Древнейшие религиозные представления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнейшие религиозные представления.



Происхождение и развитие человеческой духовности является одной из наиболее сложных и интересных научных проблем, в решении которой принимают участие все науки о человеке. Десятки тысячелетий биологической эволюции были и временем кристаллизации человеческой разумности и эмоциональности. Человек обживал мир не только в прямом смысле слова, но он обживал его и своей мыслью, обогащая себя впечатлениями и знаниями, формируя то, что называется духовной традицией. Эта традиция формировалась чрезвычайно медленно, на малейшее продвижение уходили тысячелетия, но именно в первобытное мышление, в первобытную духовность уходит своими корнями весь сложнейший интеллектуальный мир, все неисчерпаемое духовное существо современного человека.

Тотемизм. Уже в палеолите возникают первые религиозные представления. Это проявлялось в особом отношении к животному миру. Чрезвычайное распространение получил на территории Европы своеобразный культ медведя (исследователи полагают, что речь шла о пещерном медведе). Археологам известны многочисленные культовые хранилища черепов этого ископаемого хищника – во Франции, Швейцарии, Австрии, а также в Украине (Ильинка Одесской области).

С этого момента можно определенно говорить о возникновении тотемизма. Тотемизм – вера в животное или растение, которое древние люди считали предком рода, с которым связывали свое существование и благополучие. Чаще всего тотем был животным, растением – реже. Тотему приписывались сверхъестественные возможности, ему поклонялись. Тотемизм получил значительное распространение, его отмечают у всех народов на родоплеменной стадии развития. Многие племена индейцев Северной Америки в момент появления там европейцев носили имена своих тотемов. В мире тотемов в порядке вещей такие самоназвания, как «люди-леопарды», «люди-антилопы». У различных народов отношение к тотемным животным было различным. У одних народов охота на тотемного животного и употребление его мяса в пищу могли быть строго запрещены. Но у других народов существовал особый ритуал поедания мяса тотема. Отголоски тотемизма легко можно увидеть в мире фольклора. В волшебных сказках животные обладают необычайными способностями. Они зачастую уподобляются человеку, становясь его другом, покровителем. Ко временя тотемизма восходят, очевидно, и живучие предания об «оборотнях».

Магия. На очень ранних этапах истории возникают и разнообразные магические представления и соответствующие действия. Некоторые исследователи склонны в этом усматривать вообще специфическое и коренное отличие первобытного мышления от современного. Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Основой магии являлись (отчасти и сейчас являются) представления о всеобщей связи всех вещей и явлений природы, в частности, о связи человека и его имени, о возможности воздействовать на целое через его часть, на человека или животное – через изображение, направлять ход развития событий, предварительно имитируя их. Например, практически все племена тропической Африки, аборигены Австралии верят, что обладание ногтями, волосами, частями одежды дает власть над человеком. Поэтому, если волосы и ногти состригаются, то тщательно собираются и прячутся. Особенно оберегается вождь, так как считается, что от его самочувствия зависит судьба всего племени.

Одна из самых распространенных теорий происхождения искусства как раз связывает его с магическими ритуалами, которые совершались над изображениями животных и должны были обеспечить удачную охоту. Типично этнографическое описание, принадлежащее африканскому исследователю Лео Фробениусу. Его экспедиция встретила группу охотников-пигмеев, состоящую из трех мужчин и женщины. Из-за недостатка провизии он обратился с просьбой убить антилопу, но был удивлен, когда, в принципе согласившись, пигмеи ответили, что сегодня без необходимых приготовлений на охоту они не пойдут. «Крайне заинтересованный узнать, в чем же заключаются приготовления этих людей, – пишет Фробениус, – я встал задолго до восхода солнца и прокрался в кусты... Уже с началом рассвета мужчины пришли сюда, но не одни, а вместе с женщиной. Они присели на землю, повыдергивали траву на небольшой поверхности и разравняли ее руками. Затем один из мужчин присел на корточки и нарисовал что-то пальцем на песке. В течение всего этого времени мужчины и женщина бормотали какие-то заклинания. Потом тишина ожидания. Наконец солнце показалось на горизонте, и один из мужчин с натянутым луком приблизился к расчищенному клочку земли и нацелил на него лук. Прошло несколько минут, и лучи солнца коснулись сделанного на земле рисунка. В то же мгновение с быстротой молнии развернулась следующая сцена: женщина подняла руки как бы для того, чтобы схватить солнце, произнося непонятные звуки, мужчина спустил стрелу, женщина закричала еще больше; потом мужчины с их оружием прыгнули в чащу кустарника. Женщина пошла к лагерю. Я, выждав, подошел и увидел, что на выровненном клочке земли было нарисовано изображение антилопы, в шею которой вонзилась только что выпущенная стрела. Когда охотники вернулись с антилопой, убитой в шейную вену, они, отдав добычу, тотчас отнесли к рисунку клочок шерсти убитой антилопы и сосуд, наполненный ее кровью, а затем выдернули стрелу и стерли изображение».

Магия по своим целям была очень разнообразна:

лечебная (составляющая до настоящего времени один из разделов народной медицины – заговоры, шептания),

вредоносная (насылание «порчи», «сглаз»),

любовная («привораживание»),

промысловая (обеспечение успеха охоты),

аграрная («стимулирование» сил плодородия) и другие.

Система магических действий представляла собой сложный механизм. Он включал особую обрядность и особые предметы – фетиши. Фетишизм – вера в сверхъестественную силу материальных предметов (фетиш – слово французского происхождения, оно обозначает талисман, амулет). У древнего человека объектами поклонения были камни, особенно необычных размеров и форм, деревья или целые священные рощи. Формы поклонения могли быть различными: от принесения жертв до причинения вреда. В настоящее время фетишизм является составной частью всех развитых религий – поклонение кресту и ношение нательного креста в христианстве, священный камень метеоритного происхождения в мечети Кааба у мусульман и т.п.

Исполнителями магических обрядов обычно были особые люди – знахари, колдуны, шаманы. Им приписывалась особая способность общаться со сверхъестественными силами, воздействовать на них по своему желанию, путешествовать в потусторонний мир. Как показывают этнографические наблюдения, шаманы бывают искусными гипнотизерами, чревовещателями, иллюзионистами, а также и певцами, поэтами, сказителями. Можно вспомнить относительно недавнюю газетную сенсацию, связанную с публикацией материалов о «бескровных операциях» филиппинских целителей (хилеров). На русском Севере, где сильно развит был шаманизм, находилось немало «свидетелей» того, как шаманы летали, оживляли мертвых, видели за сотни верст, создавали своих и чужих двойников.

Анимистические представления. Самые древние захоронения принадлежат неандертальцам, а ко времени верхнего палеолита (когда появились кроманьонцы) относится уже целый ряд подобных находок. Одна из самых интересных – погребение двух мальчиков на реке Сунгирь (Север России), сделанное 23 тыс. лет назад. Одежда погребенных богато украшена бусинами, копья и кинжалы из бивня мамонта красиво выделаны резьбой. Изучая древнее захоронение в горах Загра (Ирак), ученые по анализу пыльцы установили, что останки покоились на ложе из цветов.

Наличие захоронений позволяет утверждать, что с определенного момента смерть стала сопровождаться ритуалом и, значит, была связана с кругом соответствующих представлений. Этот комплекс представлений получил в науке название – анимизм (от латинского – «душа»). Анимизм – вера в существование душ и духов. Анимистические образы – это, во-первых, духи умерших предков (поэтому анимизм неразрывно связан с культом предков); во-вторых, души живых людей, в-третьих, олицетворение сил природы (души озер, рощ, ветров и т. д.).

Погребальный обряд был достаточно сложен. Умерших хоронили в углублениях и ямах либо лежащими на спине, либо на боку в согнутом (скорченном) положении. Иногда головы были ограждены каменными плитами. Мертвых наряжали и клали рядом с ними посуду, орудия труда, пищу и разные ценные предметы. Наличие погребального инвентаря объясняется по-разному: либо люди пытались таким образом отогнать смерть от себя, предотвратить месть умершего, либо хотели снабдить всем необходимым для жизни в потустороннем мире, либо давали вещи в дорогу, чтобы умерший добрался до мира предков и обрел там покой. В большинстве захоронений находят красную охру – своим цветом она напоминает кровь – символ жизни. Исчерпывающего объяснения этого ритуала пока не существует. В любом случае наличие в палеолите определенного погребального обряда – свидетельство религиозных умонастроений.

Этнографы собрали обширный материал, характеризующий круг первобытных представлений о душе и загробном мире. Ведь анимизм присущ всем народам, живущим до сих пор в условиях, сходных с первобытностью. Эти представления содержат картины «отлетания» души умершего человека из мира живых, ее странствий в далекую страну мертвых, а также описания жизни, ожидающей душу в загробном мире. Как писал известный исследователь первобытности Э.Тэйлор. «немногие предметы пробуждают в умах поэтов-дикарей столь смелые и живые представления, как мысль о будущей жизни».

Местоположение страны духов могло быть различным – под землей, на земле, на Луне, на звездах. Но представлениям различных народов свойственна бросающаяся в глаза общность. Они четко делятся на две большие категории: по мнению одних, жизнь души в царстве мертвых будет полным блаженством, а по мнению других – часть душ в загробном мире наслаждается, а часть – страдает. Большинство народов полагало, что души умерших могут приходить из царства теней, навещать живых во сне, покровительствовать им в земных делах или же, наоборот, мешать.

Можно проследить, как по мере развития самого человека, усложнения его деятельности, общественного устройства развивались и усложнялись его представления об окружающем мире. С известной долей относительности можно сказать, что первые магические, тотемические, анимистические верования преобладают на протяжении всего верхнего палеолита. К концу этого периода они перерастают в уже в определенные культы. Таковым был, вероятно, культ женщины-прародительницы. С неолитом и возникновением земледелия и скотоводства связано появление земледельческих культов, поклонение Солнцу, стихиям, возникновение определенной картины мира. Постепенно утверждается трехуровневая система членения мироздания:

подземный мир – обитель божеств, змеев, чудовищ,

земной мир – мир людей, живой природы,

небесный мир – обитель большинства божеств и душ умерших.

Три этих мира воплощаются в орнаментах на неолитической керамике, представления о них сохраняются и в более позднее время. Возникает комплекс устойчивых мифологических образов, позднее сложившихся у тех или иных народов в цельную мифологию.

Таким образом, в результате очень длительного биологического развития самого человека, совершенствования его материальной культуры, развития видов деятельности (от охоты и собирательства до земледелия и скотоводства), эволюции искусства (от первых примитивных изображений через расцвет первобытного реалистического искусства к сложным абстрактным образам, выраженным в ритмах орнамента), усложнения и расслоения общества, углубления представлений об окружающем мире на протяжении первобытной истории был заложены основы всей современной человеческой культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.009 с.)