Глава 2. Применение технологии проблемного обучения на уроках «окружающий мир» как средство формирования учебной деятельности младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Применение технологии проблемного обучения на уроках «окружающий мир» как средство формирования учебной деятельности младших школьников



Этапы технологии проблемного обучения

 

Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.

При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования [5].

 

Этапы технологии проблемного обучения

1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.

2. Поиск решения проблемы:

– через диалог;

– выдвижение гипотез.

3. Проверка гипотез, начиная сложной.

4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.

5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).

6. Проведение контрольных и проверочных работ с включение заданий проблемного характера:

– поставь проблемный вопрос;

– выдвини гипотезу;

– докажи.

Считаем, что наиболее оптимальной является следующая структура проблемного урока:

1. Проблемная ситуация.

2. Формулировка проблемы.

3. Выдвижение гипотез.

4. Доказательство или опровержение гипотез.

5. Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).

6. Воспроизведение нового материала (выражение решения) [16].

 

Рассмотрим каждый этап проблемного урока.

 

I. Проблемная ситуация

Условия создания проблемной ситуации:

1. Учителю необходимо владеть:

– поисковыми методами обучения;

– знанием фактического материала (глубоко и прочно);

– технологией постановки вопросов, «обнажающих» противоречия учащимися;

– оперированием слов, терминов, знакомым ученикам.

2. Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности (в первом, втором классах необходимо научить ребят отвечать и самим формулировать проблемные вопросы), уметь находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на один и тот же сюжет, явление, выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже смогут самостоятельно организовать свою деятельность по усвоению знаний, находить средства для решения конкретной учебной задачи.

3. Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания, умения, навыки.

По эмоциональному отклику, реакции учеников, Е.Л. Мельникова выделила два типа проблемных ситуаций:

· С удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного и того же задания).

· С затруднением (практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться).

 

Способы создания проблемной ситуации (по Махмутову М.И.):

· При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения (проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у них не хватает опыта, знаний).

· При организации практической работы учащихся.

· При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению.

· При исследовательских заданиях [7].

 

Приёмы создания проблемной ситуации:

1. Непреднамеренный – ошибка ученика.

2. Преднамеренный – проблемный вопрос «Можно ли…»; ложное умозаключение – учитель говорит: «Я считаю, что …, а вы как думаете?»; аналогии (Например, образуй новое слово из слов «рыбак» и «ловить», используй образец: сам летает – самолет); использование противоречивых сведений (Например, «Выбери правильный ответ: Имя существительное … а) Обозначает предмет или его признак; б) Отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?»; в) Обозначает предмет или явления природы, отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?»).

 

Вопросы для осознания противоречия:

1. Что удивило вас? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

2. Сколько же разных мнений в классе? Что вы сначала думали?

3. Что вы предполагали? Что получилось на самом деле?

4. Вы смогли выполнить это задание? В чём затруднение?

5. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.)