Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные)



Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы).

Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разгибательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы составляют синдром центрального (спастического) паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до года эти рефлексы не являются признаками патологии.

Позотонические рефлексы

Позотонические рефлексы относятся к врожденным безусловно рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявляются, что создает оптимальные условия для развития произвольных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоровых людей они не вызываются. У детей с церебральным параличом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного возраста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Высшие интегративные двигательные центры не оказывают тормозящего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым относят позотонические рефлексы. С другой стороны, активное  функционирование нижележащих мозговых структур задерживает  созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции.

К позотоническим рефлексам относят:лабиринтный тонический рефлекс;асимметричный тонический шейный рефлекс;симметричный тонический шейный рефлекс.

Лабиринтный тонический рефлекс проявляется при изменении положения головы. Повышение тонуса мышц-разгибателей, когда ребенок лежит на спине, и мышц-сгибателей, когда ребенок лежит на животе.

В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Голова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кисти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть  выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Такая поза препятствует развитию моторных навыков, навыков самообслуживания, различных видов деятельности.

Лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, задерживает формирование основных двигательных функций.

Асимметричный тонический шейный рефлекс проявляется в изменении положения конечностей при повороте головы в сторону: в той стороне тела, куда повернуто лицо ребенка, повышается мышечный тонус в разгибателях руки и ноги, в противоположной стороне тела – в сгибателях руки и ноги. Таким образом, поворот головы в сторону вызывает изменение в положении конечностей и ребенок принимает позу «фехтовальщика». Особенно пагубно рефлекс сказывается на зрительно-моторной координации, зрительном восприятии и предметной деятельности. При повороте головы в сторону предмета рука на стороне поворота непроизвольно разгибается и ребенок не может взять этот предмет. Если все же ребенок с усилием сгибает руку, то голова автоматически отворачивается в другую сторону и рассмотреть предмет уже не представляется возможным. Данный рефлекс влияет отрицательно как на элементарный процесс создания целостного образа, так и на овладение учебными и трудовыми умениями и навыками.

Симметричный тонический шейный рефлекс – влияние движений головы в шейном отделе позвоночника на мышечный тонус конечностей (ребенок не может попеременно сгибать и разгибать ноги, не может изолировать движения головой, не вызывая патологическое синергическое движение в конечностях). Проявляется в усилении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах. При поднятии головы, а также при наклоне головы вперед усиливаетсятонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс формирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласованную  работу рук и ног при ходьбе.

Часто может проявляться  сочетание различныхпозотоническихрефлексах у одного и того же ребенка. Так или иначе, позотонические рефлексы являются по своей природе и влиянию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП патологическими.

Патологические тонические рефлексы могут проявляться при всех формах ДЦП.

12.  Нарушение равновесия и координации движений

Атаксия – несформированность реакций равновесия и координации. Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. Характерны для атонически-астатической формы ДЦП.

13. Нарушение ощущений движения

Нарушение проприоцептивной регуляции движений проявляется в резком затруднении выработки условно рефлекторных связей – ослабление чувства позы, искаженное восприятие направлений движений. Характерно для всех форм ДЦП.

Таким образом, ДЦП – это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций, а заболевание, характеризующееся своеобразно нарушенным ходом моторного развития, что в большинстве случаев нарушает последовательный ход и динамику психического развития ребенка, приводя к  своеобразной аномалии развития в целом.

В процессе формирования модели инклюзивного образования детей с детским церебральным параличом важно учитывать структуру двигательной патологии каждого ребенка, с целью создания адекватной коррекционно-реабилитационной предметно-развивающей среды.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.006 с.)