнительные оборудование, условия, место, время и т.д.
Вопросники. Не переборщите с ними. Обычно прямые вопросы позволяют человеку формировать социально-желательный образ. Тесты. Успешнее выявляют особенность человека. Если тесты применяются на тренинге, то их интерпретация должна быть очень мягкой, чтобы «диагноз» не расстроил человека и отбил у него желание развиваться: «раз я такой – ничего не получится». Упражнения открытия (знакомство, ледоколы) Небольшие обсуждение, игры, не всегда требующие выводов и обратной связи, применяемые для создания атмосферы обучения, первого этапа формирования группы, узнавания друг друга, желания участвовать, что-то делать вместе и т.д. Упражнения, помогающие создать атмосферу, способствующую обучению.
Энерджайзеры. Короткие активные игры, не требующие обратной связи. Их используют, когда нужно взбодрить, встряхнуть аудиторию или разрядить напряженность. Упражнения закрытия. Участники должны почувствовать, что процесс завершен. Во время этих упражнений участники говорят друг другу приятные слова, пожелания, составляют план действий.
Ролевая игра
- способ расширения опыта участников посредствам предъявления им неожиданной ситуации, в которой предполагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволяет привести эту ситуацию к достойному завершению
Этапы ролевой игры
!!! Остановка игры Критерии:
Мозговой штурм Метод, позволяющий предложить наибольшее количество идей.
Может быть использован для идентификации проблем, поиска причин проблем и поиска решений.
Основные правила проведения мозгового штурма:
Метод кейсов Три основных варианта применения:
Советы и методы: Выбор подходящего материала
Наличие альтернатив
Небольшое количество участников в группе – до 10 человек
Роли тренера
Стадии развития группы
Групповая динамика Термин ввел Курт Левин, немецкий психолог, с 1939 г. живший в США. Он сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член группы признает свою зависимость от других членов группы.
Групповая динамика (от греч. Dynamis - сила) - совокупность внутригрупповых социально -психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
Под групповой динамикой обычно понимаются процессы эмоционального, учебного, профессионального, социального и личного взаимодействия и влияния участников тренинга друг на друга, а также на организаторов тренинга и ведущих тренинга.
Стадия 1. ФОРМИРОВАНИЕ
Это только что собравшиеся вместе люди, группа не оформлена. Многие прибегают к защитному поведению: очень тихому, выжидающему или, наоборот, громкому, показательному. Каждый взвешивает ситуацию. Члены группы оценивают тренера и остальных членов, тренер сознательно и бессознательно оценивает группу.
Задача тренера на этой стадии – вызвать доверие и помочь всем почувствовать себя свободно. Для этого идеально подходят ненавязчивые упражнения-ледоколы. Группа развивается, и ее члены все больше общаются между собой. Это общение начинается в аудитории и очень хорошо его продолжить во время перерыва на кофе.
Стадия 2. ШТОРМ
Это стадия развития отношений. Здесь обычно уже меньше напряжения и беспокойства и люди начинают соперничать за лидерскую роль, за сферу и степень влияния. У некоторых людей начинают проявляться определенные роли. Работа тренера заключается в том, чтобы «настроиться» на динамику группы и на появляющиеся роли. Тренер должен продолжать завоевывать уважение группы, иначе его лидерство может быть подорвано.
На этой стадии группа выбирает себе модель поведения. И группа, и тренер задают себе одни и те же вопросы: 1. Кто контролирует группу? Будет ли она сильно зависеть от тренера, или это изменится? 2. Как будет этот контроль осуществляться? Авторитарно или нет? 3. Что мы будем делать с людьми, которые не собираются следовать правилам? Стадия 3. НОРМИРОВАНИЕ
После решения проблемы контроля, группа самоорганизуется. Вырисовывается «лицо» группы, люди вовлекаются в нее и в общение и взаимодействие друг с другом. Они хотят достичь успеха.
На этой стадии группа устанавливает задачи, решает проблемы, сотрудничает. Наиболее приемлемым для тренера на этой стадии является демократический стиль, наставничество, фасилитация.
Эта стадия, как правило, характеризуется высоким уровнем энергии и вклада в достижение общей цели (даже если они с чем-то не согласны). Качество работы группы повышаются. Пробуются новые пути работы. Высокий уровень защищенности и низкий уровень тревожности. Велика роль юмора. Многие защитные барьеры преодолены, и люди могут смеяться над собой так же, как и над другими.
Стадия 4. РЕАЛИЗАЦИЯ
Группа сформировала свою сильную индивидуальность. Работа в группе характеризуется неформальностью, юмором, высоким уровнем поддержки каждого. Если нужна помощь, о ней не боятся попросить, зная, что получат ее быстро. На этой стадии чужаку практически невозможно внедриться с группу. Группа не хочет внешнего влияния.
Стиль тренера здесь демократичный, наставнический, присоединяющийся, в зависимости от личных предпочтений. Иногда группа становится такой самоуправляемой, что вклад фасилитатора уже не нужен. Однако вместе с этим возникает опасность потери контроля над ситуацией.
Стадия 5. ЗАВЕРШЕНИЕ
Это оптимальное время для группы для выполнения задачи и обеспечения социальных потребностей ее членов.
Однако за определенной чертой деятельность становится менее продуктивной, креативность падает, сложно внедрить что-то новое или поделиться опытом. Вся соль в том, чтобы расстаться прежде, чем дела пойдут в упадок. Если затянуть эту последнюю стадию, то она может затмить все теплые чувства.
Завершение работы во многом труднее, чем хорошее начало. Важно посвятить этот процесс тому, чтобы люди, оглядывались назад с теплотой и симпатией, а не с раздражением.
Ступени обучения
Трудные участники Каким бы ни был предмет тренинга, вы можете быть уверены в том, что группа не будет однородной. На фоне единой команды, скорее всего, будет выделяться несколько участников, которые помогут поддерживать ваши тренерские навыки в форме.
1. Позитивный тип.
Они очень помогают в дискуссиях, особенно когда группа не очень активна. Следите за тем, чтобы они все-таки чему-то учились.
2. Болтуны.
Тактично прерывайте их и ограничивайте время их «выступлений».
3. Застенчивые.
Старайтесь вовлечь в дискуссию, задавая легкие вопросы. Отмечайте даже маленькие удачи и помогите им почувствовать себя увереннее.
4. Настойчивые почемучки.
Они все время стараются «поймать» тренера или лидера дискуссии. Тактично отвечайте на вопросы, будьте уверенны, что они удовлетворены ответом. Никогда не позволяйте им вовлечь себя в дискуссию: это подорвет ваш авторитет, и группа, скорее всего, встанет на их сторону.
5. Надменные всезнайки.
Позвольте группе самой справиться с их теориями и точками зрения. Слушайте и принимайте во внимание, но не критикуйте и не провоцируйте. Используйте технику “ согласен – не соглаcен”, проверяйте, что думают другие член группы.
6. Спорщики.
Оставайтесь спокойными и не поддерживайте спор. Группа сама с ними справится. Не позволяйте им доминировать при обсуждении.
7. Пассивные. Постарайтесь заметить их знания и опыт. Знайте их потребности и играйте на них. Старайтесь приводить примеры, которые могут привлечь их внимание.
!!! Несколько полезных советов в общении со сложными участниками § Пользуйтесь установленными Правилами. § Принимайте людей такими, какие они есть. Помните, что вы здесь не для того, чтобы изменять их. § Выдерживайте спокойное уравновешенное состояние. Не позволяйте эмоциям захлестнуть вас. § Не прерывайте общения - продолжайте обращаться с каждым из слушателей. § В случае возникновения конфликта, поговорите наедине. § Не спешите осуждать и оценить. § Опишите ситуацию, и как она отражается на вас и на группу. § Попросите у "проблемного" слушателя или у группы предложений, как быть дальше. § Дайте свое предложение и удостоверьтесь, что оно устраивает группу. Задание:
1. Вы неправильно ведете семинар!
2. Мне никогда не дают высказаться!
3. У меня другой взгляд на этот вопрос. Разрешите поделиться?
4. Почему мы должны делать это задание, это неэтично?
5. Почему этот участник постоянно говорит, а мне не дают слова?
6. Мне не нравиться, что перерыв такой короткий. Я не успеваю попить чай.
7. Да, я опоздал. Кроме вашего семинара у меня много других дел.
8. Этот метод не подходит к нашим условиям. - Зачем вы даете это нам. Вы что не понимаете?
9. Я уже знаю все это. Здесь нет ничего нового для меня.
10. Вы нас мало нагружаете. Мы скучаем на этом семинаре.
11. В ваших материалах недостаточно объяснений. Ими нельзя пользоваться.
12. Мы уже устали, семинар длиться слишком долго.
13. Не могли бы объяснить это поподробнее?
Тест Оцените каждое утверждение в баллах от 0 до5. Ноль означает, что это совсем на вас не похоже, 5 – это точно вы.
Общее количество очков A B C D Стиль поведения Ассертивный A – Пассивный B – Агрессивный C – Ассертивный D - Пассивно-агрессивный Пассивный Пассивно-агрессивный Агрессивный
Техники Ассертивности Когда люди учатся быть ассертивными, они ожидают приобрести ряд преимуществ:
Прежде всего, необходимо усвоить два момента:
Ситуация Поведение Результат
Ситуация Чувства Поведение Результат
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.40 (0.015 с.) |