Фактов современного русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фактов современного русского языка



Учебно-методический комплекс к спецпрактикуму

Для V курса дневного и заочного отделений

филологического факультета

педагогических институтов и университетов

Специальность 021700 – Русский язык и литература

Челябинск, 1999

 

 

Учебно-методический комплекс к спецпрактикуму "Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка". – Челябинск: ЧГПУ, 1999. - 57 с.

 

Учебно-методический комплекс Л.А.Глинкиной и А.П.Чередниченко рассчитан на студентов V курса дневного и заочного отделений филологического факультета. Он включает в себя объяснительную записку, где даётся концептуальное обоснование спецпрактикума в структуре профессиональной подготовки учителя-словесника, программу по интегративному курсу, рабочую программу, содержащую тематику аудиторных занятий, тематику и методические указания к самостоятельным творческим работам студентов, литературу, терминологический минимум историко-лингвистических понятий, вопросы к зачёту.

       Для каждой темы предлагаются уникальные концентрированные таблицы, которые предназначены помочь интегрировать знания по истории языка и современному русскому языку и повторить вузовский курс истории языка.

       Учебно-методический комплекс Л.А.Глинкиной, А.П.Чередниченко является ценным пособием для выпускников филфака и может быть использован учителями средней школы.

 

 

Авторы-составители:      Л.А.Глинкина, доктор филол. н., профессор, А.П.Чередниченко, канд. филол. н., профессор.

 

Резензенты:                       М.П.Егорьева, канд. филол. н., доцент, Г.С.Стругова, канд. филол. н., доцент

 

 

       Издательство "ФАКЕЛ" ЧГПУ, 1999

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Историко-лингвистический комментарий (ИЛК) является естественным завершением всех вузовских дисциплин историко-лингвистического цикла, поэтому он предлагается выпускникам филфака как обязательный спецпрактикум, помогающий им интегрировать полученные в вузе знания в области истории языка, а также соотнести их с системно-структурной организацией современного языкового материала. В отличие от курсов старославянского языка, русской диалектологии, исторической грамматики русского языка, истории русского литературного языка, ориентированных на изучение предметов в строгой хронологической последовательности, данный спецпрактикум принципиально ретроспективен. Отправной точкой, исходным материалом его построения являются факты современного национального русского языка во свех формах его проявления. Историческое освещение получают единицы литературного языка и диалектов, системно упорядоченные или аномальные явления.

       Опираясь на уже сформированное на I-IV курсах историко-лингвистическое мышление будущего учителя, этот курс преследует цель утвердить в преподавании русского языка историзм как профессионально обязательный общенаучный принцип обучения. В современной школе ИЛК в лучшем случае проводится спорадически и произвольно, охватывая, как правило, единичные явления вне фактов внутрисистемной зависимости. Историзм как общенаучный принцип обучения по существу не заложен ни в федеральный базовый компонент образования и обучения русскому язуку в основной общеобразовательной школе, ни в действующие программы, учебники, учебные комплексы и пособия. А между тем учитель русского языка должен сформировать в сознании учащихся ряд аксиом:

1. Язык непрерывно изменяется, оставаясь самим собой.

2. На всех этапах своего развития он подчиняется законам эволюции.

3. Любое парадоксальное ("аномальное") явление было в прошлом закономерным элементом системы.

4. Варианты нормы на разных уровнях есть следствие языкового развития.

       ИЛК в вузе может рассматриваться как основательная база для реализации стандарта образования по предмету не только в форме соответствующего спецкурса в старших классах инновационных школ, но и при организации повторения полного курса русского языка в образовательной школе.

ПРОГРАММА СПЕЦПРАКТИКУМА

       Историко-лингвистический комментарий как последнее звено вузовских дисциплин историко-лингвистического цикла имеет свой предмет, объект, цели и задачи. Максимально обобщая и интегрируя знания в области истории языка, этот курс формирует научный исторический взгляд на любое современное языковое явление и создаёт устойчивый исторический фон для грамотной его интерпретации. Содержание предмета определяется его прагматической целевой установкой. ИЛК включает ряд обязательных объектов анализа.

I. Теоретический и практический материал школьных учебников по русскому языку.

Задачи: 1) определить блок-минимум фундаментальных историко-лингвистичес-ких знаний по теме;

2) дать критический анализ этого материала с точки зрения реализации принципа историзма в преподавании русского языка в школе;

3) выявить лингвистические парадоксы и объяснить их исторически;

4) предложить свои замечания, упражнения, дополнения, этимологии, углубляю-щие историко-лингвистическую направленность изучаемого материала.

II. Второй объект – комментарий современных текстов по лингвистическим уровням: лексика, фонетика, словообразование, морфология, синтаксис (последний – неуглубленно).

       Задачи:

1) Определить на каждом уровне языковые явления, отразившие основные закономерности развития языка в прошлом: следы закона открытых слогов, древнейшие типы палатализации, следствия закона падения редуцированных и лабиализации.

       2) Определить и объяснить принципы расхождения между орфографией и произношением отдельных слов.

III. Специально подобранные упражнения на современном языковом материале, организующие повторение истории в системе.

       Задача – объяснить в этих содержательных блоках нормативный аспект и варьирование как показатель динамического процесса.

       В соответствии с тремя названными объектами обобщения и анализа находятся формы работы в комбинированном спецпрактикуме: задача обобщения решается прежде всего самим преподавателем в лекциях на основе "крупноблочной" подачи материала с помощью обобщающих таблиц (см. литературу), а также студентами, выполняющими серию упражнений. Задачи конкретного комментирования текстов учебников и художественной литературы решаются студентами во внеаудиторное время.

       Курс ИЛК имеет интегративно-информационную и культурологическую направленность. Последняя соотносится с первой и реализуется прежде всего в темах по истории славянской культуры и письменности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

       1.1. Понятие о лингвистическом комментарии как заключительном звене предметов историко-лингвистического цикла.

1.2. Периодизация истории русского языка, начиная с прарусского диалекта общеславянского языка до современного национального языка. Основные закономерности каждого этапа периодизации на фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях. Эволюция диалектов. Славянская письменность. Старославянский язык как первый письменный литературный язык славян.

Фонетика

2.1. Формирование современной системы вокализма в русском литера-турном языке и основных наречиях национального языка как результат его динамического развития: IX-X века как исходное состояние для истории русского языка. Формирование древнерусской системы вокализма на основе праславянского языка в результате утраты одних и развития других дифференциальных признаков гласных фонем: долгота, дифтонги-монофтонги, назальность – неназальность, редукция гласных – полнота артикуляции. Развитие системы вокализма во II тысячелетии, утрата редуцированных гласных, лабиализация, аканье и его типы. Динамика позиционных и исторических чередований гласных по этапам развития языка.

2.2. Полногласие и неполногласие как генетически разный результат изменения дифтонгических сочетаний с плавными. Современные различия в функционировании слов с генетически старославянским неполногласием и исконно русским полногласием.

2.3. Формирование современной системы консонантизма на основе закономерностей развития языка. Отражение в системе древнерусского консонантизма общеславянского закона внутрислогового сингармонизма (все типы палатализации). Развитие системы консонантизма после падения редуцированных. Динамика ДП*: мягкость – твёрдость, звонкость – глухость в истории языка. Утрата мягкости Ж', Ш' к XIV в. и Ц' к концу XV в.

_____________________________________________________________________________

* ДП – дифференциальный признак

3. Современная орфография в свете истории языка, исторические причины расхождений между произношением и написанием (орфографией и орфоэпией) гласных и согласных. Историческое объяснение правописания безударных гласных в корнях, приставках, суффиксах. Этимология на службе орфографии.

Орфоэпия

Современные нормы литературного произношения как результат исторического развития языка. Причины существования локальных вариантов нормы (московское и петербургское произношение). Становление акцентологических норм. Историческое объяснение современных вариантных норм орфоэпии.

5. Морфемика и словообразование. Исторические изменения в составе слова и их причины. Понятие о деэтимологизации, опрощении, переразложении, декорреляции, этимологическом гнезде.

Грамматика

6.1. Современная система склонения существительных как итог унификации именного склонения. Историческое объяснение вариантных флексем, грамматических парадоксов в субстантивных категориях рода, числа, падежа, одушевленности – неодушевленности. Феномен разносклоняемых существительных.

6.2. Имя прилагательное в его эволюции. Парадокс современной оппозиции "краткая – полная форма". Исторические связи сравнительной и превосходной степени прилагательных.

6.3. Историческое объяснение специфики формообразования, словоизменения, функционирования именных категорий рода, числа, падежа в числительном. Модели словообразования числительных как отражение древних грамматических особенностей исходных слов.

6.4. Эволюция личных и неличных местоимений, их историческая взаимосвязь. Роль неличных местоимений в формировании различных грамматических классов слов.

6.5. Глагол. Развитие глагольных грамматических категорий лица, наклонения, времени, вида, залога. Остатки нетематического спряжения в русском языке. Причины формирования видо-временной системы в истории русского языка. Эволюция повелительного и сослагательного наклонения.

6.6. Причастия и деепричастия как лексико-грамматические разряды глаголов в их исторической взаимосвязи. Переход причастий в прилагательное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.011 с.)