Отпускание через понимание страдания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отпускание через понимание страдания.



Когда люди медитируют, то зачастую прилагают слишком много усилий и в итоге лишь бьются на одном месте. Отсутствие прогресса не всегда связано с недостатком усилий или мотивации, или с тем, что вы провели мало времени на подушке или дорожке для медитации. Порой это происходит оттого, что мудрость недостаточно остра для преодоления проблемы, и если бы её у вас было чуть больше, вы бы меньше страдали и намного быстрее достигали глубоких состояний. Поэтому развитие дара мудрости чрезвычайно важно.

Первая из Четырёх Благородных Истин, изложенных в Дхаммачакка паваттана сутта – это истина о страдании (СН 56:11). Вы должны сосредоточить свой дар мудрости на этом страдании. Страдание просто есть; неважно, хотите ли вы его избежать или нет. Страдание – это природа мира, тела и ума. Не всегда всё идет так, как вам хочется. Хотя порой такое происходит, но всё же не так часто, как хотелось бы. Страдание, возникающее из-за разочарования в практике медитации – ощущение скуки, застревания на одном месте и прочее – это аспект Первой Благородной Истины. Разочарование, невозможность получить то, чего хочется от жизни – в сущности, пять кхандх – это всё страдание. Поэтому не создавайте себе трудности и не говорите: «Всё не так; так не должно быть; я делаю что-то неправильное». Вместо этого остановитесь, сосредоточьтесь и напомните себе, что это просто природа вещей. Если медитация идёт не так, как вы хотите, или тело болит, или ум сонливый, помните: это лишь природа тела и ума.

Происходят удивительные вещи, когда вы познаете природу тела, ума и самой жизни. Когда вы понимаете, что всё есть природа и это лишь процесс причины и следствия, вы так же понимаете, что это не ваша проблема. Вы видите, что бесстрастность происходит из мудрости узнавания природы страдания в жизни: с этим ничего нельзя поделать, поэтому просто оставьте в покое. Когда вы оставляете всё в покое, то развиваете бдительную и осознанную психологическую установку, которая наблюдает, но не вовлекается. Если вы не пробуждаете делателя в трудные моменты, вы фактически превращаете плохую медитацию в причину будущего спокойствия. На самом деле вся работа практики медитации – это прикладывание усилия к тому, как вы переживаете что-то и не беспокоитесь о том, что вы переживаете. Сосредоточьтесь на том, как вы осознаёте препятствия, желание чего-либо и недоброжелательность, скуку и огорчение. Важно ваше личное отношение к ситуациям, с которыми вы сталкиваетесь при медитации, а не сами ситуации.

Чтобы создать правильное отношение, мы должны использовать нашу мудрость. Когда мы представляем, что наши переживания это всего лишь природа, у нас не возникает чувство страха, вины, огорчения или разочарования. Мы не теряем уверенности, если вдруг подумаем: «Я не могу этого сделать». Конечно, вы не можете этого сделать! Я тоже не могу медитировать. Всякий раз, когда Аджан Брахм начинает медитировать, он все портит. Но у меня достаточно мудрости, чтобы понимать, что если я сойду с пути, то между мной и тем, что я наблюдаю возникнет прекрасное и чистое пространство. И нет больше скуки или огорчения. Если же эти чувства все ещё присутствуют где-то на заднем фоне, вы их просто отпускаете. Вы не вовлекаетесь в них и не создаёте иные проблемы. Вы просто наблюдаете и собираете информацию.

Наблюдать и изучать.

Если у вас проблемы с вашим блуждающим или сонным умом, помните, что подобные негативные состояния происходят лишь для того, чтобы обеспечить бегство от страдания. Поскольку вы не возбуждены и не развлекаетесь, медитация может показаться скучной или даже утомительной. Ваша привычка – убегать. У нас всех есть свои стратегии побега. Но помните: когда вы убегаете, вы больше не учитесь, а лишь теряете время.

Важно наблюдать за своими реакциями на какие-либо ситуации. Такая практика мудра сама по себе и развивает дальнейшую мудрость, помогает вам глубже продвинуться в медитации. Всякий раз, когда происходит что-то неудовлетворительное – эти моменты вы и отслеживаете. Вам может быть скучно, вы расстроены или устали, или ничего не работает как надо. Вы не знаете, чем вам заняться, не можете оставаться в своей комнате, заниматься медитацией при ходьбе или вам нечего почитать. Это же здорово – просто понаблюдайте за своей реакцией на эти неприятности. Другими словами, это идеальная возможность, чтобы наблюдать, не реагируя. Вы наблюдаете и собираете информацию, потому что хотите понимать. Собирая информацию, вы начинаете учиться на своем опыте. Сам факт, что вы принимаете эти переживания – уже много стоит. Вот информация для понимания, удобрения для вашего сада.

Когда вы принимаете свои переживания, какими бы они ни были, то обнаруживаете, что не только учитесь на них, но внезапно от них и освобождаетесь. Вы больше не пытаетесь их контролировать, осознавая, что они вам не принадлежат. Поэтому если вам скучно, не присваивайте эту скуку. Если вы разочарованы или расстроены, не присваивайте своё разочарование и чувство расстройства. Что бы ни происходило, это лишь процесс причины и следствия, возникновение и уход ментальных и физических проявлений. Используйте свою проницательность и понимание Дхаммы, чтобы узнать эти страдания – а чего вы ещё ожидали? Если вы считаете, что избавитесь от них, придя в монастырь или на ретрит, то вы пришли не туда. На ретрите вы не спасаетесь от страданий – вы встречаетесь с ними лицом к лицу и освобождаетесь от них. Так что выход есть, но он непрямой. То есть когда у вас нет стремления сбежать, но побег всё же происходит.

Исследование и понимание.

Куда бы вы ни пошли, куда бы ни отправились путешествовать, что бы ни случилось в вашей жизни, вы должны знать, что изменения обстановки и обстоятельств никогда не избавят от страданий. Куда бы вы ни направились, проблемы и трудности всегда будут рядом. Такова природа жизни, игра пяти кхандх, и нет ничего, что вы можете контролировать. Порой тело заболевает, иногда устаёт. Сейчас вы счастливы, а теперь несчастливы. Это просто мир чувств – вы не сможете получить полное, абсолютное, неизменное счастье. Вы можете думать «Однажды я войду в джхану и тогда я буду счастлив». Да, это состояние приятно, но когда вы из неё вышли, исчезло и блаженство. Что бы вы ни делали, даже если переживаете джхану, это не конец страданию. Но если вы продолжите наблюдать, возникнет прозрение. Ум больше узнаёт о реальных проблемах и способах их преодоления. Поэтому что бы вы ни испытывали в жизни, просто пребывайте с этим.

Одна полезная вещь касательно ретрита – невозможность побега. Поскольку есть нескольку путей побега, то от возникающих проблем убежать сложнее. Когда они появляются, рассматривайте их как возможности для исследований. Полезная техника-ассоциировать каждое эмоциональное качество с соответствующим ему физическим чувством. Если вам на самом деле скучно, в вашем теле есть что-то, что вы ассоциируете со скукой, какое-то ощущение. Изучите физическое ощущение, дабы понять эти эмоциональные состояния.

Если вам скучно, спросите себя «Что такое скука?». Исследуйте её. Не пытайтесь сбежать, а постарайтесь понять, взглянуть прямо в лицо. Если вы расстроены или разочарованы, спросите себя: «Что такое разочарование? На что оно похоже?». Пребывайте в этом как можно дольше, до тех пор, пока досконально не изучите. Когда вы это делаете, вы освобождаетесь от этих чувств. Когда медитация раздражает или утомляет, то вместо создания неблагой каммы – которая ведёт к постоянному возникновению помех – просто осознайте эти чувства и отпустите их. Поймите, что это как природа, подобно тому, как тучи застилают небо: вот они наплывают, сейчас сезон дождей и они снова здесь. Светит солнце, а потом будет темно, показалась луна и снова скрылась за облаками. Когда вы осознаёте, что все это не имеет к вам никакого отношения, что это просто природа, то отпустите и ощутите чувство отдаленности и свободы от того, что вы испытываете.

Когда вы слишком близки к тому, что испытываете, то в конечном счёте этим владеете и становитесь этими чувствами. Когда «я» начинает вовлекаться, возникает трудность. Вам необходимо развивать отсоединённость. Необходимо осознать, что это не «мои страдания» или «моя скука». Когда вы исследуете, то приходите к выводу, что все эти чувства естественно возникающие и неконтролируемые. К примеру, когда вам скучно, зачастую это происходит потому, что ум недостаточно тихий, чтобы оценить тонкие аспекты медитации. Если вы засыпаете, это может быть потому, что ваша осознанность недостаточно остра, чтобы увидеть красоту спокойного, тихого ума. Расстройство возникает потому, что вы беспокойны или потому что думаете, будто можете контролировать ваши переживания и снова огорчаетесь, потому что такого не происходит. Но если вы осознаёте, что эти чувства возникают естественным образом, что нет никакого контроллёра, откуда тогда взяться расстройству?

Возьмём сравнение автобуса без водителя. Ваша жизнь подобна автобусу, за рулём которого никого нет – об этом нам говорят сутты и все великие учителя, и это то же, что говорю и я. Когда вы понимаете, что автобусом никто не управляет, всё, что вы можете сделать – сесть обратно на своё место и перестать жаловаться. Поскольку водителя нет, то некому и кричать, чтобы поторопились, или вышли, или ехали помедленней, потому что хочется наслаждаться поездкой. Вы проезжаете по запущенной территории, потом через приятную, а потом через прекрасную территории, пребывая в мире со всем этим. Каждый раз, когда вы пытаетесь накричать на водителя, вы не видите того, что на самом деле испытываете и чему можете научиться у этого. Вы вовлекаетесь вместо того, чтобы отделяться, присваиваете чувства, а не отпускаете, пытаетесь заставить вещи случаться вместо того, чтобы позволить им просто быть.

То же самое и с практикой медитации. Как только вы осознаёте это, медитация становится невероятно лёгкой. Медитация и правда легка, но большинство людей этого не понимают. Всё что они делают – это сильно напрягаются, чтобы сделать её легче, но это внутреннее противоречие. Вы стараетесь сделать её легче, но чем больше напрягаетесь, тем тяжелее она становится. Причина ваших чрезмерных стараний в том, что вы не получаете ожидаемых результатов. Вместо напряжённых усилий вы должны быть осознанны, должны исследовать и учиться. Используйте всё это как ваши «усилия». Отложите в сторону напряжение, перестаньте бороться, вместо этого изучайте и позвольте вашему пониманию расти. Что вы чувствуете физически и эмоционально? Как долго это длится?

Можете попробовать использовать метод Аджана Чаа: когда вы сердитесь, поставьте перед собой часы и посмотрите, как долго вы можете быть злым. В следующий раз, когда вам скучно, понаблюдайте, как долго вы можете скучать. Ведите дневник ваших скучных моментов и сделайте отметку, если побили собственный рекорд. Сравните его с друзьями и посмотрите, кто проскучал дольше. Вручите приз самому скучающему человеку! С чем бы вы ни сталкивались, не убегайте от этого! Встреча лицом к лицу с этими маленькими демонами – с негативными состояниями ума – гораздо более эффективна, чем вы себе представляете. Вы смотрите им в лицо и они словно растворяются и исчезают. Я часто говорю, что если вы встретили призрака, встаньте с ним нос к носу и скажите: «Бу!». Призрак убежит за милю – он вас боится больше, чем вы его.

Когда вы встречаетесь в уме с демонами и они исчезают, вы тем самым через что-то проходите и понимаете это. Вы становитесь мудрее, и эта мудрость помогает вам во время следующей медитации. Вы точно знаете, что происходит, как работает ум и как преодолеть вредные привычки ума, эти отголоски прошлого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.008 с.)