II . Актуализация опорных знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Актуализация опорных знаний



КАРТА ЗАНЯТИЯ № 34

Учебный предмет: Химия

Тема Амины. Аминокислоты

Цели занятия:

образовательные: систематизировать знания учащихся о кислотах, аминах; дать представление об аминокислотах, познакомить со строением, амфотерными свойствами и применением аминокислот, биологическом значением.

развивающие: сформировать у обучающих логическое мышление, умение самостоятельно мыслить, передавать информацию; развивать общие учебные умения и навыки: умение работать по плану,

воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои действия в процессе работы в парах и малых группах.

Норма времени: 2 часа

Тип занятия: изучение нового материала и первичного закрепления

Вид занятия: лекция с элементами беседы, презентации

Форма организации учебной деятельности: групповая, парная

План занятия:

1.Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура.

2.Анилин, как органическое основание. Получение анилина и нитробензола.

3.Аминокислоты как амфотерные нефункциональные органические соединения.

4.Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации).

5.Применение аминокислот на основе свойств.                                                                                           Оснащение: проектор, экран, презентация, хим. реактивы, лаб.,посуда

Литература:

Основные источники:

  1. Естествознание. Химия: учеб. студ учреждений сред. Проф. Образования/.О.С. Габриелян, и.Г. Остроумова.-4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018-240с., [8] с. цв.вкл.

Дополнительные источники:

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014

2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2014

3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Интернет ресурсы:

  1. www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
  2. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
  3. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
  4. www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
  5. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
  6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
  7. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).

Преподаватель: Корниенко Т.В.


Тема: Амины.Аминокислоты

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии.

II. Актуализация опорных знаний

Тестовая работа по теме «Углеводы»(Приложение 1)

III. Мотивация и целепологания

Эпиграф занятия: «Жизнь есть способ существования белковых тел»                        Ф.Энгельс.

Мы продолжаем знакомство с кислородсодержащими органическими соединениями.На занятии мы познакомимся с аминами, аминокислотами.

В ходе занятия мы должны изучить классификацию, состав и свойства аминов, аминокислот, их применении. Рассмотреть функцию аминокислот, их биологическую роль в организме человека.

Что из себя представляют белки? (вспоминаем из курса биологии).

Итак, мы подошли к теме нашего занятия «Амины, аминокислоты.»

IV. Объяснение нового материала

Номенклатура.

Вещества называют по тем радикалам, которые входят в состав молекулы, с прибавлением слова “амин”.

Н азвать вещества.

а).CH3 – CH2 – CН2 – NH2

1 - аминпропан

б). CH3 – CН2 – CН2 – CН2 – NH2

1 – аминобутан

в)

5.Амины делятся на:

Первичные СН3 – NН2, С2Н5 – NН2

Вторичные СН3 – NН – СН3, С2Н5 – NН2 –С2Н5

Третичные СН3 – N – СН3, С2Н5 – NН2 –С2Н5

                        СН3                 СН3

Физические свойства аминов.

Метиламин, диметиламин и триметиламин — газообразные вещества, с запахом аммиака, хорошо растворяются в воде. Средние члены алифатического ряда – жидкости со слабым запахом тухлой рыбы.Высшие амины (начиная с С16Н35N — твердые нерастворимые вещества, не имеющие запаха. Ароматические амины – бесцветные высококипящие жидкости или твердые вещества, практически нерастворимые в воде.

Вопрос 2.Анилин, как органическое основание. Получение анилина и нитробензола.

Анилин (фениламин) С 6 H 5 NH 2 – важнейший из ароматических аминов:

Анилин представляет собой бесцветную маслянистую жидкость с характерным запахом На воздухе быстро окисляется и приобретает красно-бурую окраску. Ядовит.

 Химические свойства.

Опыт №1. Взаимодействие анилина с соляной кислотой.

С6H5NH2 + HCl → (С6H5NH3)+ Cl- получился хлорид фениламмония

Таким образом, АМИНЫ представляют собой органические основания.

Опыт №2. Горение анилина.

4CH3NH2 + 9O2 → 4CO2 + 2N2 + 10 H2O

Опыт №3. Галогенирование анилина.

C 6 H 5 N H 2 + 3 Br 2 → C 6 H 2 N H 2 Br 3 + 3 H Br

 

 2,4,6-Триброманилин

 Получение аминов

Из-за запаха низшие амины долгое время принимали за аммиак, пока в 1849 году французский химик Шарль Вюрц не выяснил, что в отличие от аммиака, они горят на воздухе с образованием углекислого газа. Он же синтезировал метиламин и этиламин.

Применение.

Амины используют при получении лекарственных веществ, красителей и исходных продуктов для органического синтеза. Гексаметилендиамин при поликонденсации с адипиновой кислотой дает полиамидные волокна.

Анилин находит широкое применение в качестве полупродукта в производстве красителей, взрывчатых веществ и лекарственных средств (сульфаниламидные препараты).

Вопрос 3.Аминокислоты как амфотерные нефункциональные органические соединения.

Аминокислотами называются азотсодержащие соединения, в молекулах которых содержатся аминогруппа – NH2 и карбоксильная группа – СООН, связанные с углеводородным радикалом

Общая формула аминокислот: NH2—R—COOH

Номенклатура, аминокислот в основном выражается разным строением углеродной цепи и положением аминогруппы: 

 

 4    3    2  1

СН3 – СН2 – СН – СООН    2 – аминобутановая кислота     

                  |

                 NH2

 

 

 

        СН3

3   2 |   1

СН2 – СН – СООН         3- амино- 2- метилпропановая кислота

 |

NH2

 

 Кроме международной номенклатуры, употребляются еще названия аминокислот, в которых вместо цифр ставят буквы греческого алфавита: α, β, γ и.т.д.

Например: (записываем на доске)

 

 γ    β    α                  

СН3 – СН2 – СН – СООН

                   |  

                   NH2

 

α – аминобутановая кислота

 

γ    β    α                  

СН3 – СН – СН2 – СООН

       |  

     NH2

β – аминобутановая кислота

Физические свойства: бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие – сладкие

Вопрос 4.Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации).

Химические свойства

1) Реакции с растворами кислот:

NH2CH2COOH + HCl (NH3CH2COOH)Cl

2) Реакции с растворами щелочей:

NH2CH2COOH + NaOH NH2CH2COONa + H2O (аминоацетат натрия)

Аминокислоты - амфотерные органические вещества. В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная.
3) Реакция горения аминоуксусной кислоты

4NH2CH2COOH + 13O2 8CO2 + 10H2O + 2N2
 4). Поликонденсация → образуются полипептиды (белки):

При взаимодействии двух α-аминокислот образуется дипептид.


Получение аминокислот:
  а)Из карбоновых кислот:

1 стадия

CH3—CH2—COOH + Cl2 CH3—CHCl—COOH + HCl

2 стадия
CH3—CHCl—COOH + 2NH3 CH3—CH(NH2)—COOH + NH4Cl

Вопрос 5.Применение аминокислот на основе свойств.                                                                                           

Значение аминокислот.

а)Усваиваясь, аминокислоты производят такие важные вещества, как ферменты, которые поддерживают биохимические реакции, гормоны, оказывающие влияние на метаболизм, гемоглобин, который доставляет кислород по всему организму, и антитела, помогающие иммунной сис­теме бороться с инфекциями.

б)От аминокислот зависит работа нервной системы. Если вы не полу­чаете достаточного количества незаменимых аминокислот для произ­водства нейротрансмиттеров - веществ, которые дают возможность сигналам в нервной системе перемещаться от нерва к нерву, - ваша нервная система не сможет функционировать должным образом. К примеру, недостаток аминокислоты триптофан может привести к низкому уровню важного нейротрансмиттера серотонина. Сниженный уровень серотонина в головном мозге связан с такими расстройствами, как депрессия и бессонница, и даже с расстройствами пищеварения.

в)По причине удивительного биологического и терапевтического дей­ствия аминокислот они все больше и больше интересуют ученых.

г)Недавние исследования показывают, что аминокислоты, принимае­мые в виде капсул или таблеток, могут облегчитъ протекание некоторых заболеваний и способствовать излечению.

Например, фенилаланин приносит облегчение при хронических бо­лях, глут

амин помогает понизить тягу к сладкому и алкоголю.

VII.Рефлексия

В заключение занятия предлагаю вам в паре составить стихотворение — синквейн, которое строится по правилу:

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).

4.Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

1.Анилин.

2.Бесцветный, ядовитый.

3.Пахнет, не растворяется, горит.

4.Без анилина нет красителей.

5.Амин.

Обучающиесочиняют синквейн в группе, по желанию зачитывают свои стихотворения

VIII. Домашнее задание О.1читать §9,сделать в тетради упр.1,2,с.195

Д.1читать §36-37,устно вопросы 1,3,стр.173, сделать в тетради упр.1,стр.177

 

 

Приложение 1

 

Тема: УГЛЕВОДЫ

1.Общая формула углеводов условно принята:

а) СnH2nOn б) СnH2nOm в) СnH2mOm г) Сn (H2O)m

2. К дисахаридам относится: а) фруктоза; б) крахмал; в) сахароза; г) рибоза.

3. Гидролизу не подвергается:

а) глюкоза; б) лактоза; в) целлюлоза; г) крахмал.

4. Моносахаридами являются оба вещества пары:

а) крахмал, глюкоза; в) галактоза, мальтоза;

б) фруктоза, сахароза; г) дезоксирибоза, глюкоза.

5. Из приведенных терминов: 1) альдегидоспирт, 2) кетоноспирт,

3) многоатомный спирт; 4) моносахарид, 5) дисахарид

глюкозу характеризует:

а) 2, 4, 6; б) 1, 4, 5; в) 1, 3, 4; г) 2, 4, 5.

6. При нагревании раствора глюкозы с гидроксидом меди (II) образуется:

а) ярко-синий раствор; б) красный осадок; в) газ; г) серебряный налет

КАРТА ЗАНЯТИЯ № 34

Учебный предмет: Химия

Тема Амины. Аминокислоты

Цели занятия:

образовательные: систематизировать знания учащихся о кислотах, аминах; дать представление об аминокислотах, познакомить со строением, амфотерными свойствами и применением аминокислот, биологическом значением.

развивающие: сформировать у обучающих логическое мышление, умение самостоятельно мыслить, передавать информацию; развивать общие учебные умения и навыки: умение работать по плану,

воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои действия в процессе работы в парах и малых группах.

Норма времени: 2 часа

Тип занятия: изучение нового материала и первичного закрепления

Вид занятия: лекция с элементами беседы, презентации

Форма организации учебной деятельности: групповая, парная

План занятия:

1.Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура.

2.Анилин, как органическое основание. Получение анилина и нитробензола.

3.Аминокислоты как амфотерные нефункциональные органические соединения.

4.Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации).

5.Применение аминокислот на основе свойств.                                                                                           Оснащение: проектор, экран, презентация, хим. реактивы, лаб.,посуда

Литература:

Основные источники:

  1. Естествознание. Химия: учеб. студ учреждений сред. Проф. Образования/.О.С. Габриелян, и.Г. Остроумова.-4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018-240с., [8] с. цв.вкл.

Дополнительные источники:

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014

2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2014

3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Интернет ресурсы:

  1. www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
  2. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
  3. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
  4. www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
  5. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
  6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
  7. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).

Преподаватель: Корниенко Т.В.


Тема: Амины.Аминокислоты

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии.

II. Актуализация опорных знаний

Тестовая работа по теме «Углеводы»(Приложение 1)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.162 (0.082 с.)