Глава 1. Современные представления о нарушениях голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Современные представления о нарушениях голоса у детей дошкольного возраста с дизартрией.



1.1Теоретические основы механизма голосообразования.

Процессы становления науки, посвященной проблемам изучения голоса, прослеживаются со времен глубокой древности.

Исторические источники сохранили для нас имя Демосфена (ок. 384—322 гг. до н.э.), сумевшего устранить с помощью специальных тренировок дефекты собственной речи и ставшего затем известным оратором. Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.), Гален (ок. 130 — ок. 200) изучали недостатки речи и делали попытки описать строение гортани.(лаврова)

В России разработке основ фониатрии посвятили свои труды Е. Н. Малютный, И. И. Левидов, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов (1920—1940-е гг.), М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев (1940— 1950-е гг.).

На этот счет существует несколько теорий.

Вопрос о механизме голосообразования до настоящего времени нельзя считать разрешенным. Впервые попытка объяснить его была сделана А. Ферейном (A. Ferrein) в 1741 г, который считал, что фонация—результат вибрационных движений голосовых складок в вертикальной направления под действием давления воздушной струн во время выдоха. Ludwig Job (1839) на созданных им моделях гортани и данных, полученных в опытах на трупах, н Lermoyer (1886 г.) на основании опытов на трупах подтвердили экспериментальные концепция, сформулированные Ферейном. (http://meduniver.com/Medical/Neurology/1241.html)

С момента изобретения М. Гарсия, метода ларингоскопии, начала развиваться миоэластическая (от греч. mys [myos] 'мышца', elastikos 'упругий, гибкий') теория, согласно которой голосовые складки колеблются в результате прохождения между их сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого дыхательным аппаратом. В соответствии с данной теорией голосовые складки колеблются, как упругие перепонки, а частота колебаний определяется их эластическими свойствами. При этом активными факторами служат давление воздуха в трахее, живая игра и тонус внутренних мышц гортани. Высота основного тона зависит от силы выдыхаемой струи воздуха. Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает внутритрахеальное и бронхиальное давления на определенном уровне, необходимом в соответствии с различными условиями голосообразования. По мере повышения и усиления звука подскладочное давление увеличивается, и наоборот. Действующей силой в процессе голосообразования является воздушная дыхательная струя, а голосовые складки пассивно колеблются под ее напором.(Лаврова)

Эта теория не объясняет некоторых явлений. Например, не ясно, почему при таком заболевании, как функциональная (психогенная) афония, голосовые складки иногда смыкаются достаточно хорошо, но звук не образуется.(Лаврова)

Идеи этой теории разделили и наши отечественные исследователи и мы находим ее отражение в работах Л.Б.Дмитриева, С.Л.Тапталовой, Е.С.Алмазовой, Н.И.Жинкина и др.

Эта теория не объясняет некоторых явлений. Например, не ясно, почему при таком заболевании, как функциональная (психогенная) афония, голосовые складки иногда смыкаются достаточно хорошо, но звук не образуется.(Лаврова)

В противовес миоэластической теории колебаний голосовых складок французский физиолог Р. Юссен в 50-х гг. прошедшего столетия выдвинул нейрохронаксическую, или нейромоторную, теорию голосообразования. Голосовые складки не пассивно колеблются под действием воздуха, апериодически сокращаются и расслабляются под влиянием нервных импульсов, поступающих из коры головного мозга по нижнегортанному нерву. Сокращение мышц голосовых складок - активный процесс. Частота нервныхимпульсов, идущих к голосовой мышце по нижнегортанному нерву, равна частоте колебаний голосовых складок и соответствует частоте основного тона голоса человека.

Таким образом воздушная струя образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок миоэластическая теория), а материалом, из которого генерируется звук

Сторонники этого движения отводят самостоятельную роль голосовым складкам. Теория Р. Юссена и по сей день имеет своих приверженцев и противников.

Профессор Н. И. Жинкин на основании долгих исследований сделал вывод, что миоэластическая и нейро-хронаксическая теории дополняют одна другую. (Лаврова)

В 1962 г. испанский фониатр Й. Перейо (J. Perello) представил собственную теорию фонации — мукоондулаторную (от греч. mucusa 'слизистая оболочка', ondulatore 'волна'). По мнению автора, колебания голосовых складок — это волнообразное скольжение покрывающей их слизистой оболочки из подскладочного пространства вверх и спереди назад по краю голосовых складок. Перед тем как погаснуть одной волне, возникает следующая, и так далее. Эти движения слизистой оболочки были хорошо видны на цветной пленке, которую ученый демонстрировал на одном из конгрессов Союза Европейских фониатров.
Однако мукоондулаторная теория не получила широкого распространения. Хорошо известно, что болезненные изменения слизистой оболочки гортани даже при непродолжительных простудах влияют на качество голоса.

Теоретические основы механизма голосообразования представлены в таблице 1.

Таблица1.

Автор теории Теория Теоретические основы механизма голосообразования
А. Ферейн Миоэластическая Объясняют механизм голосообразования колебанием голосовых складок, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и легких
Р. Юссен Нейрохронаксическая, или нейромоторная Частота колебаний голосовых складок, как полагает ученый, соответствует частоте импульсов, проходящих через нижний гортанный нерв, и подчиняется регулирующим механизмам.
Н. И. Жинкин   Миоэластическая и нейро-хронаксическая теории дополняют одна другую.
Й. Перейо Мукоондулаторная теория По мнению автора, колебания голосовых складок — это волнообразное скольжение покрывающей их слизистой оболочки из подскладочного пространства вверх и спереди назад по краю голосовых складок. Перед тем как погаснуть одной волне, возникает следующая и так далее.

Голос — уникальное явление не только физиологическое или акустическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства для людей огромного числа профессий — педагогов, актеров, политических деятелей и др.

Необходимость совершенствовать голос, исправлять его врожденные или приобретенные недостатки побуждает разные науки изучать голосовую функцию, ее определяющие характеристики, возможности и особенности.(Лаврова)

Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых связок.

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей и подростков. В детском возрасте, который характеризуется пониженной устойчивостью нервной системы к неблагоприятным воздействиям, неправильное использование голосового аппарата может привести к стойким нарушениям голоса.

Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть «голосовой щелью». При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща (рис. 1). (Таптапова)

В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при этом не замыкают полностью просвет гортани. В момент фонации, т. е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений (рис. 2).

При продуцировании шепота голосовые складки раскрыты, не колеблются, а выходящий из легких воздух встречает сопротивление органов артикуляции в виде щелей и смычек, что вызывает специфический шум.(таптапова)

Голосообразовательная функция гортани в большинстве случаев является произвольным актом, реже — непроизвольным. У человека она имеет особое значение, так как связана с речевой функцией. Голос представляет собой совокупность звуков, образующихся при помощи голосового аппарата, и, как правило, является произвольным процессом, который подчинен человеческому сознанию. Реже голос может быть и рефлекторным, когда звук воспроизводится без осмысленного желания, например крик от неожиданной боли или испуга.

Механизм голосообразования весьма сложен. В нем принимает комплексное участие весь дыхательный аппарат, начиная от легких и кончая носом, так как с анатомической стороны обе они выполняются одними и теми же органами.

Гортань напоминает собой язычковый духовой инструмент, в отличие от которого голосовые складки могут менять свою длину, форму и т. д. Глотка, носоглотка, рот, нос и его придаточные пазухи в совокупности представляют собой резонатор, а легкие, бронхи и трахея—дыхательные меха.

Голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из легких и бронхов, на своем пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в результате чего и получается звук, который, однако, нельзя считать полноценным, так как он очень слаб и примитивен. Индивидуальную силу и тембр голос приобретает в так называемой надставной трубке, в которую входят гортанные желудочки, глотка, полости рта, носа и придаточных пазух, составляющие верхний резонатор. Нижним резонатором являются легкие и бронхи.(тапталова)

Возникающий в гортани звук характеризуется следующими признаками:

1. высотой голоса, которая зависит от частоты колебаний голосовых складок и регулируется их напряжением. Она является важнейшим средством передачи смысловой и эмоциональной информации при речевом общении людей;

2. громкостью голоса, или его силой, которая регулируется произвольно и зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок. Сила голоса измеряется в децибелах;

3. тембром, или окраской звука, что является существенной характеристикой качества голоса. Тембр зависит от формы колебаний голосовых складок, числа и выраженности обертонов в определенном звуке, которые и придают голосу индивидуальную окраску. Тембр голоса может иметь возрастные особенности и зависит от того, что к основному тону примешиваются различные обертоны. Кроме того, тембр может изменяться от состояния надставной трубки;

4. диапазоном, т. е. количеством тонов, которое дает голос. С возрастом диапазон постепенно увеличивается. Певческий голос взрослого в среднем дает две октавы звуков.(тапталова)

Для формирования полноценного общения голоса необходима взаимосвязанная работа всех частей голосового аппарата. В настоящее время число детей с нарушением голоса не имеет тенденцию к снижению.

Таким образом, механизм голосообразования продолжает вызывать интерес у исследователей в связи с тем, что ни одна из существующих теорий не может полностью объяснить этот, столь важный для жизнедеятельности и здоровья человека, феномен как в норме, так и при патологии. (лаврова)

1.2 Современная классификация нарушений голоса у детей дошкольного возраста.

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей и подростков. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трахеи, сердца и сердечно - сосудистой системы, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса, а также правил общей гигиены, перенапряжение голоса, неправильная техника голосоподачи, снижение слуха.

Указанные этиологические факторы приводят к органическим и функциональным нарушениям голоса, между ними бывает трудно провести четкую границу, поэтому такое деление в некоторой степени условно. [Алмазова]

Органические нарушения голоса - патология голоса, возникающие вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата. [Волкова]

Функциональные нарушения голоса - наиболее распространенные и многообразные, они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. [Волкова]

Эта условная дифференциация расстройств голоса на органические и функциональные нарушения имеет значение для выбора методов фониатрического лечения и прогноза логопедических занятий. Так называемые функциональные расстройства связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани, голосовых складок, поэтому в результате логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, голосовых складок, надставной трубы, поэтому возможно восстановление коммуникативной функции голоса, но его качество по силе, высоте и тембру в большей или меньшей степени отличается от нормального звучания голоса.

Анализируя медицинский аспект расстройства голоса, мы учитываем:

а) какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой);

б) какой отдел анализатора нарушен (периферический или центральный);

в) каков характер нарушения (расстройства органического или функционального характера) (табл. 1). [Алмазова]

Кроме того, отмечается время появления дефекта. Большинство органических и функциональных нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма, формирования личности ребенка, его речевой функции. Исключение составляют центральные органические нарушения голоса, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными (афония, дисфония при анартрии, дизартрии), а также периферические нарушения голоса, связанные с врожденным дефектом мягкого нёба (ринолалия), дисфония при врожденной глухоте. Почти все функциональные нарушения голоса приобретаются ребенком или в процессе формирования речи, или уже после того, как речь сформирована. Некоторые расстройства голоса проявляются в сочетании с речевым дефектом (дизартрия, ринолалия, нарушения речи при снижении слуха). [Алмазова]

Представленные в таблице данные позволяют сделать предварительный вывод об анатомо-физиологическом механизме расстройств голоса. С одной стороны, последние связаны с нарушением координационной деятельности трех систем — резонаторной, дыхательной и голосообразующей. С другой стороны, изменяются анатомические условия фонации (строение и функция голосовых складок, ротоносоглоточного резонатора).

Данные об основных классификациях расстройствах голоса у детей и подростков представлены в таблице 2.[Алмазова]

 

 

Таблица 2.

 

Органические расстройства

 

Функциональные расстройства

  Централь-ные

Периферические

Централь-ные

Периферические

Медицинский аспект Псевдобульбарный паралич Патологоанатомические изменения в гортани

Патологоанатомические

изменения в

надставной трубе

Снижение слуха Неврозы Перенапряжение голоса Патологическая мутация
Логопедический аспект Афония, дисфония при анартрии, дизартрии Афония, дисфо- ния

Ринолалия,

ринофония

Дисфония, ринофония Истерическая (гипокинетическая) афония и дисфония Гиперкинетическая афония и дисфония Персистирующий фальцетный голос, преждевременная мутация, затянувшаяся мутация, извращенная мутация
Психологический аспект

Снижение коммуникативной функции речи,

нарушение эмоционально-волевой сферы

                 

Логопедический аспект классификации называет и вскрывает сущность того или иного расстройства голоса. Основные нозологические единицы — афония, дисфония, ложносвязочный голос, ринолалия и ринофония. Каждая из форм нарушений голоса своеобразно проявляется в виде расстройства высоты, силы, модуляций голоса и ритмико – мелодико - интонационной стороны речи. Своеобразие нарушения зависит от ряда факторов: степени нарушения, какой отдел анализатора пострадал, когда возникло нарушение, как комбинируется данное расстройство с речевым и т.д. [Алмазова]

Психологический аспект классификации учитывает влияние расстройства голоса на коммуникативную функцию речи ребенка, на особенности его личности. Наблюдается снижение коммуникативной функции речи в связи с трудностями общения при отсутствии или нарушении голоса. Дети стесняются своего голоса, подчас общаются мимикой, жестами, иногда задания учителя выполняют только в письменной форме. Появляются и отклонения в эмоционально - волевой сфере — своеобразные черты характера: неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, негативизм и т.д. В дальнейшем эти характерологические особенности накладывают отпечаток на трудовую и личную жизнь больных. [Алмазова]

Таким образом, рассмотрение органических и функциональных расстройств голоса в ином аспекте — с точки зрения нарушения качества голоса — позволило составить качественную характеристику нарушений голоса, что дает возможность более точного диагностирования расстройства и дифференцированного подхода к его устранению.

1.3. Распространенность и этиология голосовых нарушений при дизартрии у детей дошкольников

Несмотря на то, что вопросы по изучению нарушений голоса у детей дошкольного возраста при дизартрии имеет свою давнюю историю, до сих пор остаются интерес по изучению этой темы.

Многие исследователи: Е.В. Лаврова, Е.С. Алмазова, О.С.Орлова, Л.С.Волкова, М.В. Ипполитова и другие - занимались этим вопросом.

Дизартрия— нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга [Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.].

Особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико – интонационные расстройства. Они относят к основным и часто наиболее стойким признакам дизартрии. Именно они в наибольшей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей и даже семантическую структуру речи больного.

Нарушения голоса обусловлены парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, изменениями их мышечного тонуса и ограничением подвижности. При этом наибольшее значение имеет паретичность мышц гортани. В особенности это относится к перстнещитовидным мышцам, натягивающим истинные голосовые связки. При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным.

Антагонистами мышц, натягивающих голосовые связки, являются грудино-щитовидные мышцы, которые при своем сокращении опускают гортань, уменьшая тем самым натяжение истинных голосовых связок. Для нормального голосообразования необходима согласованная работа этих двух групп мышц.

(Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда

. —— М.: Просвещение, 1985.)

Движения гортани тесно связаны с движениями языка, нёба, нижней челюсти. Поэтому при тяжелой спастичности указанных мышц и резком ограничении их движений обычно наблюдаются выраженные нарушения голоса.

Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может нарушать возможность вибрации голосовых связок, что будет затруднять процесс образования звонких согласных. Звонкие согласные в этих условиях будут заменяться глухими.

Вибрация голосовых связок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата. Сила голоса в этих условиях становится минимальной. Ипполитова М. В

В клинической характеристике дизартрии обнаруживается общность двигательного и речевого расстройства, т. е. патология эфферентной и афферентной регуляции процессов рече - голосообразования. Неоднородность клинической картины дизартрии выявляет своеобразие голосового нарушения при данном речевом расстройстве. (Алмазова. ПанченкоИ.И.)

Причина нарушения голоса при дизартрии - патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Несмотря на различие клинической картины, можно выявить некоторые общие закономерности нарушения голосовой функции. Так, причиной эфферентного нарушения является ограниченность произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксия, нарушения тонуса, гиперкинезы. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.(Алмазова0

Е.С Алмазова выделяет следующие клинические формы дизартрии на основе ведущего синдрома поражения речевой моторики:

1) спастико-паретическая,

2) спастико-ригидная,

3) спастико-гиперкинетическая,

4) спастико-атактическая,

5) атактико-гиперкинетическая.

Данная классификация разработана с учетом особенностей деятельности центральной нервной системы. Кора головного мозга функционирует в неразрывной связи с экстрапирамидной системой (подкорковыми образованиями), ретикулярной формацией и мозжечком. Поражение экстрапирамидной системы на любом уровне приводит к нарушению произвольных движений, в том числе и артикуляционной моторики. Учитывая тесную функциональную зависимость различных уровней экстрапирамидной системы, выделение смешанных форм дизартрии можно считать оправданным.

При спастико-паретической форме дизартрии наблюдается значительное снижение силы и амплитуды произвольных артикуляционных движений. Чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов. Подобная дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы и тембра голоса.

Наиболее характерным для данной формы дизартрии являются:

1) слабость артикуляционных и дыхательных мышц, особенно диафрагмы, гипокинезия гортанных мышц;

2) паретичность язычной, губной мускулатуры, мягкого нёба.

Таким образом, при спастико-паретической форме дизартрии наблюдается дискоординация в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, спастичность или паретичность голосовых складок, что приводит к тяжелому нарушению голоса и речи, вследствие этого нарушается ритмико-мелодико-интонационная окраска речи, ухудшаются разборчивость и внятность.

При спастико-ригидной форме дизартрии наблюдается значительное изменение мышечного тонуса наряду с явлениями спастического пареза. При попытках произвольной речи резко возрастает мышечный тонус в артикуляционном, дыхательном и голосовом аппарате.

Наиболее характерными признаками данной формы дизартрии являются:

1) напряженность дыхательных мышц;

2) гиперкинезия гортани;

3) спастический парез в язычной, губной мускулатуре, мягком нёбе, что приводит к монотонности, назализации голоса.

Таким образом, при спастико-ригидной форме дизартрии ритмико-мелодико-интонационная сторона речи страдает в связи с асинхронностью в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, что связано с напряжением фонаторной мускулатуры.

При спастико-гиперкинетической форме дизартрии явления спастического пареза сочетаются с атетоидными и хореическими гиперкинезами. Артикуляционные движения беспорядочны, хаотичны, нелокализованы, аритмичны.

Голосовые расстройства при экстрапирамидных нарушениях описал М. Зееман, назвав их экстрапирамидным фонаторным синдромом.[Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962.] М. Зееман отмечает характерное нарушение дыхания, голоса и всей мелодической окраски речи при указанном синдроме. Так, дыхание, обычно укороченное, при аффективном состоянии больного ускоряется, появляется асинхронность между грудными и брюшными дыхательными движениями (напоминает дыхание при заикании). Голос изменяется по силе и длительности звучания в связи с гиперкинезией или гипокинезией гортани, нарушением дыхания. Наблюдается заметное сокращение фонаторного периода — голос замирает через 3-5 с, больной делает частые вдохи. Тембр голоса приобретает носовое звучание в связи с отодвиганием поднятого мягкого нёба от задней стенки глотки. Но, как отмечает М. Зееман, ринофония не носит постоянного характера, увеличивается к концу фразы или к концу фонации. Для такой речи характерна монотония, монодинамия и нарушения темпа (его ускорение или замедление), поэтому во избежание диагностических ошибок необходима дифференциальная диагностика с заиканием. Кроме того, голос может быть афоничным или дисфоничным с ларингеальной гиперфункцией1, глухим, чрезмерно громким, трудно управляемым. Певческим голосом эти дети обычно не владеют, петь не могут.

Наиболее характерными признаками спастико-гиперкинетической формы дизартрии являются:

1) гиперкинезы дыхательной мускулатуры, которые вызывают ее напряжение или, наоборот, слабость, вялость; следствие этого явления — слабый, тихий голос, постоянно истощающийся, прерывистый;

2) дискинезия гортани, что обусловливает, с одной стороны,

сдавленность голоса, а с другой — его тремолирование и вибрирование;

3) спастический парез язычной, губной мускулатуры в сочетании с гиперкинезами, что придает голосу монотонный оттенок с выкриками и повышением голоса; фонетическая сторона речи страдает обычно незначительно.

Таким образом, при спастико-гиперкинетической форме дизартрии потенциальные возможности голосообразования значительно выше, чем их реализация в речевом потоке. В процессе произвольной фонации усиливаются гиперкинезы, в связи с чем звонкость голоса редуцируется, сила его истощается и уменьшается разборчивость речи. Мелодико-интонационная сторона речи страдает в значительной степени и с трудом поддается коррекции.

При атактической форме дизартрии артикуляционные движения теряют свою точность, координированность. На фоне понижения (гипотонии) мышечного тонуса может наблюдаться его повышение. Речь скандированная, несколько замедленная. Голос монотонный, немодулированный, прерывистый, хриплый. Звуковысотные модуляции и изменения по силе недоступны, при неречевой фонации голос сильный, звонкий.

Итак, дисфония при различных формах дизартрии у детей характеризуется своеобразным и сложным нарушением высоты, силы и тембра голоса со многими нейродинамическими наслоениями. Характеристика дизартрии осложняется клиническими синдромами детского церебрального паралича. Основной причиной расстройства голоса в одних случаях является асинхронность в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а в других — паретичность движений голосовых складок и артикуляционной моторики. (Алмазова)

Из вышесказанного следует, что изучение нарушений голоса может быть важным диагностическим признаком определения формы дизартрии у детей.

Таким образом, основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.078 с.)