Формирование практических лексических навыков иноязычной речи на среднем этапе обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование практических лексических навыков иноязычной речи на среднем этапе обучения



После того, как этапы работы над лексическим материалом установлены, необходимо прибегнуть к выбору серии упражнений для развития лексических навыков и расширения смыслового поля учащихся. Е. Н. Соловова выделяет ряд субъективных факторов, расширяющих индивидуальное смысловое поле. Вначале слова нужно вводить в определенном контексте. Чем шире ассоциативные связи слова, тем выше процент запоминания и разнообразнее контекст употребления слова. Это подразумевает необходимость создания разных словосочетаний в разных контекстах. Возможно создание парадигматических связей слов как на формальной основе (с учетом особенностей звука, графической формы, грамматических особенностей), так и на смысловых связях на уровне контекста употребления в определенных ситуациях. Контекст можно расширить, подключив соседние семантические поля. Следующим фактором, влияющим на положительную динамику семантического поля, является проблема языкового отношения. Постоянное обновление выученной лексики и его максимальная ротация - последний фактор, приводящий к увеличению семантического поля [28, с.86].

Упражнения - важнейший инструмент обучения на каждом этапе изучения иностранного языка. Система словарных упражнений подразумевает определенную концепцию овладения словарным запасом. При разработке системы упражнений важно учитывать доступность упражнений для восприятия. Важной частью системы является введение лексических единиц: параллельно и с устным опережением. Важность системы упражнений заключается в том, что она позволяет организовать усвоение лексического материала в процессе обучения.

Знание методических особенностей упражнений, их видов и умение выбрать наиболее подходящие  из них еще не гарантирует усвоения материала. Основные требования к системе подбора лексических упражнений показаны на рис. 6.

Как правило, различают упражнения для усвоения материала и его использования в устной речи. Для любого вида речевой деятельности как средства общения необходимы две категории упражнений, рис. 7.

 

Рис. 6. Основные требования к системе подбора лексических упражнений

 

Рис. 7. Классификация категорий лексических упражнений [24, с.58]

 

Лапидус Б.А. считает, что участие обучаемых в активизации языкового материала, а также реализация акта связного языка составляет сущность условных языковых упражнений [11, с.112]. Эта категория упражнений контролирует степень автоматизации словарного запаса и включает пошаговый переход к языковым упражнениям следующего уровня. Упражнения, которые мы относим к условно-речевым, являются самыми творческими и представляют собой набор стимулов и реакций.

Цель этого вида упражнений - образовательная. Данная категория упражнений учитывает специфику данного вида языковой деятельности и возникающие трудности в усвоении лексического материала у студентов. Условно-речевые упражнения можно охарактеризовать наличием  репродуктивных элементов; условным коммуникативным характером; наличием воспитательных элементов и условной мотивацией при ведении устной языковой деятельности.

Языковые упражнения, тем не менее, являются самым важным этапом обучения. Эта категория упражнений решает проблемы, типичные для деятельности на естественном языке и предполагает включение лексических единиц в высказывание, беседу или ситуацию. Акцент на содержании передаваемой информации и активированной лексике - основная характеристика языковых упражнений.

Было много попыток классифицировать упражнения. В работе рассматриваются упражнения для обучения лексической стороне иноязычной речи. Лексическое упражнение можно описать как любое предложение, в котором, в зависимости от уровня знаний ученика, упор делается на обучение лексике.

При введении и закреплении лексического материала используются различные виды лексических упражнений, направленных на семантизацию [10, с.64], рис. 8.

Рис. 8. Виды лексических упражнений по Каратовой Н.

 

Одной из особенностей введения лексического материала на среднем этапе обучения является то, что необходимо вводить новое слово с обязательными комбинациями. При этом важно учитывать лексический контекст слов, относящихся к одной тематической группе.

Для обучения лексической стороне иностранного языка на средней фазе также можно выделить следующие типы упражнений. Упражнения на формирование рецептивного словарного запаса:

 упражнения на распознавание слова, среди других слов;

 определение слова по его составу / компонентам;

 упражнения на угадывание значения слова по контексту;

 упражнение на закрепление значения слова путем чтения специальных текстов [23, с.79].

Условные языковые упражнения также важны на этапе обучения, когда учитель определяет коммуникативную задачу, чтобы ученики могли использовать данный словарный запас. Такие упражнения проводятся на основе:

 упражнений: вопросы и ответы;

 угадывания значения слова исходя из его контекста;

 микродиалогов о ситуации;

 рифм, языковых игр;

 монологов по микроситуациям;

 упражнений, в которых каждый ученик добавляет собственное предложение, не меняя смысла [12, с.54].

Таким образом, очевидно, что типы и виды упражнений сильно различаются. Однако они должны быть сформированы в систему, которая не является продуктом какой-либо конкретной классификации, а организована в соответствии с определенной стратегией, общим подходом к обучению и спецификой единиц коммуникации (речевых актов). В процессе обучения рассматриваются конкретные условия обучения и, наконец, собственно объект обучения - человек.

 

 

Выводы по первой главе

Лексика - это основной компонент языка, отражающий его содержательную сторону. Освоение словарного запаса предполагает развитие языковых навыков. Усвоение словарного запаса в условиях обучения иностранному языку имеет фундаментальное значение. Как один из основных элементов вербального общения, он тесно связан с грамматикой и фонетикой. Однако при обучении различным аспектам языка особое внимание следует уделять лексической подготовке, поскольку для общения в первую очередь требуется словарный запас, а не грамматика.

Лексический запас - одна из самых важных частей изучения иностранного языка. Он отражает реальную и воображаемую реальность и придает утверждению конкретный смысл. Целью обучения лексической стороне иностранного языка является развитие более продуктивных (говорение и письмо) и восприимчивых (чтение и аудирование) лексических навыков.

При обучении лексической стороне языка учителю необходимо не только владеть различными приемами и методами, но и иметь представление об основных этапах работы с лексическим материалом.

Основными этапами работы над словарным запасом являются: ознакомление с новым материалом, начальное закрепление, развитие навыков и умений использовать словарный запас в различных формах устного и письменного общения.

Целью первого уровня формирования лексических навыков является развитие рецептивных лексических навыков обучаемого. На первом этапе учащимся необходимо научиться самостоятельно искать неизвестные слова в словаре.

Цель второго уровня - обучить и установить прочные и гибкие лексические связи. Цель тренинга - закрепить и расширить существующие связи между новыми лексическими единицами.

Третий этап развития словарного запаса - применение. Это связано с разговорной деятельностью. Здесь обучающиеся должны использовать новые слова в утверждениях и выражениях.

Целью всех этапов формирования лексического навыка является последовательное овладение словарным запасом при формировании навыков устной речи. Все этапы связаны друг с другом.

Для обучения лексической стороне иностранного языка на средней фазе также можно выделить следующие типы упражнений. Упражнения на формирование рецептивного словарного запаса:

· упражнения на распознавание слова, среди прочего;

· определение слова по его составу / компонентам;

· упражнения на угадывание значения слова в контексте;

· упражнение на закрепление значения слова путем чтения определенных текстов.


·



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.01 с.)