Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные функции культуры.

Поиск

Культура как способ организации общественной, групповой или индивидуальной жизни, допускает возможность самых разнообразных решений человеческих проблем, применительно к условиям социокультурного времени и пространства. Какие же функции должна осуществлять культура, чтобы обеспечить, с одной стороны, стабильность жизни людей, а с другой – сделать возможными новые подходы к меняющемуся миру? Иными словами, что входит в круг деятельности, в основные социальные обязанности культуры?

Структурная сложность общества обуславливает многофункциональность культуры. В культурологии делаются попытки сгруппировать различные функции, выстроить их иерархию. Например, предлагается выделить адаптивный, регулятивный и познавательный комплексы функций, объединяемые основной задачей воспитания высоконравственной, гуманной личности. К первому комплексу отнесены адаптационная, социализирующая и гармонизационная функции. Культура, с этой точки зрения, выстраивает стратегию приспособления общества к окружающей среде, вхождение человека в коллективную жизнь, а также согласование иррациональных и рациональных сторон индивидуального бытия.  

Регулятивный комплекс – это взаимосвязь аксиологической (ценностной), нормативной и семиотической функций. Иными словами, благодаря существующей в культуре системе норм человек вырабатывает ту или иную ценностную ориентацию (действенные предпочтения). В то же время, культурные нормы выступают как более или менее строгие требования, подчиняющие отдельного индивида сообществу. Чтобы сохранить и продлить действенность столь важных правил, вырабатываются всевозможные средства их фиксации – знаки и символы (семиотическая функция).  

Познавательный комплекс может рассматриваться как объединение гносеологической, коммуникативной и трансляционной функций культуры. Задачей культуры, в данном аспекте, становится накопление и передача знаний, необходимых для освоения мира.

Для организации жизни общества, если иметь в виду коллективные потребности людей, наиболее существенными, ведущими являются функции коммуникации, трансляции и трансмутации, которые пронизывают весь круг задач культуры.

Коммуникативная функция культуры заключается в том, что рядом с биологическими формами общения, а потом вместо них, перестраивая их, люди создают все новые и новые способы обмена данными, мыслями, чувствами. Культура не обеспечивает передачу информации автоматически, в отличие скажем, от генетической организации в природе, даже когда речь идет о выживании сообщества. Общение как культурный процесс должно постоянно поддерживаться творческими усилиями его участников. Оно требует от человека умение оформлять содержание собственного сознания и понимать других людей.

Величайший продукт культуры, который обеспечивает коммуникацию. – Слово. Речь, устная и письменная, есть древнее и вечно молодое работающее изобретение культуры. И пусть поэт сказал когда-то, что «мысль изреченная есть ложь», подчеркивая отличие индивидуального переживания от его словесного выражения «для других», потенциал словесно-знакового способа общения человечество еще не исчерпало. В значительной степени оно подчинило себе и преобразовало наглядно-образную коммуникацию (показ, передача образов и чувств через внушение, сопереживание и др.), имеющую более древние корни, чем речевое общение.

О высоком культурном значении речевой коммуникации свидетельствует широко распространенная во всем мире практика включения в школьное и университетское образование громкого художественного чтения, тренировки быстрого чтения (начальная школа), сочинения и пересказа (в средней школе), составления и произнесения докладов, дебатирования и управления дискуссией (в высшей школе). В Японии, например, в пятидесятые годы прошлого столетия была разработана программа «Языковое существование», имеющая научное, педагогическое и практическое содержание. Резонно отмечая скудость природных ресурсов и высокую плотность населения, авторы этой программы предложили обратить внимание на культурный потенциал народа и повысить его эффективность путем реформы речевой деятельности и языка. Так, взамен сословной вежливости предлагались общенациональные, более демократичные формы речевого этикета. Но в отличие от послереволюционной России, где этикет был сознательно упрощен и огрублен как еще один вызов в жестокой классовой борьбе, в Японии главной была задача созидания атмосферы социальной кооперации, комфорта, поддержания общественного единства. Речевая коммуникация, построенная на всеобщей взаимной вежливости, с учетом народных традиций, повышает трудовой энтузиазм и производительность труда, смягчает социальные конфликты, по мнению японцев.   

Трансляционная функция культуры – это, по сути, та же коммуникация, но развернутая в социально-историческом времени и пространстве. Под трансляцией следует понимать, прежде всего, передачу социального опыта от одного поколения людей к другому, от эпохи к эпохе. Культура обеспечивает наследование условий совместного существования для многих поколений, создавая более или менее надежную защиту от экологических законов регулирования жизни. Это поясняет, в частности, постоянный рост населения Земли, серьезное влияние на который могут иметь лишь культурные факторы.

Трансляция – всеобъемлющая и многоплановая функция. В ней можно выделить, например, духовный и материальный компоненты. Духовная, или субъектная трансляция иногда называется человекотворческой функцией культуры, ибо направлена на формирование личности, ее качеств, в диапазоне, приемлемом для данного общества. На эту сторону трансляции работают, в первую очередь, те социальные институты и отношения, которые мы привыкли называть системой воспитания и образования.

Материальная, или предметная сторона культурной трансляции выражается в том, что мы наследуем и принимаем как «само собой разумеющийся» мир искусственно созданных предметов, сооружений, механизмов. Среда существования человека все в большей степени благодаря культурному наследованию превращается в техносферу. Особое значение для выживания человечества имеют механизмы наследования технологических знаний и практических навыков. Именно передача «мозаики технологий» от поколения к поколению сформировала потребность не просто в словах-обозначениях вещей, но и в понятиях об объективных свойствах предметов и процессов, вовлеченных в человеческую деятельность.

В последнее время высказывается мнение, что культурная трансляция в будущем должна быть расширена и преобразована. Нарастание экологических проблем, вызванных недальновидной деятельностью человека, заставляет предположить, что грядущая цивилизация неминуемо станет биосферотранслирующей. Ответственность за существование и воспроизводство биосферы должно взять на себя культурное человечество. Новые горизонты открывают и космические программы, технологическое освоение околоземного пространства, проекты колонизации планет Солнечной системы.

Изучение возможностей функции культурной трансляции показывает, что у нее есть определенные перспективы, возможности, а вместе с тем и границы. Очевидно, что объем социальной памяти постоянно возрастает, однако прирост информации не может быть бесконтрольным. Люди, жившие до нас, своей деятельностью изменили мир, а тем самым поставили нас, своих наследников в новые условия. Привычные для прошлого культурные формы уже не удовлетворяют потребности новых поколений. Возникает необходимость культурного отбора и выбора, то есть способности управлять информационными потоками.

Здесь следует указать на функцию трансмутации, в которой концентрируется творческая сторона культуры. Мутацией принято называть реорганизацию структур воспроизводства информации, перестройку самого аппарата носителей информации. Чтобы жизнь людей в обществе была устойчивой, необходимо разнообразие форм культурной наследственности. Сохранение социальной системы путем усиления многообразия элементов и связей между ними – таково основное назначение функции трансмутации. Например, в примитивных сообществах имя человека или вещи никогда не бывало случайным, поскольку в нем воплощалась предсказанная «программа» поведения или известный уже порядок действий. Однако сведения, которые накапливаются со временем, в связи с их значимостью для человеческого сообщества, не могли бесконечно сохраняться ни в рамках индивидуального опыта, ни в коллективном мифологическом сознании. Поэтому позже возникают новые, надындивидуальные каналы накопления и передачи культурной информации – наука, философия, искусство и др. В них вырабатываются критерии определения значимости информации, отсеивается культурный «шум», идет борьба между разными вариантами решения насущных проблем человечества.

Перечень социальных функций культуры можно расширить за счет, например, игровой, рекреативной, стилеобразующей и прочих задач. Некоторые исследователи полагают, что культуре присуща также «репрессивная» функция, суть которой в подавлении биологической агрессивности человека социальными средствами, преобразовании ее в социально приемлемые формы (художественное и техническое творчество, спортивное состязание, научная полемика).                      

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.006 с.)