Направление: 022000 – Экология и природопользование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направление: 022000 – Экология и природопользование



Направление: 022000 – Экология и природопользование

 Профиль – «Природопользование»

Квалификация (степень) бакалавр

 

Составитель:

к.г.н., доцент

кафедры географии и МПГ

Захаров С.Г.

 

 

Челябинск, 2013


 

Оглавление

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.. 3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 6

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.. 6

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.. 7

6. РАБОЧАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА.. 7

6.1Тематическое планирование дисциплины.. 7

6.2 Содержание модульной рабочей программы.. 7

6.2.1. Модуль 1. Глобальные водные объекты (лекции) 7

6.2.2. Модуль 2. Поверхностные воды суши и водные ресурсы (лекции) 9

6.2.3. Модуль 1. Глобальные водные объекты (лаб-практ.)............................................... 10

6.2.4. Модуль 2. Поверхностные воды суши (лаб. практ)………………………………………..13

6.3. Самостоятельная работа студентов …………………………………………………………...19

7.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 20

8.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 21

8.1.Вопросы контрольных работ. 21

8.2. Тематика рефератов ……………………………………………………………….……………22

8.3. Вопросы к экзамену ………………………………………………………………………..…...23

8.4. Терминологический минимум …………………………………………………………….…..24

 

 


 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Освоение дисциплины «Учение о гидросфере» необходимо для подготовки экологов-природопользователей как по основам общей гидрологии, так и по одному из разделов общего землеведения. Изучение гидросферы – одно из ключевых в понимании закономерностей географической оболочки и практических вопросов водопользования.

Потребность человека в водных ресурсах увеличивается из года в год. Помимо непосредственного потребления водных ресурсов, человек изменяет качество вод в результате различных техногенных процессов. Воздействуя на параметры гидросферы человечество влияет и на глобальные планетарные процессы. Вопросы рационального водопользования, охраны гидросферы являются актуальнейшими вопросами современной цивилизации и здоровья человека.

Цель курса – формирование у студентов комплекса знаний о гидросфере и ее структурных частях (водных объектах); а также понимание проблем рационального водопользования и охраны вод.

Задачи:

  • Получить представления о глобальном и местном круговороте воды, представление о стоке как о географическом факторе;
  • получить понятие о различных водных объектах, их гидрологическом режиме;
  • изучить особенности формирования водных ресурсов;
  • получить представление о современных проблемах водопользования и охране водных ресурсов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: физические и химические особенности воды, структуру гидросферы, основные классификации в гидрологии Мирового океана, ледников, подземных вод, рек, озер, болот, водохранилищ; основные закономерности формирования гидрологического режима водных объектов, факторы пространственной и временной изменчивости их состояния, суть методов измерения расхода воды, скорости течения, основных морфометрических параметров, принципы рационального использования и охраны водных объектов.

Уметь: самостоятельно осваивать дополнительную литературу по учебной дисциплине, выполнять практические задания по различным разделам гидрологии, анализировать результаты практических заданий. 

Владеть: знаниями о гидросфере, водных объектах, методами выполнения простых гидрологических расчетов, поиском гидрологической информации в сети интернет.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа). Курс включает в себя 30 часов лекционных и 50 часов лабораторно-практических и семинарских занятий. Для самостоятельной подготовки отводится 37 часов.

Дисциплина читается на 3 и 4 семестре 2 курса.

Курс разделен на 2 тематических модуля:

· Глобальные водные системы (Круговорот воды, Мировой океан, ледники, подземные воды);

· Поверхностные воды суши (реки, озера, болота, водохранилища, водные ресурсы);

К итоговому контрольному мероприятию (экзамен) студенты должны выполнить весь объем лабораторно-практических заданий, иметь зачет по каждому из учебных модулей, выполнить 5 конспектов, защитить реферат, сдать гидрографическую номенклатуру «Реки и озера мира».

Обучение осуществляется в рамках модульно-рейтинговой системы. Требования к зачету и порядок начисления баллов определен в соответствии с «Положением о рейтинговой системе контроля и оценки учебных достижений студентов Челябинского государственного педагогического университета» и представлен в разделе 7 настоящего УМКД.

 

МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗДЕЛАМ (МОДУЛЯМ) ДИСЦИПЛИНЫ

Компетенции Модуль 1 Модуль 2
(ОК-4)  способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования + +
(ОК-9) способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях + +
(ПК-1) способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях +   +
Способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1) + +

 

СООТВЕТСТВИЕ ЦЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Конкретизированные цели освоения дисциплины, обеспечивающие формирование компетенции
1 (ОК-4) способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования    1.1. Знать закономерности гидрологических процессов; основные отличительные черты водных объектов и специфику движения воды в водных объектах 1.2. Уметь находить гидрологическую информацию из интернет ресурсов. 1.1.1. Уметь пользоваться формулами гидрологических расчетов применительно к различным водным объектам.  1.1.2. Знать основные особенности водных объектов, водообмен, формирование качества воды 1.2.1. Научить осуществлять поиск и оценку качества интернет ресурсов, которые могут быть использованы при выполнении проектной работы /реферата.
2 Способен определять географические объекты, явления и процессы на глобальном, региональном и локальном уровнях (СК-1) 2.1 Должен знать: Основные характеристики гидросферы, как водной оболочки Земли; значение водных ресурсов для человечества 2.2 Должен уметь: Применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности 2.1.1 Должен знать: Основные черты водных объектов (водотоков, водоемов и особых водных объектов суши). 2.1.2 Должен уметь: Рассматривать водный объект как природный комплекс, организовывать и проводить исследовательскую работу по изучению водных объектов. 2.1.3 Должен владеть: Современным понятийно-методическим аппаратом дисциплины, методикой расчета основных морфометрических параметров и характеристик стока, методикой оценки экологического состояния водного объекта.

 

.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная литература (теория):

1. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология – М., 1991

2. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., Добролюбов С.А. Гидрология – М., 2007

3. Савцова Т.М. Общее землеведение. – М., 2003. (раздел Гидросфера стр.153-239.)

Основная (для лабораторно-практических работ):

1. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению – Смоленск, 1996, 2000.

2. Полевая практика по общему землеведению (гидрология)/ Авт.-сост. С.Г. Захаров –   Челябинск, ЧГПУ, 2004

 

Дополнительная литература:

  1. Авакян А.Б. и др. Водохранилища (Природа мира) – М., 1987
  2. Андреева М.А. Озера Среднего и Южного Урала. – Чел., 1973

Интернет ресурсы

www.gostedu.ru/17379.html – Гидрология суши. Термины и определения. ГОСТ 19179-73

www.vseozemle.ru -- Водная оболочка Земли

www.wiki.web.ru – Геовикипедия

www.lomonosov-fund – Фонд знаний Ломоносов (Гидрология суши)

www.abratsev.narod.ru/hydrospere -- Подборка материалов по курсу «Учение о гидросфере»

www.iwp.ru – Институт водных проблем РАН

www.igras.ru/index.php -- Институт географии РАН (Информационный портал)

www.ocean.ru – Институт Океанологии РАН им. П.П. Ширшова

www.oceanology. ru – Мировой океан

www.ice.tsu.ru – Климат, лед, вода, ландшафты

www.limno.org.ru – Институт озероведения РАН

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с технологиями обучения на основе активизации и интенсификации деятельности (проблемного обучения, проектного обучения, интерактивные и т.д.), технологиями на основе гуманизации и демократизации отношений (личностно ориентированные технологии, педагогика сотрудничества, проектные технологии). Занятия организуются в рамках модульно-рейтинговой технологии обучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс состоит из лекций, тематически охватывающих основные положения раздела «Учение о гидросфере» и лабораторно-практических занятий. Лабораторно-практические задания по разделам «Воды суши» являются авторскими, созданы с учетом регионального компонента образования (включены данные по водным объектам Урала и Челябинской области). Зачетные контрольные проверки знаний студентов могут осуществляться в виде контрольных работ или тестирования.

Название

Количество часов

Соотношение итогового и текущего контроля*

Всего

Аудиторная работа

Сам-ая работа

Текущий контроль

(баллы)

Итоговый контроль

(баллы)

Всего

(баллы)

Лекции Лабораторные работы Практические занятия
1 Глобальные водные системы 28 14 14 0 17 100 0 100
2 Поверхностные воды суши и водные ресурсы 52 16 36 0 20 70 30 100

 

* Математическая модель расчета рейтинга представлена в разделе 7.2

 

Содержание модульной рабочей программы

ЛЕКЦИИ (модуль 1)

Лекция 1

Эволюция гидросферы

Гидросфера. Происхождение и основные этапы развития гидросферы. Водные массы и закономерности движения природных вод.

Литература: Михайлов В.Н., Добровольский А.Д.,2007; Лосев К.С., 1989; Эдельштейн К.К., 2005

Интернет-ресурсы: www.vseozemle.ru; www.abratsev.narod.ru/hydrospere

Лекция 3

Круговорот воды в природе.

Планетарный, региональный и местный круговороты воды. Структура и водные балансы круговоротов воды глобального и местного масштаба. Интенсивность водообмена (условный водообмен) различных гидрологических объектов.

Литература: Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., 2007; Лосев К.С., 1989; Савцова Т.М., 2003.

Интернет-ресурсы: www.vseozemle.ru; www.abratsev.narod.ru/hydrospere

Лекция 4-5

Мировой океан. Динамика вод. Планетарный природный комплекс

Структура Мирового океана. Волнение, виды и происхождение волн. Течения. Генетическая классификация течений. Глобальная межокеанская циркуляция (Термохалинная циркуляция и океанский конвейер). Океанические фронты. Апвеллинг. Приливно-отливные волны и течения, неравенства приливов. Взаимодействие океана и атмосферы, циркуляция, тепло- и газообмен. Взаимодействие океана и литосферы (береговые комплексы, океаническое ложе). Биологические, минеральные, энергетические ресурсы океана. Значение океана для географической оболочки и для человека

Литература: Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., 2007;Савцова Т.М., 2003; Залогин Б.С., Кузьминская К.С. 2001, Дрейк Ч. и др. 1982

Интернет-ресурсы: www.vseozemle.ru; www.ocean.ru; www.abratsev.narod.ru/hydrospere; www.oceanology. ru

Лекция 6

Ледники.

Факторы формирования ледников. Структура и баланс ледников. Генетическая классификация. Значение ледников в природе и для человека.

Литература: Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., 2007; Долгушин Л.Д.,Осипова Г.Б. М., 1989; Котляков В.М., 2004

Интернет-ресурсы: www.vseozemle.ru; www.abratsev.narod.ru/hydrospere; www.ice.tsu.ru; www.igras.ru/index.php

Лекция 7

Подземные воды

Виды воды в горных породах. Классификация свободных подземных вод по условиям залегания. Движение подземных вод. Взаимосвязь подземных вод с поверхностными гидрологическими объектами. Географическая зональность подземных вод (глубина залегания, химический состав). Значение подземных вод в природе и для человека.

Литература: Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., 2007; Савцова Т.М., 2003; Неклюкова Н.П. 1976; Владимиров А.М., 1991

Интернет-ресурсы: www.abratsev.narod.ru/hydrospere; www.wiki.web.ru; www.gostedu.ru/17379.html

ЛЕКЦИИ (модуль 2)

Лекция 8

Реки. Водный режим

Уровенный режим рек. Виды питания рек. Гидрограф стока. Классификации рек по особенностям водного режима. Экологические зоны рек. Значение рек.

Литература: Богословский Б.Б. 1974; Богословский 1984; Савцова Т.М., 2003; Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., 2007

Интернет-ресурсы: www.abratsev.narod.ru/hydrospere; www.gostedu.ru/17379.html; www.iwp.ru; www.lomonosov-fund

Лекция 10-11

Болота

Болото как триединый комплекс воды, торфа и растительности. Географическое распространение и эволюция болотных массивов. Низинные, переходные и верховые болота. Классификация болот по водно-минеральному питанию. Значение болот.

Литература: Денисенков В.П. 2000; Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., 2007;

Интернет-ресурсы: www.abratsev.narod.ru/hydrospere; www.gostedu.ru/17379.html; www.iwp.ru;

Лекция 13

Водохранилища.

Водохранилища как геотехническая система. Типология водохранилищ по назначению, регулированию стока. Воздействие водохранилищ на окружающую среду.

Литература: Авакян А.Б. и др. 1987; Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., 1991; Матарзин Ю.М, 2003

Интернет-ресурсы: www.abratsev.narod.ru/hydrospere; www.gostedu.ru/17379.html; www.iwp.ru;

Лекция 14

Глубина, м

Температура, 0С

1 2 3 0 0,0 20 2,0 10 0,6 18 2,5 20 1,3 11,3 3,0 30 1,8 10,7 3,8 40 2,3 8,2 4 50 2,9 6,1 4 60 4,0 5,4 4

Письменно указать: тип термической ситуации; сезон года. Объяснить образование температурного скачка.

Задание 3. Проанализировав графики вертикального распределения температуры (К.В. Пашканг, зад. 5 стр.127) указать в каких климатических зонах находятся озера.

Лабораторно-практическое занятие 14

Болота

Задание 1. Определить тип болота (низинный, переходный, верховой) и подтип (лесной, травяной, моховой) по строению залежи, степени разложения и зольности торфа. На каких болотах торф имеет высшее энергетическое качество?

Тип Подтип Вид строения залежи Степень разложения торфа, % Зольность, %

 

 

Ольховый 50,4 13,45
Березовый 54,7 10,75

 

Тростниковый 39,2 10,9
Осоковый 32,3 8,3

 

  Березово-осиновый 44 6,5
  Тростниково-осоковый 27,0 4,5

 

  Сосново-пушицевый 48,9 4,03
  Сосново--сфагновый 20,2 3,01
  Сфагново-мочажинный (фускум-торф) 15 2,5

 

Задание 2. Ознакомившись с классификацией растительности болот (по С.Н. Тюремнову), и используя Атлас Челябинской области, определите, какие типы болот доминируют в горно-лесной, лесостепной и степной провинциях Челябинской области.

Лабораторно-практическое занятие 15

Водохранилища

Задание 1. Определить длину и среднюю ширину Камского водохранилища (Географический атлас России, стр.50). Рассчитать изменение объема водохранилища, если при достижении ФПУ его уровень относительно НПУ повышается на 2,5 м., объем водной массы при НПУ составляет 12200 млн. м3, площадь зеркала – 1915 км2. (принять площадь водохранилища неизменной).

Задание 2. Используя «Атлас Челябинской области» и данные таблицы объяснить различную водоотдачу водохранилищ. Рассчитать условный водообмен и интенсивность водообмена в водохранилищах. Примечание: годовое количество осадков принять равным 460 мм, испарение – 550 мм.

Водохранилище Площадь зеркала, км2 Площадь водосбора, км2 Полный объем, млн. м3 Сред. многолет. сток, млн. м3 Объем год. полезной водоотдачи, млн. м3.
Аргазинское 113 2800 980 395 261
Магнитогорское 33,4 6437 190 490 137,2
Шершневское 39,1 5460 176 558 321,2

 

Лабораторно-практическое занятие 16

Решение гидрологических задач (подземные воды)

 

Лабораторно-практическое занятие 17

Решение гидрологических задач (реки)

 

Лабораторно-практическое занятие 18

Решение гидрологических задач (озера)

 

Лабораторно-практическое занятие 19

Водные ресурсы. Качество водных ресурсов.

Задание 1. Рассчитать ИЗВ для водного объекта по предложенным данным.

Задание 2. Определить степень рассеивания загрязнителей в речной воде по предложенным данным

Задание 3. Определить массопоступление загрязняющих веществ в водный объект по предложенным данным, выявить превышение ПДК в зависимости от объема озера или объема речного стока.

 

Лабораторно-практическое занятие 20-22

Защита реферата

 

Лабораторно-практическое занятие 22-25

Гидрографическая номенклатура

 

Атласы:

Учебные пособия

К.В. Пашканг, Практикум по общему землеведению – М., 2000

Полевая практика по общему землеведению (гидрология)/ Авт.-сост. С.Г. Захаров – Челябинск, ЧГПУ, 2004

Материалы и оборудование

Миллиметровая бумага,  циркуль-измеритель, курвиметр, линейка, палетка, контурные карты мира, калькулятор.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (37 ЧАСОВ)

тема Изучаемые вопросы Количество часов Форма самостоятельной работы Методическое обеспечение Форма отчетности
Свойства воды Физико-химические особенности (аномалии) воды и их значение в природе 5 конспектирование К.С. Лосев Вода. М.; 1989    гл. Св-ва воды конспект
Круговорот воды в природе Глобальный и местный круговорот воды. Компоненты водного баланса 4 конспектирование К.С. Лосев Вода. М.; 1989  гл. Круговорот воды конспект
Мировой океан Жизнь в океане. Экологические зоны океана. 4 конспектирование Ч.Дрейк Океан: сам по себе и для нас – М., 1982 гл 11—13. конспект
Подготовка реферата (темы по списку изУМК) Реферат гидрологической проблематики 8 Подготовка творческих работ По библиографическому списку УМК и самостоятельно (журналы Водные ресурсы, Геоэкология, География и природные ресурсы и др.) Защита реферата
Глобальные водные системы вопросы контрольной работы № 1 6 Подготовка к контрольной работе Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М., 1976; Михайлов В.П., Добровольский А.Д. Общая гидрология. – М., 1991; 2007 контрольная работа
Поверхностные воды вопросы контрольной работы № 2 6 Подготовка к контрольной работе Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М., 1976; Богословский Б.Б. Общая гидрология – М., 1984 контрольная работа
Водные ресурсы Водопотребление, водоотведение и качество воды в водных объектах 4 Проработка вопросов учебной программы Семин В.А. Основы рационального водопользования и охраны водной среды – М., 2001 собеседование

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

 

Требования к зачету

В соответствии с «Положением о рейтинговой системе контроля и оценки учебных достижений студентов Челябинского государственного педагогического университета» итоговая оценка по дисциплине выставляется на основании рейтинга в конце семестра. Оценка выставляется в соответствии с переводной шкалой:

· Отметка «зачтено» выставляется, если рейтинг студента по дисциплине больше или равен 80%.

· Отметка «не зачтено» выставляется, если рейтинг студента по дисциплине меньше 80%. В этом случае студент может исправить оценку, выполнив дополнительные задания (подготовка рефератов, собеседование по отдельным темам или зачетным вопросам.)

 

7.2. Соответствие начисляемых баллов выполненным заданиям

 

Задания Стоимость задания в баллах Баллы, получаемые студентом (B) (k-коэффициент, полученный за выполнение задания)

Модуль 1. Глобальные водные системы

Текущийй контроль

Контрольная работа № 1 (теория) 30 B1= k*30
Лабораторные работы № 1-7 30 B2= k*30
Конспекты № 1-2 20 B3= k*20
Географическая номенклатура «Реки и озера 20 B3= k*20
Всего за первый модуль 100 R 1= B1+B.2 +B34

Модуль 2. Поверхностные воды и водные ресурсы

Текущий контроль

Лабораторные работы № 8-25 20 B1=k*20
Контрольная работа № 2 (теория) 20 B.2=k*20
Контрольная работа № 3 (решение задач) 20 B.3 =k *20
Географическая номенклатура «Реки и озера» 10 B4=k*10

Итоговый контроль

Экзамен 30 B5=k*30
Всего за второй модуль 100 R 2=B.1+B2+B.3+B45
Итоговый балл за курс   R = (R 1+ R 2)/2

 

7.3. Порядок начисления баллов рейтинга по дисциплине

 

Начисление коэффициентов и перевод их в баллы осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе контроля и оценки учебных достижений студентов Челябинского государственного педагогического университета».

Коэффициенты (k) в соответствии с видами заданий:

1. За работу на лабораторном занятии начисляется k=1, если все задания, предусмотренные лабораторной работой выполнены в полном объеме, без ошибок и своевременно (не позднее двух недель от момента выдачи задания)

2. За выполнение индивидуального задания начисляется k=1, если задание выполнено в полном объеме, без ошибок и своевременно (не позднее двух недель от момента выдачи задания)

3. За выполнение итоговой контрольной работы начисляется k=1, если контрольная работа в полной мере раскрывает суть поставленной задачи, соответствует заявленным и выполнена своевременно (не позднее оговоренного срока)

Рейтинг студента изменяется в зависимости от дополнительных коэффициентов, которые могут быть «повышающими» или «понижающими».

 

Показатели, повышающие коэффициент Изменение коэффициента
1 Решение контрольных заданий повышенной сложности (творческих заданий) +0,2
2 Сдача контрольных заданий до начала изучения соответствующей темы +0,2
3 Личное призовое место на олимпиаде, диплом конференции или конкурса (по материалу данного модуля) +0,5 к итоговому результату по модулю
4 Участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикации +0,1 к итоговому результату по модулю
5 Использование дополнительного материала, выходящего за рамки обязательной программы, подготовка презентации и т.п. +0,1..+0,3  

 

Показатели, понижающие коэффициент Изменение коэффициента
1 Сдача контрольных заданий в течение 12 учебных дней после окончания срока сдачи -0,2
2 Сдача контрольных заданий с задержкой более 12 учебных дней от установленного срока -0,5
3 Каждая пересдача контрольного задания -0,1

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


 

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Тема 2. Поверхностные воды.

1. Речной сток как географический фактор. Параметры речного стока.

2. Уровенный и водный режим рек. Гидрограф стока.

3. Морфометрические характеристики речной системы и бассейна, их влияние на параметры стока.

4. Происхождение озерных котловин. Географическое распространение озер.

5. Термический режим озер. Географическая зональность хим. состава озерных вод.

6. Водный режим озер. Водный баланс сточного озера.

7. Эволюция и географическое распространение болот.

8. Классификация болот по условиям водно-минерального питания.

9. Значение болот в гидросфере и для человека.

10. Типология водохранилищ и регулирование водного режима.

11. Воздействие водохранилищ на окружающую среду.

12. Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана.

8.2 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Развитие Земли и гидросферы

2. Оледенения плейстоцена

3. Нефтяное загрязнение Мирового океана.

4. Загрязнение Мирового океана радионуклидами

5. Лавины как опасное явление природы

6. Наводнения и нагонные явления

7. Современный снежный и ледовый покров Земли.

8. Великие озера мира.

9. Вода под землей

10. Болота и заболоченные земли

11. Управление стоком: водохранилища и каналы

12. Антропогенное загрязнение рек и озер

13. Озера Южного Урала: природные особенности и хозяйственное использование

14. Реки Южного Урала: природные особенности и хозяйственное использование

15. Водохранилища Челябинской области

Требования к реферату

Объем – не менее 15 и не более 25 страниц (полуторный интервал, кегль 14)

Структура реферата: титульный лист, план, основная часть (включающая: введение (актуальность проблемы/темы), опорно-доказательную базу фактов и обсуждения (раскрытие содержания темы)), выводы по проблеме, список литературы и источников интернета.

В основной части для пояснения допускается включение графо-табличного материала и иллюстраций. Цитаты, иллюстративный материал, приводимые фактические данные должны содержать ссылку на соответствующий источник информации из списка литературы. Выводы должны опираться на информацию, приведенную в основной части работы. Список литературы должен включать не менее 5 источников информации (за исключением темы 22).


8.3 ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Основные этапы эволюции гидросферы.
  2. Водный баланс участка местности.
  3. Значение круговорота воды в природе.
  4. Структура глобального и регионального круговорота воды.
  5. Влияние физических свойств воды на процессы в географической оболочке
  6. Химические свойства воды и их значение в природе.
  7. Основные звенья круговорота воды в природе.
  8. Происхождение химического состава океанских вод и причины его постоянства.
  9. Распределение солености поверхностного слоя океанских вод от экватора к полюсам.
  10. Влияние солености и температуры на циркуляцию океанских вод.
  11. Общие закономерности направления поверхностных течений в Мировом океане.
  12. Волновое движение в океанских и континентальных поверхностных водах.
  13. Классификация океанских течений по происхождению.
  14. Взаимодействие в системе океан – атмосфера.
  15. Взаимодействие в системе океан – литосфера.
  16. Формирование и строение ледников.
  17. Генетическая классификация ледников.
  18. Типы подземных вод зоны аэрации и зоны насыщения.
  19. Виды воды в горных породах
  20. Происхождение подземных вод.
  21. Движение подземных вод
  22. Значение подземных вод в природе и для человека.
  23. Влияние хозяйственной деятельности человека на Мировой океан.
  24. Речная система и речной бассейн; морфометрические характеристики
  25. Количественные характеристики речного стока.
  26. Определение средней скорости потока: эмпирические и расчетные методы.
  27. Водный режим рек.
  28. Классификация водного режима рек по М.И. Львовичу.
  29. Типы озер по происхождению озерной котловины.
  30. Влияние физико-географических условий на речной сток.
  31. Термический режим озер.
  32. Географическое распространение озер.
  33. Болота. Классификация болот по условиям образования и водно-минерального питания
  34. Стадии эволюции болот. Значение болот в природе и для человека
  35. Водохранилища, типология и назначение.
  36. Влияние водохранилищ на окружающую среду.
  37. Искусственное перераспределение речного стока.
  38. Влияние хозяйственной деятельности человека на реки и озера.
  39. Водные ресурсы, рациональное использование и охрана.
  40. Восстановительные мероприятия в водных объектах.

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

 

Апвеллинг Океанические течения
Верховые, переходные, низинные болота Океанский конвейер
Влагоемкость и водоотдача Олиготрофные, мезотрофные, эвтрофные озера и болота
Влагооборот и водообмен Плотность воды
Водная масса Поверхностное натяжение воды
Водные ресурсы Потребительское качество воды
Водный объект Прилив
Волна Речная система
Гидрографическая сеть Речной бассейн
Гидрохимические классы вод Снеговая линия
Грунтовые воды Соленость воды
Загрязнение, истощение, засорение вод Таяние и замерзание воды
Инфильтрация Теплоемкость и теплопроводность воды
Испарение Термоклин
Количественные характеристики речного стока (расход, объем, модуль, слой, коэффициент) Фазы водного режима (половодье, паводки, межень)
Коэффициент фильтрации Фирн

 

 

Направление: 022000 – Экология и природопользование

 Профиль – «Природопользование»

Квалификация (степень) бакалавр

 

Составитель:

к.г.н., доцент

кафедры географии и МПГ

Захаров С.Г.

 

 

Челябинск, 2013


 

Оглавление

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА.. 3

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 6

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.. 6

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.. 7

6. РАБОЧАЯ (МОДУЛЬНАЯ) ПРОГРАММА.. 7

6.1Тематическое планирование дисциплины.. 7

6.2 Содержание модульной рабочей программы.. 7

6.2.1. Модуль 1. Глобальные водные объекты (лекции) 7

6.2.2. Модуль 2. Поверхностные воды суши и водные ресурсы (лекции) 9

6.2.3. Модуль 1. Глобальные водные объекты (лаб-практ.)............................................... 10

6.2.4. Модуль 2. Поверхностные воды суши (лаб. практ)………………………………………..13

6.3. Самостоятельная работа студентов …………………………………………………………...19

7.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 20

8.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 21

8.1.Вопросы контрольных работ. 21

8.2. Тематика рефератов ……………………………………………………………….……………22

8.3. Вопросы к экзамену ………………………………………………………………………..…...23

8.4. Терминологический минимум …………………………………………………………….…..24

 

 


 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Освоение дисциплины «Учение о гидросфере» необходимо для подготовки экологов-природопользователей как по основам общей гидрологии, так и по одному из разделов общего землеведения. Изучение гидросферы – одно из ключевых в понимании закономерностей географической оболочки и практических вопросов водопользования.

Потребность человека в водных ресурсах увеличивается из года в год. Помимо непосредственного потребления водных ресурсов, человек изменяет качество вод в результате различных техногенных процессов. Воздействуя на параметры гидросферы человечество влияет и на глобальные планетарные процессы. Вопросы рационального водопользования, охраны гидросферы являются актуальнейшими вопросами современной цивилизации и здоровья человека.

Цель курса – формирование у студентов комплекса знаний о гидросфере и ее структурных частях (водных объектах); а также понимание проблем рационального водопользования и охраны вод.

Задачи:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: физические и химические особенности воды, структуру гидросферы, основные классификации в гидрологии Мирового океана, ледников, подземных вод, рек, озер, болот, водохранилищ; основные закономерности формирования гидрологического режима водных объектов, факторы пространственной и временной изменчивости их состояния, суть методов измерения расхода воды, скорости течения, основных морфометрических параметров, принципы рационального использования и охраны водных объектов.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.176 с.)