И антропометрии для прохождения учебного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И антропометрии для прохождения учебного



Задания по функциональной диагностике

И антропометрии для прохождения учебного

Материала в дистанционной форме обучения

по дисциплине «Физическая культура» И «эЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ» для студентов очной и заочной форм обучения в УГМУ

 

Пояснение. Задания выполняются самостоятельно в индивидуальном режиме (в некоторых тестовых методиках необходим помощник). При выполнении заданий полученные данные и расчёты фиксируются. После выполнения каждого задания делается вывод о проведённом исследовании. Отчёты о прохождении материала каждого методико-практического занятия сдаются на кафедру физической культуры закреплённым преподавателям. Каждое выполненное методико-практическое занятие соответствует затраченным студентом двум академическим часам.


Методико-практическое занятие № 6

Задание № 1

Для оценки состояния вестибулярного анализатора используют простые координационные и вращательные пробы, где имеет место повышенное раздражение вестибулярных рецепторов. Среди вращательных проб самой простой является проба Яроцкого.

Ход работы: определить время, в течение которого обследуемый способен сохранять равновесие при раздражении вестибулярного аппарата непрерывным вращением головы. В положении стоя, обследуемый делает непрерывные круговые движения головой в одном направлении (темп – 2 оборота в 1 сек). Длительность сохранения равновесия определяется по секундомеру.

Оценка результатов:

а) удержание равновесия в течение 30 секунд – нормальная реакция вестибулярного аппарата;

б) < 30 секунд – недостаточное состояние вестибулярного аппарата;

в) > 30 секунд – отличное состояние.

 

Задание № 2

Функциональные пробы для оценки состояния вегетативной нервной системы. Глазо-сердечная проба (Данини-Ашнера).

При надавливании на глазные яблоки происходит раздражение тройничного нерва, вегетативных волокон ресничных нервов, ведущее к увеличению внутриглазного давления и раздражению барорецепторов полостей глаза, импульсы от которых передаются к ядрам блуждающего нерва. Рефлекторная дуга: ядро глазного нерва, двигательное ядро тройничного нерва, в стволе головного мозга.

Ход выполнения работы:

Испытуемый находится в ИП лёжа на спине с закрытыми глазами, регистрируем ЧСС. Надавливаем на глазные яблоки (равномерно, постепенно усиливая, в течение 20 секунд, большим и указательным пальцами левой руки), после чего измеряем ЧСС. Затем через 20 сек после давления, опять измеряем ЧСС.

Оценка полученных результатов:

Положительная реакция – после давления происходит урежение пульса на 4-12 уд/мин (нормальная возбудимость парасимпатического отдела ВНС).

Отрицательная реакция – пульс после давления не изменился (повышенная возбудимость симпатического отдела ВНС).

Извращенная или инвертированная реакция – после давления пульс участился на 4-6 уд/мин и более (повышенная возбудимость симпатического отдела ВНС).

Принцип оценки результатов пробы Данини-Ашнера (И.Я. Раздольский, П.И. Готовцев, 1972)

Феномен Данини-Ашнера Феномен Данини-Ашнера

Возбудимость

Степень замедления пульса абс.циф Степень замедления пульса %
0 – 4 < 6,1 Слабая
5 – 8 6,2 – 12,3 Средняя (нормальная)
9 – 12 12,4 – 18,5 Живая
13 – 16 18,6 - 24 Резко повышенная
17 – 20 > 43 Очень резкая

Задание № 3

Задание № 4

Тест академика Н.М. Амосова.

Несмотря на простоту, тест достаточно точно отражает состояние сердечно-сосудистой системы: за 4 минуты подняться по лестнице на как можно более высокий этаж.

ВАЖНО: прежде, чем выполнять этот тест, проверьте свою ССС – в спокойном темпе поднимитесь на 4 этаж и сосчитайте свой пульс. Если пульс выше 140 уд/мин – от теста нужно отказаться по причине плохого состояния ССС. Далее следует приступить к тренировкам сердечно-сосудистой системы с нуля – то есть, например, с лёгкой ежедневной ходьбы, с постепенным увеличением дистанции и темпа.

Итак, тест:

Тренированность Количество этажей за 4 минуты
Очень плохая < 7
Плохая 7
Удовлетворительная 11
Хорошая 15
Отличная > 15

 

Данные значения приведены для людей в возрасте до 30 лет включительно.

Для выполнения теста не обязательно искать высотную башню. Амосов предлагал считать спуск за треть подъёма. То есть, если вы поднялись, например, на три этажа и спустились вниз – это считается за 4 этажа. Поднялись на 6 и спустились – это 8 этажей и т. д.

Пример составления разминки №1.

Содержание Дозировка Организационно-методические указания
1. Передвижения: – ходьба обычным шагом – ходьба на носках, руки на поясе – ходьба на пятках, руки за голову – ходьба на внешней части стопы – ходьба на внутренней части стопы   2. Специальные беговые упражнения: – с высоким подниманием бедра; – с захлестыванием голени назад; – правым боком; – левым боком; – скрестным шагом правым, левым боком; – спиной вперед, поворот на 180о – ускорение.     3. Ходьба, упражнения в движении: – вращение мяча вокруг разных частей тела (головы, туловища, голени), вправо, влево; – перебрасывание мяча с руки на руку; – подбросить мяч из-за спины двумя руками и поймать впереди.   4. Ведение мяча: – правой, левой рукой; – спиной вперед; – правым боком левой рукой; – левым боком правой рукой.     5. Ускорение: - подбросить мяч вверх–вперед, - выполнить ускорение и поймать мяч. 2 мин.     2 мин.     1,5 мин.     1,5 мин.     1,5 мин.     Следить за осанкой Спину держать прямо, вперед не наклоняться Голову не опускать, на пол не смотреть. Колени не сгибать.     Назад не отклоняться.   Руки произвольно     Дистанция 2 метра, поворот в удобную сторону.   Менять сторону вращения. Менять траекторию. Не дать мячу упасть на пол.   Ведение выполнять по периметру баск. площадки. Не хлопать кистью по мячу, мяч толкать вниз. Вести мяч без зрительного контроля. Выполнять по сигналу. Не давать ему упасть на пол.

Пример составления разминки №2.

 

Содержание Дозировка Организационно-методические указания
1. Передвижения: – ходьба обычным шагом – ходьба на носках, руки на поясе – ходьба на пятках, руки за голову – ходьба на внешней части стопы – ходьба на внутренней части стопы   2. Специальные беговые упражнения: – с высоким подниманием бедра; – с захлестыванием голени назад; – правым боком; – левым боком; – скрестным шагом правым, левым боком; – спиной вперед, поворот на 180о – ускорение.     3. Ходьба, упражнения в движении: – вращение мяча вокруг разных частей тела (головы, туловища, голени), вправо, влево; – перебрасывание мяча с руки на руку; – подбросить мяч из-за спины двумя руками и поймать впереди.   4. Ведение мяча: – правой, левой рукой; – спиной вперед; – правым боком левой рукой; – левым боком правой рукой.     5. Ускорение: - подбросить мяч вверх–вперед, - выполнить ускорение и поймать мяч. 2 мин.     2 мин.     1,5 мин.     1,5 мин.     1,5 мин.     Следить за осанкой Спину держать прямо, вперед не наклоняться Голову не опускать, на пол не смотреть. Колени не сгибать.     Назад не отклоняться.   Руки произвольно     Дистанция 2 метра, поворот в удобную сторону.   Менять сторону вращения. Менять траекторию. Не дать мячу упасть на пол.   Ведение выполнять по периметру баск. площадки. Не хлопать кистью по мячу, мяч толкать вниз. Вести мяч без зрительного контроля. Выполнять по сигналу. Не давать ему упасть на пол.

 

Составить 2 (два) варианта разминки различной направленности выбрав самостоятельно из 4 предложенных заданий. Соблюсти вышеизложенные рекомендации.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

ТЕМА. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Задание №1

Питание спортсмена (студента). Определение суточного расхода энергии

Цель работы: закрепить теоретические знания о расходе энергии и овладеть методикой его определения с помощью хронометражно-табличного метода.

Теоретические сведения

В словосочетании «физическая культура» основным словом является – культура. Физическое воспитание предполагает использование основного средства – физических упражнений и вспомогательных средств – оздоровительных сил природы и гигиенических средств. Среди гигиенических средств особое место занимает гигиена питания, влияющая прямым образом на двигательную деятельность, психосоматическое благополучие, продолжительность жизни и пр.

Одной из сторон питания является энергетический баланс в организме. Пища должна полностью возмещать энергетические траты организма. Суточный расход энергии слагается из основного обмена, величины повышения обмена при приеме пищи и величины повышения обмена при различной деятельности. Энергетические траты организма выражаются в больших калориях (ккал). В этих же единицах обозначается и энергетическая ценность пищи.

Для определения расхода энергии применяются различные методы, в частности метод определения расхода энергии по газообмену. С его помощью определяют энергетические траты организма при различных условиях: в покое, во время производственной, бытовой и спортивной деятельности. Результаты этих наблюдений представлены в многочисленных таблицах, как правило, в виде суммарных данных, которые включают три величины: основной обмен, величину повышения обмена при приеме пищи и величину повышения обмена в результате, работы.

На использовании величин энерготрат, представленных в различных таблицах, основан так называемый хронометражно-табличный метод определения суточного расхода энергии. В отличие от других методов, он не требует никакой аппаратуры и может применяться в любых условиях.

Порядок определения суточного расхода энергии с помощью хронометражно-табличного метода следующий:

- подготовить рабочую таблицу (табл. 3);

- провести хронометраж дня и определить время выполнения различных видов деятельности;

- найти в табл. 1, для каждого вида деятельности соответствующие данные энергетических трат, которые указываются как суммарная величина расхода энергии в ккал за 1 мин на 1 кг веса тела. Если в таблице тот или иной вид деятельности не указан, то следует пользоваться данными, относящимися к близкой по характеру деятельности;

- вычислить расход энергии при выполнении определенной деятельности за указанное время, для чего умножить величину энергетических трат при данном виде деятельности на времяеё выполнения;            

- определить величину, характеризующую суточный расход энергии на 1 кг веса тела, суммировав полученные данные расхода энергии при различных видах деятельности за сутки;

- вычислить суточный расход энергии человека, для чего величину суточного расхода энергии на 1 кг веса тела умножить на вес тела и к полученной величине прибавить 15% с целью покры­тия неучтённых энерготрат.

                         Таблица 1

Таблица 2

Примерная рабочая таблица для определения суточного расхода энергии

Вид деятельности Время (от -до, ч, мин) Продолжительность (мин.) Расход энер ­гии в 1 мин на 1 кг веса тела (ккал) Вычислениерасхода энергии (ккал на 1 кгвеса тела)
Зарядка (физические упражнения) 7.00—17.15 15 0,0648 0,0648 ×15=0,972
Личная гигиена 7.15— 7.30 15 0,0329 0,0329 ×15=0,493
Уборка постели 7.30— 7.40 10 0,0329 0,0329×10=0,329
Завтрак (прием пищи сидя) 7.40— 8.00 20 0,0236 0,0236×20=0,472
Езда на работу в автобусе 8.00— 8.30 30 0,0267 0,0267× 30=0,801
Работа в лаборатории сидя 8.30—12.30 240 0,0250 0,025× 240=6,00
Обед (прием пищи сидя) 12.30—13.00 30  0,0236 0,0236× 30=0,708
Отдых сидя 13.00—13.30 30 0,0229 0,0229× 30=0,687
Работа в лаборатории сидя 13.30—17.30 240 0,0250 0,025×240=6,00
Езда на тренировку (учёбу) в транспорте 17.30—18.,00 30 0,0267 0,0267×30=0,801
Тренировка:        
разминка (бег)   5 0,1357 0,1357× 5=0,678
физические упражнения (вольные упражнения) 19.30—19.40 15 0,0845 0,0845× 15=1,267
фехтование   60 0,1333 0,1333× 60=7,998
физические упражнения (вольные упражнения)   10 0,0845 0,0845× 10=0,845
Личная гигиена   10 0,0329 0,0329×10=0,329
Езда домой в транспорте 19.40—20.20 40 0,0267 0,0267× 40= 0,068
Ужин (прием пищи сидя) 20.20—20.40 20 0,0236 0,0236× 20=0,472
Умственная работа сидя 20.40—22.20 100 0,0243 0,0243×100= 2,43
Прогулка 22.20—22.50 30 0.0690 0,0690×30= 2,070
Личная гигиена 22.50—23.00 10 0,0399 0,0399× 10=0,399
Сон 23.60— 7:00 480 0,0155 0,0155× 480=7,44
    24 часа   42, 27

 

Таблица 3

Рабочая таблица суточного расхода энергии студента (спортсмена)

Вид деятельности   Время (от- до, ч, мин)   Продолжительность (мин.) Расход энергии в 1 мин на 1 кг веса тела (ккал) Вычисление расхода энергии (ккал на 1 кг веса тела)  
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключаются гигиенические требования к пище и питанию?

2. Из чего слагается суточный расход энергии?

3. Какие методы применяются для определения расхода энергии?

4. Как определить суточный расход энергии с помощью хронометражно-табличного метода?

Задание № 2

Гигиеническая оценка суточного рациона спортсмена (студента)

Цель работы: закрепить теоретические знания о питании спортсмена и овладеть методикой гигиенической оценки рациона.

Гигиеническая оценка рациона спортсмена проводится на основании анализа химического состава и калорийности пищи.

В практике получил распространение расчетный метод определения химического состава и калорийности пищи по меню-раскладке. Он заключается в следующем.

На первом этапе работы изучается меню-раскладка. Это перечень блюд, имеющихся в суточном меню, с указанием количества продуктов, взятых для изготовления каждого блюда. Исходя из этих данных, определяют химический состав и калорийность всего рациона. Для этого используют данные специальной таблицы, в которой указано содержание усвояемых количеств белков, жиров, углеводов в 100 г продуктов (Б. Л. Смолянский, 1979).

Ход работы:

Порядок определения химического состава и калорийности суточного рациона следующий:

- подготовить рабочую таблицу для расчетов;                                                

-  записать меню-раскладку суточного рациона в рабочую таблицу используя при этом данные специальной таблицы;

- вычислить калориив каждом продукте, входящем в состав определенного блюда;

- определить содержание калорий по каждому приему пищи и за сутки, сложив данные соответственно в каждой графе;

- сопоставить полученные данные за сутки с нормами суточной потребности в пищевых веществах и показателями суточного расхода энергии и на основании этого сделать заключение о суточном рационе.  

 

Таблица

Справочная таблица по химическому составу продуктов и их калорийности

Химический состав

Калорийность (ккал)

белки жиры углеводы
1   2   3   4   5   б  
Хлебобулочные изделия                      
Хлеб ржаной   100   6,9   0,9   42,9   217  
Хлеб пшеничный   100   8,1   0,9   47,0   234,2  
Булка городская   100   7,7   2,5   49,0   259,4  
Слойка с повидлом   75   4,3   8,9   41,8   271  
Батон   100   8,2   1,1   50,2   249,7  
Салаты и винегреты                      
Салат из редиса сосметаной   120/30   4,4   10,9   5,0   140  
Салат зеленый с огурцами и                      
помидорами со сметаной   120/20   2,0   8,6   4,1   105  
Салат из белокочанной капусты   95/5   1,0   4,7   8,9   84,6  
Винегрет с зеленым луком   90/10   1,0   2,4   7,4   57,5  
Сельдь с гарниром   50/125   11,0   14,3   13,9   233  
Продукты для бутербродов                    
Сыр российский, голландский   100   22,5   25,0   3,5   339,1  
Сыр плавленый   100   22,5   20,0   3,0   290,6  
Колбаса варенная (любит.)   100   13,7   29,9   -   315,6  
Колбаса чайная   100   12,3   11,5   1,2   162,3  
Колбаса краковскаяполукопч.   100   15,6   35,3   -   392,3  
Икра баклажанная   100   1,7   13,0   7,5   158,6  
Масло сливочное   100   1,0   87,5   0,6   787,5  
Супы                      
Борщ из свежей капусты   500   3,8   12,4   24,2   230  
Щи из квашеной капусты   500   3,2   12,4   21,9   218  
Бульон куриный                      
Рассольник, картофельный и овощные   500   3,8   12,3   32,2   262  
Супы                      
Супы молочные   500   15,2   16,6   48,9   417  
Окрошка мясная   500   20,5   18,8   24,6   360  
Мясные блюда                      
Котлеты натуральные   87   19,2   24,8   -   310  
Котлеты московские   40   5,0   7,1   1,4   92  
Гуляш из говядины   100   24,3   23,6   6,8   347  
Печенка тушенная   100   18,4   10,5   13,7   229  
Мясо отварное: говядина   100   23,0   11,4   -   201  
баранина   100   18,9   17,9   -   244  
Голубцы с мясом и рисом   305/100   28,1   28,2   25,8   483  
Бифштекс   75   22,6   17,5   -   255  
Эскалоп (жаренная свинина)   75   19,9   26,8   -   331  
Блинчики с мясом   250/10   39,9   43,2   65,8   835  
Тефтели из говядины   115/75   19,2   18,3   20,4   332  
Курица отварная   100   15,1   6,7   0,5   126  
Утка жаренная   100   18,4   22,6   -   285  
Сосиски отварные   100   12,81   13,6   -   170  
Пельмени отварные с жиром   200/10   21,6   17,7   41,3   422  
Рыбные блюда                      
Отварная рыба (судак, щука)   100   15,7   0,6   -   70  
Рыба жареная: навага   100   19,3   0,7   -   60  
треска   100   17,6   0,6   -   78  
Рыбные тефтели в соусе   100/100   16,0   12,3   17,7   253  
Гарниры к горячим блюдам                      
Каша гречневая   200/10   8,4   9,3   60,9   371  
Рис отварной   200/10   4,8   7,8   53,9   314  
Макаронные изделия   200/10   7,5   7,8   57,0   337  
Картофель отварной   200/10   2,9   7,1   39,2   239  
жаренный   250/10   4,4   30,6   58,8   544  
Капуста тушенная   200   4,0   8,5   21,4   183  
Каша рисовая   200/10   4,7   7,8   52,4   306  
Каша манная   200/10   9,5   7,9   56,0   334  
Молоко и молочные продукты                      
Молоко коровье цельное   100   3,3   3,7   4,7   67  
Сливки 20% жирности   100   2,8   20,0   3,8   213  
Сметана I-и сорт   100   2,5   30,0   2,3   302  
Кефир жирный   100   3,3   3,7   3,0   67  
Творог 20% жирности   100   13,2   20,0   2,4   253  
Творог нежирный   100   16,1   0,5   2,8   86  
Блинчики с творогом и со сметаной   200/30   25,8   33,1   55,2   640  
Оладьи со сметанной   150/20   11,8   19,1   62,6   482  
Вареники с творогом   200/30   21,2   21,9   50,5   497  
Мороженное молочное   100   3,2   3,5   22,2   137  
Эскимо сливочное     100   3,2   20,4   19,7   284  

 

Контрольные вопросы:                                                                                   

1. Как осуществляется гигиеническая - оценка рациона спортсмена?

2. Какие имеются способы определения химического состава и калорийности пищи?                    

3. Что такое меню-раскладка и как ее составить?

4. Каким должен быть порядок работы при расчетном методе определения калорийности и химического состава пищи?

 

Задания по функциональной диагностике

и антропометрии для прохождения учебного



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.041 с.)