Упражнение «что. Где. Когда. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «что. Где. Когда. »



Давайте вспомним популярную интеллектуальную теле­визионную игру «Что? Где? Когда?». Команде игроков (или одному из игроков) задается вопрос, на обдумывание ко­торого есть всего одна минута. Довольно часто игрокам предлагается продолжить или назвать полностью фразу того


105

или иного известного исторического персонажа, образовав таким образом интересную историю.

Владимир Маяковский часто встречался со своими чи­тателями, и ему, как и другим поэтам, не раз приходилось слышать в свой адрес дерзкие высказывания. Однажды кто-то из зала крикнул: «Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают!», на что Маяковский ответил, что его стихи не море, не печка и не чума.

Или вот еще один пример.

Датский сказочник Андерсен, по свидетельству совре­менников, одевался весьма небрежно. Говорили даже, что его старый поношенный плащ и помятую шляпу знает весь Копенгаген. Однажды Андерсену во время его прогулки кто-то крикнул: «Эй, скажите, этот жалкий предмет на своей голове вы называете шляпой?» Андерсен не растерялся и, внимательно посмотрев на того, кто задал этот вопрос, достаточно громко переспросил: «А этот жалкий предмет под вашей шляпой вы называете головой?»

Еще интересная жизненная история, которая могла бы лечь в основу вопроса для игры «Что? Где? Когда?».

Гуляя по берегу реки, шотландский поэт Роберт Бернс стал свидетелем того, как бедняк, рискуя своей жизнью, спас тонущего в реке местного богача. Ситуация была такая, что без посторонней помощи богач из реки не выбрался бы. Когда богач был в безопасности, он в знак благодарности за свое спасение протянул бедняку медный грош, на который и хлеба черствого не купишь. Толпившиеся вокруг люди возмутились неблагодарностью богача и решили... бросить его обратно в воду. В сложившуюся ситуацию вмешался Бернс. «Прошу вас, оставьте его в покое, — сказал он, — ведь богач лучше знает себе цену».

Кстати, по этому поводу мне вспомнилась одна притча.

Л

Одочник

Хозяин хорошей, дорогой лодки обратился к ло­дочнику: «Покрась мою лодку, я заплачу тебе». Лодочник взялся за работу и через какое-то время заметил в днище


106

лодки дырку. Лодочник основательно заделал дырку, за­кончил покраску и, получив свои деньги, ушел домой. На следующий день к лодочнику прибежал хозяин лодки.

— Это вам, — сказал хозяин лодки, протягивая ло­дочнику кошелек с золотом.

— Но вы мне уже вчера заплатили, — сказал лодочник.

— Те деньги были за покраску лодки, а эти за ее ремонт.

— Но этот пустяк не стоит этих денег!

— Этот, как вы говорите, пустяк, — стал объяснять хозяин лодки лодочнику, — спас жизнь моим детям! Я знал о дырке в днище, но забыл о ней. Расплатившись с вами, я уехал в соседний город, а мои дети тем вре­менем взяли лодку и уплыли в море. Когда я вернулся и узнал об этом, я был в отчаянии. Я думал, что они погибли. А когда дети вернулись, стало ясно, что своим спасением они обязаны вам!

Теперь вам предстоит выступить участником интеллек­туальной игры «Что? Где? Когда?». Представляете ли вы, как может выглядеть дракон? Вспомните, каких драконов вы видели на рисунках или в кино.

У меня есть свое представление о драконе. И оно осно­вывается на старом советском кинофильме «Убить дракона». Впрочем, без излишних лирических отступлений перейдем к притче, опираясь на которую вам предстоит выполнить несколько заданий.

У

Бить дракона

Давным-давно в одном королевстве появился ужасный дракон. Он захватил единственный источник, что был в замке короля, и люди, от мала до велика, богатые и бедные, остались без воды. Смелые мужчины, в том числе и сам король, отправились к дракону, чтобы убить его и спасти людей от неминуемой смерти. Но ударами своего хвоста дракон убил всех смельчаков.


107

А в соседнем королевстве жил юноша, влюбленный в девушку из того самого королевства, где объявился дракон. Юноша сердцем почуял что-то неладное, вскочил на коня и вскоре увиделся с возлюбленной. Она была еле жива и ужасно страдала от жажды. Узнав о том, что дракон захватил источник, юноша отправился к чудовищу. Дракон, встретив юношу, проревел:

— Глупец! Ты пришел ко мне, чтобы убить меня. Твое оружие для меня безвредно. Но поединок должен быть честным. Я задам тебе вопрос, и, если ты ответишь на него неправильно, я убью тебя!

— А если я отвечу правильно, — спросил юноша, — что тогда?

— Сам увидишь, — ответил дракон и громогласно прорычал.

Тотчас же в окне замка появились две женщины. Одна — ослепительная красавица, другая — простая женщина.

—  Какая из них краше? — спросил дракон, приготовив
свой хвост для смертельного удара.

Юноша внимательно посмотрел на женщин и ска­зал...

Вопрос: «Что ответил юноша дракону?»

Внимание, правильный ответ: Юноша внимательно по­смотрел на женщин и сказал: «Краше та, которая тебе больше нравится!»

Тут же дракон упал замертво.

Чтобы продолжить нашу игру-упражнение «Что? Где? Когда?», вспомните, что вы — знаток, профессионал. Чтобы победить в следующем этапе этой игры, вам необходимо ответить, можете ли вы, уважаемый знаток, назвать себя профессионалом в чем-либо, в каком-либо виде деятель­ности? В каком виде деятельности вы мастер? В чем это проявляется?

По поводу профессионализма и мастерства приведу следующую притчу.


108

О

 мастере

Судовладелец приобрел новый корабль. После тор­жественного обеда в честь славной покупки корабль решили опробовать в деле. Но машина корабля не запускалась. Лучшие специалисты пытались определить, в чем дело, по­чинить машину. Но все их попытки ни к чему не привели.

—Мы ничего не можем сделать, — сказали специалисты хозяину корабля, — надо звать мастера.

—Зовите, — ответил хозяин.

Мастер появился вместе с закатом. В его руках был молоток. Мастер обошел весь корабль, спустился в ма­шинное отделение, в трюмы...

Неожиданно он остановился и сильно ударил молотком по одному месту. И машина заработала!

—Сколько я должен вам заплатить? — спросил хозяин корабля.

—Тысячу и один доллар, — сказал мастер.

—Что? — удивился хозяин. — Это за 10 минут ходьбы по кораблю и один удар молотком?

— 10 минут и удар молотком стоят один доллар, — невозмутимо ответил мастер, — а 1000 долларов стоит...

Вопрос: «Что в данном случае стоит 1000 долларов?» (Продолжите фразу мастера.) Итак, время на обдумывание ответа вышло. Ваш ответ?

Внимание, правильный ответ: 10 минут и удар молот­ком стоят один доллар, — невозмутимо ответил мастер, — а 1000 долларов стоит знание того, куда нужно ударить.

Победили вы в этой игре или нет, это не важно. Вспомните слова Владимира Михайловича Бехтерева: «Про­читанная книга — это ваш капитал, а мысли по поводу прочитанного — это проценты с капитала».

УПРАЖНЕНИЕ «ЭПИТАФИЯ»

Согласно «Поэтическому словарю» А. П. Квятковского (Советская энциклопедия, 1966), эпитафия — это надгроб­ная надпись, часто в стихотворной форме. Вот, например,


109

латинская эпитафия, написанная Полицианом и вырезанная на плите над могилой знаменитого итальянского художника Филиппо Липпи.

Эпитафия (Пер. А. Блока)

Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный, Дивная прелесть моей кистиу всех на устах. Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски, Набожных души умел — голосом бога смутить, Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья, Принуждена меня звать мастером равным себе. В мраморном этом гробу меня успокоил Лаврентий Медичи, прежде чем я в низменный прах обращусь.

Григорий Чхартишвили в своем эссе «Старое Донское кладбище» (Акунин, Чхартишвили, 2005) отмечает об эпи­тафиях: «Надписи и неуклюжие стихи на могилах — чтение увлекательное и совсем не монотонное. Это не что иное, как попытка материализовать и увековечить эмоцию, причем попытка небезуспешная...» Чуть далее читаем: «Но любимая моя эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской, не трогательна, а мстительна: „Скончалась от операции доктора Снегирева ". Где вы, доктор Снегирев?».

Фаине Раневской приписывают следующую фразу: «Ко­гда я умру, похороните и на памятнике напишите: " Умерла от отвращения "».

Перейдем к упражнению. Представьте, что вам нужно сделать эпитафию на памятник, который будет поставлен притче. Что вы напишете? Почему именно эти слова лягут в основу подготовленной вами эпитафии?

Какую эпитафию вы написали бы герою нижеследую­щей притчи?

Х

Очу жить

К 80-летнему старику садовнику, всю жизнь про­работавшему в саду, пришла Смерть. Взмолился старик: «Господи, дай мне пожить еще немного!»


110

И Смерть вдруг исчезла. Пропала куда-то, словно и не появлялась в доме садовника. И услышал старик голос Бога:

— Сколько лет ты хочешь еще пожить?

— Столько, сколько листьев на этой яблоне.

— Нет, это очень много.

— Ну, тогда столько, сколько яблок на ней.

— И это тоже много, — сказал Бог. — Я дам тебе еще пожить столько, сколько у тебя друзей.

И голос Бога стих. И заплакал старик. И вошла в дом садовника Смерть и сказала:

— Хорошо мне, что нет у тебя друзей.

Что вы чувствуете по прочтении этой притчи?

УПРАЖНЕНИЕ «НЕДЕЛЯ»

Вам необходимо в течение каждого дня недели расска­зывать семерым своим знакомым одну и ту же притчу. То есть вы определяете на каждый день недели свою притчу: свою притчу на понедельник, свою — на вторник, и так на каждый день недели. Всего в неделю у вас получится семь притч, которые вы рассказываете семерым знакомым. Напри­мер, вы для понедельника определили следующую притчу.

С

мелость и трусость Из одного города в другой в рамках гастрольного турне переезжал цирк. В специальном вагоне для зверей была повреждена клетка тигра, и хищник сбежал. Это произошло в полночь. Зверя немедленно нужно было поймать. Хозяин цирка собрал всех мужчин и сказал:

— Сейчас вы отправитесь на поиски тигра. Но для смелости я налью каждому по стаканчику.

Все собравшиеся мужчины выпили, да не по одному' стаканчику, а по два — для смелости. Лишь один отказался.

— Дайте мне лучше сока, ну или простой воды, — сказал он.


111

— Но тебя нужна смелость для поимки тигра! — вос­кликнул хозяин цирка.

— Не думаю, — сказал тот, кто просил воду. — На дворе ночь, не видно на два шага вперед, да еще и тигр... Нет, тут смелость ни к чему, она может лишь навредить. Лучше я буду труслив и осторожен.

Теперь нужно выбрать семерых человек из своего окру­жения, которым в течение дня вы расскажете эту историю. Вот и все. Не забудьте отмечать для себя реакцию ваших слушателей. При этом не стоит спрашивать слушателей, поняли они притчу или нет и о чем она.

Для вторника, к примеру, я предлагаю такую притчу.

Г

Ородской нищий

Умер городской нищий. Смерть случается каждый день, поэтому в этом событии не было ничего необыч­ного. Но смерть этого человека была новостью, так как тридцать пять лет он стоял на одном месте и просил милостыню. Из уважения к постоянству нищего горожане решили и похоронить его на этом самом месте. Когда рыли могилу, нашли клад с сокровищами. Люди посмея­лись над злой судьбой нищего. Ведь копни он под собой землю, стал бы богатейшим человеком в городе.

А ведь все эти горожане, возможно, находятся в ана­логичном положении.

Глубоко внутри нас сокрыты несметные богатства, которые в большинстве случаев не востребованы, в то время как их владелец упорно пытается получить их из окружающего мира.

А в какой день недели вы рассказали бы эту притчу?

О

  змее

Злая, страшно ядовитая змея повстречала од­нажды мудреца, о котором много слышала. Их беседа


112

длилась ровно час. Поразившись доброте мудреца, змея обратилась к нему:

— О мудрец, как мне достичь просветления?

Мудрец посоветовал ей отныне не кусать людей. Змея,

последовав совету мудреца, решила жить, никому не при­чиняя вреда. Вскоре в округе все люди знали о том, что змея, которой они так страшились, больше не опасна. Люди стали бросать в нее камни и даже таскать за хвост. Жизнь змеи стала невыносима. На ее счастье, мудрец, проходя этими местами, вновь встретился со змеей. Она рассказала мудрецу о том, как стали относиться к ней люди после того, как она начала жить, никому не при­чиняя вреда. В доказательство своих слов змея показала свое покалеченное тело. Мудрец же на это сказал:

— Я просил тебя не причинять людям вреда, не делать зла, но я не говорил тебе, чтобы ты на них не шипела.

УПРАЖНЕНИЕ

«О ЧЕМ ЭТА ИСТОРИЯ?»

Вам предстоит превратиться в наивного простака, про­читавшего или услышавшего где-то притчу, смысла которой он не понял. Но вы — простак любопытный и хотите понять, о чем же идет речь, поэтому вы просите своих знакомых прочесть эту притчу и объяснить вам ее смысл. Например, вы подошли к своему знакомому с текстом следующей притчи.

В

ставай!

Ученик обратился к мудрецу:

—О мудрец, я так низко пал! Что мне делать?

—Вставай! — сказал мудрец.

Прошло несколько дней, и ученик мудреца вновь сказал:

— Учитель, я опять так низко пал!


113

И вновь услышал от мудреца одно-единственное слово: «Вставай!»

— И сколько раз вы мне будете говорить это слово?

— После каждого твоего падения, — ответил му­дрец. — Падай и вставай, покуда жив! Те, кто упал и не поднялся, мертвы!

А к кому из своих знакомых вы обратитесь с просьбой разъяснить вам суть этой притчи?

К

Ому рассказать о проблемах?

Некий человек в течение десяти лет ежедневно заходил вечером к своей любовнице и проводил с ней время в беседах. Иногда они играли в карты. И вот умерла жена этого человека. Спустя некоторое время родствен­ники обратились к нему: «Мы уже давно все знаем о тебе и твоей любовнице. И, как говорится, нет худа без добра! Приведи свою любовницу в свой дом, женись на ней!» Но человек решительно заявил: «Нет! Ни за что! Если я приведу ее в свой дом, то куда же мне ходить по вечерам, с кем беседовать и кому рассказывать о своих проблемах и успехах?»

Какие трудности возникли у вас при выполнении это­го упражнения? С чем они связаны? Как вы преодолели эти трудности? Может быть, вы отказались выполнить это Упражнение? Почему?

С помощью этого упражнения вы можете убедиться, что трактовки притч бывают очень разные, и даже могут быть совершенно невероятными. Упражнение, как вы уже, наверное, поняли, имеет некоторые нюансы. Так, например, желательно, чтобы вы это упражнение провели с теми, кто еще не слышал от вас ни одной притчи раньше. К тому же вам могут не поверить, что вы не поняли суть притчи. Да и готовы ли вы поставить под сомнение свои интеллекту­альные способности?


114

Кстати, следующее упражнение направлено как раз на то, чтобы вы не ставили под сомнение интеллектуальные возможности (способности) своих потенциальных клиентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.057 с.)