Сочиненія Б. Н. Компанейскаго 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочиненія Б. Н. Компанейскаго



ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Б. Н. Компанейскій († 1965 г.)
Критика маркизма-ленинизма.

М арксизмъ-ленинизмъ можно критиковать съ двухъ діаметрально противоположныхъ точекъ зренія. Можно разсматривать его какъ нѣкоторую научную теорію, и программу компартіи, какъ программу послѣдователей этой теоріи, стремящихся практически осуществить новую экономическую систему, проводимую для того, чтобы освободить человѣчество отъ гнета капитализма.

М ожно также разсматривать ученіе Маркса-Ленина не по «вывѣскамъ» лозунговъ, провозглашаемыхъ имъ, но по дѣламъ послѣдователей этого ученія — коммунистовъ, проводящихъ его въ жизнь. Дѣла эти показываютъ, что замена современной западной экономической системы коммунистическимъ государственнымъ капитализмомъ отнюдь не есть конечная цѣль программы компартіи, но лишь средство для того, чтобы «выжать» изъ рабочихъ, крестьянъ и вообще изъ каждого человѣка всѣ его силы, лишить свободы, превратить въ раба и отнять у него всякую возможность самостоятельно мыслить и даже чувствовать и желать. Все сказанное не есть еще конечная цѣль программы Маркса-Ленина. Она не пишется, а лишь узнается по дѣламъ. Этой конечной цѣлью является уничтоженіе христіанства и созданіе новой религіи поклонниковъ насилія, ненависти, лжи, предательства — скажемъ кратко — религіи сатаны; Этой конечной цѣли подчинены всѣ средства.

 

С ъ этой точки зрѣнія программа компартіи и все «экономическое ученіе» Маркса-Ленина есть ничто иное, какъ вывѣска, лживая реклама, подъ которой скрывается все «наоборотъ», въ соотвѣтствіи съ «діалектикой», похищенной у Гегеля и переиначенной на свой образецъ. Коммунизмъ ставитъ своей цѣлью обезкровить человѣчество, ибо бѣсопоклонники считаютъ, что неимущаго легче чѣмъ обезпеченнаго человѣка сдѣлать своимъ рабомъ: слѣдовательно, коммунизмъ обѣщаетъ «сытую жизнь». Коммунизмъ есть рабство, слѣдовательно коммунисты провозглашаютъ «освобожденіе отъ цѣпей». Въ странѣ коммунизма люди не знаютъ, что значитъ радость свободнаго человѣка. Слѣдовательно, на всѣхъ плакатахъ изображаются смѣющіеся рабы.

Т ѣ, кто придерживаются первой точки зрѣнія, анализируютъ ученіе Маркса-Ленина, по его «вывѣскамъ» — ищутъ историческіе корни марксизма, изучаютъ развитіе коммунистическихъ идей и т. д.

Д ѣлая это, они совершаютъ опасное и вредное дѣло, такъ какъ или притворяются, что не знаютъ истинныхъ задачъ компартіи, или по наивности и непростительному легкомыслію, а можетъ быть и по другимъ причинамъ, изучаютъ фальшивыя монеты, считая ихъ полноцѣнными. Они, эти критики, ищуть «ошибки» въ мышленіи марксистовъ и въ дѣйствіяхъ компартіи, въ то время какъ на самомъ дѣлѣ, конечно, никакихъ «ошибокъ» нѣтъ, а есть только игра крапленными картами.

Н аконецъ есть еще одна точка зрѣнія — ее защищаютъ обычно критики, настоящіе друзья коммунистовъ. Они критикуютъ коммунизмъ съ точки зрѣнія его «эволюціи» и перерожденія. Тайный смыслъ такого рода критики — показать, что коммунизма больше страшиться нечего — Церковь больше не преслѣдуется, офицеры Красной Арміи носятъ погоны и даже крестьянамъ дали клочки земли. Все хорошо.

П одобные «критики» считаютъ, что «полицейскій гнетъ» Сталинскато режима можно объяснить политическими причинами временнаго характера. Какъ будто бы небывалый до того въ исторіи человѣчества терроръ, который принесъ страданія и смертъ милліонамъ ни въ чемъ неповинныхъ людей, можно считать «временнымъ явленіемъ», а не порожденіемъ безчеловѣчной системы, направленной къ порабощенію людей.

В ысказывается положеніе, что въ настоящее время коммунистическая система защищаетъ семью и бракъ. Не въ томъ ли видятъ эту защиту брака, что теперь гражданское бракосочетаніе вмѣсто простой записи въ ЗАГС, совершается въ спеціально для этого оборудованномъ «дворцѣ» и невѣсты надѣваютъ фату? Церковное же бракосочетаніе остается подъ такимъ же запретомъ, какъ и во времена до пресловутой «эволюціи» коммунизма.

Н е въ томъ ли видятъ защиту семьи, что дѣтей, которыхъ родители воспитываютъ въ благочестіи и религіозномъ духѣ, отбираютъ отъ нихъ и отдаютъ въ дѣтскіе дома, а родителей подвергаютъ всевозможнымъ взысканіямъ и униженіямъ?

С читаютъ, что отрицаніе личной собственности смѣнилось у коммунистовъ ставкой на зажиточность крестьянъ. Какъ будто данный имъ во владѣніе клочокъ земли пріусадебнаго участка избавляеть ихъ отъ системы колхознаго обезличиванія, которая убиваетъ дѣйствительную производительность крестьянскаго труда.

У тверждають даже, что взамѣнъ христіанской морали коммунисты пытаются создать какую-то «общественную» нравственность. Очевидно она создается по мнѣнію подобныхъ «критиковъ» при содѣйствіи и подъ наблюденіемъ такихъ высоко-нравственныхъ органовъ какъ ГПУ и НКВД.

В ъ дѣйствительности никакой эволюціи коммунистическаго строя не сущестуетъ. Свобода личности, самое драгоцѣнное достояніе человѣка въ его земной жизни, попирается при совѣтскомъ строѣ въ настоящее время такъ же какъ и раньше. Гоненіе на христіанство, принимая новыя формы становится сильнѣе и утонченнѣе съ каждымъ днемъ.

Н аучныя достиженія, о которыхъ съ такимъ паѳосомъ возглашаетъ на весь земной міръ совѣтское правительство, являются достиженіями творческаго духа русскаго народа, который стремится къ знанію и овладѣнію наукой независимо отъ политическаго строя или, вѣрнѣе говоря, несмотря на него. Поэтому достиженія эти въ области физико-математическихъ, техническихъ и прикладныхъ наукъ, которыми только и можно заниматься свободно при совѣтскомъ строѣ, очень высоки.

Ч то же касается общей культуры и области общественныхъ наукъ — философіи, психологіи, исторіи, политической экономіи, литературовѣдѣнія и пр. и даже біологическихъ наукъ, то вкорененіе неправильныхъ и извращенныхъ взглядовъ и давно изжитыхъ современной наукой теорій, нанесло имъ на долгое время непоправимый вредъ.

Т акой же страшный и опустошительный ударъ нанесъ коммунистическій строй русскому искусству — литературѣ, поэзіи, живописи, музыкѣ и пр., такъ какъ истинное творчество не терпитъ принужденія.

С тремясь направить все на служеніе своему строю и на восхваленіе его, коммунисты безпощадно уничтожаютъ всѣхъ и вся, что носитъ на себѣ печать свободы и духовныхъ стремленій человѣка.

Э тимъ они показываютъ свой истинный ликъ — прислужниковъ сатаны, врага человѣческаго рода, — ликъ антихристовъ.

Проф. Н. Коваленскій.

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 212-214.

 

 

Ѳ. В. Вербицкій († 1971 г.)

Ѳедоръ Васильевичъ Вербицкій (1881-1971), профессоръ, врачъ, вѣрное чадо РПЦЗ. Родился въ 1881 г. въ семьѣ церковнослужителя. Окончилъ Черниговскую клас. гимназію (1899) и С.-Петербургскую Императорскую Военно-Медицинскую Академію (1904), гдѣ и былъ оставленъ на 3 года для подготовки къ преподавательской дѣятельности. Защитилъ диссертацію на ученую степень Доктора Медицины (1906) и былъ командированъ заграницу для продолженія научной работы. Работалъ въ институтахъ: Берлинскомъ Бактеріологическомъ, Парижскомъ Пастеровскомъ и Франкфуртскомъ Экспер. терапіи. Приватъ-доцентъ Воен.-Мед. Акад. (1910), экстраордин. профессоръ Саратовскаго Университета (1911), ордин. проф. Кіевскаго Университета (1914). На фронтахъ Первой Міровой войны — врачъ въ военномъ госпиталѣ; затѣмъ занималъ административные посты въ медицинскихъ учрежденіяхъ Бѣлой Арміи. Въ эмиграціи въ Югославіи. Съ 1929 по 1943 г. — личный врачъ сербскаго короля Александра I и товарищъ предсѣдателя общ-ва Русскихъ ученыхъ и писателей. Съ 1945 до 1948 г. — проф. и деканъ Мед. факультета Интерн. Университета въ Мюнхенѣ. Съ 1949 до смерти въ 1971 г. жилъ въ Аргентинѣ, работалъ въ инст-тѣ Микробіологіи, отдѣлъ «вирусовъ» (1951-1965). Былъ разносторонне образованнымъ человѣкомъ, прекрасно зналъ русскую литературу, что и позволило ему писать статьи на самыя разнообразныя темы (см. напр. его три статьи о творчествѣ Н. В. Гоголя, вошедшія въ сборникъ «Великій россіянинъ», Буэносъ-Айресъ, 1952 г.). Сотрудничалъ во многихъ журналахъ, газетахъ и публикаціяхъ (въ т. ч. въ «Православной Руси»). Имѣлъ 48 научныхъ трудовъ по бактеріологіи, біологіи и клиникѣ внутреннихъ болѣзней.

Сочиненія Ѳ. В. Вербицкаго

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

Проф. Ѳ. В. Вербицкій († 1971 г.)
Памяти Царя-Мученика (4/17 іюля).

С егодняшній день, посвященный памяти мученической смерти Государя Николая II-го и всей Его Августѣйшей Семьи, является днемъ глубокой и неизбывной, не только Всероссійской Скорби, но и всѣхъ обитателей Вселенной, задумавшихся о судьбахъ міра. Чудовищнымъ Екатеринбургскимъ злодѣяніемъ сатанинскимъ силамъ впервые удалось разрушить Великое Православное Царство, вѣками стоявшее каменной преградой на ихъ путяхъ къ овладенію Божьимъ міромъ.

В о вѣки вѣчные «ни вычеркнуть перомъ, ни вырубить топоромъ» и не забыть пламенный вопль Вѣнценоснаго Страдальца: «Кругомъ измѣна, трусость и обманъ», въ жуткіе дни предъ вырваннымъ у Него подосланными извергами актомъ объ отреченіи отъ Престола.

Н езабываемо тяжкимъ укоромъ прозвучалъ этотъ предсмертный стонъ для всѣхъ насъ, и, въ первую очередь, — для ближайшаго окруженія Трона, вплоть до Великихъ Князей, а, больше всего, — для лицъ, вольно или невольно создававшихъ ту обстановку, въ которой уже не оставалось выхода для иныхъ рѣшеній, тѣмъ болѣе, что рѣшать приходилось не только о судьбѣ Своей и Своей Семьи, но и о судьбѣ горячо любимой Родины.

Н а этомъ мрачномъ фонѣ ярко сіяютъ имена вѣрныхъ царскихъ слугъ, добровольно раздѣлившихъ крестный путь всей Царской Семьи. Среди этихъ «вѣрныхъ до смерти», были люди всѣхъ положеній до простолюдина включительно. (Къ чести и гордости врачебнаго сословія былъ среди нихъ и лейбъ-медикъ Царской Семьи Е. С. Боткинъ, съ которымъ мы одновременно были доцентами нашей общей альма-матеръ Военно-Медицинской Академіи.)

Я рко сіяютъ имена милліоновъ извѣстныхъ и безвѣстныхъ героевъ въ рядахъ воиновъ и простыхъ гражданъ («имена ихъ Ты, Господи, вѣси!»), до послѣдняго дыханія сохранившихъ вѣрность Царю и Родинѣ въ эти кошмарные дни.

В ъ стремленіи сгладить свои вины и переложить ихъ съ больной головы на здоровую, утратившіе правду и совѣсть заговорщики, толкавшіе въ пропасть свою Родину, изображаютъ Царя-Мученика слабовольнымъ и безхарактернымъ, не умѣющимъ управлять Великой Державой, приписывая этому источникъ всѣхъ золъ.

Р азрушая подъ диктовку враждебнаго Православному Царству Запада вѣковые устои своей Родины, они старались вносить всяческое разстройство въ жизнь ее, постоянно сталкиваясь съ поставленными волею Монарха блюстителями порядка и правды въ жизни населенія.

С атана не дремлетъ, и въ извѣчной борьбѣ Добра и Зла даже среди апостоловъ нашелся Іуда. Немало — и все больше и больше — рождается предателей въ соблазнахъ вѣка сего; и все меньше и меньше уже въ тѣ дни оставалось въ окруженіи Престола безтрепетныхъ слугъ его.

В ъ союзѣ, а, иногда, и состоя на службѣ вражескихъ силъ, обуянные гордыней, предатели Родины не останавливались ни предъ какими преступленіями для достиженія своихъ цѣлей, и жертвами ихъ пали тысячи и тысячи вѣрныхъ слугъ Отечества — отъ оставшихся безвѣстными городовыхъ и воиновъ до покрытыхъ честью и славой ближайшихъ сподвижниковъ Царя: непоколебимо-вѣрнаго министра внутр. дѣлъ Плеве; пламенно любившаго свое Отечество П. А. Столыпина, бросившаго съ каѳедры Думы, свою историческую фразу: «вамъ нужны великія потрясенія, а намъ нужна Великая Россія»; тѣсно связаннаго съ Царской Семьей Вел. Князя Сергѣя Александровича, — дядю Государя, адмираловъ Дубасова и Чухнина, ген. Сахарова и т. д. и т. д.

Д ля растлѣванія недръ крѣпкаго народа русскаго былъ созданъ спеціальный сложный аппаратъ изъ мнящихъ себя «солью земли» и обуянныхъ гордыней недоучекъ (студентовъ, сельскихъ учителей, писарей и т. под.), насаждавшихъ плевелы для одурманиванія «малыхъ сихъ».

Н есмотря на всѣ эти, стоющія немало денегъ и жизней орудія растлѣнія, все же, всѣ эти сѣятели зла на землѣ оказались безсильными сломить непреклонную волю «безвольнаго» Царя, и обозленные неудачами изверги чудовищнымъ Екатеринбургскимъ злодѣяніемъ оборвали земной путь Вѣнценоснаго Страдальца, оскверняя гнусной ложью, клеветой и кощунственными хитросплетеніями бѣлоснѣжный образъ Его въ глазахъ грядущихъ поколѣній.

Н а нашихъ глазахъ, какъ крысы съ тонущаго корабля посыпались при крушеніи Великой Державы революціонные гады во главѣ съ Керенскимъ и Гучковымъ, съ легкой душой покидая уготованный ими «рай» для русскаго народа и унося съ собой полные чемоданы расхищаемыхъ народныхъ богатствъ; съ пустыми карманами — и кто какъ можетъ — улепетывали изъ родныхъ мѣстъ одурачанные «герои революціи» во главѣ съ П. Родзянко, котораго я потомъ не разъ лицезрѣлъ въ Бѣлградѣ въ жалкомъ положеніи «избѣглицы».

И зучая по мѣрѣ своихъ силъ и возможностей жизнь и дѣянія Царя-Мученика попытаюсь представить свѣтлый ликъ Его, вылитый въ Его подлинныхъ словахъ и въ свидѣтельствахъ авторитетныхъ лицъ, находившихся въ тѣсномъ соприкосновеніи съ Нимъ.

В ъ дышащемъ горячей любовью къ Отчизнѣ повѣствованіи сына учительницы Царскихъ дѣтей, росшаго и воспитывавшагося въ царскомъ дворцѣ въ условіяхъ братскаго содружества со своими царственными сверстниками — будущимъ Императоромъ Николаемъ Вторымъ и рано угасшимъ Его братомъ Георгіемъ — «отрокъ» Николай рисуется уже въ ту пору крѣпкимъ и твердымъ въ выполненіи своего долга и весьма самостоятельнымъ въ своихъ сужденіяхъ. Въ условіяхъ дворцового этикета Онъ росъ простымъ, добрымъ и душевно близкимъ Своимъ сверстникамъ вплоть до дѣтей дворцовой прислуги. (И. Сургучовъ: «Дѣтство Императора Николая II», Парижъ, 1953 г.).

Т акимъ же остался Онъ и въ юношескіе годы, въ положеніи Наслѣдника Престола, готовясь къ тяжелому и отвѣтственному служенію Родинѣ.

И уже въ тѣ дни на Его долю выпало грозившее Его жизни тяжелое испытаніе въ обстановкѣ выполненія Своего долга при ознакомленіи съ восточными предѣлами Россійской Державы. Только поистинѣ чудеснымъ вмѣшательствомъ сопровождавшаго Его греческаго принца Георгія была спасена Его жизнь при покушеніи японскаго самурая.

С ъ осложненіями и всяческими затрудненіями протекали и первые годы Его царствованія.

«П робой пера» предателей, получившихъ заказъ на русскую революцію, было возстаніе Кронштадтскихъ моряковъ. Въ мемуарахъ мин. ин. дѣлъ Извольскаго описывается знаменательный эпизодъ изъ тѣхъ дней: выслушавъ съ полнымъ спокойствіемъ докладъ министра о надвигающейся опасности и, словно прозрѣвая будущее Царь сказалъ: «все въ рукахъ Божьихъ. Я молюсь каждое утро: да будетъ воля Господня».

В новь грозно сталъ вопросъ объ опасныхъ осложненіяхъ въ связи съ убійствомъ Австрійскаго Престолонаслѣдника въ Сараево, о чемъ послѣдовалъ докладъ того же министра, въ мрачныхъ краскахъ рисующій положеніе.

П ринявъ спокойно и этотъ докладъ и, видя удивленіе на лицѣ министра, Государь, удостоивъ его Своего довѣрія, подѣлился съ нимъ Своими переживаніями:

«Е сли вы видите меня столь спокойнымъ, то это потому, что судьба Россіи, моя собственная судьба и судьба моей Семьи въ рукахъ Господа, Который поставилъ меня на то мѣсто, гдѣ я нахожусь. Что бы ни случилось, я склоняюсь передъ Его Волей въ убѣжденіи, что никогда не имѣлъ иной мысли, какъ служить той странѣ, которую Онъ вручилъ Мнѣ».

З начительно позже — въ годы передъ Первой Міровой войной — многолѣтній Посолъ Франціи при русскомъ Дворѣ Морисъ Палеологъ запечатлѣлъ въ своихъ «Воспоминаніяхъ» слѣдующія знаменательныя слова Государя, переданныя ему мин. ин. дѣлъ Сазоновымъ и Предс. Сов. Мин. Столыпинымъ: «Я имѣю больше, чѣмъ предчувствіе, но полную увѣренность, что я предопредѣленъ ужаснымъ испытаніямъ и не получу награды здѣсь на землѣ. Сколько разъ я примѣнялъ къ себѣ слова Іова (въ день котораго Государь родился): «Едва я почувствую опасность, она осуществляется, и всѣ несчастья, которыхъ я опасаюсь падаютъ на меня».

О тяжкихъ испытаніяхъ, ожидавшихъ Его на земномъ пути, Онъ зналъ изъ переданнаго Ему при открытіи мощей преподобнаго Серафима Саровскаго письма Святого, врученнаго Имъ незадолго до смерти глубоко вѣрующей и Богобоязненной Е. И. Мотовиловой. Въ этомъ письмѣ, налисанномъ за 70 лѣтъ до этого событія, «Царю, который пріѣдетъ въ Саровъ особо обо мнѣ молиться», были ясно предначертаны судьбы нашей Родины и Самого Царя (Д. Ходневъ, «Россія», 1967 г., 19 мая).

И, несмотря на всѣ эти прозрѣнія будущаго, безгранично преданный Волѣ Божьей Государь уже въ безпросвѣтной революціонной обстановкѣ оставался непоколебимо твердымъ въ исполненіи Своего долга: «Быть можетъ, нужна искупительная жертва, чтобы спасти Россію? Я буду этой жертвой. Да свершится воля Господня»... «Для Россіи, для ея счастья Я готовъ отдать и тронъ и жизнь»... Эти слова звучали въ отвѣтъ на совѣтъ быть осторожнымъ и благоразумнымъ при надвигающейся грозной опасности.

Н епоколебимо вѣрнымъ Своему долгу Онъ оставался на протяженіи всего Своего царствованія.

В ъ отеческомъ попеченіи о русскомъ воинѣ, до смерти стоящемъ на стражѣ своего Отечества, Онъ счелъ Своимъ долгомъ самолично испытать тяготы русскаго солдата при несеніи службы и, при введеніи новой формы обмундированія, чтобы испытать на Самомъ Себѣ тяжесть ея, Онъ, облачившись втайнѣ и отъ царедворцевъ и отъ Своихъ близкихъ въ солдатскую амуницію, съ ружьемъ въ рукахъ и остальнымъ прикладомъ, промаршировалъ никѣмъ не узнаннымъ въ Ялтѣ во время Своего отдыха отъ державныхъ заботъ.

Н евольно тутъ приходятъ на умъ тепло описанные нашими корифеями образы Пушкинскаго «кап. Миронова», Лермонтовскаго «Максима Максимовича», Толстовскаго «кап. Тушина» и безъ счета оставшихся безвѣстными, беззавѣтно любившихъ свою Родину «отцовъ-командировъ».

Г дѣ же тутъ безволіе, слабохарактерность и прочія черты, не подобающія Первому Воину Державы — Царю, которые приписываютъ Ему защищающіе свою шкуру пасквилянты?!

А жертвенный порывъ: въ весьма безотрадной обстановкѣ Первой Міровой Войны взялъ на Себя отвѣтственность за исходъ ея, принявъ на Себя Верховное Командованіе Арміей?!

Е сли этого не понимали или не хотѣли понять клеветники Царя, то это сразу поняли русскіе простые воины, прославившіе русскаго солдата новыми подвигами.

П ереживавшій всѣмъ сердцемъ и всей душой радости и горести этой войны ген. Лохвицкій, въ яркомъ описаніивъ ходѣ войны при переходѣ Верховнаго Командованія въ руки Самого Государя, — красочно свидѣтельствуетъ: «чтобы Нарвскихъ побѣжденныхъ обратить въ Полтавскихъ побѣдителей Петру Великому потребовалось 9 лѣтъ, а Верховный Главнокомандующій Импер. Николай II сдѣлалъ ту же великую работу въ полтора года»...

П онять это, — жертвенный порывъ «безвольнаго» Царя, могутъ только крѣпкіе духомъ, глубоко вѣрующіе люди, живущіе не личными страстями и земными счетами и разсчетами, а въ основу своего земного пути безтрепетно полагающіе велѣнія Божія. Чистый сердцемъ и исполненный безпредѣльной вѣры въ милость Божью, безъ ропота и колебаній, съ молитвой на устахъ выполнялъ Царь-Мученикъ всѣ выпадающія на Его долю тягчайшія испытанія и самую смерть, имѣя предъ очами Своими начертанныя намъ слова молитвы Господней: «Да будетъ воля Твоя!»

Е сли не сумѣли понять и оцѣнить этотъ подвигъ свои, то подъ диктовку отъ лукаваго сразу почувствовали его враги Великаго Православнаго Царства, вѣками стоявшаго на ихъ путяхъ къ овладѣнію Божьимъ міромъ. Забывъ даже о томъ, что они находятся въ междуусобной жестокой борьбѣ на почвѣ взаимныхъ счетовъ и расчетовъ они — и наши враги и наши союзники — въ полномъ единеніи принялись со всѣхъ сторонъ поджигать революцію, усердно используя нашихъ домашнихъ предателей, въ положеніи «Мавровъ» выполнявшихъ ихъ гнусное дѣло.

Б езграничной любовью къ Родинѣ и отеческимъ попеченіемъ о судьбахъ ее и о русскомъ воинѣ сіяютъ строки прощальнаго Обращенія Царя-Мученика къ роднымъ войскамъ послѣ отреченія отъ Престола.

С тономъ одиноко вопіющаго въ пустынѣ прозвучали Его, жгущія совѣсть всѣхъ насъ, слова: «кругомъ измѣна, трусость и обманъ!»

Н е укрылась отъ бдительнаго царскаго ока царящая въ окруженіи Престола атмосфера и, принимая (9 сент. 1915 г.) въ Царскомъ Селѣ Посла Франціи, Государь четко обрисовалъ ему окружающую Тронъ обстановку: «Эти міазмы Петрограда... ихъ чувствуешь здѣсь, на разстояніи 22-хъ верстъ. И этотъ скверный духъ идетъ не изъ народныхъ кварталовъ, а изъ салоновъ. Какой срамъ! Какое ничтожество! Можно ли быть настолько лишенными совѣсти, патріотизма и вѣры?!..

Э ти «настроенія» въ кругахъ царедворцевъ описываетъ въ своихъ мемуарахъ и англійскій военный представитель при Ставкѣ ген. Вильямсъ.

«О динъ изъ критиковъ, проведя въ Россіи 24 часа, далъ мнѣ о Государѣ такой отзывъ, что я подумалъ, что онъ эти часы провелъ въ помойныхъ ямахъ Петербурга. Иначе, онъ не могъ нигдѣ собрать свѣдѣній, болѣе лживыхъ, несправедливыхъ и столь же ошибочныхъ, какъ и злобныхъ (П. П. Стремоуховъ, «Русская Лѣтопись» т. VII).

К акъ бы не кляузничали; что бы не выдумывали въ свое оправданіе поджигавшіе революцію изверги, стремящіеся очернить бѣлоснѣжно-чистую предъ Богомъ и людьми память Царя-Мученика, разсѣется какъ дымъ все это въ правдивой Исторіи тѣхъ дней, о чемъ свидѣтельствуютъ непреложные факты, выраженные устами нашихъ друзей и нашихъ враговъ, принимавшихъ участіе въ событіяхъ тѣхъ дней.

«В есной 1917 г. можно было принятъ только одно рѣшеніе: оборону на всѣхъ фронтахъ»... пишетъ въ своихъ «Воспоминаніяхъ» фельдм. Гинденбургъ; «Мы наканунѣ катастрофы», вторитъ ему нач. штаба Германскихъ Армій марш. Людендорфъ («Мои Воспоминанія» т. 1); «Наше положеніе исключительно трудное и не видно выхода»...

Э то признаютъ и союзники: «Въ мартѣ: Царь былъ на Престолѣ. Россійская Имперія и русская Армія держались. Фронтъ былъ обезпеченъ и побѣда обезпечена», пишетъ Премьеръ Мин. Англіи Черчиль.

О твердости характера Государя въ проведеніи Своихъ плановъ президентъ Франціи Поль Лубэ говоритъ: «Царь имѣетъ сильную душу и мужественное сердце, непоколебимо вѣрное»... «Онъ преданъ Своимъ идеямъ. Онъ защищаетъ ихъ съ терпѣніемъ и упорствомъ. Онъ имѣетъ задолго продуманные планы»...

«О нъ скорѣе пожертвуетъ жизнью, чѣмъ измѣнитъ Своему слову», свидѣтельствуетъ долголѣтній Посланникъ Франціи при Русскомъ Дворѣ Палеологъ.

Ч етко и ярко описываетъ положеніе на фронтахъ въ тѣ дни В. Черчиль.

«С трой, который въ Немъ воплощается; строй, которымъ Онъ руководилъ, которому Своими личными свойствами придавалъ жизненную силу — выигралъ войну для Россіи».

Ч его только не выдумывали заморскіе «кудесники», а подъ ихъ дудочку — и наши прихвостни, чтобы облить грязью Царскую «некультурную» Россію, но точные, чуждые человѣческихъ страстей цифры (которые можно воочію видѣть въ капитальномъ трудѣ, посвященномъ царствованію Царя-Мученика, проф. Ольденбурга) убѣдительно показываютъ огромные, а по отдѣльнымъ отраслямъ, — и колоссальные успѣхи.

Ж. -дорожная сѣть увеличилась на 150%; колосально возрасла обрабатывающая и добывающая промышленность: добыча нефти — на 100%; кам. угля на 430%; жел. руды на 140%; производство сахара на 400% и т. д., и т. под.

С трана богатѣла и быстрыми шагами шла впередъ: золотой запасъ съ 650 милліоновъ (въ 1894 г.) возросъ на 1600 милл., т. е. на 100%.

Ж ившій въ гордившейся своей демократіей Англіи и дважды посѣтившій Россію въ цѣляхъ изученія ея при царствованіи Николая II проф. Эдинбург. Унив. Чарлзъ Саролэ пишетъ: «Русская монархія была, по всей вѣроятности, въ тѣ дни самымъ прогрессивнымъ правительствомъ въ Европѣ».

Н е потерялъ присутствіе духа Царь-Мученикъ и въ катастрофической обстановкѣ Петербургскаго бунта, подогрѣваемаго выползшими изъ всѣхъ щелей гадами и ширившагося вслѣдствіе недостаточной бдительности поставленныхъ на постахъ «часовыхъ», пекущихся больше о самихъ себѣ, чѣмъ о Родинѣ.

Б езпристрастное обсужденіе предложенныхъ Самимъ Государемъ и предпринимаемыхъ съ опасностью для собственной жизни мѣръ приводитъ, (къ сожалѣнію, съ трагическимъ запозданіемъ), къ заключенію, что они, дѣйствительно, могли бы кореннымъ образомъ измѣнить положеніе и предотвратить катастрофу.

Н о, къ сожалѣнію, стоящіе на отвѣтственныхъ постахъ «часовые» въ кишащемъ вредителями «механизмѣ» были подточены «измѣной, трусостью и обманомъ», и «моторъ» не двинулся съ мѣста. (Приказъ объ отмѣнѣ посылки надежныхъ частей въ мятежный Петроградъ былъ изданъ именемъ Государя, но безъ Его воли) (Ходневъ, «Россія», 1967 г., 17 марта).

П одготовка къ революціи велась десятками лѣтъ. Безъ счета гибли на своихъ постахъ вѣрные Царю и Родинѣ люди, и вражьимъ вліяніемъ въ ряды «часовыхъ», на ключевыхъ позиціяхъ Державы Россійской, всякими правдами и неправдами втискивались недостойные элементы.

«С екретомъ Полишинеля» сталъ послѣ революціи: притонъ для доморощеныхъ предателей подъ прикрытіемъ дипломатической неприкосновенности и союзническаго лицемѣрія у англійскаго Посла Бьюкенена; густая сѣть шпіоновъ и растлителей, управляемая нѣмцами; шипящіе салоны (вплоть до великокняжескихъ), извергавшіе потоки лжи, клеветы и грязныхъ измышленій, мутившихъ мозги русскаго человѣка.

В ъ этой обстановкѣ покорный волѣ Божьей Царь-Мученикъ безтрепетно несъ Свой тяжкій крестъ въ неизбывной любви къ Своему народу, и такимъ же непоколебимымъ остался Онъ и въ заточеніи, уготованномъ Ему ходомъ событій.

К акъ трогательно и съ какой любовью относился кроткій и добрый Царь къ «малымъ симъ», и мнѣ, далекому отъ придворной жизни, воочію пришлось видѣть при посѣщеніи Имъ Кіева.

В озвращаясь въ день пріѣзда Его изъ Университета послѣ лекціи домой по Владимірской улицѣ и подходя къ Театральной Площади, на которую выходили окна моей квартиры, я увидѣлъ на углу Фундуклеевской улицы толпы народа, запрудившіе всю улицу, и совсѣмъ близко отъ себя автомобиль съ Государемъ.

П риковавъ свои глаза къ озаренному Его незабываемой улыбкой лицу съ рукой у козырька, отвѣчающему на всѣ стороны на восторженныя привѣствія осчастливленныхъ Его пріѣздомъ русскихъ людей, я вдругъ вижу, что, отнявъ руку отъ козырька, Государь даетъ какіе-то указанія шоферу и тотъ замедляетъ ходъ автомобиля. Взоръ Государя съ рукой у козырька направляется въ сторону еще не вполнѣ заполненной народомъ площади. Поглядѣвъ туда, куда обращенъ былъ взоръ Царя съ Его очаровательной улыбкой, я, не безъ охватившаго меня волненія, увидѣлъ галопомъ несущуюся къ царскому автомобилю нашу нянюшку, держащую за руки съ обѣихъ сторонъ едва поспѣвающихъ за ней своихъ «птенцовъ» — моихъ дѣтей (которымъ было тогда по 6-7 лѣтъ). Наблюдая въ волненіи «внѣ себя» эту картину, я вижу, какъ, ласково глядя на мчавшуюся изъ послѣднихъ силъ эту «тройку», Самодержецъ Всероссійскій, приложилъ Свою руку къ козырьку, тепло благодаритъ Своихъ «недозрѣлыхъ» вѣрноподданныхъ за ярко выраженныя Ему чувства.

Д о смерти своей вспоминала эту встрѣчу, скончавшаяся у насъ въ Бѣлградѣ наша няня, ставшая навсегда нераздѣльнымъ членомъ нашей семьи, и до смерти буду вспоминать это и я.

В ъ тѣ дни, когда Ленинъ готовилъ постыдный Брестъ-Литовскій миръ, слившаяся душой и тѣломъ съ Россіей Государыня, на которую съ неистовствомъ клеветали предатели Родины всѣхъ мастей, горячо молилась: «О, Боже, спаси Россію! Только не этотъ постыдный миръ!..»

Т ерпя всяческія лишенія и униженія въ условіяхъ Тобольскаго заточенія, въ отвѣтъ на поставленный Ей оставшимся вѣрнымъ до смерти Царской Семьѣ лейбъ-медикомъ Е. С. Боткинымъ вопросъ о выѣздѣ за границу, изъ глубины души Царственной Страдалицы прозвучали слова: «Я лучше буду поломойкой, но я буду въ Россіи!» («Воспоминанія о Царской Семьѣ» дочери Е. С. Боткина, Татьяны Мельникъ. Бѣлградъ. 1921 г., стр. 24), а дѣтямъ своимъ повторяла: «Нельзя вырвать изъ своего сердца любовь къ Россіи»... И Царевны молились за родной народъ: и за друзей, и за враговъ.

Н и въ Исторіи нашего народа, ни въ Исторіи другихъ народовъ нѣтъ равнаго по силѣ и красотѣ примѣра!

К акой нетлѣнной красотой и покорностью волѣ Божьей сияютъ послѣдніе дни на землѣ Вѣнценосныхъ Страдальцевъ въ описаніи воспитателя Царскихъ Дѣтей швейцарца Жильяра, раздѣлявшаго съ Царской Семьей ужасы заточенія: «Императоръ и Императрица предполагали умереть мучениками за Свою страну. Они умерли мучениками за все Человѣчество», заканчиваетъ онъ свои «Воспоминанія».

В ъ предвидѣніи грозныхъ событій не только надъ Россіей, но и надъ всѣмъ міромъ, Русскій Царь уже задолго до Міровой Войны пытается предотвратить нависшую катастрофу, и впервые съ высоты Его Престола прозвучало Обращеніе къ народамъ всего міра въ Гаагѣ...

Н о дышущее Божьей Правдой, оно не нашло отзвука у исповѣдующихъ не Божью, а свою, матеріалистическую «правду» «Великихъ Демократій» и было отвергнуто.

Ч то творится на бѣломъ свѣтѣ въ нашъ вѣкъ высочайшей культуры съ радіо, телевизіей, атомными бомбами и пр., «великими достиженіями» — мы все знаемъ, а что насъ ждетъ, это вѣдомо только Господу Богу.

З аканчивающій девятый десятокъ жизни я не буду видѣть, но твердо вѣрю, что, если вновь придетъ возстановленіе «на земли мира и въ человѣцѣхъ благоволенія», то это можетъ придти только отъ Господа Бога черезъ покаявшійся русскій народъ.

Проф. Ѳ. В. Вербицкій.

Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть вторая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 215-222.

 

 

ЛУЧЪ СВѢТА.
Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія.

Въ двухъ частяхъ: Часть вторая.
Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ.

[И. Л. Мейеръ.]
Какъ погибла Царская Семья
[1]

[1] Перепечатано архим. Пантелеимономъ съ изданія: Какъ погибла Царская Семья. Показанія члена Уральскаго Областного Исполнительнаго Комитета, бывш. австрійскаго военноплѣннаго И. Л. Мейера. / Пер. съ нѣмецкаго Графа П. А. Коновницына. [ Лосъ-Анжелесъ:] Издательство журнала «Согласіе», [ 1956 ]. 29 с. [ 2-е изд.: 1977 ]. — Іоганнъ Людвигъ Мейеръ — австрійскій солдатъ, попавшій въ русскій плѣнъ въ годы Первой міровой войны и перешедшій на сторону большевиковъ. Въ 1918 г. наряду съ другими «интернаціоналистами» проходилъ воинскую службу въ 1-мъ Камышловскомъ Стрѣлковомъ полку. Въ 1922 г. вернулся на родину въ Австрію. Въ 1956 г. опубликовалъ свои воспоминанія «Какъ погибла царская семья». (Прим. — А. К.)

П ередъ печатаніемъ этой брошюры намъ совѣтовали выпустить тѣ мѣста, въ которыхъ мы встрѣчаемъ несправедливые и ложные отзывы о Царской Семьѣ. Но мы ихъ печатаемъ полностью, чтобы не нарушать общаго тона воспоминаній австрійца-коммуниста. Коммунистъ-иностранецъ, не бывшій въ Россіи въ мирное время и, познакомившись съ нею только черезъ очки компартіи, не могъ иначе писать.

Н о, оставляя все безъ измѣненія, мы даемъ свои примѣчанія къ нѣкоторымъ мѣстатамъ этихъ воспоминаній.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.083 с.)