Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные методы диагностики, терапии и коррекция голосовых дефектов.
Детей с нарушениями голоса необходимо обследовать с помощью специальных методов. Результаты такого обследования позволяют планировать терапевтические мероприятия. Эффективнее всего такие обследования проводить комплексно специалистами разного профиля. Комплексное обследование детей с нарушением голоса группой специалистов позволяет скоординировать их усилия и сделать последние более эффективными. Кроме ларинголога и логопеда входят в качестве постоянных членов или консультантов следующие специалисты: педиатр, невропатолог, психиатр, психолог, аудиолог, воспитатель, музработник сада. Диагностика нарушений голоса складывается из данных анамнеза, объективного осмотра и дополнительных методов исследования. Для определения состояния голоса необходимо провести тщательное обследование голосового аппарата. Существующие в настоящее время методы исследования (в большей части относятся к области медицины): 1) клинические методы исследования 2)инструментальные методы исследования. Методы исследования и его применение, положительные и отрицательные стороны этих исследований представлены в таблице 3. Таблица 3
После медицинского обследования должны провести и психологическое обследование.
Психологическое обследование проводит психолог. Оно направлено на выявление особенностей пациента, связанных с нарушением коммуникативной функции, изучение характера дошкольника и его особенности. В психологическое обследование входит: 1)уровень тревожности 2) изучение факторов невротизма 3)изучение самооценки личности 4)изучение самооценки к своему голосовому дефекту 5) определение типа личности и т.д. Психолог составляет психолого-педагогическую характеристику на ребенка. После психологического обследования проводит логопед свое диагностику голосовых нарушений. Несмотря на сложность работы логопеда по развитию голоса и речи с детьми, результаты логопедических занятий дают положительный эффект благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма. Занятия должны быть доступны, целенаправленны и просты. Чтобы дети не уставали, количество упражнений должно быть минимально. Целесообразно чередовать логопедические и фонопедические упражнения с игрой. (тапталова0 Однако ему самому следует тщательно собрать анамнез, выяснить у родителей ребенка, когда впервые появились жалобы на изменения голоса, их причину, а также провести психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Это поможет логопеду лучше представить картину развития ребенка, найти пути и средства, наиболее рациональные для восстановления голоса. (лаврова)
Сведения о ребенке: много ли кричал или плакал в раннем детстве; имело ли место какое-либо нарушение дыхания; был ли ребенок шумным и болтливым; много ли кричит и визжит во время игр; как сам ребенок относится к нарушению своего голоса; поет один или в хоре; участвует ли в драмкружке, в массовых мероприятиях; приходится ли ему много говорить в шумной обстановке; есть ли у кого-либо из членов семьи нарушения голоса, речи или слуха. (Зайцева Л.А) При обследовании также определяется тип дыхания (верхнереберное, нижнереберное, смешанное). Исследуется артикуляционная моторика (внешняя и внутриглоточная). Поскольку речь — сложный психофизиологический процесс, очень важно получить данные о состоянии центральной и периферической нервной системы. В ходе ознакомительной беседы необходимо выяснить, как сам заболевший ребенок относится к своему дефекту.(лаврова0 Аудитивная оценка голоса проводится в беседах с детьми в непринужденной обстановке, во время наблюдений за ними в режимные моменты или в играх со сверстниками и, конечно, при целенаправленном обследовании. Голосовые качества оцениваются по таким показателям, как атака звука, охриплость, падение силы и звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывы звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение. Оценка голоса взрослых происходит значительно легче, чем голоса детей.(тапталова) Экспериментальные задания предлагаются ребенку в игровой форме, которая должна соответствовать его возрастным возможностям и интересам. Выполняя их, дети демонстрируют звучание голоса при произнесении гласных, слогов, слов, отдельных предложений, в свободном рассказе, при повторении стихотворений, во время участия в организованных инсценировках. Речевой материал для выявления состояния голоса должен содержать максимальный набор гласных, сонорных и звонких согласных звуков.(лаврова) После проведения полного первичного обследования детям назначают медикаментозное лечение, лечебно-физкультурные занятия и проводят коррекционные мероприятия с детьми по восстановлению голоса. Основоположниками отечественного развития научных проблем в области физиологии и патологии голоса считаются Е. Н. Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, И. И. Левидов, М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины и развитие расстройств голосового аппарата, типы дыхания и значение дыхательной системы для правильного голосообразования. И хотя исследования были направлены на изучение вокального голоса, они имели большое теоретическое и практическое значение для постановки и устранения дефектов речевого голоса. При теоретическом изучении литературы мы выделили несколько направлений по восстановления хронических голосовых нарушений, среди применявшихся в разные годы методов и представали в виде таблице 4. Таблица 4.
Методики восстановления голоса при различных его нарушениях описаны С. Л. Таптаповой (1962, 1977, 1984), Е. В. Лавровой(1975, 1977, 1984), О. С. Орловой (1978, 1981, 1985).
Материалы экспериментальных исследований Н. И. Жинкина, М. С. Грачевой, В. П. Морозова, Л. Б. Дмитриева, С. Л. Таптаповой, Е.С. Алмазовой используются в практической работе логопеда. Устранение нарушений голоса осуществляется комплексно. В этом процессе принимает участие врач - фониатр, который осуществляет медикаментозное, физиолечение, по показаниям - хирургическое лечение. Логопед на основании медицинского заключения проводит коррекционные индивидуальные занятия. Если голосовые нарушения сопровождаются серьезными нервно-психическими расстройствами, дополнительно проводится психотерапевтическое лечение врачом-психотерапевтом. Обязательно начинать восстановление голоса с психотерапии, которая предполагает индивидуальный подход к больному ребенку с учетом его возраста, особенностей личности, течения заболевания, характера нарушения голоса и речи. Это способствует перевоспитанию личности ребенка, стимулирует его на преодоление трудностей, а также помогает сознательно активно включиться в процесс восстановления голоса. Психотерапия с данными детьми проводится в форме бесед, при этом устанавливается личный и рабочий контакт.
Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз. В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии, «однако всегда функционально объединенных на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент».(тапталова) Второй задачей является ликвидация патологического способа голосования, т. е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности».(тапталова) Для реализации этих задач требуется: 1. активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани; 2. предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, т. е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах; 3. положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций; 4. восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т. е. непосредственно самой фонации; 5. восстановление координации дыхания и фонации. В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы: 1. рациональная психотерапия; 2. коррекция физиологического и фонационного дыхания; 3. тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями; 4. автоматизация восстановленной фонации. Перед началом занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как он относится к своему дефекту. Это позволяет правильно выбрать тактику поведения и приемы убеждения. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной работы. Обучающегося необходимо убедить в обратимости нарушения, вселить бодрость, надежду на успех восстановления и одновременно поставить перед ним условие активного включения в восстановительный процесс. Механическое выполнение упражнений не приведет к положительному результату. Психотерапевтическая направленность осуществляется на протяжении всего обучения. Следует заранее предупредить, что в некоторых случаях функция голосового аппарата не полностью восстанавливается, не всегда голос достигает нормы. Но обязательно увеличивается его сила, звучность, исчезает утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется дыхание.
Положительный результат логопедической работы достигается благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма к восстановлению утраченной функции. У ребенка эти возможности выше, чем у взрослых, и утраченная функция восстанавливается быстрее и лучше при создании соответствующих благоприятных условий развития, воспитания и обучения. Так, у детей с органическими нарушениями голоса в результате логопедических занятий роль деформированных или отсутствующих истинных голосовых складок берут на себя ложные складки, образуя ложносвязочный голос. Методика занятий при расстройствах голоса меньше всего разработана в логопедии. В последнее время над разрешением этой проблемы начали совместно работать логопеды, врачи-отоларингологи и фониатры. По мнению ряда авторов, органические нарушения голоса (афония и дисфония при различных формах дизартрии и анартрии) представляют наибольшую трудность в лечении. Восстановление голоса требует от больного упорства, энергии. Большое значение имеет психотерапия, прослушивание магнитофонных записей, исследование акустических свойств голоса. Восстановление голоса начинается с артикуляционных и дыхательных упражнений. Вновь полученный голос укрепляется в пении, жужжании. Даются упражнения для развития высоты, силы, тембра голоса. (Алмазова) Таким образом, доступная нам литература посвящена главным образом проблеме восстановления функциональных расстройств голосообразования у взрослых. Отоларингологи, фониатры и педагоги-вокалисты, занимающиеся реабилитацией этих больных, указывают на необходимость комплексной терапии — медикаментозной, физиотерапевтической и ортофонических упражнений. Что касается органических нарушений голоса у детей, то имеются лишь единичные клинические наблюдения, практически не разработаны целесообразные и щадящие пути восстановительного обучения. Между тем без специальных логопедических занятий эти дети редко овладевают звучной речью, что ограничивает возможности их общения, задерживает полноценное развитие личности. В процессе педагогического эксперимента специалисты пришли к выводу, что комплексный медико-педагогический и логопедический подход к нарушениям голоса создает наиболее благоприятные возможности для воздействия на личность ребенка и восстановления его голосовой функции посредством сочетания ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий. Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что возникает настоятельная необходимость в преодолении встречающихся у детей расстройств голоса и разработки методики восстановления голоса (восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани)в структуре логопедической работы по устранению дизартрии у детей дошкольного возраста. Задача эта может быть решена на основе осуществляемой рядом специалистов правильной диагностики и использования адекватного метода преодоления дефекта.
ГЛАВА2. Экспериментальное изучение состояния голоса
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.123 (0.019 с.) |