Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура эпохи бронзы и раннего железного векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эпоха бронзы. Металл начинает играть в жизни человека все более значительную роль, принципиальные изменения наступают с открытием бронзы (сплава олова и меди) и ее широким распространением. Отсюда и название следующей эпохи – эпоха бронзы (конец III – II тыс. до н. э.). Добыча и обработка металла требовала большого мастерства и специализации. Поэтому литейное дело, как и гончарное, а позже ткацкое становятся самостоятельными отраслями. Улучшилось возделывание земли. Люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в распоряжении которой оставались все излишки произведенного продукта. Так зарождается частная собственность, приведшая к имущественной дифференциации. С изобретением бронзы значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались военные столкновения за овладение скотом, пашнями, металлом. Появились военные руководители, возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохранялось после его смерти. Именно в эпоху металла входят в обычай крупные заупокойные сооружения – курганы. Размеры курганов, количество и качество вещей в них говорят об особом положении умершего в обществе. Множество курганов эпохи бронзы изучено на территории Донбасса. Одним из основных видов творчества стала художественная обработка металлов. Довольно быстро человек овладел различными ее видами: ковка, литье, чеканка, гравировка по металлу. В большом количестве изготавливались металлические украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески, обручи, бляшки, которые нашивались на одежду. Появляются пояса, пряжки, застежки для одежды – фибулы. Особое значение придавалось украшению оружия. В скульптурном завершении рукояток часто встречаются изображения зверей. В захоронениях эпохи бронзы находят металлические сосуды, украшенные гравировкой, предназначенные для каких-то особых случаев. Появляются мелкие литые скульптурные изображения. Очень характерная деталь, отражающая изменения в общественном строе: женские изображения исчезают, главным становится мужской образ. В орнаментах, мелкой пластике, украшениях предметов практического назначения одно из главных мест продолжает занимать животный мир: изображения зверей или отдельных частей их тела (коготь, клюв, голова). Складывается направление в декоративно-прикладном искусстве, получившее название «звериный стиль». Мегалиты. Важным и принципиально новым явлением, характеризующим почти повсеместно поздний неолит и эпоху бронзы, является появление мегалитической архитектуры (мегалит – от греческого – «большой камень»). Это свидетельствует и о возросших технических возможностях, и о новых эстетических и идеологических потребностях людей. В более ранние эпохи человек уже накопил определенный опыт при строительстве жилья: полуземлянки палеолита, глиняные дома трипольской культуры. Но те постройки носили сугубо утилитарный характер, мегалиты же тесно связаны с религиозным культом. Мегалитические сооружения были нескольких видов: - менгир – вертикально поставленный камень, высотой иногда до 20 м; во Франции, например, встречаются целые поля таких столбов, тянущиеся на 2-3 км; они, вероятно, были объектом поклонения или обозначали место церемоний; - дольмен – каменный ящик, простейший его вариант – два вертикально поставленных плоских камня, перекрытые третьим; дольмены, как правило, служили местом захоронения членов рода; - кромлех – каменные плиты или столбы, расположенные по кругу; в Донецкой области найдены курганы, окруженные кромлехом. Самое знаменитое и сложное мегалитическое сооружение находится в Англии, около Стоунхенджа. Каменные столбы разной величины расположены несколькими концентрическими кругами. Внешнее кольцо сложено из небольших камней, а внутреннее – из очень больших менгиров, попарно перекрытых плитами. В центре сооружения лежит квадратная плита. Некоторые ученые предполагают, что это сооружение могло использоваться для астрономических наблюдений, так как через вертикально стоящие пары камней удобно следить за движением Солнца, Луны. Поэтому в литературе Стоунхенджский кромлех иногда называют обсерваторией. Ранний железный век. Последний этап развития первобытнообщинного строя связан с появлением железа в самом начале І тыс. до н.э. Научившись добывать новый, значительно более прочный металл, люди стали с успехом внедрять его во все отрасли производства (в отличие от бронзы, которая при изготовлении орудий труда использовалась редко, а шла на изготовление, в первую очередь, оружия и украшений). В тех районах, где ранее не возникли государства, железный век в общественном строе связан с «военной демократией». Идет имущественное расслоение, появляется патриархальное рабство, возникают более прочные связи между племенами (племенные союзы). Для этого времени характерны войны-грабежи. Они способствовали развитию военной техники, военной организации, возвышению военных руководителей. Новым в развитии искусства можно считать появление специализации, из коллектива выделяются художники, певцы, сказители. Ведущим видом творчества продолжает оставаться прикладное искусство. С кифская культура. Из европейских культур железного века одна из самых ярких и наиболее интересных для нас – скифская культура (VII в. до н.э. – III в. н.э.). Скифская культура – это культура огромного мира кочевых, полукочевых и земледельческих племен, живших на широком пространстве Евразии – в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Сохранилось большое количество скифских могильников и городищ. Много сведений о скифах оставили античные авторы, особенно Геродот. Описание скифских племен есть в одном из сочинений Гиппократа. Умея хорошо обрабатывать почву, скифы-земледельцы получали значительное количество пшеницы, которая соперничала на греческом рынке с египетской. Высоко ценились скифские лошади. В свою очередь греки ввозили в Скифию вино, керамику, ювелирные изделия. Торговля шла через греческие колонии в Северном Причерноморье: Ольвию (близ современного Николаева), Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь), Горгиппию (Анапа) и другие. По словам Геродота, у скифов был обычай за пределами своего поселения выкладывать большие холмы из хвороста, а на их вершину водружать меч. Такому сооружению поклонялись, а затем предавали огню. Скифы возводили значительных размеров курганные насыпи, иногда завершая их каменными скульптурами. На Полтавщине несколько десятков лет ведутся раскопки так называемого Бельского городища, которое, по мнению некоторых авторитетных специалистов, является остатками столицы Скифии – легендарного города Гелона. О художественных возможностях скифов можно судить по прикладному искусству, памятники которого найдены в захоронениях: украшения, парадное оружие, конская упряжь, посуда. Всемирную известность получила золотая пектораль из кургана Толстая могила на Днепропетровщине. Главным мотивом украшения предметов были изображения животных в зверином стиле: оленя, лося, медведя, лошади, птиц, рыб. Существовали определенные закономерности, например, рыба изображалась только на конских налобниках. Это доказывает, что изображения имели не только эстетический, но и магический смысл. Скифский звериный стиль имеет свои отличительные особенности, одна из которых – объединение реализма с декоративными мотивами. Например, на золотом украшении для щита из Костромского кургана на Кубани тело оленя изображено реалистически, а рога – совершенно неправдоподобной формы. Но композиционно возникает цельный образ: завитки рогов, расположенные вдоль всей спины животного, подчеркивают его легкость и стремительность. Уникальные памятники культуры скифского времени найдены на Алтае, в Пазырыкских курганах. Благодаря климатическим и геологическим особенностям попавшая во внутрикурганный сруб вода замерзла, и таким образом сохранились изделия из дерева, кожи, войлока, меха, ткани. Археологи смогли даже изучить рисунки татуировки на теле погребенного вождя. IV в. до н.э. – это расцвет Скифской державы. Ее центр находится в Поднепровье, а границы на востоке доходили до р. Дон. К этому времени относится большая часть скифских погребений нашего края. Наиболее выразительные из них открыты в курганах «Двугорбая Могила» и «Передериева Могила». Одна из самых знаменательных находок скифской культуры на территории нашего края открыта в кургане «Передериева Могила», который располагался недалеко от г. Шахтерск. В 1988 г. археологической экспедицией Донецкого государственного университета под руководством А. А. Моруженко около с. Зрубное в одном из курганов, под названием Передериева Могила, было раскопано скифское захоронение. К сожалению, курган был разграблен еще в древности. Недалеко от могильной ямы был обнаружен «золотой шлем». Этот конусовидный предмет, по форме напоминающий шлем, скорее всего, являлся частью парадного головного убора. Это шедевр античной торевтики высотой 16,7 см выполнен из золота. Его поверхность покрыта изображениями, выполненными в технике тиснения и чеканки. Изображение представляет две группы сражающихся скифов. Фигуры представлены в динамике. Воины одеты в подпоясанные кафтаны и штаны. Четко изображены предметы вооружения и детали одежды. (Хранится в Музее исторических драгоценностей Украины, г. Киев). В 1977 г. сотрудники Донецкого краеведческого музея исследовали курган под названием «Двугорбая Могила», в котором находилось погребение знатного скифа IV века до н. э. Курган высотой до 2 м был укреплен по периметру каменным поясом шириной до 3 м. Существование после смерти скифы представляли подобным тому порядку, в котором они жили в реальном, земном мире. Скифского вельможу в потусторонний мир сопровождали слуги. Среди сохранившихся находок обнаружены бронзовый котел с костями ягненка, 19 греческих амфор для транспортировки вина. Но, как и многие курганы знати, захоронение оказалось разграбленным еще в древности. Правление Атея закончилось драматически. Стремление могущественной Македонии расширить свое влияние в Северном Причерноморье привело к военному столкновению. Скифское войско было разбито царем Македонии Филиппом, отцом Александра Великого. В первой половине III в. до н. э. начинается закат скифского царства. С появлением сарматских племен скифы были вытеснены в Крым, где сложилось государственное образование во главе с царем Скилуром. Столицей стал Неаполь Скифский, располагавшийся недалеко от современного Симферополя. У скифов была самобытная техника строительства оборонительных сооружений: на глиняном растворе из необработанного камня строились две параллельные стены, с небольшим наклоном к центру, а пространство между ними заполнялось щебнем. Через главные ворота города можно было попасть на обширную, вымощенную камнем площадь. Под вымосткой найдено большое количество зерновых ям, где, вероятно, хранился государственный запас зерна. На другой площади найдены остатки большого сооружения с портиками. Здесь же был обнаружен барельеф, изображающий двух всадников. Предполагают, что это изображения Скилура с сыном Палаком. Одна из башен была использована как царская усыпальница. За пределами города найдены погребальные склепы, высеченные в скале. Стены некоторых из них покрыты росписью, воспроизводящей облик дома (линия двускатной крыши, подпорки, ковры на стенах). Встречаются изображения людей, животных. Погиб город во II в. н.э., когда участились столкновения с сарматами, а затем с готами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.007 с.) |