Транспортное хозяйство предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортное хозяйство предприятия



В процессе производства на предприятиях регулярно перемещаются огромные массы сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, инструментов и т. п. Доставка грузов на предприятия, их последующее перемещение, а также вывоз готовой продукции и отходов производства осуществляются промышленным транспортом. От его работы зависят ритмичная работа рабочих мест, участков, цехов и равномерный выпуск предприятием готовой продукции.

Транспортное хозяйство комплекс технических средств промышленного предприятия, предназначенных для перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на тер­ритории предприятия и на его подъездных путях.

Транспортное хозяйство предприятия состоит из:

1) транспортных средств;

2) устройств общезаводского назначения — депо, гаражи, ремон­тные мастерские, рельсовые и безрельсовые пути и т. п.

Основные функции транспортного хозяйства - перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедиционные операции.

Основными задачами транспортного хозяйства являются:

1) своевременное и бесперебойное обслуживание производства необходимым транспортом;

2) правильный выбор и наиболее эффективное использование транспортной техники;

3) механизация и автоматизация транспортных операций;

4) снижение затрат, связанных с перевозкой грузов.

Структура транспортного хозяйства предприятия зависит от характера и объема транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и от особенностей предприятия.

Для руководства всем транспортным хозяйством на крупных предприятиях создается транспортный отдел, подчиненный одному из заместителей директора предприятия (например, по коммерческим вопросам или по маркетингу).

Транспортный отдел имеет в своем составе планово-экономическое бюро (группу, исполнителя), осуществляющее планирование перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, техническое бюро (группу, исполнителя), занимающееся организацией и планированием ремонта транспортных средств и путей сообщения, диспетчерское бюро (группу), руководящее эксплуатацией транспортных средств, и бюро (группу, исполнителя) учета, осуществляющее учет транспортных и погрузочных работ и анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности транспортного хозяйства. В подчинении транспортного отдела находятся цехи, специализированные по видам транспортных средств (железнодорожный цех, цех автотранспорта, цех безрельсового транспорта и т.п.) и ремонтные цехи.

По назначению и месту действия транспорт подразделяется на внешний и внутризаводской.

Внешний транспорт осуществляет завоз на предприятие сырья, материалов, топлива и вывоз готовой продукции.

Внутризаводской транспорт предназначен для перевозки грузов внутри предприятия. Он подразделяется на межцеховой и внутрицеховой

Межцеховой транспорт производит транспортировку сырья, материалов и других грузов с общезаводских складов в заготовительные цехи предприятии; готовой продукции – из сборочных цехов в цехи готовой продукции, а также деталей и сборочных единиц между цехами предприятия.

Внутрицеховой транспорт перемещает заготовки, детали, узлы в процессе изготовления между рабочими местами и участками внутри цеха.

По видам транспортные средства подразделяется на железнодорожный (рельсовый), безрельсовый (автомобили, автокары, тележки) и механический (подвесные пути, лифты, элеваторы, конвейеры, рольганги).

По способу действия различают транспортные средства  прерывного (автомобили, локомотивы, мостовые краны и т. д.) и непрерывного (конвейеры, трубопроводы, транспортеры и т. д.) действия.

По направлению движения группируют транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т.п.) и смешанного перемещения грузов (краны и т.п.).

По уровню механизации и автоматизации транспортные средства делятся на автоматические, механизированные и ручные.

Перевозка грузов может производиться по разовым и постоянным маршрутам.

Разовые маршруты случайны как по направлениям, так и по количеству транспортируемого груза. Они вводятся для выполнения неповторяющихся отдельных заявок.

Постоянные маршруты проходят по заранее установленным направлениям и выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств. Они характерны для выполнения систематически повторяющихся заявок.

Различают три системы маршрутных перевозок: маятниковую, веерную и кольцевую. При маятниковой системе перевозки транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. Маршрут может быть односторонним, когда транспортное средство в одну сторону движется с грузом, а в другую – без груза (порожним), и двусторонним, когда грузы транспортируются в обоих направлениях.

При веерной системе перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько других.

Кольцевая система перевозки используется при обслуживании ряда грузовых пунктов, связанных путем последовательной передачи грузов от одного пункта к другому.

Формы организации внутризаводского транспорта зависит от мощности грузопотоков и объема грузооборота.

Грузопоток – показатель, характеризующий объем перевозок грузов, перемещаемых в единицу времени между двумя пунктами – погрузки и выгрузки.

Различают грузопотоки внешние и внутренние. Внешние грузопотоки, характеризующие объем прибывающих на предприятие грузов, называются грузопотоками прибытия, а объем отправляемых с предприятия грузов – грузопотоками отправления. Эти грузопотоки измеряются в тоннах или тонно-километрах.

Сумма отдельных грузопотоков на предприятии представляет собой грузооборот – основной показатель, характеризующий объем транспортной работы на предприятии.

Грузооборот – это общее количество грузов, перемещаемых на территории предприятия (цеха) за расчетный период (год, месяц).

Расчет грузооборота предприятия производится на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов.

На основе схемы грузопотоков, объема перевозок по каждой группе грузов производят выбор транспортных средств и расчет потребности в них.

При выборе транспортных средств необходимо учитывать следующие условия:

- транспортные средства должны удовлетворять всей совокупности показателей данного грузопотока, т. е. мощности грузопотока, расстоянию, свойствам груза;

- транспортные средства должны соответствовать техническим и организационным особенностям обслуживаемого ими производственного процесса;

- транспортные средства должны обеспечивать максимальную производительность труда и благоприятные условия труда;

- иметь технические характеристики для повышения уровня механизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;

- избранные транспортные средства по экономическим показателям должны быть наиболее эффективными среди имеющихся вариантов.

Число транспортных единиц прерывного действия, необходимых для межцеховых перевозок, определяется путем отношения суточного грузооборота на суточную производительность транспортного средства по формуле

А = Qс / qтр.с,

 

где А – количество транспортных средств, ед.; Qс – суточный грузооборот, т; qтр.с – суточная производительность транспортного средства, т.

В свою очередь суточный грузооборот определяется по формуле

 

Qс = Q · К / Ф,

 

где Q – грузооборот в плановом периоде, т; К – коэффициент, учитывающий неравномерность грузооборота (1,1- 3);  Ф – число рабочих дней в плановом периоде.

Суточная производительность транспортного средства определяется по формуле

qтр.с = qКгр ТКи / t,

 

где q – грузоподъемность транспортного средства, т; Кгр – коэффициент использования грузоподъемности; Т – суточный фонд времени транспорта, мин; Ки – коэффициент использования транспортного средства во времени; t- транспортный цикл, мин.

Транспортный цикл – это время одного рейса в часах (минутах). Оно зависит от маршрута перевозок.

Транспортное хозяйство требует постоянного совершенствования. Его основными путями являются:

1) внедрение современного подъемно-транспортного оборудования и на этой основе повышения уровня механизации и автоматизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ;

2) внедрение транспортных систем с автоматическим адресованием грузов, телеуправляемых транспортных средств, гидравлического пневматического и канатно-подвесного транспорта непрерывного действия;

3) улучшение системы планирования перевозок и диспетчерского руководства;

4) совершенствование технического обслуживания и ремонта внутризаводского транспорта;

5) создание современных депо, автогаражей и станций технического обслуживания и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.015 с.)