Адамов, А. К. Ноосферология [Текст|: (монография) / А. К. Адамов. - 3-е изд., перераб. - М.: [б. и. ], 2013. - 232 с.
Кочетов, Э. Г. Космологизация [Текст]: Cosmologization: новый этап мирового развития в контексте гуманитарной космологии: научная монография / Эрнест Кочетов. - М.: Международные отношения, 2014. - 912 с.
Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий [Текст] / отв. ред. И. К. Лисеев; РАН, Ин-т философии. - М.: Канон+, 2014. - 328 с. Программные вопросы к экзамену по курсу философии
1. Специфика философского знания и его основные функции. Структура (сферы, или области) философского знания.
2. Становление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения.
3. Философия Древнего Востока: первые школы древнекитайской философии: даосизм, конфуцианство и др. Сравнительная характеристика древнекитайской и древнеиндийской философской мысли.
4. Философия Древнего Востока: зарождение ведической философии в Древней Индии (школы индуизма, джайнизм, буддизм). Сравнительная характеристика древнекитайской и древнеиндийской философской мысли.
5. Космоцентризм ранней греческой философии. Поиски вещественных субстанций в милетской школе. Атомизм Демокрита. Философские воззрения элеатов и школы Пифагора.
6. «Человек по натуре добр»: этический рационализм Сократа.
7. Платон как основатель объективного идеализма.
8. Аристотель, его учение и вклад в развитие мировой философской мысли.
9. Христианство как основной источник развития философии в средневековой Европе: его значение как этической системы. Основные мировоззренческие принципы средневековой философии: теоцентризм, монотеизм, креационизм, провиденциализм. Патристика и схоластика как важнейшие исторические периоды христианской философии, их проблематика и представители.
10. Общая характеристика эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Формирование гелиоцентрической картины мира (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Социально-философские концепции эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).
11. Проблема познания в философии Нового времени как предпосылка зарождения классической науки. Английский эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк). Рационализм Р. Декарта и его последователи (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Агностицизм и его представители (Д. Беркли и Д. Юм).
12. Философия Просвещения: представления о природе, идеале личности и путях социального прогресса. Критика культуры, противостояние культуры и природы; проблема отчуждения. Механистический характер материализма (П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций).
13. И. Кант – основоположник классической (трансцендентальной) немецкой философии.
14. Идеалистическая система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
15. И.Г. Фихте: философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма.
16. Л. Фейербах: «Ничто человеческое мне не чуждо». Антропологический принцип его философии.
17. Становление русской философии (XI –XVIII вв.): первые Философы Руси: первосвятитель Кирилл, Максим Грек и др.
18. Возникновение и развитие светской философии в России: «Корпускулярная философия» М.В. Ломоносова. Философия человека А.Н. Радищева и его социальные воззрения.
19. П.Я. Чаадаев как родоначальник философии истории в России, его значение на развитие философии в России и формирование специфики русского философствования. Историософская полемика «славянофилов» и западников (А. С. Хомяков, И.В. Киреевский, В.Г.Белинский, М.А.Бакунин, А.И.Герцен).
20. Религиозно-нравственные искания Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
21. Философия всеединства В.С. Соловьева;
22. Философия «русского космизма» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский).
23. Русская религиозная философия 1-й половины XX века: Н. А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л.С. Шестов, И.А. Ильин.
24. Философское учение о бытии. Формы бытия. Понятие субстанции. Понятия материального и идеального. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия.
25. Материя как философская категория. Атрибуты материи: движение, пространство, время. Формы движения материи, их единство и взаимосвязь.
26. Движение и развитие. Понятие прогресса и регресса. Основные критерии прогресса в природе, обществе, науке и познании.
27. Диалектика. Категории диалектики как понятия, отражающие существенные свойства, связи и отношения природы, общества, мышления.
28. Проблема идеального. Сознание как субъективная реальность. Сознательное и бессознательное в психике человека.
29. Мышление, разум и рассудок в структуре человеческого сознания.
30. Действительность, мышление, логика, язык и их соотношение
31. Познание. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие. Познание и творчество. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности (в процессах воображения, интуиции, логического мышления).
32. Проблема истины и её критериев: концепции истины в истории философии. Истина и ценность (оценка, польза). Истина и правда. Практика как критерий истины. Вера и знание. Понимание и объяснение.
33. Культура и цивилизация. Культура как мера человеческого в человеке Цивилизация и варварство.
34. Насилие и ненасилие. Значение идей ненасилия и толерантности в современном мире.
35. Понятие ценностей. Мораль и право как культурные ценности, нравственные ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
36. Человек и природа. Природное (биологическое) и социальное в человеке. Представления о совершенном человеке (идеале) в различных культурах. Смысл человеческого бытия.
37. Человек и исторический процесс. Личность и массы. Роль личности в истории.
38. Свобода и ответственность. Свобода и необходимость. Проблема индивидуальной свободы и социальной ответственности.
39. Общество и его структура. Подсистемы общества: экономическая, духовная, социальная, политическая. Виды социальных общностей. Основные концепции дифференциации общества (классы, группы, страты).
40. Государство как социальный институт. Основные концепции происхождения и сущности государства. Гражданское общество и государство. Социальная справедливость в современном мире.
41. Философские концепции общественного развития. Понятие прогресса. Формационная и цивилизационные концепции общественного развития.
42. Глобальные проблемы современности: их предыстория, значение, перспективы разрешения.
43. Глобализация и ее противоречия. Социокультурные трансформации современного глобального мира и сохранение традиций.
44. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего (в эсхатологических представлениях и в футурологических прогнозах). ФИЛОСОФСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ
Августин
Блаженный (354—430)
философ, теолог, один из отцов церкви, крупнейший представитель патристики раннего Средневековья. Его учение о соотношении веры и разума фактически открывает новую эпоху в истории западноевропейского мышления. Существенное значение для развития философии имели также августиновские рассуждения о времени.
Аверроэс (1126—1198)
арабский философ, представитель восточного аристотелизма. Он отвергал идею единовременного сотворения природы и материи Богом. Говоря о познании, Аверроэс подчеркивал, что истину нужно искать не в Откровении, а в сочинениях Аристотеля.
Авиценна
(980—1037)
ученый, врач, философ, представитель восточного аристотелизма. Выстроил целую систему «естественного богословия», в которой, сохраняя примат веры, пытался с помощью рациональных средств, в том числе аристотелевской логики, обосновать основные идеи исламской веры.
Аксаков
Константин Сергеевич (1817—1860)
русский историк, литератор, философ, один из главных представителей славянофильства. Был сторонником примирения философии с религией, разума с верой. Основной вклад в славянофильское учение составила его общественно-политическая концепция. Политико-государственные отношения, по Аксакову, имеют для русского народа второстепенное значение, т.к. в силу исторической традиции и особенностей национального характера его подлинные интересы лежат в духовно-религиозной сфере, сущность которой – православие.
Анаксагор
(ок. 500—428 до н.э.)
древнегреческий философ и ученый. Согласно ему, источником всех изменений в мире является «Нус» (от греческого — ум, разум), который «все знает» и «все устроил» и предопределил последовательность образования космоса.
Анаксимандр (610—540 до н.э.)
древнегреческий естествоиспытатель, географ и философ, представитель милетской школы. Считал, что первоосновой всех вещей является «алейрон», или «беспредельное». Эта первооснова обладает свойствами бесконечности и вневременности.
Аничков
Дмитрий Сергеевич (1733—1788)
русский ученый и философ, представитель эпохи Просвещения. Занимался вопросами теории познания и философскими вопросами происхождения религии, или, как он выражался, «естественного богопочитания».
Ансельм
Кентерберийский (1033—1109)
средневековый философ и теолог, представитель схоластики. Придерживался положения; для того чтобы понимать, необходимо верить. Особенно Ансельм прославился построением «онтологического доказательства» существования Бога. Разрабатывая логическую технику доказательства, он сформулировал правила обращения с такими понятиями, как «возможно», «необходимо», «сомнительно», «очевидно», «допустимо» и т.п., которые в настоящее время разрабатываются в неклассической символической логике.
Аристотель (384—322 до н.э.)
древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Много сделал не только для развития философии, но и различных наук, особенно физики и психологии. Он является основоположником логики.
Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975)
русский литературовед и культуролог. Изучая «полифонический» характер художественного мышления, он сформулировал важную для философии культуры идею «диалога сознаний». Фактически это значимый вклад и в философскую антропологию.
Бердяев
Николай Александрович (1874—1948)
русский философ, публицист, представитель русского культурного Ренессанса конца XIX — начала XX в. Его подход к философии «изнутри», посредством развертывания мысли от интуитивных соображений, сродни экзистенциализму и персонализму. Основные его «первичные интуиции» касаются свободы, творчества, сущности личности, смысла истории.
Беркли Джордж (1685—1753)
английский философ. Отталкиваясь от полученных им научных результатов, связанных с изучением зрительного восприятия, он построил классическую концепцию субъективного идеализма, в которой основным принципом является положение «существовать — значит быть воспринимаемым».
Боэций Северин (480—524)
римский философ, ученый, поэт и политический деятель, родоначальник средневековой схоластики. Благодаря ему Средневековье познакомилось с учением Аристотеля. Боэций ставил вопросы, которые затем привлекли всеобщее внимание: о рациональных способах доказательства бытия Бога, о свободе воли и ее совместимости с провидением, об оправдании существования зла в мире и т.д.
Будда
(«Просветлен-ный»)
(560—480 до н.э.)
основатель буддизма, индийский принц Сиддхартха из рода Гаутама. Согласно буддизму, прежде всего, необходимо правильно понять «четыре благородные истины» и утвердиться в решимости преобразовать свою жизнь в соответствии с ними.
Булгаков Сергей Николаевич (1871 —1944)
русский философ, теолог, экономист, представитель русского культурного Ренессанса конца XIX — начала XX в. Попытался дать религиозно-философское обоснование взаимоотношения человека и мира как объекта трудовой деятельности.
Вебер Макс (1864—1920)
немецкий социолог, философ и историк. В социальной философии ввел понятие «идеальный тип» и использовал его для анализа различных областей общественной жизни. Он выделил и подробно проанализировал три идеальных типа легитимной власти: рациональный, традиционный и харизматический.
Вернадский Владимир
Иванович (1863—1945)
русский естествоиспытатель и историк науки, один из создателей концепции ноосферы, т.е. «сферы разума» (от греч. — ум, разум). Человек способен воздействовать и на «проявления космических соотношений». По своей мощности антропогенные воздействия на природу сравнимы с геологическими силами. Эволюция человека не завершена. Он является лишь промежуточным звеном в длинной цепи существ, и наши потомки будут иметь более совершенный мыслительный аппарат, чем мы. Вернадский обосновывал мысль, что дальнейшее биологическое развитие человека приведет к реализации идеала автотрофности человечества, т.е. к достижению его независимости от других форм жизни путем искусственного синтеза пищи.
Вико
Джамбаттиста (1668—1744)
итальянский философ. Рассматривал философию как учение о «делах и вещах человеческих вообще»; особое внимание уделял вопросам философии языка, в частности познавательной функции поэтических фигур, тропов. В области философии истории и социальной философии предложил «теорию исторического круговорота», т.е. развития всех наций по циклам, состоящим из трех «эпох», сменяющих одна другую: «эпохи богов», «эпохи героев» и «эпохи людей».
Витгенштейн Людвиг
(1889—1951)
австрийский философ, один из основателей «аналитической философии». Основная идея его «Логико-философского трактата» состоит в том, что философия есть деятельность по прояснению языка и устранению неточностей выражения мыслей. Его другие работы, в первую очередь «Философские исследования», развивают — с некоторыми модификациями — эту идею в концепцию «языковых игр», т.е. своего рода моделей реального употребления выражений естественного языка.
Вольтер (настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ) (1694—1778)
французский философ, писатель и публицист. Он является одним из крупнейших представителей Просвещения XVHI в. Отвергая религиозные догмы и культ церкви, Вольтер строил рациональную модель мира. Выступал против морального аскетизма, навязываемого христианской церковью, и настаивал на откровенно чувственной оценке человека и реабилитации его телесных потребностей. Он считал, что историю делают не боги, а люди. Свободу он относил к естественным правам человека, а о равенстве говорил как о совокупности формальных гражданских отношений, осуждая при этом дворянство и вообще наследственно привилегированных людей.
Гадамер Ганс-Георг
(1900—2002)
немецкий философ, основоположник философской герменевтики. Согласно Гадамеру, понимание есть открытый исторический процесс, в котором всякий интерпретатор и всякое интерпретируемое уже включены в определенную традицию понимания. Соответственно, философия направлена на анализ «языковых событий», т.е. тех сторон нашего бытия, которые связаны с употреблением языка.
Галич
Александр
Иванович (1783—1848)
русский философ-просветитель. В своем творчестве значительное внимание уделял вопросам антропологии. Душа, по его мнению, не создается Богом, а «возникает через рождение», сочетаясь изначально с «животворящими силами природы».
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
(1770—1831)
немецкий философ, один из главных представителей школы немецкой классической философии, создатель теории диалектики. Одним из ее важнейших положений является принцип, согласно которому всякая истина является конкретной. Задачу философии он видел в раскрытии природы тождества объективных и субъективных начал разума Исходный тезис должен получить свое логическое развитие через антитезис, а затем реализоваться в синтезе, обобщающем свойства тезиса и антитезиса и «снимающем» противоречие между ними.
Гёдель Курт (1906—1978)
австрийский логик и математик; с 1940 г. жил в США. Полученные им фундаментальные научные результаты, особенно теоремы о неполноте и непротиворечивости формальных систем, имеют важнейшее значение для философии математики, философии языка и методологии познания.
Гемпель Карл Густав
(1905—1997)
немецко-американский философ. Внес существенный вклад в развитие нескольких разделов философии науки: в разработку концепции объяснения и предсказания, в определение понятия «подтверждение», в анализ соотношения теоретических и эмпирических терминов.
Гераклит
(ок. 540 — ок. 480 до н.э.)
древнегреческий философ. Первоначалом всего он считал огонь и что в мире существует единство, но образуется оно посредством сочетания противоположностей: «из всего — одно, из одного — все».
Гоббс Томас (1588—1679)
английский философ. На формирование его взглядов значительное влияние оказали философские учения Ф. Бэкона и Декарта, а также научные труды Галилея. С точки зрения Гоббса, философию интересует не Бог, а природа, человек и то, что создается человеком, прежде всего государство.
Гуссерль
Эдмунд
(1859—1938)
немецкий философ, основатель феноменологии. Полагал, что целостность сознания задается особыми феноменами (явлениями), которые даны человеку непосредственно, совпадая с его сущностью (ноуменом). Феноменология ориентирует познание на непосредственное созерцание феноменов как «очевидных данностей».
Дамаскин Иоанн
(ок. 675 — ок. 750)
византийский теолог, философ, поэт, ранний представитель средневековой схоластики. Его сочинения были популярны в Западной Европе, а также повлияли на становление философии в Древней Руси. Философию Дамаскин разделял на умозрительную, которая включала в себя теологию и многие математические и естественнонаучные сведения, и практическую, в которую входила этика и политика Назначение всей философии — помочь познать Бога.
Декарт Рене (1596—1650)
французский философ и математик, крупнейший представитель классического рационализма. В учении Декарта центральное место занимает принцип «универсального сомнения разума». Знаменитый тезис «Я мыслю, следовательно, я существую», выразил суть рационалистических взглядов Декарта на познание.
Демокрит
(ок. 460 — ок. 370 до н.э.)
древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Он является основателем атомистического учения, сыгравшего огромную роль в развитии и философии, и науки. Демокрит дает атомистическое обоснование человеческим способностям восприятия и мышления. Восприятие есть восприятие «истечения» атомов от вещей. Работа органов чувств обусловлена движением атомов, различиями в их форме и размерах. Именно этими свойствами атомов отличаются друг от друга зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное и осязательное восприятия.
Дидро Дени (1713—1784)
французский философ, писатель и теоретик искусства, один из крупнейших представителей Просвещения XVIII в. Важнейшей в творчестве Дидро была идея естественной сущности человека. Общественный договор не создает общества, а лишь придает ему определенную организационную, политическую форму. Задача государя — обеспечить порядок, прочность, свободу и могущество общества, безопасность и спокойствие среди граждан. Для этого ему нужна достаточная власть.
Камю Альбер (1913—1960)
французский философ, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1957), публицист. Является представителем экзистенциализма. Вопрос, который он считает основным философским вопросом, — это вопрос о смысле человеческого существования.
Кант Иммануил (1724—1804)
немецкий философ и ученый. Мир как объект познания определяется Кантом в понятиях «вещь-в-себе» и «явление» («ноумен» и «феномен»). То, с чем мы имеем дело в познании, — это явления, в свойствах которых мир раскрывается для нас. Однако «вещь-в- себе» задает тот предел познания мира, который остается вне досягаемости наших чувственных и рассудочных способностей. Такова кантовская концепция агностицизма
Кассирер Эрнст (1874—1945)
немецкий философ-неокантианец (эмигрировал из Германии в 1933 г. и работал в США). Внес существенный вклад в развитие философии культуры. Человек, согласно ему, — «животное, созидающее символы». Различные области культуры, или «символические формы», являются самостоятельными и не сводимыми друг к другу.
Киреевский Иван Васильевич (1806—1856)
русский философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Был сторонником примирения философии с религией, разума с верой. Считая мировой исторический прогресс универсальным, он подчеркивал неравномерность распределения ролей различных народов на различных этапах истории. Так, в первой половине XIX в., считал он, Россия с общинными традициями и православной религией может сыграть ведущую роль.
Козельский Яков Павлович (ок. 1728 — ок. 1794)
русский философ, представитель Просвещения 1760—1780-х гг. Не подвергая сомнению Священное писание, он стремился освободить науку от теологических вопросов. Предложил классификацию наук, рассматривая философию как занимающуюся самыми общими вопросами и включающую в себя метафизику, логику, политику и юриспруденцию, в которую входит и этика.
Коллингвуд
Робин Джордж (1889—1943)
английский философ и историк. Внес значительный вклад в развитие философии и методологии истории. Считал, что единственными авторитетами историка, как и всякого другого ученого, являются логика и фактическое подкрепление теоретических утверждений. При этом сохраняется специфическая и значимая роль воображения в мышлении историка: оно предшествует и опыту, и построению теории.
Конт Огюст (1798—1857)
французский философ, социолог и популяризатор науки. Основываясь на идеалах и методах познания в естественных науках, он заложил основы позитивистской философии. Вся история человечества, согласно Конту, подчиняется «закону трех стадий»: теологической, метафизической и позитивной. Развитие науки идет рука об руку с развитием техники. Таким образом, позитивное мировоззрение подготавливает индустриальную стадию жизни общества.
Конфуций, или Кун-цзы
(552—479 до н.э.)
древнекитайский философ, основатель конфуцианства. Это учение было влиятельным в прошлом и сохраняет актуальность сегодня. В центре учения Конфуция — «благородный муж», который, в отличие от низкого человека, руководствующегося сиюминутной выгодой, ориентируется на постижение небесных ценностей и норм, что и дает ему право на высокий социальный статус. Этико-религиозное учение Конфуция содержало предписания для организации жизни человека в обществе и нормировало его поведение. В своем педагогическом учении конфуцианство стремилось преобразовывать душу и тело человека в нужном для общества направлении.
Лавров Петр Лаврович (1823—1900)
русский философ, социолог, публицист, общественный деятель. Будучи одним из идеологов народничества, развивал учение о «критически мыслящих личностях» как двигателе прогресса и считал, что молодежь должна овладевать знаниями и вести пропагандистскую работу в народе с целью подготовки революции
Лао-Цзы
древнекитайский философ, живший в V в. до н.э., разработал принцип «Дао» как всеобщий закон и источник происхождения мира, заложив основы даосизма. «Дао» регулирует изменения, происходящие в природе и обществе, и указывает направление, согласно которому они должны осуществляться. Механизм действия «Дао» воплощен в отношениях неба и земли, обозначаемых соответственно иероглифами «Янь» и «Инь», представляющими небесное (мужское) и земное (женское) начала. Благодаря гармонизации отношений между ними возникает все разнообразие вещей.
Лейбниц
Готфрид Вильгельм (1646—1716)
немецкий философ, математик, физик, изобретатель, историк, языковед. Его философская популярность связана с теорией возможных миров, согласно которой наш мир — лучший из всех возможных миров. Понятие субстанции как ключевой идеи в рационалистической традиции наделяется Лейбницем свойствами множественности. Существует бесконечное число субстанций, «монад», каждая из которых обладает одновременно свойствами физической точки и свойствами души. Монады образуют иерархию, в которой одни из них возвышаются над другими, в зависимости от той ясности и отчетливости, с какой они отражают Вселенную.
Локк Джон (1632—1704)
английский философ и политический мыслитель. Особенно заметным его вкладом в развитие философии является учение о «первичных» и «вторичных» качествах. Локк отвергал какие-либо врожденные идеи. Наш разум приобретает идеи только из опыта. Наша душа — это «чистая доска», и только опыт записывает на ней какое-то содержание. Душа может комбинировать идеи друг с другом, образуя из простых - сложные и общие идеи.
Ломоносов
Михаил
Васильевич
(1711 —1765)
русский ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт. Является основоположником философской материалистической традиции в России. Хотя Бог и признавался им как создатель мира и перводвигатель, все происходящие в действительности явления он объяснял посредством естественных законов.
Лосский
Николай
Онуфриевич (1870—1965)
русский философ, представитель русского культурного Ренессанса конца XIX — начала XX в. Он разрабатывал учение интуитивизма. Мир есть целостный универсум, в котором «все существует во всем». Суть познания состоит в том, что объект непосредственно включается сознанием субъекта в структуру личности и существует в ней. Процесс познания опирается на интуицию.
Макиавелли Никколо
(1469—1527)
итальянский политолог, общественный деятель, историк. В развитии социальной философии значительную роль сыграли высказанные им идеи о политической власти. Он разрабатывал «новую науку» о власти. В ней на первый план выдвигались оптимальность и эффективность сугубо политических действий, а насилие признавалось необходимым инструментом обуздания распространенного в обществе эгоизма.
Маклуэн
Герберт Маршалл
(1911 —1980)
канадский философ, социолог, публицист. Содержание его работ принадлежит социальной философии и философии истории, а также философии техники. Согласно Маклуэну, фактором, формирующим культуру и определяющим смену эпох, являются средства коммуникации. Они есть «технологическое продолжение» органов чувств людей, и, изменяясь, коренным образом меняют жизненный стиль, ценности, характер восприятий («сенсорный баланс») и общественные структуры.
Марк Аврелий (121 —180)
римский философ-стоик, император. Философ призывал и себя, и других к добродетельной жизни как поистине счастливой. Это означало всегда ревностно заботиться о том, чтобы дело, которым человек в данный момент занят, он исполнял достойно, с полной искренностью и серьезностью, с любовью к людям, а также стремление сохранить в себе простоту, добропорядочность, неиспорченность, серьезность, скромность, приверженность к справедливости.
Маркс Карл (1818—1883)
немецкий философ, ученый, революционный деятель. Среди источников, повлиявших на формирование мировоззрения Маркса необходимо назвать: немецкую классическую философию, особенно гегелевскую концепцию диалектики; классическую английскую экономическую теорию и учения утопического социализма французских мыслителей. Критически переработав их, он вместе с Ф. Энгельсом создал философское учение, получившее название диалектического и исторического материализма.
Маркузе
Герберт
(1898—1979)
немецко-американский философ и социолог, представитель «франкфуртской школы», в которой разрабатывалась «критическая теория общества», сочетающая в себе элементы марксизма, гегелевской диалектики и психоанализа.
Марсель
Габриэль
(1889—1973)
французский философ, драматург и критик, представитель экзистенциализма. Считал, что тело человека является границей между «быть» и «иметь». Современная жизнь и особенно техника подталкивают человека к тому, чтобы он погрузился в обладание, забыв подлинное бытие.
Ницше Фридрих (1844—1900)
немецкий философ и поэт, основатель «философии жизни». Ницше говорил, что реальность, или «жизнь», представляет из себя вечное и абсолютное становление, в котором нет ни порядка, ни конечной цели. Порядок в этот «хаос» привносит воля. Фундаментальной характеристикой социальной реальности является воля к власти. Ницше создал свой миф о «сверхчеловеке». Это не просто какая-то отдельная особь, а сильная личность, свободная от морали, поставленная перед задачей перенять господство над миром.
Ортега-и-Гассет Хосе
(1883—1955)
испанский философ. Его взгляды близки экзистенциализму. Разрабатывал учение, в котором разум человека и спонтанные начала его жизни представлялись взаимосвязанными; он сам называл это учение «рациовитализмом». Он также одним из первых в философии XX в. предпринял анализ проблем «массового общества» и «массовой культуры».
Парменид
(кон. VI — нач. V в. до н.э.)
древнегреческий философ, основоположник элейской школы. Утверждал, что в мире ничего не изменяется. Единственное, что может обладать статусом истинного знания, — это единое, бесконечное и неделимое бытие.
Пифагор
(ок. 570—497/496 до н.э.)
древнегреческий философ, религиозно-нравственный реформатор, математик. Настаивал на том, что все, с чем мы имеем дело в мире, есть число. Мир построен на основе числовых пропорций и различных геометрических форм. Разработка принципов математического доказательства для дедуктивного обоснования знания начинается именно с Пифагора. Развивавшиеся им идеи одухотворенности, музыкально-числовой и геометрической гармонии космоса фактически сохраняют свою актуальность и в современной культуре.
Платон
(427—347 до н.э.)
древнегреческий философ, труды которого положили начало целому направлению в мировой философии, называемому его именем — платонизму. Ученик Сократа. В Афинах открыл первую школу профессиональной подготовки философов — Академию. В его учении об идеях различаются идеи вещей и сами вещи. Идеи имеют божественное происхождение и выполняют функции понятийных прототипов вещей. Мир идей обособлен от мира вещей, при этом существование мира вещей зависит от мира идей. Учение об идеях связано с учением об истине, благе и красоте.
Поппер Карл Раймунд
(1902—1994)
английский философ и социолог. В противовес неопозитивизму построил «критический рационализм». Внес существенный вклад в развитие философии науки.
Протагор
(ок. 480—410 до нэ.)
древнегреческий философ, один из основателей софистического направления. Он известен утверждением о том, что «человек есть мера всех вещей». Люди отличаются друг от друга тем, что они по-разному воспринимают мир, и нет какой-то общезначимой для всех истины, благодаря которой один будет непременно прав, а другой неправ.
Радищев Александр Николаевич (1749—1802)
русский писатель и философ-просветитель. Занимался онтологическими, теоретико-познавательными, антропологическими и социально-философскими вопросами. Положил начало революционной, антикрепостнической традиции в России.
Рассел Бертран (1872—1970)
английский философ, логик, математик, социолог, литератор, лауреат Нобелевской премии в области литературы (1950), общественный деятель. Разработал концепцию логического атомизма и является одним из основоположников «аналитической философии». На основе философского осмысления фундаментальных результатов, полученных (в частности, им самим) в теории множеств и оснований математики, он внес значительный вклад в развитие философии математики и философии науки вообще.
Рикёр Поль
(1913 – 2005)
французский философ, один из ведущих представителей герменевтики. Явления культуры рассматривал как символические тексты, понимание которых и должна обеспечить философия. Он ввел в герменевтику понятие «человека могущего», которое связывает повествование и герменевтическую процедуру с содержанием морали.
Руссо Жан-Жак (1712—1778)
французский философ и писатель. Является одним из крупнейших представителей Просвещения XVIII в. В «Рассуждениях о происхождении неравенства» он заявлял, что «естественного состояния», быть может, никогда и не было, а его собственные рассуждения являются гипотезой. «Общественный договор» Руссо содержал проект политического согласия. Каждый человек отдает себя под верховное руководство общей волей, и каждого человека все люди принимают как нераздельную часть целого. Господствующая всеобщая воля есть закон. Когда правительство управляет не в соответствии с законом, это означает, что оно захватывает власть. А захват власти означает нарушение
общественного договора.
Сартр Жан-Поль (1905—1980)
французский философ, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1964; от премии отказался), общественный деятель, один из ведущих представителей экзистенциализма. Согласно ему, неотъемлемая особенность человека заключается в том, что он всему стремится придать смысл, наделить все окружающее «значениями». Человек «осужден на свободу», и нет таких «объективных обстоятельств», которые освободили бы его от ответственности за его мысли и поступки.
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.5 (0.021 с.)