Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные функции культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Культура как способ организации общественной, групповой или индивидуальной жизни, допускает возможность самых разнообразных решений человеческих проблем, применительно к условиям социокультурного времени и пространства. Какие же функции должна осуществлять культура, чтобы обеспечить, с одной стороны, стабильность жизни людей, а с другой – сделать возможными новые подходы к меняющемуся миру? Иными словами, что входит в круг деятельности, в основные социальные обязанности культуры? Структурная сложность общества обуславливает многофункциональность культуры. В культурологии делаются попытки сгруппировать различные функции, выстроить их иерархию. Например, предлагается выделить адаптивный, регулятивный и познавательный комплексы функций, объединяемые основной задачей воспитания высоконравственной, гуманной личности. К первому комплексу отнесены адаптационная, социализирующая и гармонизационная функции. Культура, с этой точки зрения, выстраивает стратегию приспособления общества к окружающей среде, вхождение человека в коллективную жизнь, а также согласование иррациональных и рациональных сторон индивидуального бытия. Регулятивный комплекс – это взаимосвязь аксиологической (ценностной), нормативной и семиотической функций. Иными словами, благодаря существующей в культуре системе норм человек вырабатывает ту или иную ценностную ориентацию (действенные предпочтения). В то же время, культурные нормы выступают как более или менее строгие требования, подчиняющие отдельного индивида сообществу. Чтобы сохранить и продлить действенность столь важных правил, вырабатываются всевозможные средства их фиксации – знаки и символы (семиотическая функция). Познавательный комплекс может рассматриваться как объединение гносеологической, коммуникативной и трансляционной функций культуры. Задачей культуры, в данном аспекте, становится накопление и передача знаний, необходимых для освоения мира. Для организации жизни общества, если иметь в виду коллективные потребности людей, наиболее существенными, ведущими являются функции коммуникации, трансляции и трансмутации, которые пронизывают весь круг задач культуры. Коммуникативная функция культуры заключается в том, что рядом с биологическими формами общения, а потом вместо них, перестраивая их, люди создают все новые и новые способы обмена данными, мыслями, чувствами. Культура не обеспечивает передачу информации автоматически, в отличие скажем, от генетической организации в природе, даже когда речь идет о выживании сообщества. Общение как культурный процесс должно постоянно поддерживаться творческими усилиями его участников. Оно требует от человека умение оформлять содержание собственного сознания и понимать других людей. Величайший продукт культуры, который обеспечивает коммуникацию. – Слово. Речь, устная и письменная, есть древнее и вечно молодое работающее изобретение культуры. И пусть поэт сказал когда-то, что «мысль изреченная есть ложь», подчеркивая отличие индивидуального переживания от его словесного выражения «для других», потенциал словесно-знакового способа общения человечество еще не исчерпало. В значительной степени оно подчинило себе и преобразовало наглядно-образную коммуникацию (показ, передача образов и чувств через внушение, сопереживание и др.), имеющую более древние корни, чем речевое общение. О высоком культурном значении речевой коммуникации свидетельствует широко распространенная во всем мире практика включения в школьное и университетское образование громкого художественного чтения, тренировки быстрого чтения (начальная школа), сочинения и пересказа (в средней школе), составления и произнесения докладов, дебатирования и управления дискуссией (в высшей школе). В Японии, например, в пятидесятые годы прошлого столетия была разработана программа «Языковое существование», имеющая научное, педагогическое и практическое содержание. Резонно отмечая скудость природных ресурсов и высокую плотность населения, авторы этой программы предложили обратить внимание на культурный потенциал народа и повысить его эффективность путем реформы речевой деятельности и языка. Так, взамен сословной вежливости предлагались общенациональные, более демократичные формы речевого этикета. Но в отличие от послереволюционной России, где этикет был сознательно упрощен и огрублен как еще один вызов в жестокой классовой борьбе, в Японии главной была задача созидания атмосферы социальной кооперации, комфорта, поддержания общественного единства. Речевая коммуникация, построенная на всеобщей взаимной вежливости, с учетом народных традиций, повышает трудовой энтузиазм и производительность труда, смягчает социальные конфликты, по мнению японцев. Трансляционная функция культуры – это, по сути, та же коммуникация, но развернутая в социально-историческом времени и пространстве. Под трансляцией следует понимать, прежде всего, передачу социального опыта от одного поколения людей к другому, от эпохи к эпохе. Культура обеспечивает наследование условий совместного существования для многих поколений, создавая более или менее надежную защиту от экологических законов регулирования жизни. Это поясняет, в частности, постоянный рост населения Земли, серьезное влияние на который могут иметь лишь культурные факторы. Трансляция – всеобъемлющая и многоплановая функция. В ней можно выделить, например, духовный и материальный компоненты. Духовная, или субъектная трансляция иногда называется человекотворческой функцией культуры, ибо направлена на формирование личности, ее качеств, в диапазоне, приемлемом для данного общества. На эту сторону трансляции работают, в первую очередь, те социальные институты и отношения, которые мы привыкли называть системой воспитания и образования. Материальная, или предметная сторона культурной трансляции выражается в том, что мы наследуем и принимаем как «само собой разумеющийся» мир искусственно созданных предметов, сооружений, механизмов. Среда существования человека все в большей степени благодаря культурному наследованию превращается в техносферу. Особое значение для выживания человечества имеют механизмы наследования технологических знаний и практических навыков. Именно передача «мозаики технологий» от поколения к поколению сформировала потребность не просто в словах-обозначениях вещей, но и в понятиях об объективных свойствах предметов и процессов, вовлеченных в человеческую деятельность. В последнее время высказывается мнение, что культурная трансляция в будущем должна быть расширена и преобразована. Нарастание экологических проблем, вызванных недальновидной деятельностью человека, заставляет предположить, что грядущая цивилизация неминуемо станет биосферотранслирующей. Ответственность за существование и воспроизводство биосферы должно взять на себя культурное человечество. Новые горизонты открывают и космические программы, технологическое освоение околоземного пространства, проекты колонизации планет Солнечной системы. Изучение возможностей функции культурной трансляции показывает, что у нее есть определенные перспективы, возможности, а вместе с тем и границы. Очевидно, что объем социальной памяти постоянно возрастает, однако прирост информации не может быть бесконтрольным. Люди, жившие до нас, своей деятельностью изменили мир, а тем самым поставили нас, своих наследников в новые условия. Привычные для прошлого культурные формы уже не удовлетворяют потребности новых поколений. Возникает необходимость культурного отбора и выбора, то есть способности управлять информационными потоками. Здесь следует указать на функцию трансмутации, в которой концентрируется творческая сторона культуры. Мутацией принято называть реорганизацию структур воспроизводства информации, перестройку самого аппарата носителей информации. Чтобы жизнь людей в обществе была устойчивой, необходимо разнообразие форм культурной наследственности. Сохранение социальной системы путем усиления многообразия элементов и связей между ними – таково основное назначение функции трансмутации. Например, в примитивных сообществах имя человека или вещи никогда не бывало случайным, поскольку в нем воплощалась предсказанная «программа» поведения или известный уже порядок действий. Однако сведения, которые накапливаются со временем, в связи с их значимостью для человеческого сообщества, не могли бесконечно сохраняться ни в рамках индивидуального опыта, ни в коллективном мифологическом сознании. Поэтому позже возникают новые, надындивидуальные каналы накопления и передачи культурной информации – наука, философия, искусство и др. В них вырабатываются критерии определения значимости информации, отсеивается культурный «шум», идет борьба между разными вариантами решения насущных проблем человечества. Перечень социальных функций культуры можно расширить за счет, например, игровой, рекреативной, стилеобразующей и прочих задач. Некоторые исследователи полагают, что культуре присуща также «репрессивная» функция, суть которой в подавлении биологической агрессивности человека социальными средствами, преобразовании ее в социально приемлемые формы (художественное и техническое творчество, спортивное состязание, научная полемика).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.006 с.) |