Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре.

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»

 

Ф И Л О С О Ф И Я

Учебно-методическое пособие

 

Для всех специальностей

Для всех факультетов

 

Составители:

Р.Я. Подоль, доктор филос. наук, проф.

Н.А. Блохина, канд. филос. наук, доц.

А.Д. Попова, доктор ист. наук, проф.

Н.В. Сторчеус, канд. филос. наук, доц.

С.Г. Рюмин, канд. филос. наук, доц.

 

Рязань 2016


 

ББК 87.3я73

Ф56

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета РГПУ

им. С.А. Есенина в соответствии с планом на 2016 год.

 

Ответственный редактор: Р.Я. Подоль, д-р филос. наук, проф.

 

Рецензент: М.И. Кошелев, д-р филос. н., проф.

 

Программа курса и методические рекомендации по курсу «Философия» Сост. Р.Я. Подоль, А.Д. Попова, С.Г. Рюмин, Н.В. Сторчеус. - Рязань: РГУ им. С.А.Есенина, 2016. - 88 с.

 

Ключевые слова: программа, методические рекомендации, философия, мировоззрение, диалектика, бытие, сознание и познание, смысл и ценности жизни, культура и цивилизация, наука и техника, будущее человечества..

 

ББК 87.3я73

 

Содержание данной программы по философии соответствует ФГОС ВО (3+) и конкретизирует его положения. В программу, кроме содержания, включены планы семинарских занятий, темы сообщений и докладов, вопросы для самоподготовки, перечень основных знаний, умений и навыков, списки литературы, критерии оценок и вопросы для подготовки к экзамену (аттестации студентов).

Темы данной программы изучаются на факультетах РГУ им. С.А. Есенина на всех направлениях и специальностях подготовки бакалавров, планы которых предусматривают для курса философии 54 аудиторных часов. Возможны вариации тематического плана в зависимости от изменения количества часов деканатами факультетов. Студенты, желающие углубленно изучать философию, могут, по согласованию с преподавателем, готовить рефераты, руководствуясь приведёнными рекомендациями.

 

 

© Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2016.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение   4
Содержание курса философии   6
Методические рекомендации по подготовке к семинару   12
Планы семинарских занятий   14
Вопросы для самостоятельной подготовки, темы сообщений   24
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов   26
Перечень основных знаний, умений и навыков   27
Методические рекомендации и требования к написанию рефератов и других самостоятельных работ   30
Критерии оценок знаний студентов   45
Список учебной основной и дополнительной литературы   46
Программные вопросы к экзамену по курсу философии   62
Философские персоналии   66
Словарь основных терминов   95

Введение

 

Настоящее учебно-методическое пособие по философии разработано в соответствии с ФГОС ВО (3+). Приводимая в нем учебная программа выделяет основные разделы и темы учебной дисциплины «философия», согласованные с требованиями нового государственного образовательного стандарта. В нем содержатся также методические рекомендации, призванные помочь бакалаврам в качественном освоении программного курса по философии.

Философия является мировоззренческой дисциплиной, содействующей формированию целостной системы взглядов на мир, место в нём человека, ценностных ориентаций и установок деятельности людей. В содержании философских категорий, законов и принципов концентрируются результаты познания и практики поколений людей. Благодаря этому философские учения выполняют методологическую функцию, определённым образом ориентируя человека в его познавательной и практической деятельности.

Учебная программа, представленная в данном учебно-методическом пособии, дает студентам возможность ознакомиться с разными точками зрения и подходами к решению мировоззренческих, смысложизненных проблем. Она позволяет приобретать навыки рефлексии - деятельности самосознания, стремящегося выяснить, как возможно познание и знание, оценить эффективность получаемых обобщений, путей, методов и форм их получения и функционирования.

Для удобного и эффективного освоения материал программы разделён на две части. Первые занятия рассчитаны на освоение многих новых для студентов понятий и сведений об исторических этапах, направлениях и течениях философской мысли. С освоением первых тем часть материала студенты готовят самостоятельно, без лекций, но с обсуждением на семинарских занятиях. Предусматриваются письменные и устные ответы по теме занятия, письменное или устное обсуждение устных сообщений (обзоров, докладов и т.д.) и их оценка (рецензирование) студентами и преподавателем.

Учебный курс философии предполагается закончить проведением групповых и (или) курсовых конференций, предусмотрев на это 2 – 4 часа аудиторных занятий.

При сокращении часов занятий (уменьшение объёма курса в учебном расписании, из-за праздничных дней или разных видов практики, ранее не предусмотренных мероприятий и т.д.) часть запланированных занятий может не проводиться. Общий объём программного материала, обязательного для усвоения по государственному образовательному стандарту, при этом не уменьшается. При вынужденном сокращении занятий запланированные на них темы и вопросы студенты готовят самостоятельно, используя методические рекомендации преподавателя, а также предлагаемую им для самостоятельного освоения учебную литературу по философии.


Примерный тематический план

 

Вид работы

 

 

Тема занятия

Всего часов

В том числе аудиторных

Самост. раб. (часов)
Всего Лек-ций Семи-наров  
Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. 14 6 2 4 8
Тема 2. Основные направления, школы и этапы развития философии. 32 12 6 6 20
Тема 3. Учение о бытии. 16 6 2 4 10
Тема 4. Движение и развитие. Диалектика 16 6 2 4 10
Тема 5. Человек, общество, культура. 16 6 2 4 10
Тема 6. Смысл человеческого бытия. Ценности и идеал человека. 16 6 0 6 10
Тема 7. Сознание и познание. 16 6 2 4 10
Тема 8. Будущее человечества. 14 6 2 4 8
Подготовка реферата 4       4
Экзамен 36       36
Всего 144 54 18 36 54

 


Содержание курса

Тема 3. Учение о бытии.

Учение о бытии. Содержание и соотношение понятий: бытие и небытие. Самоорганизация бытия. Идеи синергетики в изменении взглядов на мир и его познание.

Понятие субстанции. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального. Эволюция представлений о материи в философии и естествознании.

Понятие картины мира. Научные, философские и религиозные картины мира.

Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени в философии и науке. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

 

Тема 5. Сознание и познание

Развитие представлений о сознании от аниматизма и анимизма к «чистому» сознанию в феноменологии Э.Гуссерля и к идее эволюции форм отражения. Социальная обусловленность сознания, его общественно-историческая сущность.

Сознание, самосознание и личность. Сознание как субъективная реальность. Идеальность сознания. Структура сознания. Самосознание и личность. Сознательное и бессознательное в психике человека.

Познание, творчество, практика. Познание как деятельность, направленная на получение знаний, соответствующих действительности. Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие.

Понятие творчества. Познание как творчество. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности (в процессах воображения, интуиции, логического мышления).

Понятие практики. Основные виды практики. Практика как основа и цель познания.

Вера и знание. Понятие знания и его основные разновидности. Понятие веры и его основные виды. Соотношение веры и знания в истории философии.

Понимание и объяснение в обыденном и научном познании, в герменевтике – «философии понимания».

Проблема истины и её критериев. Классическое и неклассическое понимание истины. Проблема критерия истины. Практика как критерий истины. Истина и заблуждение. Критика релятивизма и догматизма.

Истина и ценность (оценка, польза). Истина и правда. Правда и ложь.

Действительность, мышление, логика и язык и их соотношение.

 

Планы семинарских занятий

 

Темы сообщений

1. Основные направления и школы философии в ХХ веке: Марксизм и неомарксизм. Философия жизни. Неокантианство. Позитивизм. Феноменология. Экзистенциализм. Герменевтика и структурализм. Постмодернизм.

2. Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг)

3. Генезис русской философской мысли в рамках православной культуры. «Слово о законе и благодати» (Митрополит Илларион).

4. Философия почвенничества и народничества;

5. Евразийство.

6. «Философский пароход» (1922 г.): пути послереволюционного развития русской философии.

7. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

8. Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие, их диалектика. Понятие о статистических и динамических закономерностях.

9. Бессознательное в философии: как самостоятельная непостижимая сущность бытия (мистики, романтики); аффекты и смутные идеи (Спиноза); незаметные восприятия (Лейбниц); порождающее начало, творящее мир (Шеллинг); принцип свободной деятельности человека (Фихте); воля, лежащая в основе мира (Шопенгауэр); воля к власти (Ницше)

10. Структура научного познания. (Предмет и основания науки. Эмпирический и теоретический уровни).

11. Эмпирическое познание и общелогические методы.

12. Теоретическое познание. Методы исследования и построения научной теории.

13. Формы научного познания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория.

14. Научное и вненаучное знание, проблема их демаркации. Критерии научности.

15. Проблема рациональности. Рациональное и иррациональное в научно-исследовательской деятельности.

16. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.

17. Наука и техника. Противоречивость научно-технического прогресса. Предпосылки и особенности научно-технической революции.

18. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего (в эсхатологических представлениях и в футурологических прогнозах).


Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 

Особенности образовательных программ нового поколения позволяют планировать выделение целых тем или ряда вопросов темы для самостоятельного изучения. Допускается самостоятельная, без лекций, подготовка 1-2 вопросов (или частных подвопросов) по теме с их последующим обсуждением на семинарских занятиях. Возможность самостоятельного изучения выделяемых по темам вопросов обеспечивается пояснениями преподавателя на предыдущих занятиях и наличием материала в рекомендуемых пособиях.

Основным направлением самостоятельной работы в условиях дневной формы обучения оказывается подготовка к семинарскому занятию. Целесообразно при подготовке к семинарам соблюдать определенную последовательность работы. Начинать подготовку следует со знакомства с планом семинара, списком рекомендованной литературы. Затем прочитать конспект лекции. Это позволит определить, что и в какой мере следует читать по учебникам и (или) пособиям. План семинара и задание преподавателя могут предполагать чтение и конспектирование первоисточников, ознакомление с дополнительной литературой. Методисты рекомендуют на 1 час аудиторных занятий выделять 1 час самостоятельной работы, реализуемой чаще всего при подготовке к семинару. При изучении курса философии с установленным объёмом 50 аудиторных часов за один семестр потребуется планировать и практически выделять каждую неделю 3-4 часа времени для подготовки к семинару. Предусмотрите регулярную работу в читальном зале библиотеки с несколькими учебниками и пособиями, словарями, энциклопедиями, рекомендованными первоисточниками и с дополнительной литературой. Работа в библиотеке потребуется и при подготовке выбранных тем фиксированных сообщений, докладов и рефератов.


Тема 3. Учение о бытии

Бытие, онтология, субстанция. Самоорганизация, синергетика, диссипация, бифуркация, структура. Материальное, идеальное. Монизм, плюрализм, релятивизм. Картина мира. Субстанциональность, реляционность.

 

Тема 5. Сознание и познание

Отражение. Идеальность сознания. Сознательное и бессознательное. Субъект и объект познания. Индукция, дедукция, иррациональное, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Воображение, интуиция. Практика. Вера, знание. Понимание, объяснение. Истина классическая и неклассическая. Заблуждение, релятивизм, догматизм. Ценность, правда.

 

Список учебной литературы

Основная литература

1. Алексеев, П. В. Философия [Текст]: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - М.: Проспект: Московский университет, 2014. - 592 с.

2. Балашов, Л. Е. Философия [Текст]: учебник / Jl. Е. Балашов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2013. - 612 с.

3. Батурин В.К. Философия: учебник. М.: Юнити-Дана, 2016. 343 с. Электронный ресурс: университетская библиотека он-лайн.

4. Бессонов, Б. Н. Философия и история образования [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов; Московский городской педагогический университет. - М.: Юрайт, 2015. - 354 с.

5. Иконникова, Г. И. Философия Древнего мира [Текст]: учебное пособие / Г. И. Иконникова, Н. И. Иконникова. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 247 с.

6. Канке, В. А. История, философия и методология психологии и педагогики [Текст]: учебное пособие для магистров / В. А. Канке; под ред. М. Н. Берулавы. - М.: Юрайт, 2015. - 487 с.

7. Канке, В. А. История, философия и методология социальных наук [Электронный ресурс]: учебник для магистров: электронная копия / Канке В. А. - М.: Юрайт, 2014. - 1 электр. оптич. диск (CD-ROM). - (Электронные учебники издательства "Юрайт"). - Электронное изд. см. на сайте НБ РГУ: http://library.rsu.edu.ru/

8. Канке, В. А. История, философия и методология техники и информатики [Текст]: учебник для магистров / В. А. Канке. - М.: Юрайт, 2015. - 409 с.

9. Канке, В. А. Современная философия [Текст]: учебник / В. А. Каике. - М.: Омега- Л, 2016. - 329 с.

10. Канке, В. А. Философия математики, физики, химии, биологии [Текст]: учебное пособие / В. А. Канке. - М.: КноРус, 2016. - 368 с.

11. Канке, В. А. Философия менеджмента [Текст]: учебник / В. А. Канке. - М.: КноРус, 2016. - 392 с.

12. Обществознание [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Радько, Л. С. Гребнев, В. С. Ковалкин, Н. И. Фокина. - М.: Проспект, 2015. - 520 с.

13. Приступа, Е. Н. Теория социальной работы [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Приступа; Московский городской педагогический университет. - 3-е изд. - М.: Юрайт, 2015. - 415 с.

14. Соколов, А. С. Философия [Текст]: учебное пособие / А. С. Соколов, В. Ф. Чамкин, А. А. Щевьев; Министерство образования и науки РФ, Рязанский государственный радиотехнический университет. - Рязань: Концепция, 2014. - 80 с.

15. Спиркин, А. Г. Философия [Текст]: учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 828 с.

16. Стрельник, О. Н. Основы философии [Текст]: учебник для СПО и прикладного бакалавриата / О. Н. Стрельник; Российский университет дружбы народов. - М.: Юрайт, 2016. - 312 с.
Список дополнительной литературы[1]

· Аредаков А.А. Онтологические и гносеологические основания антропного принципа // Вестник Московского университета. 2008, №3. С.3-19.

· Аронов Р.А., Баксанский О.Е. Происхождение знания: истоки и основы // журнал «Вопросы философии». 2008, №4. С. 98-108. (Тема «Познание», эволюционная эпистемология, познание как биологический процесс, физиология человека как тыльная сторона зеркала, существующая наравне с миром объективно).

· Бажанов В.А. Диалектические основания творчества И. Лакатоса // Вопросы философии. 2008, №9. С.147-157. (О влиянии марксистской диалектики на постпозитивизм).

· Гивишвили Г.В. Тёмная энергия и «сверхсильный» антропный принцип // журнал «Вопросы философии». 2008, №5. С. 72-78. (автор – доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института физики Земли РАН). К теме о будущем.

· Дискуссия о том, нужна ли философия высшей школе. См. журнал «Вопросы философии». 2008, №7. С.159-178.

· К теме «Глобализация: взгляд с Востока» смотри журнал «Вопросы философии», 2009, №7. Статьи М.Т. Степанянц, Л.Б.Кареловой и Н.А. Железновой (resp. Китай, Япония, Индия).

· Казанская И.А. К научному пониманию Интернета // Вестник Московского университета. 2008, №3. С.20-40.

· Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М.: РОССПЭН, 2008. –542с. (Рецензии на книгу в журнале «Вопросы философии», 2008, №(. С.125-146.

· Коган Л.А.. Свобода – самость созидания // Вопросы философии. -2009. - №7. –С. 78 – 90. (Подборка стихов). (Есть ксерокс дома).

· Монаков А.М. Этнос и этническая идентичность // Вестник Московского университета. 2008, 32. С.72-91.

· Мотрошилова Н.В. Новая актуальность идей Э. Гуссерля о «кризисе европейских наук и европейского человечества» // Вестник Московского университета. «008, 32. С.3-21.

· Наследие Г.Г. Шпета в контексте современного гуманитарного знания // Вопросы философии. – 2009. -№6. (автор обзора V Шпетовских чтений в Томск 1-5 декабря 2008 года Т.Г. Щедрина).

· Павленко А.Н.. Рациофундаментализм // Вопросы философии. 2008. №1. С.2944. (мне к теме по онтологическим основаниям биоэтики).

· Преподавание философии в мире (обзор исследования ЮНЕСКО «Философия. Школа свободы»). Обзор Е.О. Труфановой // Вопросы философии. 2008. №10. С.3-19.

· Розов Н.С.. Социологическая «отмена философии» – вызов, заслуживающий размышления и ответа // Вопросы философии. 2008, №3. С.38-50.(Полемика с Рэндаллом Коллинзом (R. Collins) и Стивеном Фуксом (Stephan Fuchs).

· Уёмов А.И. Критика принципа фальсификации К. Поппера и проблема системного подхода к демаркации научного знания // журнал «Вопросы философии». 2008, №4. С. 91-97.

· Федотова В.Г., В.А. Колпаков, Н.Н. Федотова. –Глобальный капитализм: три великие трансформации. Социально-философский анализ взаимоотношений экономики и общества // Вопросы философии.2008, №8. С.3-15.

· Жижек Славой Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом.  -М.: Издательство «Европа», 2009. – 336с.

· Ссылка на ресурс по философии науки от Мэта http://mcps.umn.edu/philosophy/complete.html

· Гусейнов А.А. Философия между наукой и религией // Вопросы философии. 2010. №8. С. 4-10. (К теме №1 по изменению предмета и функций философии в европейской истории, положение в сегодняшнем мире).

· Макаров В.Л. Становится ли человеческое общество стабильнее? // Вопросы философии. 2010.№8. С. 17-22. (К теме «Общество и его структура». Социальные кластеры).

· Бэкхерст Д. Ещё раз о «Загадке человеческого я» // Вопросы философии. 2010.№8. С. 88-96. (О деятельностной концепции сознания в книге Ф.Т. Михайлова).

· Маркова Л.А. Физика мозга и мышление человека // Вопросы философии. 2010. №3. С. 161-171. (Физикалистская концепция сознания).

· Петренко В.Ф. К проблеме психологии сознания // Вопросы философии. 2010. №11. С. 57-74 (Автор статьи даёт определение сознания, которое подойдёт для обоснования закономерности связи мышления с языком в аналитической философии). Есть выписанная цитата в блокноте.

· Шаров К.С. На тёмной стороне политкоррекности: гендерно-нейтральный новояз // Вопросы философии. 2010. №3. С. 30-43. (Не соглашаясь с радикализмом введения гендерно-нейтрального языка, нельзя искать аргументы против его недостатков в одной концепции связи знака и смысла).

· Зотов А.Ф. Научная рациональность: история, современность, перспективы // Вопросы философии. 2011. № 5. С.3-17

· Пигалев А.И. Постмодернистская апокалиптика как упреждающее обновление цивилизационного проекта // Вопросы философии. 2011. №5. С. 30-40.

· Лобастов Г.В. Язык: смысл и генезис // Вопросы философии. 2011. №5. С. 52-62.

· Философии России второй половины ХХ века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2011. № 4. С.3-30.

· Федотова В.Г, Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Меняющаяся социальность: будущее капитализма // Вопросы философии. 2011. №7 (?) С. 3-15.

· Мудрагей Н.С. Теория всего и теория познания (онто-гносеологические заметки) // Вопросы философии. 2011. №7 С.82-92.

· Знание о прошлом в современной культуре (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2011. №8. С.3-45. (по теме «Методология исторического познания)

· Черникова И.В. Типология науки в контексте современной философии науки // Вопросы философии. 2011.№11. С. 71-78. (по теме: «Типы научной рациональности»).

· Раджабов О.Р. Мировоззренческие аспекты концепций «тёмная материя» и «тёмная энергия» // Социально-гуманитарные знания. 2011. №5. С.280-290.

· Карпенко А.С. Аристотель и Лукасевич о законе противоречия: contra et pro // Вопросы философии, 2012, №8. С.145-153.

· Д. Миллер Машинное угадывание // Вопросы философии, 2012, №7-8. в номере 8 С. 117-126. (Миллер – сторонник Поппера и критического рационализма).

· Бехманн Г., Горохов В.Г. Социально-философские и методологические проблемы обращения с технологическими рисками в современном обществе (Дебаты о технологических рисках в современной западной литературе) // Вопросы философии, 2012. №8. С. 127136. (Статья о нанотехнологических рисках. Начало статьи в предыдущем журнале).

· Долженков П.Н. Толстой и Шопенгауэр: «Анна Каренина» // Вопросы философии. 2016. №2. С.105-112.

· Бирюков В.В. Избыточное человечество? Мальтузианство и марксизм о проблеме «лишних людей» // Вопросы философии. 2015. №12. С.54-64. (Глобальные проблемы человечества)

· Дэн Браун. Инферно. – М.: АСТ, 2015. (Художественное произведение. Проблема – что делать с перенаселением? Или его нет?)

· Данилова М.И., Суховерхов А.В. Биологические и социальные основы эволюции языка и коммуникации: современные дискуссии // Вопросы философии. 2015. №12. С.77-87. (Тема «Профессиональные аспекты изучения философии»)

· Андреев И.Л., Назарова Л.Н. Сознание человека в электронном лабиринте его бытия // Вопросы философии. 2015. №12. С.88-100. (Человек в современном информационном обществе. Сознание.)

· Семечкин Н.И. Психологические координаты рая // Вопросы философии. 2015. №8. С.64-75. (Мифологическое сознание в древности и в современном мире).

· Дубровский Д.И. К вопросу о глобальном будущем и трансгуманистической эволюции (ответ П.Д. Тищенко) // Вопросы философии. 2015. №3. С. 214-218. (Тема: «Будущее»). Также читать книгу «Глобальное будущее. 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция». – М.: МБФ, 2013.

· Кутырёв В.А. Время –Mortido // Вопросы философии. 2011. №7. С.18-29.

· Стёпин В.С. Историко-научные реконструкции: плюрализм и кумулятивная преемственность в развитии знания // Вопросы философии. 2016. №6. С.5-14.

· Лазарев Ф.В., Лебедев С.А. Философская рефлексия: сущность, типы, формы // Вопросы философии. 2016. №6. С.15-28.

· Новые публикации Хайдеггера. Статьи, посвящённые этому: журнал «Вопросы философии», 2016. №7. Раздел «Философия и общество». С.21-63.

· Рецензия Лекторского на книгу Э. Агацци «Научная объективность и её контексты». Вопросы философии. 2016. №7. 206-210.

· Ракитов А.И. Эпистемология социально-гуманитарных наук // Вопросы философии. 2016. №9. С. 63-72.

· Карпенко И.А. Проблема интерпретации понятия времени в некоторых концепциях современной физики // Вопросы философии. 2016. №9. С.72-82.

· Черникова И.В. Сохранение природы человека как глобальная проблема современности // Вопросы философии. 2016. №9. С.36-43.

· Гринин Л.Е., Гринин А.Л. Приведёт ли кибернетическая революция к киборгизации людей // Философия и общество. 2016. №3. С.5-26.

· Губанов Н.И., Губанов Н.Н., Волкова А.Э. Критерии истинности и научности знания // Философия и общество. 2016. №3. С.78-95.

· Розов Н.С. Русская философия в поворотах истории: фатальна ли периферийность? // Философия и общество. 2016. №3. С.96-15.

 

Тема 3. Учение о бытии.

Неретина, С. С. Онтология процесса [Текст]: процесс и время / Светлана Неретина, Александр Огурцов. - М.: Голос, 2014. - 724 с.

Проблема реальности в современном естествознании [Текст]: [монография] / Российская академия наук, Институт философии; [отв. ред. Е. А. Мамчур]. - М.: Канон+, 2015. - 384 с.

 

Тема 5. Сознание и познание

Смирнов, А. В. Сознание, логика, язык, культура, смысл [Текст] / А. В. Смирнов; Институт философии Российской академии наук. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 712 с.

Человек в мире знания [Текст]: к 80-летию Владислава Александровича Лекторского / отв. ред.-сост. Н. С. Автономова, Б. И. Пружинин. - М.:РОССПЭН, 2012- 623 с.

Кармин, А. С. Интуиция |Текст]: философские концепции и научное исследование / А. С. Кармин. - С-Пб.: Наука. 2011. - 901 с.

Словарь основных терминов

Агностицизм

(лат. а — отрицание, gnosis — знание) — понятие, согласно которому человек ограничен в своих возможностях познания мира Сторонники А., например, отрицают возможность доказательства существования Бога. Термин был вовлечен в научный оборот Т.-Х. Хаксли (1825-—1895) — английским биологом, сторонником теории эволюции.

 

 

Аксиология

(греч. axia — ценность, logos — учение) — учение о ценностях, обладающее статусом философской дисциплины. Ценности могут иметь разнообразные предметные значения. Например, «добро», «зло», «справедливость» и т.п. — нравственные ценности. «Прекрасное», «безобразное» и т.п. — эстетические ценности. «Мудрость», «истина» и т.п. — ценности познания и т.д. Люди могут наделять вещи, свойства, отношения самыми различными ценностными градациями («больше», «меньше» и т.п.), ценности общества или отдельного человека можно упорядочить в виде иерархических организаций. На протяжении своей жизни каждый человек неоднократно производит переоценку ценностей в зависимости от того возраста, в котором он находится (детство, отрочество, юность, зрелость, старость).

 

 

Аналитическая философия

одно из направлений современной философии, своими корнями уходящее в традиции британской эмпирической философии. А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. и прошла в своем развитии различные фазы (например, логический эмпиризм, лингвистический анализ, теория речевых актов и др.).

 

 

Антропогенез

(греч. anthropos — человек, genesis — генезис, происхождение, возникновение) — учение о происхождении и развитии человека. А. отличается междисциплинарным составом знаний о человеке. Здесь используются данные антропологии, археологии, биологии, теории первобытной культуры, этнографии. В составе антропогенетических знаний философия выполняет обобщающую, мировоззренческую, теоретико - познавательную и методологическую функции. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что А. стал важнейшей и продуктивной стратегией познания.

 

 

Антропология философская

одно из направлений современной философии, изучающее природу человека, человеческих свойств и отношений. А. ф. принимает во внимание результаты исследований человека различными науками: биологией, психологией, историей, науками о культуре и обществе. В качестве относительно самостоятельного направления философии А. ф. сформировалась в конце XIX — начале XX в. Основной задачей А. ф. является разработка целостного учения о происхождении и развитии человека, об особенностях человеческого образа жизни, месте и роли человека в мире, его познавательных, коммуникативных и творческих возможностях.

 

 

Антропоморфизм

(греч. anthropos — человек, morphe — форма, вид) — мировоззренческое, культурологическое и философское понятие, выражающее способности людей уподоблять явления живой и неживой природы (планеты и созвездия, растительный и животный мир, мифологические персонажи) себе, своим свойствам и отношениям. Согласно принципу А., космос, любые явления природы наделяются биологическими и психическими качествами человека. Им приписываются человеческие свойства действовать, жить, умирать, переживать, общаться, рассуждать. Например, «небо хмурится», «звезда со звездою говорит».

 

 

Антропоцентризм

(греч. anthropos — человек, лат. centrum — центр) — один из философских и мировоззренческих принципов, в соответствии с которым понятие о человеке используется в качестве «точки отсчета». Согласно А., человек помещается в центр мира, приобретая тем самым свой онтологический статус. Человек рассматривается не только в значении высшей цели эволюции мира, но и как творческий субъект, созидатель. Он играет ключевую роль в познании мира и его изменении. Принцип А. получал рационалистическое, религиозное или атеистическое толкование.

 

 

Атомизм

(греч. atomos — атом, неделимый) — первоначально представляет собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Демокритом. Согласно ему, происхождение и строение мира связывается с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира). Поначалу А. представлял одну из натурфилософских гипотез. Затем идеи А. приобретают естественнонаучное значение в химии и физике. В связи с этим можно говорить, например, об атомизме в современной химии и физике. Особое значение приобрела атомная физика как одна из ведущих научных дисциплин в познании микромира.

 

 

Бессознательное

понятие, характеризующее совокупность глубинных процессов и явлений психики, неосознаваемых человеком. Различие бессознательной и сознательной психики не исключает их взаимодействия и воздействия друг на друга. Образ поведения людей зависит не только от осознаваемых действий, но и в значительной мере обусловливается неосознаваемыми, Б. факторами психики. Также, как и сознание, Б. — это способ психического отношения человека к миру, к другому человеку и к самому себе. Специфика Б. связана с глубинными уровнями и механизмами организации человеческой психики (в противоположность уровням и механизмам организации сознательной психики).

 

 

Буддизм

древнеиндийское религиозно-философское учение. Исходный принцип Б. заключается в утверждении, что мир (в том числе и человек) находится в постоянном круговороте изменений и перерождений.

 

 

Бытие

ключевое понятие философской онтологии, выражающее идеи сущего, сущности и существования. При анализе Б. многое зависит от того, о бытии чего или бытии кого идет речь. Речь идет об естественных (природных), сверхъестественных (божественных), общечеловеческих, культурно-исторических или индивидуально-личностных особенностях бытия как сущего, сущности или способов существования. Утверждение Б. в качестве сущего означает постановку вопроса о смысле Б. вообще, в целом. Представление о Б. как сущности ассоциируется с поиском первооснов, или первопричин, мира. Определение Б. как существования подразумевает разнообразие способов существования природы, человека и Бога.

 

 

Вера

позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо. Это также способ выражения принципиальной заинтересованности человека в отношениях с Богом. Смысл В. заключается в намерении человека предпочитать Бога как высший идеал, высшую норму и высшую ценность жизни. В. означает акт доверительного отношения человека к Богу как высшей истине.

 

 

Власть

центральное понятие в политической философии. Этимология слова В. коренится в латинском слове potentia с присущими ему значениями «потенция», «сила», «мощь» и т.п. В. выражает потенциальные свойства силы или мощи, которые характеризуют волевую способность человека. Феномен В. возникает в отношениях между людьми тогда, когда они взаимодействуют друг с другом по поводу чего-либо или кого-либо. Поэтому В. часто определяют как возможность навязывания воли одних людей другим, оказывая на них свое силовое давление и преодолевая их сопротивление. Политический смысл В. иногда определяют как способность людей, социальных групп или институтов добиваться согласованных действий общества.

 

 

Воля

способность сознания, регулирующая и мотивирующая поведение людей, позволяющая преодолевать препятствия, определять цели, осуществлять выбор, принимать и реализовывать решения на протяжении всей их жизни.

 

 

Восприятие

целостно-связная совокупность чувственных способностей человека, поставляющая ему информацию и знания о чем-либо или о ком-либо. Структуры и процессы В. интегрированы с другими структурами и процессами сознания. В. связано с возможностями соответствующих органов тела Обычно выделяются органы осязания, вкуса, обоняния, зрения и слуха. Если способности осязания и вкуса позволяют извлекать информацию при установлении контакта с объектами, то обоняние, зрение и слух воспринимают информацию на расстоянии. Принцип работы всех систем чувственного В. заключается в активном уподоблении информационно-познавательного образа объекту. Образ В. отличается признаками обобщенного и целостно-связного воспроизведения информации об объекте.

 

 

Вульгарный материализм

понятие, закрепившееся философской традицией изучения сознания и психики, согласно которой их свойства, структуры и функции отождествляются со свойствами, структурами и функциями человеческого мозга, поведения или уподобляются работе механических или вычислительных устройств. Квинтэссенцией В. м. стал весьма известный в конце XIX — начале XX в. тезис Л. Бюхнера (1824—1899) и Я. Молешотга (1822— 1893), наглядно демонстрирующий причинную зависимость сознания от мозга— «мозг выделяет сознание, так же как печень выделяет желчь».

 

 

Время

форма бытия, выражающая порядок смены состояний, явлений, свойств и отношений бытия. В. определяет длительность их существования.

 

 

Врожденные идеи

понятие, получившее систематическую разработку в философии Р. Декарта. В. и. выражают изначальную сущность человеческой природы и независимы от опыта. Согласно Декарту, примерами В. и. могут быть идеи добра, блага, справедливости и т.п. В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.014 с.)