Организация, материалы и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация, материалы и методы исследования



Обобщение полученных данных в I главе послужило основанием для проведения нами эксперимента по изучению состояния голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Исследование проводилось на базе ГБОУ начальная школа - детский сад компенсирующего вида №1643.

Цель исследования: выявить состояние голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Обследование детей требует особого подхода. При обследовании применяли методики В.И.Филимоновой, Е. С. Алмазовой, Е.Ф. Архиповой. Рассмотрим предложенную В. И. Филимоновой (1990) (Лаврова) методику исследования состояния голоса дошкольников и обследования речевого дыхания по методике Е.Ф. Архиповой. (Архипова)

Экспериментальные задания предлагаются ребенку в игровой форме, которая должна соответствовать его возрастным возможностям и интересам. Выполняя их, дети демонстрируют звучание голоса при произнесении гласных, слогов, слов, отдельных предложений, в свободном рассказе, при повторении стихотворений, во время участия в организованных инсценировках. Речевой материал для выявления состояния голоса должен содержать максимальный набор гласных, сонорных и звонких согласных звуков.

1. Анализ анамнестических сведений

1.1. Общее психомоторное развитие ребенка от момента рождения до года и от года до времени обследования — характеристика крика ребенка в раннем младенческом возрасте, формирование и особенности проявления голосовых реакций, основные этапы речевого и моторного развития.

1.2. Социальные условия — семейное (с кем находится дома; здоровье и взаимоотношения родителей, их отношение к ребенку) или общественное воспитание (тип учреждения, в котором воспитывается ребенок), речевое окружение.

1.3. Результаты медицинского обследования — состояние слуха, носовой полости, носо- и ротоглотки; наличие острых и хронических заболеваний органов голосообразования (ангина, ларингит, острый бронхит, тонзиллит и т. п.); перенесенные заболевания. Особое внимание обращается на сведения об инфекционных и соматических заболеваниях ребенка, которые могли бы обусловить общую астенизацию организма или принять хронические формы.

2. Аудитивный метод обследования состояния голоса представлен в таблице 5.

Таблица 5

Аудитивным методом оцениваются следующие характеристики.

1. Сила и динамический диапазон голоса

а) голос тихий — громкий;

б) возможность изменять его по силе — от слабого до громкого и наоборот.

2. Звучание голоса по качественным признакам:

а) голос звонкий — глухой;

б) голос осиплый — чистый.

Для количественной оценки чистоты звучания голоса подходит шкала, принятая Союзом Европейских фониатров:

0 — нормальный, 1 — глуховатый, 2 — осиплость слабой степени, 3 — осиплость средней степени, 4 — осиплость сильной степени, 5 — афония, 6 — утрата функции гортани после ее удаления или после травмы.

3. Оценка интонации:
  мелодика

а) голос низкий — высокий;

б) монотонный — модулированный (доступность звуковысотных изменений, т. е. понижения и повышения тона).

  темп речи

а) быстрый — медленный;

б) способность ускорять или замедлять темп.

  ударение

интенсивность звучания в речи отдельных слогов.

  тембр а) голос звонкий — глухой;

б) звучный — тусклый;

в) назализованный — чистый.
   
           

3.Речевое дыхание
1. Определение типа дыхания
Материал для исследования:состояние покоя, при котором ребенок может сидеть, лежать, стоять.
Процедура: Ребенку предлагается спокойно посидеть, постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания.
Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Руки логопеда будут проверять, как ты дышишь».
2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание
Инструкция:
«Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».
Вдохни носом (понюхай цветок) - выдохнуть носом (2-3 раза). Рот при этом закрыт.
Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2-3 раза).
Вдохни ртом (как рыба) - выдохни ртом (погрей руки).
Вдохни ртом, а выдохни носом.
3. Исследование целенаправленности воздушной струи
Материал для исследования:
пузырек, ватный шарик, маленькая свечка для дня рождения.
Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть».
- Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.
- Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек засвистел.
- Вот свеча, ее зажгли в день рождения ребенка. Задуй свечу с первого раза.
4. Исследование силы воздушной струи.
Материал для исследования: граненый карандаш, губная гармошка.
Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть».
- Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на него так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой.
- Вот губная гармошка, подуй в нее сильно, чтобы появился звук.
Критерии оценки:
4 балла - диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.
3 балла - диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха.
2 балла - диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.
1 балл - верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох.
0 баллов - задание не выполняет.
5. Исследование особенностей фонационного дыхания.
1) Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов.
Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить предложение.
Инструкция: «Послушай внимательно предложение и повтори его. Старайся сказать предложение плавно, на одном выдохе».
1. Девочка рисует цветок.
2. Девочка рисует цветок карандашами.
3. Девочка рисует красивый цветок карандашами.
4. Девочка рисует красивый цветок цветными карандашами.
2) Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки.
Процедура:
ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить чистоговорку. Экспериментатор показывает образец выполнения задания.
Инструкция: «Послушай внимательно чистоговорку. Сделай вдох носом и на выдохе произнеси ее, как я».

Жу-жу-жу - я все лужи обхожу.
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ко-ко-ко - мне до речки далеко.
3) Воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда.
Инструкция: «Посчитай от одного до десяти на одном выдохе».
4) Воспроизведение короткого стихотворения.
Процедура: при прочтении короткого стихотворения фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и дыхания. Определяется также дискоординация фонации и дыхания.
Инструкция: «Прочитай стихотворение красиво, выразительно, с паузами, как на празднике».

Наша Таня громко плачет, Осень наступила,
Уронила в речку мячик. Высохли цветы.
Тише, Танечка, не плачь, И глядят уныло
Не утонет в речке мяч. Голые кусты.

 

Критерии оценки:
4 балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший.
3 балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания ограничен.
2 балла - речь на выдохе, но ослаблен речевой выдох.
1 балл - речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации.
0 баллов - не справляется с заданиями.

Таким образом, в целом в программу обследования включается несколько компонентов.

Очень важные сведения о состоянии голоса ребенка и о владении им интонацией дают наблюдения за его поведением и во время собственно логопедических занятий, и в среде сверстников — в процессе игр, на прогулках, в различные режимные моменты, т. е. в любой непринужденной ситуации и в беседах на различные доступные ребенку темы.

При достаточно большом количестве известных в настоящее время инструментальных и объективных методов исследования, аудитивный метод оценки голоса по-прежнему остается главным и ведущим. Тренированное ухо специалиста способно улавливать малейшие оттенки нарушенного голоса, по которым ставится диагноз, часто более точный, чем при клиническом обследовании.(Лаврова)

Изучение данных

Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами - нарушение фонетической стороны речи и ее ритмико - мелодико- интонационной окраски. В клинической характеристике дизартрии обнаруживается общность двигательного и речевого расстройства, т. е. патология эфферентной и афферентной регуляции процессов рече - и голосообразования.

Нарушение мелодико-интонационных расстройств является основным признаком дизартрии, влияет на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность речи ребенка.

Причина нарушения голоса при дизартрии — патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Несмотря на различие клинической картины, можно выявить некоторые общие закономерности нарушения голосовой функции.

Так, причиной эфферентного нарушения является ограниченность произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксия, нарушения тонуса, гиперкинезы. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.

При изучении анамнестических данных мы использовали медицинскую карту ребенка и проводили беседу с родителями ребенка. В медицинской карте дошкольника смотрели общеепсихомоторное развитие ребенка от момента рождения до года и от года до времени обследования и результаты медицинского обследования (состояние слуха, носовой полости, носо- и ротоглотки; наличие острых и хронических заболеваний органов голосообразования (ангина, ларингит, острый бронхит, тонзиллит и т. п.). Особое внимание обращали на сведения об инфекционных и соматических заболеваниях ребенка, которые могли бы обусловить общую астенизацию организма или принять хронические формы. Изучали заключения врачей (врача-педиатра, врача- отоларинголога, фониатра, невропатолога  и др), чтобы иметь сведения о возникновении и течении нарушения.

Поскольку речь — сложный психофизиологический процесс, очень важно получить данные о состоянии центральной и периферической нервной системы.

В беседе с родителями тщательно собирали сведения об анамнезе ребенка, когда впервые появились жалобы на изменения голоса, их причину. Знание условий жизни ребенка, режима и отдыха дошкольника дает дополнительные представления о характере нарушения. Выясняли  основные этапы речевого и моторного развития и социальные условия жизни дошкольника.

Голосовые качества оцениваются по таким показателям, как атака звука, охриплость, падение силы и звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывы звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение. Определяется также тип дыхания. Оценка голоса ребенка происходит значительно сложнее, чем голоса взрослого, так как взрослые осознают свое нарушение, охотно о нем говорят, высказывают массу жалоб и  перечисляют разнообразные признаки голосового дефекта. В процессе предварительной беседы надо правильно выделить признаки, актуальные именно для данного расстройства. Обследование детей требует особого подхода.

Дошкольники обычно не осознают нарушений своего голоса, они как бы «не слышат» себя и никаких жалоб не предъявляют, ничего определенного о развитии своего дефекта рассказать не могут. Не всегда нарушенный голос ребенка замечают родители и педагоги.(стр37Лаврова)

Зависимость голоса человека от его эмоционального состояния не требует доказательств, поэтому и о голосе ребенка можно получить наиболее полное представление только при условии хорошего контакта с ним, его доверия к логопеду и заинтересованности в занятиях. Многократные и разнообразные по форме приемы обследования позволяют выявить картину функционального состояния голосового аппарата.(Лаврова)

Аудитивная оценка голоса проводится в беседах с детьми в непринужденной обстановке, во время наблюдений за ними в режимные моменты или в играх со сверстниками и, конечно, при целенаправленном обследовании.(Лаврова)

Обследование речевого дыхания проводилось по методике Е.Ф. Архиповой.

Мы начинали обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Смотрели характер дыхания ребенка в покое и при речи. Визуально определяли характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом.
    Выделяют 3 типа дыхания:
- поверхностное
- грудное
- нижнереберное.
      При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются.

При грудном - расширяется грудь на вдохе.

При межреберном (диафрагмальном) - при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот.

Нижнереберное, диафрагмальное дыхание считается наиболее физиологичным.

Принимая во внимание тесную связь голосовой и психической функций, следует учитывать настроение детей, знать особенности их обычного поведения. Если ребенок вял, плаксив, обследование в такой момент проводить не стоит.(Лаврова)

При проведении логопедического обследования мы учитывали все эти факторы.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.03 с.)