Вопрос 2.Основные факторы конкурентоспособности, привлекательность региона на внутреннем и внешнем рынках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2.Основные факторы конкурентоспособности, привлекательность региона на внутреннем и внешнем рынках



Конкуренция – соперничество за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров, рынки сбыта, источники ресурсов, результаты научно-технического прогресса, выгодные условия кредита, приобретение товаров и прочее преимущественно в ущерб многим другим участникам рыночного обмена

Конкурентоспособность региона - это его способность создавать требуемые политические, экономические, экологические, социальные, инновационные и другие условия для выполнения государственными органами управления своих функций по обеспечению эффективной и качественной работы государственных, коммерческих и других структур, по гармоничному развитию личности и повышению качества жизни населения.

Иными словами, под конкурентоспособностью региона можно понимать его способность обеспечивать высокий уровень жизни населения и дохода собственникам капитала, а также эффективно использовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.) при производстве товаров, работ и услуг.

Конкурентоспособность региона можно определить как способность территории производить продукцию и оказывать услуги, соответствующие требованиям зарубежных рынков, одновременно поддерживая высокий и стабильный уровень доходов своего населения. В широком смысле региональная конкурентоспособность это возможность регионов в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения.

На конкуренцию оказывают влияние множество факторов:

– состав институтов и качество рыночных механизмов, обеспечивающих свободу предпринимательства и переток капиталов;

–  безопасность ведения бизнеса, доля теневой экономической деятельности;

–  качество правовой, налоговой, финансово-кредитной, таможенной и других систем;

–  степень конкуренции среди товаропроизводителей;

–  качество подготовки и переподготовки кадров;

–  научно-производственный потенциал;

–  природно-климатические условия и географическое положение;

–  инвестиционная и инновационная активность;

–  качество инфраструктуры;

–  приращение регионального культурного, образовательного, исторического потенциала.

Факторы, формирующие конкурентоспособность региона:

– людские ресурсы, которые характеризуются количеством, квалификацией и стоимостью рабочей силы, а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой;

–  физические ресурсы, которые определяются количеством, качеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнергии, газа и др. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение и даже часовой пояс;

–  ресурс знаний, т.е. совокупность научной, технической и коммерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских организациях, банках данных, литературе и т. д.;

–  денежные ресурсы, характеризующиеся количеством и стоимостью капитала, который может быть направлен на финансирование промышленности;

–  инфраструктура, включающая транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему здравоохранения и др.

Конкурентное преимущество:

- это внешняя оценка благ и ресурсов территории, которую дают непосредственные потребители.

- это такие характеристики территории (ресурсы, блага, социальные характеристики), которые создают для территории определенное превосходство по сравнению с территориями, располагающими во многом подобными (порой аналогичными) ресурсами

 

Классификация конкурентных преимуществ территории:

1) внутренние преимущества

2) внешние преимущества

 

1) Внутренние преимущества – это все характеристики территории, которые позволяют потребителю снизить собственные издержки производства, управления фирмой или общественной (некоммерческой) организацией (в случае ведения деятельности на территории) или снизить собственные затраты проживания (для частных лиц, рассматривающих территорию как место постоянного или эпизодического проживания).

2) внешние преимущества - это особые уникальные возможности, которые получает потребитель при проживании и/или осуществлении деятельности на территории и которые образуют ценность для потребителя территориального продукта.

В этом случае территория предлагает потребителям определенные уникальные (эксклюзивные) условия реализации их личных и деловых целей, территория более соответствует особым ожиданиям потребителей, лучше удовлетворяет нужды потребителей.

 

Конкурентоспособность региональной экономики должна базироваться на инновационном типе воспроизводства, характеризующемся:

- повышением роли человеческого потенциала;

- развитием высокотехнологичных отраслей экономики;

- возрастанием доли фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок и доведением их до внедрения в производство;

- увеличением количества в регионе и стране в целом предприятий, осуществляющих разработку и выпуск инновационной продукции;

- наличием эффективной стратегии инновационного развития страны, региона, муниципалитета, направленной на освоение новых технологий, создание условий для разработки, внедрения в производство и реализацию новой продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.01 с.)