Техника «логические уровни в осприятия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника «логические уровни в осприятия»



В завершении книги мне хотелось бы поместить одну из психологических техник — Технику «Логические уровни восприятия», которая, как вам покажется (и это будет в значительной степени верно), выбивается из общего кон­текста книги. Но тем не менее техника эта может стать неоценимым средством (орудием) в руках психолога как при работе с тренинговой группой, так и при проведении консультирования.

Выражением сущности человека является его система ценностей и убеждений. Убеждения и ценности выражаются через возможности и способности. С помощью своего по­ведения человек реагирует на окружение. Окружение должно формировать поведение, а поведение реализуется через способности и возможности. Если изменяется окружение,


145

изменяется частично и поведение, меняются убеждения, ценности и сущность.

Все эти логические уровни можно представить в виде пи­рамиды (рис. 8). На каждом уровне решаются свои вопросы.



Идеальное «Я»


К какому идеалу я стремлюсь?


Реальное «Я»


Кто я на самом деле, зачем я здесь?


Какие ценности хочет реализовать?


Что важно для понимания себя


и других?


Какие способности и возможности


были реализованы, как были


реализованы, какие нет?


Какое поведение? Что делает?


Кто? Где? Когда?


 


Рис. 8

1-й уровень — клиент рассказывает об окружении, от­вечая на вопросы: «Кто?», «Где?», «Когда?».

2-й уровень — клиент рассказывает, как он ведет себя в этом окружении, как хотел бы изменить его, что он делает в этом окружении.

3-й уровень — выясняется, какие способности и воз­можности клиента были реализованы в этом окружении и какие не были реализованы.

4-й уровень — решается, что важно клиенту для по­нимания себя и других, какие ценности он хочет получить и каким образом реализоваться.

5-й уровень — клиент отвечает на вопросы: «Кто я?», «Зачем я здесь?».

6-й уровень — клиент выстраивает образ идеального «Я».


146

Проблема чаще всего состоит в конфликте между вну­тренним миром человека и его окружением (сущностью и окружением). Одно дело, если это конфликт на уровне воз­можностей, другое — если на уровне убеждений. Проблема на уровне поведения менее серьезна, чем на других уровнях, расположенных ближе к вершине пирамиды.

Во время консультации очень много времени уходит на выяснение проблемы. С каждым посещением клиента логи­ческий уровень уточняется, и проблема может меняться.

С логическими уровнями восприятия можно работать следующим образом. Психолог просит клиента разложить на полу карточки (рис. 9).


     
 







Окружение


Поведение


Способности Возможности


 







Идеал


Сущность


Убеждения Ценности


Рис. 9

Затем психолог предлагает клиенту совершить путе­шествие по этим уровням, начиная с уровня окружения. На каждом уровне психолог задает клиенту соответствующие вопросы (см. выше), и тот отвечает на них. Когда клиент доходит до уровня «Идеал», обязательно следует спросить, как он себя чувствует.

Затем психолог предлагает клиенту обернуться назад и посмотреть на пройденный путь. После этого происходит последовательное возвращение назад, с описанием при этом изменений, которые произошли и/или происходят с клиентом.

Завершив путешествие, можно задать клиенту вопрос о том, какие изменения должны произойти в ближайшее время.


147

Вот и подошли к концу наши упражнения. Быть может, у вас возник вопрос: «Для чего нужны все эти упражнения?». Прочитайте следующую мини-притчу.

Ч

То значат притчи

К мудрецу, который очень любил рассказывать притчи, обратились с вопросом:

—  Почему ты, о мудрец, рассказываешь нам свои за­мысловатые истории, но при этом не объясняешь, что они значат?

Мудрец же ответил:

—  Когда вы идете на рынок, чтобы купить апельсинов, просите ли вы продавца, чтобы он попробовал их вместо вас, оставляя вам лишь кожуру?

Какова основная задача психолога, психотерапевта? Ко­нечно же, помочь клиенту найти ресурсы (причем, в самом себе) для решения заявленной проблемы. Притча — велико­лепнейший инструмент психологической работы. Трудно даже предположить, насколько результативными окажутся притчи, став частью вашего профессионального инструментария.


Глава 3.

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИТЧ

В этой главе описаны несколько случаев из практи­ки психологического консультирования с использованием притч.

Что делает притчу в руках (устах) психолога (тренера, учителя) терапевтической?

Слушатель притчи погружается в мир, созданный пси­хологом с помощью метафоры. Таким образом, устанавли­вается теснейшая связь между слушателем, терапевтом и повествованием.

Это позволяет клиенту отождествить себя с персона­жами притчи и ее событиями. В этом ощущении тожде­ственности, собственно, и заключается сила притчи. Но для того чтобы рассказанная притча оставила отпечаток на реальной жизни клиента, он должен понимать события повествования.

При идентификации клиента с событиями и героями притчи вместо чувства обособленности, которое выража­ется мыслью-формулой «Никому не было так плохо, как мне!», у него появляется чувство разделенного пережива­ ния: «Оказывается, такие проблемы есть не только у меня!» Сила притчи в том, что смысл рассказанного «попадает в точку» не прямым путем, не «в лоб», а косвенно, как бы между прочим.


149

СЛУЧАЙ ПЕРВЫЙ

Валентина Ивановна на пенсии уже 9 лет. Первый пен­сионный год был особенно тяжел. Сама она объясняет это так: «Мне казалось (да так оно и было), что сил у меня еще хоть отбавляй, что мне еще работать и работать. Потом потихоньку смирилась, а последние два года уже не могу выносить свое состояние. После того, как умер муж, меня мучает осознание отчужденности, ненужности. Свое состоя­ние я стала топить в рюмке. Сперва помаленьку, потом все больше. Алкоголичкой я себя не считала, но именно из-за спиртного я перессорилась со всеми соседями, оконча­тельно испортила отношения с дочерью, которая просто не выдержала многочисленных моих упреков.

Одиночество скрашивалось редкими звонками внука Ильи, но и он скоро перестал звонить. Почему это произо­шло, я тогда (клиентка делает на этом слове особый эмо­циональный акцент) выяснять не стала, но сам факт того, что и внук перестал со мной общаться, еще более укрепил меня в мысли о моей всеобщей ненужности. Я стала вор­чливой, мнительной, скандальной, вечно всем недовольной женщиной. Казалось, мне не 60 лет, а лет 90. (Длительная пауза.) Общаться со мной перестали все. Наступил момент, когда я в прямом смысле слова взвыла от тоски. Набрала номер телефона дочери, трубку взял Илья. „Почему ты мне не звонишь?" — начала разговор я. „Потому что ты накрича­ла на мою маму, — тихо ответил внук на том конце прово­да, — ты обидела ее". Я не сдержалась и что-то закричала в трубку, бросила ее и заплакала. Навзрыд. Проплакавшись, вдруг поймала себя на мысли: "Так жить нельзя!". Но что делать, я не знаю. День тянулся неимоверно долго. В газете наткнулась на рекламу психологического центра и решила обратиться к психологу. И вот я у вас. (Пауза.) Что мне делать? Помогите!»

Решив использовать НЛП-технику «Логические уровни восприятия» (см. выше), психолог рисует шестиуровневую пирамиду. При обсуждении одного из уровней в какой-то


150

момент Валентина Ивановна произносит фразу: «Я сейчас чувствую себя как тот сказочный богатырь на распутье трех дорог у камня с надписями о том, что он потеряет, если пойдет прямо, налево или направо».

Психолог: «А что вы чувствуете?»

После того как клиентка обозначила свои чувства («расте­рянность», «сомнение», «нерешительность»), психолог решил рассказать ей притчу.

Психолог: «Вы отметили, что чувствовали себя словно богатырь на дороге у камня. А ведь на дороге, точнее, у дороги могут быть на только камни... (Пауза.) То, что вы сравнили себя с богатырем, напомнило мне одну притчу. Если вы позволите, я ее вам расскажу. (Пауза. Женщина дает свое согласие.)

С

Твол дерева у дороги

У дороги, на самом ее краю, стоял ствол уже давно засохшего дерева. В одну из ночей проходил по дороге вор. Увидев ствол сухого дерева, вор подумал, что это стоит полицейский. Испугался вор и убежал. (Пау­за.) Проходил по дороге влюбленный юноша, и сердце его наполнилось радостью, страстно забилось, когда он увидел ствол дерева, потому что юноша принял его за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный страшными сказками, увидел дерево и расплакался: ему показалось, что это злое привидение. Но кто бы из проходивших в эту ночь по дороге ни смотрел на сухое дерево (пауза), оно было только деревом.

Суть притчи Валентина Ивановна определила сама: «МЫ видим мир таким, каковы МЫ сами». Осознание этой истины, по словам самой женщины, «повергло ее если не в состояние шока, то в близкое к этому». Она признала, что «превратила свою жизнь в ад» и что «сама сделает ее вновь раем». «ВСЕ в моих силах!» — резюмировала Вален­тина Ивановна.


151

Как завершающий этап консультации психолог исполь­зовал медитативную технику, которая называется «Техника обретения силы рода».

Т

Ехника обретения силы рода

Закройте глаза и представьте, что рядом с вами находятся все ваши родственники, и живые, и умершие. Вы их видите всех сразу. Все вместе вы похожи на дерево, у которого много сильных раскидистых ветвей. И вы — одна из этих ветвей. В ваших жилах течет кровь многих поколений ваших предков, их гены — ваши гены.

Теперь определите лучшего из вашего рода и слейтесь с ним воедино. Окунитесь в его жизнь. Как он работал? Как он общался с людьми? Как он переживал победы и поражения? Почувствуйте силу его духа так, чтобы она стала вашей силой. Теперь попробуйте подойти к другим, избранным вами, представителям рода. Обрати­тесь к ним, попросите поддержки и защиты. Когда-то и вас не станет на этой земле, и вы для кого-то станете ангелом-хранителем. И ваши потомки будут вспоминать вас, гордиться вами. Так попросите эту силу сейчас у сво­их предков. Поблагодарите их и попрощайтесь. Сделайте глубокий вдох, выдох — и вернитесь в этот мир.

Спустя неделю после этой встречи Валентина Ивановна обратилась к психологу еще раз. Но теперь ее запрос был следующим: «Помогите научиться сочинять сказки с вну­ком, вы ведь упоминали, что этому легко может научиться каждый».

СЛУЧАЙ ВТОРОЙ

Елена (25 лет) после развода осталась одна с сыном.

Клиентка: «Я развелась 2 месяца назад и осталась одна с сыном. Моему Сашуле 3 годика (плачет). Я не представ­ляю, что мне делать дальше. Я не знаю, как мне дальше


152

жить. Я не могу сказать, что последние два года моей жиз­ни с мужем были самыми плохими. Нет. Мы не ругались, почти не ссорились. Как я теперь понимаю, мы настолько отдалялись друг от друга в этот период, что развод был не­избежен. Но я все это время нигде не работала — сидела с ребенком. Муж обеспечивал нас. А теперь я не знаю, что делать. Алименты, что он мне выплачивает, — это пустяк. Их не хватит даже на оплату всех коммунальных услуг (плачет). Что мне делать, как быть дальше?»

Психолог решает, что этой клиентке можно будет рас­сказать притчу «Трехногая собака». Осталось только найти удобный повод для этого.

После традиционного отражения чувств клиентки пси­холог обратился к технике «Машина времени» и предложил Елене переместиться в будущее. Она легко согласилась и переместилась ни много ни мало на 10 лет вперед. На вопрос: «Почему именно в эту дату вы захотели переме­ститься?» — последовал ответ: «Не знаю, но хочу именно в это время».

С помощью вопросов: «Что вы видите?», «Что вы слы­шите?», «Что вы чувствуете?» — Елена описывает картину будущего, которая выглядит достаточно оптимистично. В какой-то момент клиентка говорит, что видит собаку...

Психолог (решается на легкую провокацию): «Вы за­метили, что эта собака на трех ногах?»

На удивление, женщина сообщает, что действительно видит собаку на трех ногах, но не делает на этом особого акцента.                                                                

По возвращении из будущего в настоящее после тра­диционного проговаривания чувств и ощущений психолог обращается к клиентке: «В тот момент, когда вы увидели в будущем собаку, мне вспомнилась одна притча. Признаюсь вам, что мне даже трудно описать чувства, захлестнувшие меня. (Пауза.) Мне хотелось бы сейчас рассказать вам эту историю, но только в том случае, если вы мне это позволите. (Пауза.) Вы позволите мне рассказать вам эту притчу?»

Елена дает согласие, и психолог рассказывает притчу.


153

Т

Рехногая собака

В придорожном кафе рыдала женщина лет трид­цати. К ней подсел старик. Женщине стало неудобно за свои слезы, и она потихоньку успокоилась.

— Что стало причиной твоих слез? — спросил старик женщину.

— Я с сыном осталась одна, — еще всхлипывая, от­ветила она.

— Твой муж погиб?

— Нет, мы развелись. И теперь я не представляю, как мы с сыном будем жить вдвоем.

В это время старик увидел в окно собаку на трех ногах.

—  Посмотри на нее, — сказал старик, обращаясь к собеседнице, — что она выделывает. Смотри, она с мячи­ком играет! Смотри, как она бегает! Смотри, она делает все, что делают другие собаки, на четырех ногах. Как у нее получается?

Женщина молчала.

— Не думаю, что она родилась с тремя ногами. Скорее всего, ей пришлось научиться обходиться без четвертой ноги. Вероятно, она поняла, что можно радоваться жизни и с тремя ногами. Как ты думаешь, собаке трудно было научиться жить без четвертой ноги? — спросил старик.

— Думаю, что да, — тихо ответила женщина, — осо­бенно вначале.

— Да, чтобы научиться чему-то новому, всегда нужно время, а иногда много времени. Но когда этому выучишь­ся, оно всегда будет с тобой! Главное — то, что, потеряв нечто существенное, собака научилась по-новому исполь­зовать то, что осталось.

Женщина перестала плакать.

Психолог: «Что вы чувствуете?»

После того как Елена проговорила свои чувства, к удив­лению психолога, она попросила рассказать ей эту притчу еще раз. Психолог рассказывает эту историю, положив перед


154

клиенткой лист бумаги и набор фломастеров. Рассказав притчу еще раз, психолог предложил Елене нарисовать на листе костер. Она с легкостью выполнила это задание. На ее рисунке был изображен «пионерский костер» с высоким пламенем. При проговаривании чувств женщина отметила, что чувствует боль и обиду на мужа.

Психолог решил применить технику «Разжигая костер», которая позволяет освободиться от боли.

Т

Ехника «Разжигая костер»

Представьте, что ваша боль — это костер, в ко­торый вы подбрасываете все новые и новые поленья. Распалите этот костер боли! Сделайте вашу боль сильнее в тысячу раз! Разгоните ее до бесконечности! И — от­пустите...

Теперь снова усильте ощущение боли. Доведите это ощущение до максимума. И на выдохе избавьтесь от этого ощущения. Осознайте и почувствуйте, что, избавившись от ощущения боли, вы встали на путь обретения власти!

Вы контролируете свою боль. Теперь не боль ваш хозяин, а вы — хозяин своей боли. Вы сумели ее уси­лить, а значит, вы способны и ослабить ее. Более того, вы способны свести эту боль на нет. Еще раз разгоните боль до предела и как можно сильнее почувствуйте ее силу. И снова отпустите ее. Если вы ощущаете в этом не­обходимость, сделайте это и в четвертый раз. Чувствуете, как с каждым разом боль теряет свою силу?

Поговорите со своей болью, поблагодарите ее за то, чему она вас научила. И — попрощайтесь с ней навсегда.

«Раскидайте костер: головешки порознь гаснут...» (Ови­дий. Лекарство от любви.)

Когда Елена уходила, она сказала, что притча про трех­ногую собаку дала ей «энергию для дальнейшей жизни».

Больше эту женщину психолог не видел, и как сложи­лась в дальнейшем ее жизнь, неизвестно.


155

СЛУЧАЙ ТРЕТИЙ

Марина (37 лет) обращается с запросом помочь ей «разобраться с мужем». Свою ситуацию она обрисовывает так: «Мы женаты уже 11 лет, муж старше меня на 2 года. Раньше его поведение было хорошим (всхлипывает), а те­перь (длительная пауза, плачет)... Теперь он постоянно где-то пропадает. Говорит, что у него на работе появились проблемы, и их надо решать (пауза). Говорит, что проблемы серьезные. А подруги мои говорят, что он завел себе другую женщину (всхлипывает, но быстро успокаивается). Я пыта­лась с ним поговорить об этой другой женщине (говорит эти слова довольно резко), но он говорит все время одно и то же: не говори глупостей, не болтай ерунды... (Пауза. За это время психолог записывает следующие слова: „рань­ше — теперь"; „постоянно"; „проблемы"; „подруги говорят"; „пыталась поговорить"; „говорит все время одно и то же".) Что мне делать?»

Психолог: «Могу ли я узнать, что вы подразумеваете под фразой „Что мне делать?"»

Клиентка (после паузы): «Как мне узнать, есть у него другая женщина или нет?»

Психолог: «Правильно ли я понял, что единственное, что вы хотите узнать о ваших семейных взаимоотношениях — есть у вашего мужа другая женщина или нет?»

Клиентка: «Нет, я еще хочу узнать, где он пропадает?»

Психолог: «Правильно ли я понял, что вы хотите узнать о возникших у вашего мужа проблемах, в связи с которыми он вынужден редко находиться дома?»

Клиентка (после длительной паузы): «Да!»

Психолог: «В то время как вы обозначали свою про­блему, мне пришла на ум одна история. Даже не история, а притча. Я не знаю, чем обусловлено то, что я вспомнил эту притчу, но мне хотелось бы ее сейчас вам рассказать. (Пауза.) Могу ли я рассказать вам эту притчу?»

Клиентка: «Да. Почему нет...»


156


Психолог: «Я расскажу вам о двух ангелах». (Расска­зывает притчу «Два ангела», см. упражнение «Видение и вера».)

Психолог: «Как вы думаете, почему я рассказал вам эту притчу?»

Клиентка (после паузы): «Я отвечу фразой из рассказан­ной вами притчи: " Вещи часто не такие, какими они кажутся" (пауза). Знаете, я полностью согласна с этим (пауза). Хоро­шо, я могу ошибаться в том, что у мужа появилась другая женщина. Пожалуй, даже так, я уже и сама убеждена, что у него никого нет кроме меня. Но как мне выяснить, что за проблемы навалились на мужа?»

В будущем выяснилось, что муж хотел преподнести своей супруге сюрприз — путевку на двоих в Египет. Так как это требовало достаточных средств, муж Марины занялся (ничего не сообщив об этом жене) коммерческой деятель­ностью, но, к сожалению, неудачно. Деньги, которые он занял у знакомых, для того чтобы вложить в дело, пропали. А долг надо отдавать. Он устроился на работу сразу в два места — ночным сторожем на автостоянке и охранником в магазин. Все это и объясняет его отсутствие дома... Жене он ничего не рассказал, потому что ему было неловко и он боялся, что жена его не поймет и устроит грандиозный скандал. Понимание пришло к Марине действительно не сразу, но скандала не было вовсе...

Постскриптум. Ис­пользуя фразу из притчи «Вещи часто не такие, какими они кажутся», можно предложить кли­енту рисуночный тест, иллюстрирующий взаи­модополняемость чело­века и его окружения. Спросите клиента, что он видит на этом рисунке Рис. 10

(рис. 10).


157

Анализируя рисунок, подведите клиента к мысли, что, чтобы изменить форму вазы, нужно «передвинуть» границу между белым и черным полями. А это автоматически приве­дет к изменению профиля лица. Соответственно, изменение формы лица также автоматически меняет форму вазы.

СЛУЧАЙ ЧЕТВЕРТЫЙ

Эта консультация была очень короткая и заняла чуть более 20 минут.

Михаил (43 года) обратился с запросом по поводу семейных отношений: «Мне кажется, что у моей жены (она моложе меня на 12 лет) появился любовник. Что мне де­лать?»

Психолог: «Для того чтобы разобраться в ситуации, мне понадобится ваша помощь. Вы готовы дать мне необходи­мую дополнительную информацию о вашей супруге, о вас, о ваших отношениях?»

Клиент: «Если это поможет, то, конечно, готов. Что вас интересует?»

Психолог: «Могли бы вы рассказать об обстоятельствах вашего знакомства? Но прежде я хочу сказать вам, что, когда вы рассказывали мне о ваших опасениях, мне вспомнилась одна притча. Может быть, после того как я расскажу ее вам, вы поможете мне понять, как и почему мне вспомнилась именно эта притча. Могу ли я сейчас рассказать ее?»

Клиент: «Да».

С

Ундук

Купец, о котором я поведаю, славился не только своим богатством, но и своей вдумчивостью. Прежде чем что-то предпринять, он хорошо все обдумывал. Наверное, именно поэтому он и был богат. Был этот купец женат, и жена его была намного его моложе. Торговые дела требовали частого отсутствия купца дома. Однажды купец


158

после недельного отсутствия вернулся домой раньше, чем ожидалось. У дома купца встретил его преданный слуга.

— Мой господин, — сказал слуга, — ваша жена ведет себя подозрительно. Сейчас она в своей комнате, и там же находится тот огромный сундук, что принадлежал раньше вашей матушке. Этот сундук достаточно велик и с легкостью вместит в себя человека. Я думаю, что сейчас в этом сундуке, кроме старых одежд, есть что-то еще. Я попытался заглянуть в этот сундук, но ваша жена мне этого не позволила и прогнала меня прочь.

Выслушав все это очень внимательно, купец вошел в комнату жены. Слуга проследовал за ним. Жена купца сидела на сундуке и явно была чем-то обеспокоена.

— Что в этом сундуке? — спросил купец.

— Ты встревожен оттого, что свои подозрения тебе передал твой слуга? Ты не веришь мне?

— Не думаю, что причина моего интереса имеет от­ношение к содержимому сундука, — ответил купец. — Просто открой его.

— Это невозможно: он заперт. Но ты можешь взять ключ, если прогонишь слугу прочь, — сказала женщина своему мужу.

Купец попросил слугу уйти, и тот повиновался. Жена протянула мужу ключ и вышла из комнаты вслед за слугой. Купец долго сидел перед сундуком.

Ночью купец и трое его слуг отнесли так и не от­крытый сундук в сад и закопали его. И больше о сундуке никто никогда не сказал ни слова.

Клиент (по его лицу видно, что он о чем - то размыш­ ляет): «Знаете, думаю, что на этом мы с вами можем рас­статься».

Психолог: «Могу я узнать, почему вы хотите прервать нашу встречу?»

Клиент: «Знаете, ваша притча попала, что называется, в самую точку (пауза). Я уже знаю, что мне делать» (Его бодрое


159

настроение, достаточно дружелюбный тон словно сигнализи­руют: все хорошо!).

Психолог: «Могу ли я узнать, что вы подразумеваете под словами „Я уже знаю, что мне делать"?»

Клиент: «Не сейчас! (Улыбается.) Но если у меня что-то не получится, то я — ваш клиент (смеется). Спасибо! И до встречи. Но (улыбается) лучше, если эта встреча не будет связана с моими проблемами. Еще раз спасибо!» (Уходит).

Что Михаил сделал, неизвестно. Когда они встреча­лись позже, бывший клиент ни словом не обмолвился о заявленной им когда-то проблеме. Но все его поведение, манера держаться при разговоре, его речь показывали, что у него все хорошо.

СЛУЧАЙ ПЯТЫЙ

Дмитрий (30 лет) обратился со следующим запросом: «Жена недовольна моим заработком. У меня сейчас есть вариант устроиться на работу с достаточно высокой зар­платой, но эта работа мне не по душе. Более того, меня почти не будет дома, а жене хочется, чтобы я при этом был все свободное время дома. Что мне делать?»

В процессе консультирования клиент произнес фразу: «Да все, что вы мне говорите, я знаю!», на что психолог отметил: «Да, это верно, все это вам знакомо. Но ощуще­ние, что знакомо ВСЕ, очень часто бывает ошибочно. Мне сейчас почему-то вспомнилась одна притча. Возможно, она вам знакома, возможно, вы вовсе не хотели бы сейчас слушать притчу, но мне хотелось бы, чтобы вы ее услыша­ли. Я признаю за вами право выбора, но, если вы готовы сейчас предоставить мне несколько минут своего времени, я хотел бы рассказать вам ее». (Пауза.)

Клиент: «Да, я не против, чтобы вы рассказали мне эту притчу».

Психолог: «Спасибо». (Пауза.)


160

Б

Огач и нищий

На рынке богач подошел к нищему и спросил, голоден ли он.

— Да, — ответил нищий.

Тогда богач дал нищему большой ломоть хлеба и, ко­гда тот съел его, спросил:

— Ты сыт?

— Да, — ответил нищий, — я сыт.

Тогда богач дал нищему большую миску супа и, когда тот съел суп, спросил:

— Ты наелся?

— Да, — ответил нищий, — я наелся.

Тогда богач дал нищему тарелку с мясом и, когда нищий съел все мясо, спросил:

— Теперь ты сыт?

И когда нищий вновь утвердительно ответил на этот вопрос, богач протянул ему кувшин молока. Нищий вы­пил все до последней капли. Богач, смеясь, обратился к нищему:

— Зачем ты мне говорил, что сыт, когда сам готов был есть и есть?

Нищий в ответ молча взял пустой кувшин и насыпал в него крупных камней.

— Полон ли кувшин? — спросил он у богача.

— Полон, — усмехнулся богач.

Тогда нищий насыпал между крупных камней камушки поменьше:

— Теперь кувшин полон?

— Полон, — ответил богач и тут же увидел, как ни­щий насыпает в кувшин песок.

— А теперь, — спросил нищий, — кувшин полон?

— Теперь уж точно полон! — воскликнул богач.

Тогда нищий налил в кувшин воды, наполнив его в

четвертый раз.

Клиент: «У меня такое ощущение, что я как кувшин из этой притчи. Я наполнен два раза (пауза), пожалуй, даже


161

три. (Продолжительная пауза, в ходе которой очевидно, что клиент над чем-то активно размышляет.) Знаете, я пред­лагаю вам наполнить меня (смеется) в четвертый раз, как тот кувшин».

В процессе консультирования разговор зашел о раз­воде. Выяснилось, что в семье у клиента не все ладится и что ему сейчас «выгодно» оттягивать развод. Но впрочем, это уже была иная работа, направленная на расставание с женой. Справедливости ради стоит отметить, что и супруга клиента вскоре обратилась с аналогичным запросом.

СЛУЧАЙ ШЕСТОЙ

Александр (45 лет) обратился со следующим запросом: «Я страдаю от своего собственного гнева, но ничего не могу с собой поделать. Как мне научиться контролировать свой гнев? Что мне делать?»

Слово «гнев» сразу же навело психолога на мысль использовать притчу «Дерево гнева», и он стал ждать под­ходящего случая. Прошло минут 20-25: психолог помог Александру проговорить чувства и предложил ему выполнить тест «Дом—Дерево—Человек».

Психолог: «Я смотрю на рисунок дерева, что у вас по­лучился, и вспоминаю, как вы произнесли в очередной раз слово «гнев». (Пауза.) Мне пришла на ум притча, которую я хотел бы вам рассказать, — вы не против?»

Дерево гнева

  У одного короля был очень вспыльчивый сын. Король очень тревожился по этому поводу, ведь сын был его единственным наследником, и рано или поздно он должен был стать королем. Как ему, такому несдер­жанному, доверить королевство? Обеспокоенный этим король обратился за помощью к монаху-отшельнику, славившемуся своей мудростью. Монах предложил королю отдать своего сына ему на обучение на неопределенный


162

срок. Король согласился. В первый же день монах дал принцу мешок с гвоздями и сказал:

—  Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в дерево, что растет рядом с домом.

Уже к концу первого дня монах насчитал в дереве три десятка гвоздей. На второй день гвоздей в дереве было более пятидесяти. Через неделю — более ста.

Но вскоре принц научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число гвоздей стало уменьшаться. Наступил день, когда принц ни разу не потерял самообладания. Че­рез несколько дней принц подошел к монаху и сказал:

—  Я научился сдерживать себя! Уже несколько дней я не вбил в дерево ни одного гвоздя!

На это монах-мудрец сказал:

— Теперь каждый день, когда тебе, принц, удастся сдержать свой гнев, вытаскивай из дерева по одному гвоздю.

Шло время, и наступил день, когда принц подвел монаха к дереву и сказал:

— Посмотри! В дереве нет ни одного гвоздя!.

— Ты хорошо справился с моим заданием, — сказал монах. — Но посмотри, сколько в дереве дыр! Эти следы от гвоздей останутся в нем навсегда, и дерево никогда не станет таким, каким было прежде. Запомни это! Теперь ты свободен, возвращайся к своему отцу. И помни, что, когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же след, как эти дыры в дереве. Даже если ты после этого не раз извинишься — шрам останется.

Психолог: «Пожалуй, если вы не против, я расскажу вам еще одну притчу — притчу „Несносный характер"». (См. упражнение «Газетная вырезка».)

Дальнейшие несколько встреч привели к тому, что клиент поменял свой взгляд на свой гнев и, овладев не­сколькими техниками его контроля, однажды признался, что гнев его больше «не беспокоит».


163

СЛУЧАЙ СЕДЬМОЙ

Мария (29 лет) обратилась к психологу с запросом по поводу трудностей во взаимоотношениях с мужем. Из ее слов следовало, что они никак не могут договориться, куда лучше поставить телевизор, что готовить на обед и ужин, в какой день делать уборку дома... «Я замужем второй год. Мы с мужем часто ссоримся по пустякам! Я боюсь, что дальше будет еще хуже. Что делать?» В процессе беседы, поясняя, какое поведение мужа ее бы устроило, клиентка несколько раз с возмущением произносит фразу: «Ну по­чему это именно я должна о нем заботиться, почему не он обо мне?»

Психолог: «Да, подобные вопросы порой возникают, и они имеют право быть. А раз есть вопрос, то должен быть и ответ на него. (Пауза, клиентка кивает.) Мне сейчас вспомнилась одна притча, и, если вы не против, я хочу вам ее рассказать».

Ф

Онарь для слепого

В харчевню, что на краю города, вечером зашел слепой скрипач. Он великолепно играл на скрипке и в этот вечер он пришел в харчевню устраиваться на работу. Хозяин харчевни послушал игру скрипача и сказал, что берет его. До поздней ночи скрипач и хозяин харчевни беседовали о жизни и пили чай. А когда настало время скрипачу идти домой, хозяин харчевни предложил ему фонарь.

— Мне не нужен фонарь, — сказал скрипач. — Я сле­пой: свет и темнота для меня равны.

— Я знаю, что тебе не нужен фонарь, чтобы найти дорогу. Но если ты пойдешь домой без фонаря, то кто-то другой может налететь на тебя в темноте. Возьми фонарь, ведь позаботившись о других, ты позаботишься и о себе.


164

Притча оказалась более чем кстати: взгляд на заявлен­ную проблему у Марии немного меняется. В ходе дальней­шей беседы она признается, что вступала в мелкие кон­фликты с мужем «только для того, чтобы привлечь внимание мужа к себе», потому что «он не уделяет мне достаточного внимания, и я чувствую себя ему не нужной».

СЛУЧАЙ ВОСЬМОЙ

Катю (14 лет) по просьбе психолога привел на консуль­тацию папа. Катин папа обращался к психологу с запро­сом по поводу отношений дочери от первого брака с его второй женой. По его словам, они никак не могут найти общий язык.

В ходе индивидуальной беседы с девочкой выяснилось, что она не может понять, почему ее родители развелись, и видит причину распада семьи в той женщине, что ста­ла новой женой ее отца. Выведя девочку на разговор об общечеловеческих ценностях, психолог предлагает записать эти ценности на листе бумаги. Катя составила следующий перечень ценностей: «Любовь, верность, семья и дети, творческая самореализация». Психолог предлагает девочке каждую из этих ценностей обозначить какой-нибудь гео­метрической фигурой.

Девочка обозначает любовь кругом, семью и детей — квадратом, творческую самореализацию — пирамидой. Ко­гда девочка определилась с фигурами, психолог предложил ей поместить в одну из фигур папину жену, обозначив ее массивной точкой. На удивление, Катя поместила эту точ­ку в круг. Свой выбор она объяснила тем, что «папа эту женщину любит».

Психолог: «Слушая тебя, я вспомнил одну историю, та­кие истории еще называют притчами. (Пауза.) Тебе знакомо слово "притча"? (Девочка кивает.) Возможно, ты поможешь мне понять, почему именно эта притча вспомнилась мне. Ты позволишь мне рассказать тебе эту историю?»


165

О

Стров ценностей

Давным-давно на земле был остров (говорят, это была легендарная Атлантида), на котором жили все духовные ценности. И однажды ценности заметили, что их остров медленно, но верно уходит под воду. У каж­дой ценности была своя лодка, на лодках они и стали покидать остров. Лишь Любовь все еще оставалась на острове: кто-то украл ее лодку, но Любовь не хотела верить в кражу и все ждала, что лодка найдется. Лишь когда вода уже коснулась ее ног, Любовь решилась по­кинуть тонущий остров.

Любовь обратилась к Богатству и попросилась в его лодку. Но Богатство ответило, что в его лодке много золота и что здесь нет места Любви.

Проплывавшая мимо Грусть сказала:

— Как грустно, что для тебя нигде нет места, — и уплыла прочь.

Радость так веселилась своему спасению с гибнущего острова, что даже не услышала зова Любви.

Любовь отчаялась. Вода уже была по колено. Вдруг кто-то нежно положил ей на плечо руку. Любовь обер­нулась и увидела старика.

— Полезай в мою лодку, — сказал он.

Этого старика Любовь видела впервые, но размышлять сейчас о том, кто это, времени не было: вода катастрофи­чески прибывала. И Любовь забралась в лодку старика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.179 с.)