Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отражение в современном русском языке чередований, вызванных законом открытых слогов
Таблица 12 Образование восточнославянского полногласия и старославянского неполногласия вследствие закона открытых слогов в общеславянском праязыке
Примечание: 1. Образование полногласия из сочетаний типа *telt сопровождалось лабиализацией [l] перед твёрдым согласным [l]. 2. Нет полногласия на морфемных стыках: по-род-а, хор-о-вод и т.д. 3. Нет неполногласия в общеславянских сочетаниях ра, ла, ре, ле, которые не имеют или не имели полногласного соответствия: ст ре ла, г ла за, к ра сный, с ле д. Таблица 13 Следствия падения редуцированных гласных в истории русского языка (XII- XIII вв.) Фонетические |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в области гласных | в области согласных | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Сокращение числа фонем [Ъ, Ь]; [Ы ред., И ред.] перестают быть вариантами фонем [Ы, И]; сближение фонем [Ы, И]. 2. Беглость гласных [О или Е]: на месте Ъ: Ъ; Ь: Ь лъбъ – лъба > лоб – лба орьлъ – орьла > орел – орла 3. Вставка гласных О, Е в группы согласных: др. р. вѣтръ > ветер 4. Переход [И] в [Ы] после твёрдого согласного: съиграти > сыграть Диалектные явления: 1. Заменительное продление: шесть > шѣсть, новый ѣ. Появление [o] – закрытого. 2. Второе полногласие: в ь рхъ – в ере х. 3. Неодинаковое изменение сочетаний тр е вога типа tьrt: тр ь вога тр ы вога | 1. Завершение соотносительности по звонкости-глухости: 11 пар согласных [Д-Т], [З-С], [Б-П], [В-Ф], [Ж'-Ш'], [Г-К] [Д'-Т'] и др. попъ - бобъ, тамъ – дамъ, котъ - годъ… 2. Соотносительность по твёрдости-мягкости: 12 пар согласных [Д-Д'], [Т-Т'], [В-В'], [Б-Б'], [П-П'] и др. 3. Позиция нейтрализации по данным признакам (оглушение на конце слова, ассимиляция) 4. Ассимиляция согласных по глухости: ло[тк]а по звонкости: [зд]елать по твёрдости: ви[дн]ый по мягкости: [с'н']ял по месту и способу образования: [жж]ал. 5. Диссимиляция: мя[хк]о. 6. Упрощение групп согласных: ЗДН, СТН и т.д. [ЧН, ЧТ] > [шн, шт]: ску[шн]о, [шт]о. 7. Стяжение групп согласных: [ЧСК] > [ЦК], [ТСК] > [ЦК] и др.: тка[цк]ий, де[цк]ий. |
|
Продолжение таблицы 13
Морфонологический |
1. Появление нулевых окончаний: ходÿ, малÿ, жилÿ? 2. Рождение морфем без гласного: : вписал, снял, взимать… : чтец, дно, послать… : водныи, лодка, русский… 3. Функционирование нового типа морфонологических вариантов: приставка възъ ®?воз- / возо- / вз- / взо- / вос- / вс- |
Морфологические |
1. Сближение склонения существительных муж. р. с *i основой и существительных с *jo основой: огнь (*i) - кон'ь (*jo) ®?огн'ь – кон'ь. 2. Изменения в парадигмах изъявительного и повелительного наклонений нетематических глаголов: ДАМЬ (1 л. ед. ч.) ®?ДАМ грамм. ДАМЪ (1 л. мн. ч.) ® ДАМ омонимы В результате омонимического отталкивания появляется форма ДАДИМ. |
3.Удвоение формы указательного местоимения ТЪ (муж. р., ед. ч., им. п.): ТЪ+ТЪ?® ТОТ. |
Лексико-словообразовательные |
- деэтимологизация и разрушение отдельных корневых гнёзд: дъск-: дъска - дъщанъ – дъскотьрть ?¯ ? ¯ ?¯ доска чан скатерть |
Таблица 14
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.01 с.)