Притчи и истории, которые по тем или иным причинам не вошли в книгу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Притчи и истории, которые по тем или иным причинам не вошли в книгу



М

олитва гештальтиста (Ф. Перлз)

Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты это ты, а я это я. И если нам случится найти друг друга — это прекрасно. Если нет — этому нельзя помочь.

Б

риллиантовые слезы (Ганаго, 2006)

Появился на свет маленький человечек. Сначала новый мир испугал его, и он заплакал. Это были слезы страха. Потом он узнал родной голос мамы и успокоился. Шли дни, и он уже улыбкой отвечал на ее улыбку.

Как-то ранним утром он стал разглядывать росинки на цветах, на травинках. Они светились, отражая солнечные лучи. Каждая росинка как бы сама превращалась в ма­ленькое солнце. Это созерцание было так поразительно, что у него самого из восторженных глаз выкатились кро­хотные росинки-слезинки. Только роса в саду скоро ис­парилась, не оставив и следа, а его слезки превратились в маленькие бриллиантики. Они изумительно переливались всеми цветами радуги, будто солнце изнутри озаряло их.


174


В другой раз он увидел в окно, как из гнезда выпал беспомощный птенец. Птенчик жалобно пищал, пытался взлететь, но не мог: крылышки у него еще не выросли.

Мальчуган, еле-еле сам умея ходить, вышел из дома, чтобы помочь упавшему, но когда спустился с крыльца, то увидел облизывающегося черного кота, а рядом — трепещущие пушинки.

И опять несколько слезинок-бриллиантиков скатились из его глаз. Родители бережно хранили эти сокровища. Иногда они устраивали для себя праздник: доставали бриллианты и любовались ими. Они никому их не по­казывали, никому не говорили, что их сынок порой пла­чет обыкновенными слезами — слезами обиды, каприза, а порой — драгоценными. Это была их тайна.

Они боялись, что злые люди похитят их сына, и по­тому ни с кем не давали ему играть, боясь, что тайна будет открыта.

И мама, и папа окружили свое дитя заботой, буквально носили его на руках.

Мальчик вскоре привык к такому царственному почи­танию. Ему стало казаться, что весь мир создан для него и все — его подданные. Он привык повелевать, становясь все надменнее и холоднее. Родители видели, как меняет­ся сын, но уже ничего не могли поделать. Им казалось, что он навсегда разучился плакать даже обыкновенными слезами. Это глубоко огорчало их. Ведь когда-то это был такой чуткий малыш.

Шли годы. Силы родителей иссякали, они старились. Их надежды, что сын будет им помощником и защитой в старости и болезнях, давно растаяли, как утренняя роса. Сын был черств и равнодушен ко всем, кроме себя. Он на всех поглядывал свысока, как на рабов, никого не любя, никому не сочувствуя. Сердце его окаменело.

Ни одной слезинки не проронил он, стоя у гроба своего отца. Только задумался о чем-то.

Когда умирающая мать попросила сына дать ей воды, тот поморщился, но принес. Подавая, он невольно


175

обратил внимание, как ее трясущиеся руки никак не могли удержать стакан. Вода из него расплескивалась, а сам стакан звонко ударялся об ее зубы. Он впервые внимательно посмотрел на бугры, которые появились на когда-то нежных руках. Сколько же они переделали работы, заботясь о нем?

И вот теперь эти руки не могут сами даже удержать стакан.

Сын взял его и бережно поднес к ней.

Она удивленно и благодарно взглянула на него. Глаза ее увлажнились.

Ему пришла мысль, что скоро он останется один на всем свете и никто в мире больше не будет любить его так, как любила мать.

Он пожалел, что никогда в жизни ничем ни разу не порадовал ее, не согрел добрым словом или заботой.

Она жила для него, а для кого жил он?

Она была для него матерью, а был ли он для нее сыном?

Вдруг глаза его затуманились, и что-то упало в стакан. Это был маленький бриллиант.

Ж

естокие опыты (Ганаго, 2006)

Повелел падишах Акбар опыт устроить. Му­дрецы уверяли его, что, если ребенка даже не обучать произносить слова, он все равно сам заговорит на род­ном языке.

Собрали новорожденных детей разных националь­ностей, поместили их в разные комнаты, куда никакой звук не проникал. Обслуживали их немые слуги, так что дети ни одного слова ни от кого не слышали.

Прошли годы. И вот мудрецы вместе с Акбаром пришли проверить результаты своего эксперимента. Что же они услышали? Многоязычную речь? Богатство раз­нообразных звучаний? Увы, нет. Дети рычали, мяукали, издавали нечленораздельные звуки.


176


Поняли мудрецы: человеку, пришедшему в мир, кто-то должен был открыть это чудо, передаваемое из уст в уста, — дар слова, хранящего в себе мудрость, опыт, душу народа. За каждым словом — своя история его рождения, свои открытия.

Появившийся в мире ребенок тянется к разгадке этой тайны. Слово истины нужно ему как воздух.

П

ропавшее солнце (Грин, 2002)

Сказочно богатый человек Хоггей от скуки решил позабавить себя. Он купил мальчика по имени Роберт и приказал слугам лишить мальчугана солнца. Малютку держали в комнатах без окон, где горели лампочки. Слово «солнце» при нем никто не смел произносить. Книги с ласковым словом «солнышко» выбрасывались.

Роберт рос бледным, болезненным. Когда ему исполни­лось 14 лет, Хоггей позвал своих друзей. Они заключили пари, спор. Им было интересно посмотреть, что будет с отроком Робертом, когда тот впервые увидит солнце.

И вот перед самым закатом Роберта с завязанными глазами вывели в сад. Ему заявили: сейчас ты увидишь солнце, которое есть жизнь и свет мира. Сегодня по­следний день, когда оно светит. Было бы несправедливо лишить тебя этого зрелища.

С Роберта сорвали повязку. Когда впервые многоцвет­ный мир — голубое небо, золотое солнце, бесконечная гамма красок — ворвались в него, он упал. Очнувшись, отрок не сошел с ума, как предполагали поспорившие, а постепенно стал догадываться, что истинная жизнь была отнята у него, что он был обманут. А солнце на его глазах, меняя цвета, склонялось за горизонт. Все окру­жающее погружалось во мрак. Роберту внушали, что тьма будет вечной. Могло ли его сердце принять эту ложь? Правда, весь предшествующий опыт приучал его видеть все вокруг лишь при свете лампочки. Но теперь, увидев на несколько мгновений вспыхнувший удивительным


177

сиянием сад, он уже не мог допустить мысль, что эта красота, это торжество света было только мгновением. Какой-то голос внутри подсказывал ему не терять надеж­ды и ждать. И он ждал всю ночь. Какова же была его радость, когда утром он увидел побелевший небосклон. Потом тьма стала рассеиваться и отступать, а на востоке разливалось буйство красок.

Всем своим существом он чувствовал, что дело не только в этом видимом солнце. Для Роберта оно явилось не просто зрелищем, а открытием нового смысла бытия, встречей с каким-то иным Источником света, Источни­ком жизни. Он не знал, как это назвать. Добрые слова, с детства слагаемые в сердце, пробудили его мысль, душу, жажду познания. От них росла в нем непобедимая вера в Свет Истины...

П

ритча о Будде (Вагин, 2001)

Однажды Будда со своими учениками подошел к какой-то деревне. Из нее выскочили люди и стали оскорблять его, его учеников и учение, крича:

— Нам такое учение не нужно, сплошная дурь, толку от такого учения никакого, убирайся отсюда.

Ученики, обидевшись, схватились за мечи, чтобы из­рубить их. Но Будда остановил их и сказал:

— Десять лет назад я сделал бы то же самое — достал бы свой меч и изрубил вас. Но дело в том, что мы до вас были в другой деревне, и там нас встретили по-другому.

 Жители вынесли нам мясо, овощи, фрукты, рыбу. Но мы отказались от их угощения, сказали, что мы сыты и впрок с собой ничего не возьмем. А то, что они нам вынесли, пусть отдадут своим детям, друзьям и знакомым. Пусть сделают им приятное. Так и здесь, обращаясь к вам, я говорю, что все то, что вы нам вынесли, мы не будем есть и не возьмем с собой, поэтому можете раздать все это своим знакомым, друзьям и родственникам, возможно, они нуждаются в этом больше.


178


 

В

сеобщая любимица (О. Генри, 1991)

Наиболее популярная и повсеместно любимая девушка в Соединенных Штатах — мисс Анни Вильяме из Филадельфии. Нет такого человека, который не имел бы хоть раз в жизни ее изображения. Его добиваются иметь больше, нежели фотографии самых выдающихся красавиц. На него больший спрос, чем на портреты всех знаменитейших мужчин и женщин мира, взятые вместе. И тем не менее это — скромная, милая и, пожалуй, даже предпочитающая одиночество молодая девушка с лицом далеко не чисто классического типа.

Мисс Вильяме скоро выйдет замуж, но полагаем, что борьба за обладание ее изображениями будет идти по-прежнему.

Она — та самая девушка, чей профиль послужил моде­лью для головы Свободы, выбитой на серебряной монете достоинством в один доллар.

В

оенная хитрость (О. Генри, 1991)

Как я удерживаю Джона дома по вечерам? — сказала хаустонская дама своей подруге. — Видишь ли, я од­нажды по вдохновению придумала способ — и он прекрасно действует до сих пор. Джон ежедневно уходил из дому после ужина и возвращался не раньше 10-11 часов. В один пре­красный вечер он ушел, как всегда, но, пройдя несколько кварталов, заметил, что забыл взять зонтик, и вернулся за ним. Я сидела и читала в гостиной, и он, подойдя сзади на цыпочках, закрыл мне руками глаза. Джон ожидал, вероятно, что я перепугаюсь, но я только спросила тихо:

— Это ты, Том?

С тех пор Джон все вечера проводит дома.

С

казка для двоих (Т. Ионина)

Их было двое: Он и Она. Они где-то нашли друг друга и жили теперь одной жизнью, где-то смешной, где-то


179

соленой, в общем, самой обыкновенной жизнью двух са­мых обыкновенных счастливых.

Они были счастливыми, потому что были Вдвоем, а это гораздо лучше, чем быть одному.

Он носил Ее на руках, зажигал на небе звезды по ночам, строил дом, чтобы Ей было где жить. И все говорили: «Еще бы, как Его не любить, ведь Он идеал! С таким легко быть счастливой!» А они слушали всех и улыбались и не говорили никому, что идеалом Его сделала Она: Он не мог быть другим, ведь был рядом с Ней. Это было их маленькой тайной.

Она ждала Его, встречала и провожала, согревала их дом, чтобы Ему там было уютно. И все говорили: «Еще бы! Как Ее не носить на руках, ведь Она создана для семьи. Немудрено, что Он такой счастливый!» А они только смеялись и не говорили никому, что Она создана для семьи только с Ним и только Ему может быть хорошо в Ее доме. Это был их маленький секрет.

Он шел, спотыкался, падал, разочаровывался и уста­вал. И все говорили: «Зачем Он Ей, такой побитый и измученный, ведь вокруг столько сильных и уверенных». Но никто не знал, что сильнее Его нет никого на свете, ведь они были Вместе, а значит, сильнее всех. Это было Ее тайной.

И Она перевязывала Ему раны, не спала по ночам. И все говорили: «Что Он в Ней нашел, ведь у Нее мор­щинки и синяки под глазами. Ведь что ему стоит выбрать молодую и красивую?» Но никто не знал, что Она была самой красивой в мире. Разве может кто-то сравниться по красоте с той, которую любят? И это было Его тайной.

Они все жили, любили и были счастливыми. И все недоумевали: «Как можно не надоесть друг другу за такой срок? Неужели не хочется чего-нибудь нового?» А они так ничего и не сказали. Просто их было всего лишь Двое, а всех было много, но все были по одному, ведь иначе ни о чем бы не спрашивали. Это не было тайной, это было то, чего не объяснишь, да и не надо.


180


 

Х

очу быть дворником (Веллер, 1991)

Есть люди, которые хотят познать все, и есть люди, которым тошно от того, что они уже познали. И вот вторые молчат, чтобы не было хуже, а первые встревают всюду, надеясь сделать лучше. Чем нервируют окружающих.

Такие люди не приемлют реальность, как карась не приемлет сковородку. Шкворча от прикосновений мира, они полагают, что и для мира эти соприкосновения не должны пройти бесследно. Их активные попытки оставить след вызывают у мира, в лице начальства и жены, обо­стрение инстинкта самосохранения, что имеет следствиями полный набор неприятностей, именуемый жизненным опытом. И когда они сочтут, что их жизненный опыт уже достаточен, они утихомириваются и складывают сказки о сивках, которых укатали крутые горки — куда их никто не гнал, когда нормальные кони скакали по нормальным дорогам, бодро взмахивая хвостами, и ели на стоянках овес. И взоры их обращаются к детям.

Они, взрослые, учат их, детей, как бы они, взрослые, достигли того, чего должны достичь они, дети, если б они, взрослые, могли этого достичь. Это называется передавать опыт.

Для детей начинается та еще жизнь. Знаю по себе.

Детские мечты редко сбываются. Хочешь стать дворни­ком, а становишься академиком. Хочешь вставать раньше всех, вдыхать чистую прохладу рассвета, шурша, гнать метлой осенние листья, поливать асфальт из шланга, собирать всякие интересные вещи, потерянные накануне прохожими, здороваться с идущими на работу жильца­ми — все тебя знают, все улыбаются, и никакое тебе на­чальство не страшно, их много, а дворников не хватает, не понизят тебя — некуда, не уволят — самим улицы мести придется, а вместо этого таскаешься со скрипкой в музыкальную школу, с огромной папкой — в художе­ственную, с портфелем пособий — на курсы английского языка, получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься


181

с репетиторами, трясешься перед выпускными экзамена­ми, наживаешь неврастению после конкурсных, сессии, курсовые, диплом, распределение, мама в обмороке, папа звонит старым друзьям, женишься, стоишь в очередях, получаешь квартиру, покупаешь мебель, защищаешь кан­дидатскую, а дети подрастают, и только хочешь, чтобы они были счастливы.

И без остановки, начальству нужны статьи, жене — шуба и машина, детям — штаны и велосипеды, потом — карманные деньги и свобода, потом высшее образование, потом им нужны жены и мужья, а тебе нужна неотложка.

Дети разъезжаются по городам, женятся, становятся на ноги, перестают тебе писать, хорошо еще поздравляют с праздниками, ты становишься дедушкой, выходишь на пенсию и получаешь возможность делать все, что душе твоей угодно.

И получив наконец возможность делать все, что душе моей угодно, я пошел в ЖЭК и легко устроился дворни­ком. И теперь я встаю раньше всех, и вдыхаю чистую прохладу рассвета, шурша, гоню метлой осенние листья, и все жильцы знают меня и, идя на работу, здороваются со мной и улыбаются. И я поливаю асфальт из шланга и думаю, неужели мир устроен так, что обязательно надо сделать круг длиною в жизнь, чтобы прийти к тому, чего хотел. Наверное, это неправильно. И вся надежда, что хорошую сивку горки не укатают.

А

мулет любви2

Мудрец возвращался домой после традиционной вечерней прогулки и встретил горько рыдавшего юношу. — Что случилось? — сочувственно спросил мудрец юношу, — почему ты плачешь?

Захлебываясь слезами, юноша ответил: «Я потерял амулет, который подарила мне моя возлюбленная в знак нашей любви».

2 Эта и следующие притчи записаны мной со слов участников различ­ных тренингов.


182


Ты хорошо искал свою потерю? — спросил мудрец.

Юноша утвердительно закивал головой.

— Ну что же, если ты так расстроен лишь оттого, что потерял амулет, то ты понапрасну тратишь свои слезы, — сказал мудрец.

— Почему понапрасну? — всхлипывая, спросил юно­ша. — Ведь это был символ нашей любви.

— Ты сам сейчас ответил на свой вопрос. Твой аму­лет — это лишь символ. Забудь о потере и радуйся, что ты потерял его, а не свою любовь!

— А что если потеря амулета — это знак и я вскоре потеряю и любовь? — спросил юноша.

— Любовь, вся сила которой заключена в амулете, не заслуживает того, чтобы из-за нее лили слезы, — сказал мудрец, удаляясь.

О

Хотник и лиса

Охотник всю свою жизнь мечтал поймать черно-бурую лису. Всю жизнь он охотился за ней, исходил все горы. Но все безуспешно. Время неумолимо: охотник со­старился. Под старость ему тяжело стало делать большие переходы и ходить в дальние горы. И он пошел на охоту в ближайшее ущелье. И в этот же день, в первый день его охоты в ущелье, что было в минуте ходьбы от его дома, охотник встретил великолепнейшую черно-бурую красавицу. Охотник настолько растерялся, что вместо того, чтобы стрелять, спросил:

— Где же ты пряталась? Я ищу тебя всю свою жизнь.

— А я всю свою жизнь живу в этом ущелье, — от­ветила лисица.

И

Стинные знания

Однажды школьный учитель, наделенный все­возможными регалиями, обвинил одну очень уважаемую учительницу, не имеющую подобных регалий, в том, что ее метод обучения — просто бестолковая болтовня.


183

Учительница сняла с груди кулон с драгоценным кам­нем, вынула камень, протянула его учителю и предложила отнести камень в магазинчик, где торгуют изделиями из серебра, и получить за камень тысячу рублей. Так как эта сцена произошла при свидетелях, учитель не стал спорить с учительницей и решил выполнить это задание. Через пару часов учитель вернулся и, ухмыльнувшись, сообщил, что ему предлагали за этот кулон с камнем не более ста рублей.

— Великолепно! — сказала учительница. — А теперь сходите в ювелирный магазин и предложите камень там.

Учитель отправился в ювелирный магазин, показал камень и был несказанно удивлен, когда ему предложили за камень десять тысяч рублей. Более того, видя, что учитель колеблется, ювелир поднимал цену выше и выше. Потрясенный учитель рассказал об этом учительнице. На что услышал от нее:

— Вы пытаетесь понять природу тех знаний, которые я даю, и мой способ обучения точно так же, как те, кто торгует серебром, пытались оценить этот драгоценный камень. Если вы хотите научиться определять истинную ценность камня, вам нужно стать ювелиром!

К

Ритерии истины

Ученик мудреца обратился к нему со своим пер­вым вопросом:

— Скажи, учитель, как не ошибиться в выборе, как отличить истинное от ложного?

— Представь, что ты идешь по пустыне, — сказал мудрец. — И вот ты вдруг увидел впереди город. Что ты сделаешь, чтобы узнать, мираж перед тобой или же настоящий город?

— Ну, это просто, — ответил ученик, — вариантов всего два: либо идти вперед к этому городу, либо подо­ждать, не рассеется ли мираж.

— Но если впереди мираж, разве он не рассеется не­зависимо от того, пойдешь ты ему навстречу или будешь стоять и ждать?


184


 

— Рассеется!

— Так нужно ли идти к нему?

— Нет! — ответил ученик.

— А если это настоящий город, то исчезнет ли он, идешь ты к нему или стоишь на месте? — задал свой вопрос мудрец.

— Не исчезнет! — радостно воскликнул ученик. — Это значит, что всегда лучше подождать!

— Или все же идти? — спросил мудрец.

В

Любленный и река

Молодой человек жил на одном берегу большой могучей реки. Девушка — стройная, красивая — жила на другом берегу реки. Так случилось, что молодой человек и девушка встретились. Он полюбил ее и не представлял себе жизни без встреч с возлюбленной. А чтобы увидеть возлюбленную, он должен был переплыть могучую реку. И он переплывал, любовь давала ему силы. Однажды, прощаясь с возлюбленной, молодой человек увидел на лице девушки морщинку... Переплывая реку, он только и думал об увиденном. Любовь, дававшая ему силы на преодоление реки, ослабела. И на середине реки силы покинули юношу, и он утонул.

С

Частье

Старый пес увидел, как во дворе щенок гоняется за своим хвостом. Пес долго наблюдал за щенком и на­конец спросил:

— Чего это ты гоняешься за своим хвостом?

— Я изучил науку философию, — гордо ответил ще­нок.— Я познал само мироздание, и теперь я знаю то, чего не знает ни одна собака в мире!

— Да ну! — удивился пес. — И что же ты знаешь?

— Что счастье собаки в ее хвосте! Вот я и гоняюсь за ним, чтобы поймать, ведь когда я его поймаю, я буду счастлив!


185

— М-да, — зевнув и потянувшись, сказал пес. — Я когда-то тоже интересовался философией. И я тоже узнал, что счастье собаки в ее хвосте. Но я не бегал за ним. Я заметил, что, куда бы я ни шел, что бы я ни делал, хвост всюду следует за мной!

Р

Азочарованный

Пес, упорно гонявшийся за своим собственным хвостом, обессилев, прекратил преследование и прилег отдохнуть, свернувшись калачиком. В этой позиции он неожиданно обнаружил хвост у себя под самым носом и жадно вцепился в него зубами, но сразу же отпустил его, взвыв от боли. «Приходится сделать вывод, — сказал пес сам себе, — что погоня слаще обладания».

О

Воде и ежике

Жил-был маленький любознательный ежик, и за­хотел он однажды узнать, что такое вода. Он с утра пошел на поиски ответа на этот вопрос. И встретился ежику орел, сидящий на огромном валуне.

— Скажи, пожалуйста, орел, что такое вода?

— О, вода — это нечто, — ответил орел, — она рож­дается в облаках, под которыми я летаю, она омывает мои крылья от пыли, но иногда вода с такой силой па­дает вниз, что я боюсь, что она повредит мои крылья и я рухну на землю!

«У-у-у», — подумал ежик и отправился дальше. У дороги рос цветок, и ежик обратился к нему:

— Цветок, скажи, пожалуйста, что такое вода?

— Вода, — ответил цветок, — это сладостные капельки росы, что рождаются на моих листьях каждое утро за несколько мгновений до восхода солнца. Ничего более изящного я не видел.

«Хм...» — подумал ежик и отправился дальше. Ребенок, встретившийся ежику на дороге, сказал, что вода — это речка, в которой приятно купаться в летний зной.


186


Наконец ежик пришел к мудрецу.

— Мудрец, — обратился ежик к нему, — что такое вода? Орел сказал, что это нечто, рождающееся в облаках, цветок сказал, что это капельки росы на его листьях, а ребенок говорил о речке.

— Все верно, — сказал мудрец и улыбнулся. — А еще вода — это два атома водорода и один кислорода.

И мудрец написал на песке палочкой формулу Н20. «Как все сложно!» — подумал ежик и пошел домой пить чай.

С

казка о красном и черном, или Почему добро важнее зла (А. Иванов)

Жили-были в одном дворе, в одном доме два человека. Один всегда одевался во все черное, а другой — в крас­ное. Они всегда бросались людям в глаза своей одеждой, и люди, тыча в них пальцами, рассуждали о том, идет ли им такой цвет одежды. Их мнения не сходились, и они ссори­лись друг с другом. А человек в черном этому очень радо­вался. Тогда человек в красном спросил человека в черном:

— Почему ты радуешься тому, что окружающие нас люди ссорятся?

— Потому, что, — услышал он в ответ, — в этом мире самое главное — это зло, а ссора людей между собой есть его частица.

— Но ведь зло — это плохо, — ответил красный
человек.

Но он не смог переубедить человека в черном, так же как и тот не смог переубедить человека в красном. Они вернулись к себе домой и всю ночь напролет читали книги: человек в черном читал книги, где разъяснялось, что зло — это главное в жизни и что оно сильнее до­бра. Человек в красном читал книги, где говорилось, что добро — это наивысшая ценность и что оно сильнее зла. Поутру во дворе они вернулись к теме своего спора, вокруг них собрались люди, разделившиеся на тех, кто


187

поддерживал черного, и тех, кто поддерживал красного. И вновь их спор не окончился ничем. И вновь всю ночь напролет они читали книги. И так три дня и три ночи. А на четвертый день весь город собрался во дворе и с замиранием сердца ожидал спорщиков. Люди так их и называли — «красный человек» и «черный человек». И в этот день красный человек сказал черному:

— Посмотри, в слове «зло» — три буквы. А в слове «добро» их пять. А пять — больше, чем три. Буква, на которую начинается твое слово «зло», «з» в алфавите девятая по счету, а буква «д», с которой начинается слово «добро», в алфавите пятая, она идет раньше, чем буква «з».

Ничего не смог сказать на это черный человек. Молча он ушел к себе домой, ушел и красный человек. А люди стояли в недоумении. Они ждали сильного спора, а все закончилось так спокойно. Этой ночью в городе спали только два человека — красный и черный. Остальные ждали во дворе спорщиков всю ночь. А наутро красный человек почему-то взял и оделся как и все — в пеструю рубаху, черные брюки. И никто не знал, что черный че­ловек оделся так же. И когда черный и красный вышли во двор, никто не обратил на них внимания, потому что все ждали человека в черном и человека в красном. Никто никогда не обращал внимания на их лица, все смотрели лишь на цвет одежды. Выйдя из дома, красный и черный слились с толпой и, ничем из нее не выделяясь, раство­рились в ней. А толпа зачарованно ждала и ждала. Пока кто-то громко не крикнул:

— А ведь красный человек прав! Пять букв больше, чем три, и пять идет раньше девяти!

И все с этим согласились, и, поняв, что добро значимее зла, все пошли работать. А черный человек и красный так и бродят где-то среди нас и живут среди нас. И не наденет черный черное до тех пор, пока не найдет такое же простое доказательство превосходства зла над добром. Но он его никогда не найдет!


188


 

С

казка «Как важно быть...» (А. Иванов)

В пригородном лесу под крышей из крепких красивых сосен родился гриб. Он был маленький, с бе­лой, бледной шляпкой. Рядом с ним появились другие грибы, но на нашего героя они не были похожи. Грибы питались дождевой водой, сладкой утренней росой, гре­лись на солнышке и, сами того не замечая, росли. Пока грибочки были маленькие, они стеснялись друг друга и молча, скромно смотрели по сторонам. Но вот они под­росли, и пришло время узнать, кто есть кто.

— Я — сыроежка, — сказала сыроежка. — Я самый неприхотливый гриб, могу без воды расти. Человек меня любит больше всего, ведь я вкусная!

Наш герой знал, что его зовут Мухомор, но он не знал, что ему ответить тем, кто его дразнил. А дразнили его все. Все грибы в один голос уверяли, что они — са­мые вкусные, что человек нуждается в них, и только в них. В лес часто заходили люди с корзинками и чем-то блестящим на солнышке и режущим, тем, что казалось маленькому мухомору страшным. Это страшное оказалось ножом. Нож срезал корешки грибов, и грибы послушно укладывались в корзину.

Однажды в лес пришли мальчик и девочка. Все грибы разом вылезли из своих укрытий — из опавших листьев и еловых иголок. «Возьмите нас!» — перебивая друг друга, кричали грибы на своем грибном языке. Дети не могли их слышать, но могли их видеть. Вскоре корзина быстро заполнилась грибами. Когда дети собрались уходить, де­вочка увидела мухомор.

— Посмотри, какой красивый мухомор, — сказала девочка и протянула руку к грибу.

— Не тронь его, — сердито сказал мальчик, — мухо­мор — гриб ядовитый. Он ни на что не годен.

— Жаль! — вздохнула девочка. — Он такой красивый.

Дети ушли, а мухомору стало очень грустно, и он

заплакал.


189

— Ядовитый! Несъедобный и ненужный! — раздалось вдруг со всех сторон. Это все съедобные грибы смеялись над мухомором, дразнили его.

— Тсс-сс!!! — послышалось вдруг чье-то шипение. Это проползла мимо старая мудрая змея. — Перестаньте, глупые.

Грибы испугались змеи, замолчали и спрятались в свои укрытия из листвы: никому не хотелось испытать на себе силу змеиных зубов.

Но змея и не собиралась никого кусать. Она под­ползла к мухомору.

— Не плачь, глупыш, — сказала змея так мягко и ласково, что мухомор перестал плакать.

Он посмотрел на змею и печально произнес:

— Я несъедобен и не нужен человеку. Если я так уж бесполезен, то почему я живу?

— Хи-хи-хи, — засмеялись грибы в своих укрытиях. Мудрая змея обернулась вокруг мухомора.

— Нет, ты не бесполезен. Ты очень-очень нужен этому миру. Просто твое время, дружок, еще не пришло! В этом мире всему есть свое предназначение и всему свое вре­мя, — сказала змея и уползла.

Все в лесу знали, что мудрая змея ничего просто так не говорит, и поэтому перестали смеяться над мухомором.

Шло время, приходили и уходили люди, но никто даже не нагнулся над мухомором. И вновь грибы стали посмеиваться над ним. Когда бедный мухомор совсем отчаялся, в лес пришли девочка и мальчик. Те самые, что уже были здесь однажды, — мальчик тогда сказал, что мухомор бесполезен.

«Девочка такая красивая, — подумал в своем укрытии мухомор. — Раз я несъедобный, ненужный, то мне и неза­чем жить. Обманула меня змея. Когда-нибудь меня кто-то раздавит, пнет ногой. Пусть уж лучше это будет эта краси­вая девочка». Так подумал мухомор и вылез из своего укры­тия. Молча, тихо и покорно склонил он яркую шляпку в ожидании своей участи. Единственное, чего он сейчас хотел, так это того, чтобы его раздавила девочка, а не мальчик.


190


Я нашел мухомор, — раздался вдруг голос мальчика прямо над нашим героем. Сердечко мухомора сжалось в предчувствии страшной участи.

— Какой он красивый, — послышался рядом голос девочки. — Как хорошо, что мы его нашли.

— Ты думаешь, — обратился мальчик к девочке, — его будет достаточно, чтобы спасти нашу маму?

— Не знаю, — тихо ответила девочка, — но доктор сказал, что настойка красного мухомора — это единствен­ное, что спасет маму от страшной болезни.

Девочка аккуратно срезала мухомор под самый ко­решок, и дети бережно понесли его домой. Мухомор не верил своему счастью. Только теперь он понял, как была права змея: всему свое время. Надо лишь набраться тер­пения и ждать. А сыроежки, маслята, подберезовики и подосиновики с завистью смотрели на удаляющихся детей. Они поняли, что могут лишь накормить человека, утолить его голод и дать ему энергию для жизни. А мухомор, над которым они смеялись, спасет жизнь человека. Спасет жизнь маме этих двух чудесных детей. А что для гриба может быть ценнее спасения жизни человеку?


список

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акунин Б., Чхартишвили Г. Кладбищенские истории. М.: КоЛибри, 2005.

2. Вагин И. О. Ты. Практическая психология. М.: РОСТкнига, 2001.

3. Ганаго Б. А. Детям о слове. Минск: Издательство бело­русского экзархата, 2006.

4. История всемирной литературы, 1990. Т. 7. С. 664.

5. Кунигель Т. В. Активизация внутренних ресурсов подростка. СПб.: Речь, 2006.

6. Макаров В. И., Матвеева И. П. От Ромула до наших дней. Словарь лексических трудностей художественной литературы. М.: Былина, 1993.

7. Генри О. Постскриптумы. Репринт 1924 г. М.: Агентство независимого предпринимательства, 1991.

8. Оуэн И. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. М.: Эксмо, 2002.

9. Поспелов Е А.. Вполголоса. Казань: Рухият, 2001.

 

10. Седакова О. А. Притча и русский роман // Искусство кино, 1994. № 4. С. 12.

11. Советская энциклопедия. М., 1966.

12. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упраж­нения. М.: Генезис, 2005.

13. Хализев В. Е. Теория литературы. Учебник. 2-е изд. М.: Высшая школа, 2000.

14. Якушев А. Притчи. Миллион граней себя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Агада. Сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей. М.: Раритет, 1993.

2. Богданович В. Н. История и метафоры в помощь ведущему тренинга. СПб.: Речь, 2006.

3. Бачков И. В., Деробо С. Д. Окна в мир тренинга. СПб.: Речь, 2004.

4. Государев Н. А. Треугольный человек. М.: Моя гвардия, 1991.

5. Евтихов О. В., Трепашко Т. В. Грааль мудрости. СПб.: Речь, 2005.

6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006.

7. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005.

8. Идрис Шах Караван сновидений. М., 2000.

9. Идрис Шах Путь суфиев. М.: Центр духовной культуры «Единство», 1993.

 

10. Коэльо П. Алхимик. М.: ИД «София», 2003.

11. Макаров В. И., Матвеева Н. П. От Ромула до наших дней. Словарь лексических трудностей художественной литературы. М.: Былина, 1993.

12. Осипов Д. В. Восточные истории, притчи, метафоры и юмор как метод психологической и эмоциональной поддержки в практике психологического консультирования // Журнал практи­ческого психолога. № 1, 2006.

13. Оуэн Н. Магические метафоры: 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. М.: Эксмо, 2002.

14. Ошо. Сердце Будды. М.: Нирвана, 2001.

15. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. М.: Институт позитивной психотерапии, 2006.

16. Скрипюк И. И. 111 баек для тренингов: истории, мифы, сказки, анекдоты. СПб.: Питер, 2005.

17. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 9 т. Т. 3. Ра­бота актера над собой. Часть 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. М.: Искусство, 1990.

18. Суфии. Собрание притч и афоризмов. М.: Эксмо, 2002.

19. Щербатых Ю. В. Психология страха: популярная энцикло­педия. М.: Эксмо, 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.15 с.)