Нижнетагильская государственная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нижнетагильская государственная



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

В.В.Батаев

ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Учебно-методическое пособие

 

 

 

Нижний Тагил

Г.

ББК

Печатается по решению Учебно-методического совета НТГСПА (протокол № 3 от 24 декабря 2012 г.)

Рецензенты:

Четвериков Сергей Евгеньевич, кандидат экономических наук, начальник отдела управления учебным процессом НТИ (филиал) ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина».

Калашникова Ольга Владиславовна, кандидат психологических наук, заведующая кафедры управления и социальной работы Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

 

Батаев В.В. Основы национальной безопасности: Учебно-методическое пособие для студентов факультета безопасности жизнедеятельности. Нижний Тагил, 2013. 179 с.

 

Учебно-методическое пособие написано в соответствии с программой учебной дисциплины «Основы национальной безопасности». Рекомендуется для студентов всех форм обучения по профилю «Безопасность жизнедеятельности».

 

© Батаев В.В., 2013

© Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………….. 4

Лекционный курс…………………………………………………………………………. 6

Тема 1. Методология теории национальной безопасности ………………………….. 6

1.1. Безопасность как социальное явление и потребность социума ……………………. 6

1.2. Национальная безопасность: понятие, содержание и структура………………….....9

1.3. Современные концепции национальной безопасности в мире …………………….15

1.4. Национальная безопасность России в ее правовых документах …………………...19

Тема 2. Система национальной безопасности ……………………….……..................24

2.1. Национальные интересы: сущность, типология, генезис…………………………...24

2.2. Баланс нации как условие развития и безопасности страны………….………….....32

2.3. Угрозы национальной безопасности: понятие, содержание, их проявление в Российской Федерации…………………………………..…………………………………….35

2.4. Угрозы России и человеческому сообществу в XXI веке …………………………..42

Тема 3. Обеспечение национальной безопасности России ……………......................48

3.1. Политика обеспечения национальной безопасности России ………………………48

3.2. Государственная система обеспечения НБ России: понятие и методика………….52

3.3. Роль и место общества в обеспечении национальной безопасности ………………62

Тема 4. Анализ проблем национальной безопасности: подходы и методика….... 69

4.1. Совокупная мощь государства как показатель обеспечения НБ………………….. 69

4.2. Процедура принятия решений в области обеспечения НБ …………………………73

4.3. Методология и методика оценок уровня национальной безопасности и социального развития ………………………………………………………………………………….78

Тема 5. Основы геополитики, геополитические факторы в обеспечении национальной безопасности ……………………………………………………………………91

1. Геополитика: предмет, основные понятия и законы ………………………………….91

2. Основные идеи и принципы геополитики …………………………………………….99

3. Россия в системе геополитических отношений………………………………………107

4. Геополитическое положение современной России ………………………………….114

5. Россия и мир в XXI веке: геополитика и проблемы безопасности………………….120

Приложения………………………………………………………………………………132

1. Тематические планы по курсу «Основы национальной безопасности»..………….132

2. Планы семинарских занятий, примерные вопросы к итоговому контролю………..133

3. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 …………………………. 139

4. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы (выдержки). Глава 4. «Черная дыра»………………………………...165

5. Словарь основных понятий …………………................................................................175

Рекомендуемая литература по курсу. ….……………………………………………..178

ВВЕДЕНИЕ

 

Геополитическая обстановка в современном мире характери­зуется комплексом острых противоречий культурного, поли­тического, экономического и социального характера. При этом измене­ния в мире, произошедшие на рубеже ХХ – ХХI веков, усложнили как международное, так и на внутреннее положе­ние России.

В результате чего особую важность приобрела проблема обеспече­ния национальной безопасности, без решения кото­рой невозможно существование страны. Проблема обеспечения национальной безопасности затрагивает всех нас, поэтому мы обязаны обладать хотя бы минимумом знаний в этой области.

Для ее решения требуются высококвалифицированные управленческие кадры, специалисты-профессионалы в сфере обороны и безопасности, а так же те, кто их будет готовить в ближайшем будущем, т.е. педагоги.

Преподаватели безопасности жизнедеятельности должны знать:

- методологию основ национальной безопасности и от­дельных ее видов;

- механизм формирования и содержание национальных интересов, внутренних и внешних угроз этим интересам, харак­тер взаимоотношений между интересами, угрозами и окружаю­щей средой;

- структуру, функции, состав сил и средств системы обес­печения национальной безопасности страны, нормативно-правовую базу  ее функционирования;

- особенности геополитического по­ложения современной России, состояние и тенденции изменения военно-политической обстановки в мире;

Они должны уметь:

- применять знания теории национальной безопасности в своей практической деятельности;

- анализировать и прогнозировать развитие военно-поли­тической обстановки в мире и в России;

- выявлять и ранжировать национальные, анализировать и прогнозировать динамику развития угроз национальным интересам,

- защищать интересы народа и Родины.

Понятие безопасность как явление в нашем обществе вызывает повышенный интерес - о ней сегодня говорят ученые и политики, журналисты и предприниматели, ее проблемы ос­вещаются в специальных журналах и средствах массовой ин­формации, в школах введен учебный предмет «Основы безопас­ности жизнедеятельности». Однако рассмотрение важных вопросов национальной безопасности зачастую страдает поверхностным подходом, попытками найти простые решения для сложных проблем, в целом недостаточной теоретической проработанностью. Попытка обозначения данных проблем, и отчасти их разрешения и предпринята в настоящем пособии.

Данное пособие адресовано тем, кто в будущем будет с сам лично защищать интересы своей Родины и нации, и будет готовить защитников нашей страны – России. Именно с этой целью в основной образовательной программе подготовки бакалавров направления 050100 «Педагогическое образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности» введен курс «Основы национальной безопасности», в котором даются основы теории и практики обеспечения национальной безопасности страны.

Данное пособие включает в себя лекционный курс, состоящий из пяти тем. Каждая тема изучается в рамках учебного курса. Студенты дневного и заочного отделений профиля «Безопасность жизнедеятельности» имеют возможность как дополнительно проработать информацию по курсу, полученную на лекциях, так и самостоятельно овладеть теоретическим материалом, опираясь на теоретический материал. После чего в качестве закрепления данного материала ответить на контрольные вопросы, имеющиеся после всех 5-и тем курса.

Изложенные в приложениях № 1 и 2 тематические планы по курсу «Основы национальной безопасности», планы семинарских занятий и перечень примерных вопросов к итоговому контролю помогут студентам в закреплении материалов курса, в нахождении ответов на практические проблемы в сфере безопасности, обеспечат (при ответственном и заинтересованном подходе студентов) системность и последовательность в сформированных компетенциях.

Словарь основных понятий играет инструментальную роль. Его задачи - оказать помощь педагогу и студенту при понимании основных терминов в сфере «национальной безопасности».

Предложенные в рамках пособия документы «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 и выдержки из книги Зигмунда Бжезинского «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» помогут понять сущность и логику проходящих в мире геополитических процессов, достижения и упущения в прошлом и настоящем российского народа и его элиты, соответственно (по мнению автора) могут помочь в принятии будущих решений выпускниками ВУЗа в моменты бифуркации страны и нации.

 

 

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Тема 1.

Вопросы:

1. Безопасность как социальное явление и потребность социума

2. Национальная безопасность: понятие, сущность, содержание и структура

3. Современные концепции национальной безопасности в мире

4. Национальная безопасность России в ее правовых документах

Тема 2.

Внутренние факторы.

Сегодня резко изменилось геополитическое положение России. Мы еще не осознали, что наша страна уже не то великое, могущественное государство, какими были Советский Союз и Российская империя, хотя и является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями.

Негативные процессы не остались в ХХ веке. В перспективе наших оппонентов – уничтожение России как социально-политического субъекта или более широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.

Неблагоприятно влияют на геополитическое место страны демографические факторы, снижение рождаемости; увеличивающаяся диспропорция в половозрастных характеристиках насе­ления; процессы старения населения и др. Естественные потери населения отчасти компенсируются возросшими миграционными процессами; особенно из республик Средней Азии и Закав­казья. Тревожной становится тенденция увеличения миграции русских из автономных республик России, особенно с Северного Кавказа. До сих пор не решена проблема имевшего место геноцида русских в Чечне в 90-е годы ХХ века.

Впервые с XVI в. приграничными стали многие внутренние регионы страны, не имеющие необходимого опыта работы и жизнедеятельности в таких условиях. Большая часть государственной границы России не защищена в военном отношении, технически не оборудована и плохо контролируется, что создает идеальные условия для расцвета контрабанды, провоза оружия и наркотиков, различных эпидемических заболеваний из-за отсутствия надежного биологическо­го и медицинского контроля, проникновения диверсионных групп и отдельных террористов.

После распада СССР сформировалась малофункциональная инфраструктура. Часть транспортных коммуникаций, газо- и нефтепроводов, линий электропередачи оказались теперь за пределами России, из-за этого создаются дополнительные сложности для транспортировки энергии и сырья.

Чрезвычайно острой геополитической проблемой современной России является проблема обеспечения военной безопасности. Существовавшая в рамках Варшавского договора система обороны разрушилась. Россия практически не имеет союзников, на которых можно было бы опереться в военной области. Многие структуры обороны СССР после его распада оказались также нефункциональными. Разрушена единая система ПВО, в результате чего до настоящего времени ряд воздушно-космических направлений остается неприкрытым, полностью утрачена инфраструктура Черноморского флота, а сам флот оказался практически небоеспособным.

Совокупность этих факторов, оказывая негативное воздействие на процесс развития внешней и внутренней обстановки, может дестабилизировать ситуацию и создать ряд реальных уг­роз безопасности нашей страны.

Тема 3.

Тема 4.

Блок рисков безопасности

Схема 4.3. Алгоритм решения задачи оценки уровня национальной безопасности и ее видов

 

Важнейшей исходной базой для оценки уровня национальной безопасности является разработка системы количественных показателей, отражающих содержание конкретного жизненно важного интереса личности, общества, государства. В России подобной системы показателей пока нет.

Однако без отражения интересов в конкретных количественно-качественных показателях невозможно перейти к государственному управлению через интересы. Без этого нельзя измерить безопасность и осуществлять оптимальное управление безопасностью, ориентированное на предупреждение воздействия угроз.

Простой перечень интересов сам по себе не может лечь в основу политики и останется декларацией, если не наполнить каждый интерес кон­кретным содержанием. Необходимо сформировать структуру жизненно важных интересов - систему показателей, совокупность которых выражает содержательную сторону интереса. По мере увеличения числа показателей в системе повышается точность отражения содержания интереса, достаточной для практических нужд представляется система из 15-20 показателей в денежной или не денежной форме по каждому интересу. Например, к жиз ненно важным интересам личности отнесем: 1) высокий уровень жизни; 2) высокое качество жизни; 3) гарантированность прав и свобод.

Предложенная в таблице 1 структура жизненно важных интересов личности представляет собой один из возможных вариантов решения этой проблемы.

Таблица 1. Структура жизненно важных интересов личности

Жизненно важный интерес

Уровень жизни Качество жизни Гарантированность прав и свобод Социальная справедливость Стабильность жизнедеятельности
Доход на 1 чел. Расход на 1 чел. Средний уровень реальной зар/ платы Доля расходов на питание Среднее количество дней оплачиваемого отпуска Продолжительность рабочей недели Доля пенсионеров в населении Чистая миграция (прибыло - убыло) Доля доходов, направленных на сбережение Величина официального прожиточного минимума Доля оплаты жилья в доходах семьи Общая жилая площадь на душу населения Количество легковых автомобилей на 1000 чел. Количество граждан, совершивших турпоездки за границу на 1000 чел. Количество музеев на 10000 человек Среднее количество свободного времени в неделю Количество больничных коек на 1000 чел. Доля расходов на образование/ науку в расходной части бюджета Средняя продолжительность жизни Уровень рождаемости Количество детских садов на 1000 человек Доля газифицированных жилых домов Доля безработных в трудоспособном населении Доля бездомных людей Число обращений с жалобами к Президенту РФ Число обращений в Прокуратуру РФ о нарушении их прав Число постановлений судов об отмене противозаконных решений органов исполн. власти Число обращений граждан в Верховный Суд РФ о нарушении их прав Число обращений граждан РФ в Международный суд в Страсбурге Разница в доходах богатых и бедных (коэффиц. Джинни) Разница в доходах на душу населения по регионам страны Разница в зарплате мужчин и женщин Число не обучающихся лиц школьного возраста Доля женщин в парламенте/ в государственном управлении Доля женщин в численности безработных Разница в оплате труда по сферам деятельности Доля работающих пенсионеров в их общем количестве Количество совершенных преступлений на 10 000 человек Количество транспортных происшествий на 100000 чел. Количество ЧС природного характера и численность пострадавших от них Доля занятых, получивших профессиональные заболевания/ производственные травмы Доля детской преступности в общем количестве преступлений Уровень смертности Уровень детской смертности Доля больных людей в общем количестве населения Доля заключенных в населении Соотношение разводов и браков

 

 

Специалистами ООН предложен показатель «индекс человеческого развития» (ИЧР). Он представляет собой интегральный показатель, обобщающий три исходных показателя, характеризующих развитие человека - долголетие, образованность и уровень жизни.

Долголетие измеряется ожидаемой продолжительностью жизни, образованность - комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения. Уровень жизни определяется объемом реального Валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни - Паритет покупательной способности (ППС).

Важной особенностью ИЧР является то, что, в отличие от ВВП, он позволил выйти за рамки чисто стоимостных значе­ний, объединить показатели, измеряемые в различных едини­цах, и выработать для них единую меру измерения. По методологии расчета ИЧР каждый исходный показатель входит в него не в абсолютных значениях, а в виде относительного индекса, характеризующего место конкретной величины данного показателя в шкале между минимальным, принимаемым за «0», и максимальным, принимаемым за «1», его значениями.

Так, при расчете ожидаемой продолжительности жизни за минимум принято 25 лет («0»), за максимум- 85 лет («1»). Тогда для страны или региона с фактической ожидаемой продолжительностью жизни в 55 лет ее индекс составит 0,5.

Уровень образованности рассчитывается как среднеарифметическое значение двух показателей: грамотности взрослых в пределах от 0 до 100% (всеобщая грамотность) с весом в 2/3 и средней продолжительности учебы от 0 до 15 лет, принимаемой за максимум, с весом в 1/3.

Для расчетов индекса уровня жизни приняты за минимум 200 долл. США («0»), а за максимум - 40 тыс. долл. США («1»). Для учета влияния на величину ИЧР резкого неравенства в уровне материального благополучия в различных странах или регионах в расчет данного индекса введены некоторые коэффи­циенты эластичности по прогрессивной шкале. Если величина реального ВВП на душу населения с поправкой на ППС превышает среднемировой уровень, то величина этого коэффициента уменьшается, так как считается, что дальнейшее увеличение дохода на душу населения рассматривается как излишество.

В результате считается, что страны с ИЧР ниже 0,5 имеют низкий уровень, страны с ИЧР в диапазоне 0,5-0,8 - средний уровень, а страны с ИЧР свыше 0,8 - высокий уровень человеческого развития. Начиная с 1990 г., ООН ежегодно проводит расчеты ИЧР для различных стран. Показатель ИЧР позволяет проводить более наглядные и доказательные сравнения уровня развития между различными странами, в том числе и в динамике. Так, расчеты в ретроспективе свидетельствуют, что уровень человеческого развития Южной Кореи в 2005 г., например, аналогичен уровню развития Великобритании 20-летней давности.

Сравнение показателей ВВП и ИЧР подтвердило высокую степень корреляции между ними, т. е. более богатые страны с большим ВВП, естественно, имели и большее значение ИЧР. Однако во многих случаях эта взаимосвязь не прослеживается. Более того, за исследованный период ни у одной страны величина ИЧР не уменьшилась, в то время как объем ВВП в ряде стран в этот период периодически снижался. Иными словами, показатель ИЧР более устойчив в оценке состояния и тенденций развития человека и общества.

Несмотря на сравнительно небольшой срок практического использования показателя ИЧР, он оказал заметное влияние на процесс принятия решений в области человеческого развития во многих странах.

Важной особенностью всех этих индикаторов является то, что они, будучи выраженными в индексной форме, позволяют измерить все виды социальной деятельности общества и даже те, для которых трудно или вообще невозможно найти общую единицу измерения.

После завершения формирования структуры жизненно важных интересов необходимо провести мониторинг и, собрав всю информацию, количественно выразить все показатели по каждому интересу. Полученные данные, отражая текущее состояние окружающей среды, позволят более объек­тивно оценить достигнутый уровень развития человека и обще­ства. Но эти данные не выражают количественную суть интере­сов, они являются только исходной информационной базой для выработки количественной оценки всей совокупности жизненно важных интересов.

Количественная оценка интересов - научно обоснованная перспективная величина каждого показателя в параметрической структуре интересов, которую необходимо достичь в процессе будущей практической деятельности нации. Только при таком осознании людьми сущности и содержания интересов они становятся движущей силой развития и основной причиной социальной активности людей.

В качестве таких значений по результатам сравнительного анализа и после широкого обсуждения с конкретными людьми и общественными организациями следует выбирать абсолютно реальные, уже фактически реализованные показатели, достигнутые в странах Европы и в ряде регионов России.

Такими ориентирами могут быть: 1) наилучшие результаты среди регионов России; 2) средние европейские значения отобранных показателей; 3) среднемировые значения этих показателей; 4) наилучшие их значения в странах Европы; 5) наилучшие их значения в мире.

Формирование матрицы таких показателей наполнит на всех уровнях живым, конкретным содержанием всю систему жиз­ненно важных интересов личности, общества и государства, раскроет перед людьми и обществом фактические цели их дея­тельности. Когда же эти показатели будут положены в основу государственной политики и люди осознают, что их личные ин­тересы совпадают с государственными, они сделают все возможное для скорейшего достижения этих целей.

За рубежом такой подход осуществлен в практике государственного индикативного планирования, широко распространившегося под влиянием успехов Советского Союза в послевоенный период во многих странах. В качестве целей этих планов социально-экономического развития чаще всего выдвигались многие ориентиры, характеризующие жизненно важные интересы личности и общества. Особенно показатель­ным в этом отношении является японский «План удвоения на­ционального дохода на 1961 - 1970 гг.», в ходе выполнения которого темпы развития японской экономики были не ниже советских темпов развития в 30-е гг., и в результате Япония одним рывком уже в 1968 г. обогнала США по основному показателю уровня жизни народа - величине национального дохода на душу населения. А в 80-е гг. ХХ века в Японии один из пятилетних планов социально-экономического развития был посвящен решению задач повышения качества жизни.

После завершения процедуры количественной оценки жиз ненно важных интересов следующим этапом является выявле ние угроз безопасности и привязка их к конкретным интересам. Практика показывает, что одна и та же угроза безопасности может представлять опасность одновременно для нескольких интересов.

По завершении распределения всей совокупности угроз безопасности по интересам можно переходить к оценке уровня за­щищенности этих интересов от угроз. Поскольку процесс реализации интересов подвержен воздействию множества самых разнообразных факторов, то все возможные методы этой оценки неизбежно должны иметь вероятностный характер. Такой характер в значительной степени объясняется неопределенностью и нелинейностью изменений окружающего мира в ходе общественного развития. В этой связи наиболее приемлемым направле­нием решения данной задачи представляется использование методов теории управления рисками.

Применительно к поставленной задаче риск - это возможность отклонения фактических результатов деятельности от ожидаемых значений. Причины, порождающие эти отклонения, могут иметь самую различную природу. Отклонение фактического результата деятельности человека и общества по реализации своих интересов от намеченных целей, вызываемое угрозами безопасности, есть риск безопасности. Мерой риска безопасности является вероятность воздействия угрозы, умноженная на возможную величину отклонения от цели.

Рассчитав таким образом уровень риска безопасности по каждой угрозе, находим средневзвешенное значение уровня риска безопасности по каждому интересу. Эта величина и выражает степень защищенности интереса от угроз безопасности. Обобщая аналогичным путем значения рисков безопасности, можно количественно оценить степень защищенности совокупности жизненно важных интересов от угроз по тем или иным объектам безопасности или по сферам жизнедеятельности в зависимости от поставленной задачи.

Но для этого необходимо освоить конкретные технологии расчета уровня рисков безопасности, что позволит ранжировать на основе объективных количественных оценок угрозы безопасности по степени их опасности и своевременно выявить наиболее опасные угрозы. В теории управления рисками детально разрабо­таны многие методы оценки рисков в различных сферах челове­ческой деятельности.

Ряд этих методов вполне можно приспособить к решению задачи расчета уровня рисков безопасности. К ним отнесем: 1) методы математической статистики; 2) расчетно-аналитические методы; 3) методы экспертных оценок; 4) методы экспертных систем; 5) методы математического моделирования при измерении рисков.

Наиболее доступным является метод экспертных оценок как комплекс логических и математических процедур, направлен­ных на получение от специалистов-экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью выбора рационального значения оценки. При правильном формировании группы экспертов и грамотной организации всей работы экспертные оценки уровня риска безопасности могут с достаточно высокой степенью точности отра­жать реальную ситуацию.

Выбор этих методов зависит от многих факторов, но в значительной степени от количества и качества исходной информа­ции. Чем больше массив достоверных данных, тем достовернее оценка уровня риска безопасности, но практически всегда приходится оперировать с неполной информацией и часто не вполне достоверной.

Управление рисками безопасности - это целенаправленная деятельность системы обеспечения национальной безопасности по снижению уровня рисков безопасности путем заблаговременной нейтрализации угроз безопасности и снижения масштабов негативных последствий в случае их реального воздействия на процесс реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.

К методам управления рисками безопасности относятся:

1) метод мониторинга окружающей среды, позволяющий оперативно отслеживать все изменения обстановки, заблаговременно планировать и организовать действия по снижению веро­ятности проявления угроз безопасности и меры по снижению величины возможного ущерба от них, а также оперативно скор­ректировать приоритетность выполнения стоящих задач;

2) метод стратегического планирования деятельности системы обеспечения НБ, предусматривающий заблаговременное предвидение действий источников угроз безопасности, прогнозирование динамики развития событий, упреждение фактов реального проявления угроз безопасности;

3) метод использования механизма международных систем безопасности, позволяющий нейтрализовать многие угрозы безопасности, особенно внешние, за счет возможностей мирового сообщества на основе норм международного права.

Но необходим универсальный метод обработки исходной информации, характеризующей разнообразие жизненно важных интересов людей, который позволил бы более объективно отразить существующее положение и показать приоритетные направления деятельности.

Все социальные интересы делятся на две группы - интересы благосостояния населения и интересы стабильности и безопасности.

Для количественной оценки обеих групп интересов и степени их взаимовлияния может быть использован метод расчета трех интегральных индексов: индекса благосостояния населе ния, стабильности и социального развития. Технология их расчета состоит из трех последовательных этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.

На первом этапе рассчитываются частные индексы интересов благосостояния населения и интересов стабильности и безопасности и выстраивается их ранговая шкала.

На втором этапе осуществляется конструирование интегральных индексов групп интересов благосостояния населения, а также интересов стабильности и безопасности. Эти группы интересов прямо противоположны. Показатели, выражающие содержательную сторону интересов благосостоя­ния, для повышения уровня развития требуют своего количественного увеличения, роста от «0» до максимума. Показатели же, выражающие содержательную сторону интересов стабильности и безопасности, для повышения уровня развития требуют своего ко­личественного уменьшения до минимума, т.е. до «0». Совокупность конкретных значений показателей благосостояния населения и показателей стабильности и безопасности объективно отражает содержание и процесс реализации интересов людей в ходе социального развития.

На третьем этапе проводятся расчеты интегрального индекса социального развития и ранжирование объектов изучения по уровню развития.

 

Данная методика в России уже отрабатывалась на основе статистических данных по Центральному федеральному округу (ЦФО) и в Курской об­ласти. Приведем в сокращенной форме процедуру ее проведения.

I -ый этап. В результате обработки официальной статистики формируется совокупность социально значимых показателей, отражающих содержание указанных выше обеих групп интересов людей.

Показатели интересов благосостояния населения ЦФО

1. Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. руб.).

2. Среднедушевые денежные доходы (в месяц, руб.).

3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (млн. руб. на 1000 населения).

4. Ожидаемая продолжительность жизни (лет).

5. Уровень рождаемости (на 1000 населения).

6. Охват детей дошкольными учреждениями (% от численности детей соответствующего возраста).

7. Число больничных коек (на 10 тыс. населения).

8. Численность студентов вузов (на 1000 населения).

9. Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жи­теля (м2).

Показатели интересов стабильности и безопасности населения ЦФО

1. Число зарегистрированных преступлений (на 100 тыс. на­селения).

2. Уровень зарегистрированных безработных (на 1000 насе­ления).

3. Уровень смертности (на 1000 населения).

4. Уровень младенческой смертности (на 1000 родившихся).

5. Уровень разводов (на 1000 населения).

6. Удельный вес убыточных предприятий (%).

После завершения формирования совокупности показателей интересов благосостояния и интересов стабильности и безопасности необходимо обеспечить сопоставимость социально-экономических показателей. Обычные статистические данные излагаются в виде абсолютных значений, не позволя­ющих видеть подлинную сущность явления. Так, к примеру, показатель общей численности студентов в тысячах человек, показываемый в официальных статистических документах, не дает возможности сделать какие-то выводы. Но пересчет этих данных в относительную величину, отнесение численности студентов к общему населению региона, свидетельствует о состоянии образования в этом регионе.

Эффективным является использование индексных показателей - безразмерных величин, получаемых как отношения показателей одинаковой размерности при их сопоставле­нии.

Частные индексы получаются путем деления значений по­казателей на максимальные значения аналогичных показателей, фактически достигнутые в том или ином регионе ФО или страны и принимаемые за «1». В итоге получаем ряд (в данном случае девять) индексных показателей, характеризующих интересы благосостояния населения в каждом регионе. Для Курской области эта совокупность выглядит так: 0,626; 0,663; 0,582; 0,963; 0,530; 0,964; 0,763; 0,568; 0,895 (табл. 2).

Следующей операцией является упорядочение полученной совокупности индексов по определенным правилам и с определенной целью. Каждый из частных индексов вносит свой вклад в формирование общего интегрального показателя.

Таблица 2. Индексы интересов благосостояния населения

 

Индексы 1990 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
ВРП - 0,645 0,760 0,794 0,797 0,704 0,626 0,626
Доходы 0,840 0,710 0,726 0,788 0,69 0,702 0,660 0,663
Зарплата     0,887 0,772 0,729 0,679 0,715 0,668 0,641 0,582
Продолжительность жизни - 0,974 0,962 0,970 0,968 0,965 0,963 0,963
Детсады 0,690 0,560 0,536 0,519 0,516 0,508 0,533 0,530
Рождаемость 0,908 0,904 0,955 0,975 0,988 1,0 0,988 0,964
Больничные койки 0,980 0,828 0,802 0,805 0,827 0,838 0,794 0,763
Студенты 0,675 0,772 0,744 0,654 0,596 0,580 0,556 0,568
Жилье 1,0 0,951 0,947 0,939 0,939 0,922 0,919 0,895

 

В данной методике для решения этой проблемы используется метод шкалирования предпочтений. Ее можно выразить в виде определенного порядка тех или иных величин. Это так называемая порядковая полезность.

Предпочтение - это задание того или ино го выбора между альтернативами, в частности, в процессе при нятия решений и формирования приоритетов. На практике выявить истинные предпочтения достаточно сложно. Для этого используются различные методы шкалирования: шкалы личных или общественных предпочтений и т. п. Порядковая шкала предпочтений формируется путем расположения изучаемых объектов в определенной последовательности по признаку «больше - меньше», но без указания, насколько больше или меньше. Эту шкалу называют ранговой, а место изучаемых объектов представляет собой ранг объекта.

 Избрано предпочтение, у которого ценность имеющегося набора значений частных индексных показателей опреде­ляется «наихудшими» их значениями. Это связано с тем, что фактический ход развития определяется «узкими местами» в различных сферах общественной жизни. Так в движении каравана судов его общая скорость определяется скоростью самого тихоходного судна, так и в обществе: общий уровень его развития определяется не отдельными показателями мирового масштаба, а отста­лостью в тех или иных областях.

Ранжирование показателей по мере возрастания значений их индексов позволяет определить прио



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.074 с.)